Этика психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 07:25, реферат

Описание работы

Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательныхзадач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

Работа содержит 1 файл

этика психолога.docx

— 28.83 Кб (Скачать)

В самом общем  виде задачу педагога-психолога можно  определить как обеспечение педагогической деятельности. Как, каким образом такое обеспечение может строиться? Можно выделить две стратегии, два основных направления психологической деятельности в школе. Их можно условно обозначить как «психологическая помощь» и «проектирование».

Когда мы говорим  о «проектировании», речь идет о работе на уровне создания проекта социальной ситуации. Этот вид профессиональной деятельности психолога представляет собой взаимодействие с представителями других специальностей (в первую очередь с педагогами) по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, которые обеспечивал бы оптимальное протекание определенной социальной деятельности.

Под «психологической помощью» мы понимаем решение коррекционных  задач уже сложившихся ситуаций , т.е. иными словами, педагог-психолог должен помочь клиенту (человеку, группе, организации) адаптироваться к уже существующим условиям. Можно сказать, что если при оказании психологической помощи цель психолога – максимально проникнуть в особенности конкретного случая и поиск психологических механизмов его коррекции, то при проектировочной деятельности его задачей становиться выделение психологического содержания определенного вида ситуаций. Для полноценной проектировочной деятельности необходимо взаимодействие психолога с другими специалистами, только совместно с педагогами возможно провести содержательный анализ педагогической деятельности, вычленить ее психологические составляющие.

Выделив такой вид  активности психолога в школе, как  проектировочная деятельность, остановимся  на ее содержании. Первый аспект этой работы представляет собой психологическое обеспечение организационных решений всей системы образования и отдельных ее элементов. Задача психолога, работающего в школе, состоит в участии в построении такой организационной системы, в которой были бы реально отражены возможности детей разного возраста, их заинтересованность в разных вопросах. Возрастные границы начала обучения в школе, проблема дифференциации обучения, влияние всеобщности и обязанности обучения на его качество, связь выбора учебного заведения и места жительства – все эти вопросы требуют комплексного решения с учетом в том числе и психологических аспектов. Причем привычное для психологов внутринаучное деление на «разные психологии» в практической деятельности не проходит. Так, в жизни современной школы тесно переплетаются проблемы, которые мы могли бы отнести к педагогической психологии, психологии возрастной, медицинской и социальной. Разделить их в реальной деятельности довольно трудно и вряд ли необходимо. Этот аспект работы включается и в работе в инновационных учебных заведениях, о которых мы уже упоминали. 
 

Вторым аспектом этой стратегии в работе педагога-психолога  можно считать психологическое  обеспечение педагогической деятельности в целом, а также конкретных педагогических приемов. Такую работу можно вести как на уровне методических разработок, имеющих более общий характер, так и в конкретной школе, помогая учителям в анализе и планировании их ежедневной работы. Здесь уместно упомянуть еще об одной задаче, которая встает перед педагогом–психологом. Речь идет об обучении педагогов психологическим основам педагогической деятельности. Эта работа представляет собой специфический вид психологический активности и требует специального рассмотрения. Необходимо подчеркнуть, что психологическая подготовка учителей в настоящий момент представляется недостаточной, и то, что не было сделано в педагогическом вузе, в какой-то степени приходится «доделывать» психологам, работающим в системе образования.

Выделение проектировочной деятельности педагога-психолога как отдельной стратегии в работе – это относительно новый взгляд на практическую работу и он не слишком широко представлен в литературе. Но нами она представляется важной, т.к. успешная проектировочная деятельность педагога-психолога создает условия для оптимального решения педагогических задач.

Вторая стратегия  – «психологическая помощь» - наоборот, пользуется очень широкой популярностью  и существует большое число работ  как обобщенного характера, так  и посвященных конкретным аспектам этой работы. Все же скажем несколько слов о стратегии и прежде всего отметим некоторые важные особенности оказания психологической помощи.

Педагог-психолог часто  выступает связующим звеном между  клиентом и психологом, специалистом более узкого профиля. Это требует от него ориентации в широком круге психологических проблем и диагностических навыков. Своеобразна ситуация с таким постулатом коррекционной работы, как проведение ее лишь при непосредственном обращении человека к консультанту. Особенностью работы педагога-психолога является некоторая «смещенность» роли клиента. Часто первым собеседником является учитель (или родитель), который просит помощи в работе с каким-то ребенком. Таким образом, психолог получает как бы двух клиентов: реального - учителя и потенциального - ребенка. Это требует дополнительной работы как с обратившимся за помощью, так и с тем, на кого, возможно, должна быть направлена психологическая коррекция. Кроме этого, необходимо разобраться в том, кто выступает в качестве потенциального клиента – сам учитель или все же ребенок и какие задачи психологической помощи клиент ставит (об этом аспекте работы мы говорили ранее).

