Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа
Среди вопросов, требующих безотлагательного решения, важнейшим является вопрос совершенствования профессиональной этики социального работника. В Российской Федерации социальная работа еще так молода и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал. Вместе с тем, профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов.
Введение
Глава I Сущность профессиональной этики
§1 Природа профессиональной этики
§2 История профессиональной этики
Глава II Особенности этики социального работника
§1 Роль этики в деятельности социального работника
§2 Этические принципы и стандарты социального работника
Глава III Этикет социального работника
§1 Принципы этикета социальной работы
§2 Типология ситуаций в профессиональной деятельности социального работника
Заключение
Литература
Содержание
Введение
Глава I Сущность профессиональной этики
§1 Природа профессиональной этики
§2 История профессиональной этики
Глава II Особенности этики социального работника
§1 Роль этики в деятельности социального работника
§2 Этические принципы и
стандарты социального
Глава III Этикет социального работника
§1 Принципы этикета социальной работы
§2 Типология ситуаций в профессиональной деятельности социального работника
Заключение
Литература
Введение
Тема данного исследования имеет особую актуальность. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты. Сегодня в обществе усиливается стремление принести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной деятельности. Ряд исследователей (Бакштановский В. И., Согомонов Ю. И., Карноухов Н. Н. и др.) с различных позиций (философских, социологических) рассматривают проблемы профессиональной этики как в России, так и за рубежом.
Среди вопросов, требующих безотлагательного решения, важнейшим является вопрос совершенствования профессиональной этики социального работника. В Российской Федерации социальная работа еще так молода и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал. Вместе с тем, профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.
Цель этой работы состоит в исследовании особенностей (специфики) этики социального работника.
Глава I Сущность профессиональной этики
§1 Природа профессиональной этики
Профессиональная этика – это совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.
В мире общественных отношений люди, которые делают нечто, чего не умеют другие, сразу же оказываются перед лицом определенных обязанностей по отношению к тем, кто пользуется их услугами. Это – распространенный аргумент в объяснении необходимости профессиональной этики.[1]При намеренном уклонении от дискуссии о (не)целесообразности различения собственно профессиональной и трудовой, деловой и прочих внепрофессиональных видов прикладных этик в таком способе аргументации содержится вполне определенная логика: именно так возникают нравственная ответственность специалистов, их моральный долг.
При осознанном включении в дискуссию аргументация становления собственно профессиональных этик дополняется апелляцией к социальной ответственности профессии, профессиональному призванию и служению, саморегулированию профессии, к необходимости оправдания и ограничения власти профессионалов над людьми и т. п. Соответственно, для чисто этического дискурса алгоритм рассуждения о природе профессиональной этике предполагает ряд последовательных шагов. Первый из них -характеристика миссии (а не только функции) профессиональной этики. Особое внимание при этом уделяется роли этики ответственности(в отличие от этики убеждения) и идеи международной договоренности в профессиональной этике как одного из видов прикладной этики. Далее - система взглядов профессиональной этики: через подход к выбору профессии как к процессу морального выбора и через обсуждение дилеммы «служение в профессии или жизнь за счет профессии?». Следующий шаг алгоритма связан с обращением к феномену саморегулирования профессии и предполагает исследование природы и духа профессионально-этических кодексов и роли этических комитетов профессиональных сообществ[2]. К целому ряду (типу) профессий предъявляются особые требования.
Едва ли не первый образ, возникающий в нашем сознании в связи с выражением профессиональная этика (мораль)» - клятва Гиппократа. И можно ли считать случайным, что написанная одним из первых систематизаторов профессионально-нравственных норм клятва на верность профессии врача появилась в среде людей, призванных самоотверженно служить человеку.
Один из существенных мотивов побуждения к активности миссии профессиональной этики определяется тем, что профессиональные этики нацелены на выявление границ, пределов власти над людьми, которая возникает в процессе реализации специализированной деятельности. Профессиональная этика призвана, с одной стороны, оправдать власть профессионала в сфере его деятельности – без этого он не сможет выполнять свои задачи. С другой, - ограничивать полноту власти, которой располагает воспитатель над воспитанником, ученый – над человечеством, политик – над гражданами, врач – над больным, журналист – над получателем информации, менеджер – над подчиненным, предприниматель над наемным работником, клиентом, потребителем предоставляемых им товаров и услуг. Тем самым профессиональная этика вносит существенные изменения в конфигурацию властных отношений современного общества и предназначена для уменьшения зависимости одного лица от другого, возникающей ввиду различий их общественных функций и профессиональных статусов, для преодоления влияния церковных моделей в отношениях между людьми[3].
