Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 00:36, контрольная работа
Деловое поведение – система поступков индивида, связанная с реализацией его деловых интересов и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами, руководителями, подчиненными, коллегами. Деловое поведение реализуется через деловое общение, установление взаимоотношений и принятие решений, способствующих деловому успеху.
1.Этика общения как инструмент деловых отношений.
Ключевые термины и понятия. Составьте логические схемы,
характеризующие сущность данного вопроса___________________________1
2. Написать эссе на тему: «Чем объясняется повышенное
внимание к этическим нормам поведения в деловой практике и в
программах обучения?»____________________________________________6
3. Этика и этикет. Как соотносятся эти понятия? Почему
менеджеры должны знать и соблюдать нормы и принципы этикета не
только в деловых отношениях, но и вообще в отношениях между
людьми? Изложите свою точку зрения, подкрепите
примерами_______________________________________________________9
4. Сравните роль этических принципов индивида и влияние на его поведение правовых норм (законов) и свободы выбора_______________________12
Деловая этика - это прежде всего совокупность правил и форм делового общения с людьми, позволяющая выразить им уважение, способствующая установлению между партнёрами атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.
Особенное внимание уделяется нравственному поведению лиц, участвующих в управлении. Современный менеджмент оказывает огромное влияние на общество - на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки общественной жизни.
Менеджер служит примером отношения к своим служебным обязанностям для рядовых сотрудников. Нарушение им этических норм может быть воспринято подчинёнными как своего рода «сигнальная ракета»- можно делать то, что нельзя. И, поскольку менеджер в центре внимания, то этические нарушения с его стороны служат дурным примером в большей степени нежели подобные действия рядовых сотрудников. Кроме того, любое действие, поступок менеджера имеет не только сиюминутный эффект. Своим этичными (или неэтичными) действиями в течение некоторого времени, он формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчинённых, потребителей (клиентов или покупателей), поставщиков и даже конкурентов. Выполняя воспитательную работу, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продукции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов « менеджер-подчинённый» и пр.
Если говорить о внешней среде, то менеджер, особенно топ-менеджер, формирует стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, деловыми партёрами. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчинённых и партёров.
Так, японцы ежегодно тратят 700 миллионов долларов на обучение и консультации по этикету для служащих. Они хорошо знают, что успех любой фирмы во многом зависит от способности её сотрудников дружно трудиться над достижением общей цели.
По подсчётам специалистов, удержать старых клиентов обходится в 5 раз дешевле, чем завоевать новых. Поэтому вся фирма должна быть ориентирована на потребителя. Бессмысленно вкладывать огромные деньги в службу сбыта и в пышную рекламную компанию, если их с «лёгкой руки пустят по ветру» бюрократы из сбытового отдела, грубая секретарша или вспыльчивый руководитель. Необходимо ценить и воспитывать в персонале честность, внимательность, вежливость и надёжность.
Известный американский специалист в области человеческих отношений Дэйл Карнеги в 1936 году писал: « Успех того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависит от его профессиональных знаний и на 85 процентов - от его умения общаться с людьми».
4. Сравните роль этических принципов индивида и влияние на его поведение правовых норм (законов) и свободы выбора
Высокая Степень выраженного контроля Низкая
Рис. Основные определяющие действия человека и организаций системы норм
Точно определить понятие «этика» достаточно сложно. В общем смысле этика – это набор моральных принципов и ценностей, управляющих поведением человека или группы людей и определяющих положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это как бы внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя; какие решения можно принимать, а какие нет; где проходит граница между добром и злом. Этика связана с внутренними ценностями, а они, в свою очередь, являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды. Этическая проблема возникает в том случае, когда действия отдельного человека или организации могут нанести ущерб или, наоборот, принести пользу окружающим.
Например, стволовые клетки эмбриона человека были открыты в 1998г. С точки зрения медицины за ними скрываются возможности революционно новой лечебной практики, увеличения длительности и качества жизни. Но для многих людей это еще и этическая дилемма. Дело в том, что источником стволовых клеток являются эмбрионы, удаленные из чрева матери в результате аборта, так что исследователи оказались в самом центре дебатов о проблеме репродукции. В период с 1987 по 1993г. Федеральное финансирование исследований в области эмбриональных клеток было под запретом, а эксперименты с этими клетками разрешили лишь недавно. Ричард Гарр, исполнительный директор NeuralStem Biopharmaceuticals, как никто другой понимает важность таких исследований: у его сына обнаружили опухоль головного мозга. Он надеется, что стволовыми клетками можно будет заменить нейроны, погибающие при неизлечимых заболеваниях мозга.
Все действия человека определяются тремя системами норм. Первая – это система законов, закрепленных в документах норм и ценностей, на страже соблюдения которых стоит судебная система государства. Юридически установлено, что действия организации и её членов ограничены определенными рамками (необходимость получения прав на вождение автомобиля, обязанность платить налог на прибыль). С развитием этики бизнеса возникли и новые правовые вопросы, например о защите авторских прав.
Так, служба бесплатного обмена музыкальными файлами Napster была обвинена в пиратстве. Суд постановил, что она должна прекратить распространение защищенных авторскими правами материалов.
Примером сомнительной этики представляются действия американской компании «Менвилл», которая десятилетиями скрывала данные о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих компании. Суд штата Нью-Джерси в конечном счете установил, что корпорация «Менвилл» сознательно и хладнокровно приняла деловые решения о непринятии защитных или восстановительных для здоровья мер, проявив полное пренебрежение относительно прав других людей. Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него компенсаций людям, предъявившим иск.
Кроме
высшего управленческого
Прямая противоположность этому поведению – действия индивида (организации), определяемые свободой выбора. Сюда относится поведение, о котором ничего не говорится в законах и в отношении которого человек или организация обладает полной свободой (выбор религиозного мировоззрения индивидом, выбор исполнителей или тиражей компакт-дисков музыкальной компанией).
Между этими двумя определяющими действия индивидов и организаций и лежат этические нормы. Здесь нет изложенных на бумаге законов, а есть правила поведения, основанные на разделяемых обществом в целом принципах и ценностях. В случае свободного выбора человек подчиняется самому себе, в законодательной области – букве закона. В случае же с этикой индивид должен соблюдать известные ему (или компании) нормы, за нарушение которых, впрочем, не предусмотрено конкретных санкций. Решение, приемлемое с этической точки зрения, является (для общей части общества) приемлемым и юридически и морально.
1.Блюм М.А. Этика деловых отношений: учебное пособие / М.А. Блюм, Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова. – М.: ФОРУМ, 2009. – 224с.
2. Зеленкова И. Л. Этика: учеб.пособие для студентов вузов / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – 3-е изд. испр. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 368 с.
3. Зельдович Б.З. Деловое общение: учебное пособие. / Б.З. Зельдович. - М.: Альфа-Пресс, 2007. – 456 с.
4. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник / Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г., под ред. А.Я. Кибанова. — 2—е изд., исправ. и доп. — М.: ИНФРА—М, 2009. — 424с.
5. Кукушин В. С. Деловой этикет: учебное пособие для студентов специальностей «Менеджмент», «Социальная работа», «Референт-переводчик» / В. С. Кукушин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 224 с.
6. Сорокина А. В. Основы делового общения. Конспект лекций. / А. В. Сорокина – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 224 с.
7. Белолипецкий В. К. Этика и культура управления: учебно - практическое пособие / Белолипецкий В. К., Павлова Л. Г.– Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. – 384 с.
Информация о работе Этика общения как инструмент деловых отношений