Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:28, контрольная работа
Целью такого Закона должно быть, во-первых, обеспечение открытого характера продаваемых ценных бумаг так, чтобы вкладчики могли принимать решения о вкладах на основе достаточной информации и, во-вторых, предотвращение мошенничества при продаже ценных бумаг.
Закон о бирже и ценных бумагах должен содержать, по меньшей мере,
Введение.................................................................................................................3
Задачи и функции фондовой биржи.....................................................................4
Органы контроля и надзора..................................................................................9
Принципы этики....................................................................................................15
Список использованной литературы...................................................................19
Содержание
Введение......................
Задачи и функции фондовой биржи.........................
Органы контроля и надзора.....................
Принципы этики................
Список использованной литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Отсутствие какого бы то ни было регулирования в этой области привело уже к неоправданному обогащению одних за счет незнания предмета биржевой
деятельности другими. Не вдаваясь в конкретные примеры, следует отметить, что гарантией от возможного обмана потенциальных вкладчиков может и должен стать Закон о бирже и ценных бумагах. Целью такого Закона должно быть, во-первых, обеспечение открытого характера продаваемых ценных бумаг так, чтобы вкладчики могли принимать решения о вкладах на основе достаточной информации и, во-вторых, предотвращение мошенничества при продаже ценных бумаг.
Закон о бирже и ценных бумагах должен содержать, по меньшей мере,
определения, касающиеся:
· биржи и ее органов;
· биржевой цены и сути маклерской деятельности
· допуска ценных бумаг к биржевой торговле;
· сроков биржевой торговли.
Задачи и функции фондовой биржи
Изначально фондовая биржа создавалась для того, чтобы поощрять и поддерживать торговлю ценными бумагами, обеспечивать соблюдение интересов ее участников. Поэтому биржа рассматривалась как надлежащим образом организованное место для торговли. Первая задача фондовой биржи заключается в том, чтобы предоставить место для торговли, иначе говоря, централизовать место, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа. Для выполнения первой задачи (централизовать торговлю ценными бумагами в одном месте) фондовой бирже необходимо не только отработать правила и системы регулирования торговли, но также выработать достаточно жесткие требования к компаниям, поставляющим ценные бумаги для продажи, а так же к членам биржи, которые на профессиональном уровне ведут торговлю и представляют интересы клиентов, не имеющих возможности принимать непосредственное участие в торговле на бирже и вынужденных прибегать к услугам посредников. Кроме того, биржа должна располагать обученным высококвалифицированным персоналом, способным как провести сам биржевой торг, так и обеспечить эффективный надзор за исполнением сделок, заключенных на бирже. Второй задачей фондовой биржи следует считать установление равновесной биржевой цены. Выполнение этой задачи возможно в силу того, что биржа собирает большое количество как продавцов, так и покупателей, предоставляя им рыночное место, где они могут встречаться не только для обсуждения и согласования условий торговли, но и для выявления приемлемой стоимости (цены) конкретных ценных бумаг. Кроме того, биржа добивается доверия к достоверности достигнутых в процессе биржевого торга цен. Для решения указанной задачи биржа обеспечивает открытость информации об эмитенте и его ценных бумагах, стандартизацию методов установления цен, использование средств массовой информации для распространения информации о котировках цен и сделок. Это позволяет членам биржи и профессиональным участникам знать самые последние цены, по которым можно совершать сделки, а так же объемы заключенных сделок. Третья задача биржи заключается в том, что она должна не только аккумулировать временно свободные денежные средства, но и перераспределять их. Привлекая покупателей ценных бумаг, биржа дает возможность эмитентам взамен своих финансовых обязательств получить нужные им средства для инвестиций, то есть способствует мобилизации новых средств, с одной стороны, а с другой - расширению круга собственников. При этом биржа создает возможности для перепродажи приобретаемых ценных бумаг, т.