В наши дни все сильнее
проявляется ориентация на профессиональный
успех, безотносительный к применяемым
для его достижения средствам, угрожающим
становиться безразличие к
В свою очередь, миссия профессиональной этики предполагает и самокритику профессии, ее постоянное соотнесение с ценностями общества[5]. Поэтому и общество, в свою очередь, держит профессиональную этику под пристальным критическим вниманием. Время от времени общество должно спрашивать себя, хорошо ли работают те подразумеваемые соглашения, которые оно заключило с профессиональными группами. Если это не так, если баланс нарушен не в пользу лучших общественных интересов в данной области, ученые считают, что вместе с тем, необходимо сегодня смело говорить о феномене профессиональной этики – одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология[6].
Таким образом, целью профессиональной
этики является нахождение пределов
власти над людьми, которая возникает
в ходе осуществления
§2 История профессиональной этики
Мир профессий начал складываться - технико-организационно и психологически – на исходе Средневековья, хотя своими корнями он уходит к древней античности. Напомним об основных композиционных линиях общего усовершенствования процесса, обусловивших широкую профессионализацию социума.
В ту эпоху в Европе произошли
впечатляющие по интенсивности и
широте протекания процессы роста общественного
разделения труда как основы уже
профессионального разделения (это
было проанализировано и выразительно
описано в трудах классиков политэкономии
и социологии). Вместе с тем происходило
отслоение частной жизни от публичной,
ставшей центром
Из элементов социальной
системы одна за другой выстраиваются
сравнительно самостоятельные функциональные
подсистемы и много охватывающие
функциональные сферы деятельности.
Они обладают собственными факторами
развития. Из хозяйственной, домашней
деятельности образуется экономика
и финансовая сфера. Из деятельности
управленческой складывается сфера
политических отношений и организаций.
Выделяется сфера правовых отношений
и институтов, образовательно-воспитательных
учреждений, медицины и науки и
т.п. вплоть до спорта, информационно-развлекательной
сферы – последние ближе к
нашему времени. При этом близкие
и отдаленные последствия ускоренной
профессионализации социума оказались
амбивалентными: без нее вряд ли
были бы возможны грандиозные перевороты
в сфере производства, культуры,
технического и научного прогресса
и даже всего образа жизни человека.
Но эти же последствия обусловили
рост отчуждающих феноменов, образование
«частичного человека» и «
В практиках взаимодействия
профессионалов друг с другом и с
потребителями продуктов их труда,
в опыте регулирования их деятельности
и появились зачатки
Вначале речь идет преимущественно
о повышенных требованиях к поведению
профессионалов в отдельных сферах
деятельности, а не о каких-то новых
моральных требованиях. В основном
в тех сферах, которые непосредственно
связаны с удовлетворением
В то же время профессиональный
труд опосредован разносторонними
комплексами гуманистических
Этические традиции русского народа уходят корнями в воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов, причем в своей сущностной основе подходы и тех, и других не противоречат друг другу. Традиции христианской этики, развиваемые в течение столетий и распространяемые православными просветителями, находили отклики в самых различных слоях населения и впоследствии оказали огромное влияние на этические и философские труды светских ученых, на творчество литераторов[11].
Светские авторы, при всем различии подходов, главным образом поддерживают и продолжают развивать ту же мысль: добро необходимо делать в первую очередь для собственной души, для ее совершенствования.
В постиндустриальном обществе, в ходе интеграционных процессов, охватывающих постепенно все мировое сообщество, утверждается понимание человека как сложной, целостной личности, тем или иным способом, в большей или меньшей степени занятой в социальной, экономической, культурной, политической, военной, религиозной и иных сферах деятельности. Человек и его благо, оказание ему помощи в самореализации привлекают все большее внимание общественной мысли. Личность становится центром философских изысканий многих мыслителей - социологов, политологов, психологов, философов, а его благо, счастье и жизнь, условия, наиболее благоприятные для его существования и всестороннего развития, - наиболее значимым предметом изучения и исследования.