Еще одна особенность  деятельности педагога-психолога состоит  в том, что он сам может выступать  для себя заказчиком на работу с тем или иным проблемным случаем. Так, проведя предварительно этап диагностики, он может предвидеть те ситуации, с которыми впоследствии может обратиться клиент. Будучи включенным в школьную жизнь, наблюдая и исследуя ее, психолог может выйти на критическую ситуацию в самом начале ее возникновения, до того, как она будет осознана ребенком или взрослым. Эта особенность позиции психолога приводит к внешнему стиранию грани между работой чисто проектировочной и работой по оказанию психологической помощи.

Итак, мы кратко рассмотрели  две стратегии работы педагога-психолога. Педагог-психолог должен осуществлять работу, направленную на исправление  уже сложившейся ситуации, а также  создавать программы, которые обеспечили бы возможность избежать множества психологических ошибок, трудностей в педагогической деятельности. Две предложенные стратегии помогут осознанию содержания тех целей, которые ставит перед педагогом-психологом нынешняя ситуация в обществе и найдут отражение в психологической службе школы.

Профессиональная  позиция и статус педагога-психолога  во многом определяются теми принципами, которым он придерживается в своей  непосредственной работе в образовательном  пространстве. Что отличает позицию  профессионального и непрофессионального  психолога мы уже рассмотрели и что входит в понятие компетенции психолога – тоже, однако необходимо отдельно остановиться на принципах работы.

Принцип профессиональной компетентности. Данный принцип указывает  на то, что реализация должностных  функций основывается на знании сущностей педагогического процесса и образовательного пространства в целом и особенностей его проявления в условиях конкретной педагогической системы, которая принята за основу в конкретном образовательном учреждении. Не менее важно иметь ясное представление о своих правах и обязанностях, возможностях и ограничениях.

Принцип ненанесения  ущерба испытуемому. Данный принцип  обращает внимание педагога-психолога  на то, чтобы ни процесс, ни результаты его деятельности не наносили вреда  здоровью, социальному положению и интересам человека, а способствовали более продуктивному задействованию потенциальных возможностей. Этот принцип характеризует деятельность психолога в работе со взрослыми людьми (родителями, учителями, администрацией). Но особое значение он принимает при работе с ребенком. Этика профессионального поведения педагога психолога требует от него использования в практической работе только многократно апробированных психологических средств. Психолог несет ответственность за последствия его работы с ребенком на психику последнего.

Принцип беспристрастности  требует от психолога не допускать  предвзятого отношения к любому человеку (не зависимо от возраста, социального  статуса, каких-либо индивидуальных особенностей), исключать формирование выводов и осуществление действий психологического характера, потиворечащих научным данным. Важно занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требования третьего лица (например, педагога при работе с ребенком). Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены.

Принцип конфиденциальности - означает, что любой материал не подлежит сознательному или случайному распространению, чтобы избежать компрометации  кого бы то ни было – педагога, родителя, ребенка, руководителя и пр. Ознакомление с выводами и результатами работы третьих лиц осуществляется только с согласия клиента. Работа с детьми до 14 лет проводится только с согласия и при участии родителей или лиц, их заменяющих. Психолог несет ответственность за хранение всей документации, протоколов обследований.

Принцип позитивно  ориентированной активности предполагает целенаправленное участие педагога психолога во всех сторонах жизни  и деятельности образовательного учреждения, а также действенное влияние на весь комплекс психологических составляющих педагогического процесса.

Дети, как принято  говорить, цветы жизни. С этими  «цветами» психологи проводят почти  всё своё рабочее время. У них  тоже можно многому научиться. Наблюдать, как подросток мужественно справляется со своими проблемами, делает выводы и начинает жить спокойной жизнью — счастье для любого педагога-психолога. Главная проблема специалиста как это не парадоксально звучит — родители. Невозможно ребёнка оградить от проблем вне школы; мама и папа могут пить алкоголь, бить детей, на них невозможно повлиять и объяснить, как страдает их дитя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет» 

Факультет психологии заочного отделения

Кафедра психологии и философии 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Тема работы: «Психолог в сфере образования. Педагог-психолог»  
 
 

Выполнила студентка 1курса заочного отделения группы 1811з

Юлия Валентиновна Лазарева

(подпись) ______________________

Научный руководитель

Яна Юрьевна  

(подпись) ______________________ 
 

Барнаул 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Этика психолога