е. обеспечивает передачу прав собственности, постоянно привлекая на биржу новых инвесторов, имеющих в наличии крупные или мелкие суммы временно свободных денежных средств. Четвертой задачей фондовой биржи можно считать обеспечение гласности, открытости биржевых торгов. Нужно иметь в виду, что биржа не гарантирует того, что вложенные в ценные бумаги средства обязательно принесут доход. Как дивиденды, так и курсовая стоимость акций, например, могут расти и падать, но фондовая биржа гарантирует лишь то, что участники торгов могут иметь достаточную и достоверную информацию для формирования собственных суждений о доходности принадлежащих им ценных бумаг. Биржа обязана каждому заинтересованному сообщать о дате и времени заключения сделок, наименовании ценных бумаг, являющихся предметом сделки, государственном регистрационном номере ценных бумаг, цене одной ценной бумаги и количестве проданных (купленных) ценных бумаг за каждый биржевой день. Биржа должна обеспечить доступность информации, способной оказать влияние на рыночный курс ценных бумаг для всех участников биржевой торговли в одно и то же время. Кроме того, все они должны обладать одинаковой информацией, т.е. все должны находиться в одинаковом положении. Биржа так же должна комментировать любые решения правительства, которые могут повлиять на курсы ценных бумаг, которые котируются на ней. Пятая задача биржи заключается в обеспечении арбитража. При этом под арбитражем следует понимать механизм для беспристрастного разрешения споров. Он должен определить круг лиц, которые могут их разрешать, а так же возможные компенсации пострадавшей стороне. Многие биржи для решения задачи арбитража создают специальные арбитражные комиссии, в состав которых включают независимых лиц, имеющих как опыт в ведении биржевой торговли, так и решении споров. Арбитражная комиссия должна беспристрастно выслушать обе стороны и принять взвешенное решение. Влиятельность арбитражной комиссии должна быть общепризнанной. Для усиления значимости ей придается иногда статус третейского суда, и тогда решения арбитражной комиссии имеют не только рекомендательный характер, но и обязательный. Поэтому решение о комиссии должно быть приемлемо как для потерпевшей стороны, так и для ответчика и обязательно для исполнения. Хотя всякий арбитраж предполагает апелляцию. Шестой задачей биржи считают обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале. Выполнение этой задачи достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые котируются на ней. Надежность в свою очередь обеспечивается тем, что к обращению на бирже допускаются только те ценные бумаги, которые прошли проверку, а значит, соответствуют предъявляемым требованиям. Кроме того, на бирже имеется возможность подтверждения условий покупки или продажи ценной бумаги. Как только участники торгов (член биржи, брокеры - представители продавца, покупателя) согласовали условия сделки, последние тут же регистрируются, и каждый участник торгов по этой сделке получает соответствующее подтверждение от биржи. Поэтому не может быть ни каких споров о том, какое конкретное соглашение было достигнуто по поводу той или иной сделки. Выполняя указанную задачу, биржа берет на себя обязанности посредника при осуществлении расчетов. Под этим подразумевается, что биржа принимает на себя ответственность за выполнение всех подтвержденных сделок, т.е. что покупки будут оплачены, а все проданные акции будут доставлены для передачи новому покупателю или по его указанию другому лицу. Это чрезвычайно важная функция биржи, поскольку она дает всем покупателям и продавцам гарантию, что их операции будут полностью завершены. Наиболее существенной проблемой в биржевой торговле является проблема исполнения сделок: может ли покупатель заплатить за ценные бумаги, на покупку которых он дал указание, или может ли продавец предоставить ценные бумаги, в отношение которых он дал указание о продаже. Хотя биржа не может проверить каждого конкретного продавца и покупателя, она может и должна предъявить жесткие требования как к профессионализму участников торгов, так и к их финансовому состоянию. Кроме того, гарантия исполнения сделок достигается за счет постоянного совершенствования системы клиринга и расчетов. Гарантия исполнения сделок обеспечивается контролем над системой, обслуживающей биржу (уменьшение риска системы в связи с ее повреждением или риска цепного не выполнения финансовых условий). Седьмая задача биржи заключается в разработке этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли. Для ее выполнения на бирже принимаются специальные соглашения, которые разрешают использование специфических слов и оговаривают соблюдение их строгой интерпретации. Биржа должна контролировать разработанные ею стандарты и кодекс поведения, применять штрафные санкции вплоть до приостановки деятельности или лишения лицензии в случае их не соблюдения. Свод деловых правил и операционный кодекс должны ответить на многие вопросы, но для того что бы проконтролировать их строгое соблюдение, биржа осуществляет наблюдение за поведение участников торгов. Она должна быть уверена в том, что участники торгов осведомлены о последних изменениях правил и корректирует свои действия соответствующим образом и что ожидаемые высокие стандарты не снижаются. Такое наблюдение позволяет выявить, не появились ли несоответствия в самих правилах или их применении.
Органы контроля и надзора
Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Это обусловливают:
• смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, где регулирующие инстанции — Центральный банк РФ и небанковские государственные органы;
• масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций приватизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства;
• неустойчивость и конкуренция российских властных структур. К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России на федеральном уровне, относятся Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ. Первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг.
Правительство РФ. Правительство
РФ осуществляет общее руководство
развитием рынка ценных бумаг
через федеральные органы исполнительной
власти, ведет законопроектную
1994 г. № 733. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) РФ является федеральным органом исполнительной власти по проведению госу-
дарственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. ФСФР подчиняется непосредственно Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законодательством РФ. Структурно состоит из шести руководящих членов: председателя, являющегося по должности федеральным министром, первого заместителя председателя, трех заместителей председателя и секретаря. Постановления ФСФР по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления,
а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями. Федеральная комиссия принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной комиссии принимаются в форме постановлений. ФСФР издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление
лицензирования
Министерство финансов РФ.
На рынке ценных бумаг Министерство
финансов выполняет функции
первичного размещения и т.п.
Будучи государственным органом регулирования рынка, Мин Фин РФ:
• устанавливает правила совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (на практике для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Минфина выведен также оборот валютных ценностей);
• аттестует специалистов на право ведения операций с ценными бумагами (за исключением персонала банков), контролирует использование квалификационных аттестатов, применяет санкции;
• регистрирует выпуски ценных бумаг (за исключением ценных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов);
• регулирует совместно с Банком России выпуск и обращение государственных ценных бумаг;
• ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (за исключением акций банков и чековых инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию;
• контролирует приобретение крупных пакетов акций;
• лицензирует производство и ввоз на территорию РФ бланков
ценных бумаг;
• ведет государственный реестр акционерных обществ;
• ведет реестр инвестиционных институтов;
• осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через подведомственную систему финансовых колледжей.
Банк России. Это профессиональный участник рынка ценных
бумаг, активно ведущий операции с ценными бумагами, а также государственный орган регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения ценных бумаг. Вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выполняет функции дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, будучи на нем финансовым брокером, работающим по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг, являясь в этом смысле специализированной
организацией по учету, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями. Осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета,
Банк России выполняет функции агента по платежам, связанного с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг.
Банк России использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Это также орган государственного регулирования для коммерческих банков — профессиональных участников рынка ценных бумаг, а зачастую — консультант Правительства и парламентских органов, координатор в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами, например по торговле государственными краткосрочными облигациями, участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке, трасте, векселях.
Согласно законам РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» Банк России на рынке ценных бумаг осуществляет:
• установление для банков правил совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами;
• регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами;
• аттестацию специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами;
• регистрацию выпусков ценных бумаг банков;
• регулирование выпуска и обращения государственных ценных бумаг (совместно с Минфином России);
• ведение реестра ценных бумаг банков;
• регистрацию и ведение реестра акционерных обществ — банков;
• подготовку специалистов по ценным бумагам через систему банковских колледжей.
Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. Банк России регулирует обращение ценных бумаг — валютных ценностей в части банковских и небанковских операций. Значительную часть регулирующих функций по рынку ценных бумаг Банк передал своим территориальным управлениям.
Особая сфера ответственности Банка России — операции на открытом рынке, инструментом которых являются ценные бумаги, а целью — регулирование объемов денежной массы в обращении. Российский фонд федерального имущества выполняет на рынке ценных бумаг следующие функции:
• продажи акций в процессе приватизации;
• управления портфелем акций, находящихся в собственности государства, включая осуществление полномочий собственника на собрании акционеров;
• приобретения от имени
государства участия в
капиталах.
Федеральная антимонопльная служба РФ. В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и рядом нормативных актов в области ценных бумаг ФАС осуществляет:
• согласование крупнейших выпусков ценных бумаг;
• определение порядка
признания юридических лиц
• согласование создания холдинговых
компаний при преобразовании государственных
предприятий в акционерные
• согласование создания акционерных обществ путем добровольных объединений государственных предприятий;
• согласование создания финансово-промышленных групп;
• контроль рекламной деятельности в области ценных бумаг,
обеспечивая добросовестную
конкуренцию и защиту прав потребителей
на получение достоверной
по результатам контроля;
• регулирование обращения товарных, фьючерсных и опционных контрактов через Комиссию по товарным биржам. Министерство экономического развития РФ — Минэкономразвития РФ традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение централизованных инвестиций. В настоящее время происходит последовательное усиление деятельности Минэкономразвития РФ на рынке ценных бумаг: