Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:13, реферат
Цель данной работы: проследить развитие этических учений в истории философской мысли.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Введение
1. Этика как философская дисциплина
2. Этические учения в истории философской мысли
2.1 Античная этика
2.2 Этика Средневековья
2.3 Этическая мысль Нового времени
Заключение
Список используемой литературы
Рене Декарт (1596-1650) в трактате "Страсти души" связал этику с психологией и выстроил систему страстей, подчиняя их разуму. Он сформулировал правила этики, опираясь на собственный опыт: повиноваться законам и обычаям своей страны и, следуя разумным советам, быть умеренным, избегая крайностей; пользоваться своим умом в познании, иметь определенные суждения о добре и зле, о том, как должно и не должно поступать; быть твердым и решительным в следовании советам разума. Эта решимость в действиях и есть добродетель. Добродетель и порочность определялись как свойства всеобщей психической конституции человека, как привычка души. Отсюда вытекало отрицание самодостаточности моральных принципов, они выводились либо из научно фиксируемых психоантропологических свойств людей, либо из объективных законов природы.
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) развивал рационализм Декарта, выстраивая свою "Этику" как научную философию. Требования разума, чтобы каждый любил самого себя, согласуются с требованиями природы. Это стремление к самосохранению есть первое и единственное обоснование добродетели: разумный эгоизм оказывается согласным с альтруизмом. Люди приносят больше всего пользы друг другу, когда ищут собственную пользу. Добро - это жизнь в соответствии со своей природой, но при посредстве разума. Идеал Спинозы - свободно мыслящий человек, чуждый заблуждений и предрассудков. Чем разумнее человек, тем больше он понимает себя, тем более он свободен.
Жан Жак Руссо (1712-1778) известен как критик и этического рационализма, и этического атомизма. Он считал, что человек по своей природе добр, а общество делает его эгоистичным и жестоким. Принцип справедливости заключен в любви к людям, которая исходит из любви к себе, а правило делать другим то, чего хотим от них себе, имеет истинную основу в совести и чувстве. Руссо был уверен, что пока существует и углубляется неравенство между людьми, основанное на частной собственности, не существует нравственного прогресса. Он развивал идею "общественного договора", когда политика и нравственность взаимоукрепляют друг друга и способствуют формированию патриотизма. Критики Руссо видели слабость его этики в недоверии к возможностям разума. Для него сфера морали - это в основном область чувств.
Иммануил Кант (1724-1804) радикальным образом отходит от линии этического сенсуализма. По его мнению, моральным можно быть лишь в том случае, если изначально руководствоваться не чувственными побуждениями, а абсолютным нравственным законом, инстанцией которого является разум. Жить следует согласно категорическому императиву (безусловному повелению): поступай так, чтобы максима твоей воли имела силу закона для всех людей; поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Этику Канта часто называют этикой долга. Согласно Канту, долг - это соблюдение нравственного закона, причем даже в том случае, если результат поступка будет нежелательным. Всякое отклонение от долга, даже если это делается якобы из человеколюбия, есть несправедливость по отношению к человечеству.
Георг
Вильгельм Фридрих Гегель (
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) отказался от умозрительной философии и обратиться к природной непосредственности человека. Однако натуралистическая традиция, с которой Фейербах связывает свои надежды на создание: "жизненной", конкретной, действенной этики, уже, вероятно, исчерпала свои конструктивные возможности, поэтому замысел Фейербаха адекватно не осуществляется, а принимает форму проповеди морали, основанной на любви и достаточно неопределенной в содержательном отношении. Своеобразие этических воззрений Фейербаха связано не только с предложенным им позитивом (этика "туизма", альтруистических взаимоотношений "я" и "ты"), но и с критикой религиозной и идеалистической этики, убежденностью в приоритете материалистической ориентации в этических исследованиях.
В
целом этика Нового времени в
известной степени подвергла
итоги классического этапа
Несмотря на многообразие, глубину и богатство идейного потенциала, в ней не была представлена принципиально новая модель разрешения моральных антиномий, однако достигнутый уровень их теоретического осмысления (особенно в концепциях Канта и Гегеля) до сих пор остается непревзойденным образцом рационалистического анализа. Значение этических идей упомянутых представителей философии настолько велико, что именно их имена в первую очередь символизируют последующие представления об этической "классике".
ХХ - век приносит с собой ориентацию иного, "постклассического" типа.
Заключение
Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека. Теоретическая глубина этики позволяет ей делать убедительные рекомендации для человеческой личности.
Появилась
этика практически
Несмотря на различное происхождение, идеи, лежащие в основании этих этических систем, очень близки друг другу. В их основе лежит одна общая идея о том, что отношением человека к миру определяется ответное отношение мира к человеку.
Этика
античности обращена к человеку, ее
девизом можно считать
Основной особенностью средневековой этики стало то, что она приобрела религиозный характер и базировалась на христианстве. Центром христианской этической концепции является идея любви к Богу, из которой рождается новая добродетель - милосердие. Поэтому вся основная проблематика христианского нравственного учения - об источнике и природе морали, о критериях нравственности, о назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, о добре и зле - восходит к Священному Писанию. Фома Аквинский, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер и др. стремились раскрыть нравственный смысл Священного Писания, обосновать нравственный, праведный образ жизни христианина.
Этика Нового времени ориентирована на выявление натуралистического основания морали, где центральной идеей является идея суверенности морального субъекта, а универсальным средством ее утверждения выступает разум.
В 17 - первой половине 19 вв. - это Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Кант, Г. Гегель. Для этики данного периода характерны:
) ситуация, когда философы, изучавшие мораль, выступали одновременно и моралистами - создателями определенных этических систем;
)
сведение этики к отрасли
)
гуманизм, рационализм, эмпиризм, оптимизм.
Нравственность была спущена
на землю, связана с условиями
реальной жизни, найдены объясн
Вторая половина 19 - начало 20 вв. стали временем конца классической этики и становления новой современной неклассической философии и этики. В неклассической этике конституируется постулат о том, что этика одновременно выступает и теорией нравственного сознания и самим нравственным сознанием в теоретической форме (марксизм, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, метаэтика, фрейдизм, эксистенциализм и др.). Черты неклассической этики: иррационализм (человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние от конечности, бессмысленности и обреченности собственного существования); отход от абстрактного морализирования и спекулятивных метафизических рассуждений; оптимизм предшествующей эпохи воспринимается как "самая безжалостная и бессовестная издевка над человечеством" (А. Шопенгауэр).
Список используемой литературы
1.Гусейнов А.А. Этика. Новая философская энциклопедия / А.А. Гусейнов. - М.: Мысль, 2000. - 589 с.
2.Есикова
М.М. Основы этики: учебное
.Иванов Г.И. Этика. Краткий курс / Г.И. Иванов. - СПб.: Питер, 2009. - 176 с.
.Радугин А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2004. - 336 с.
.Разин А.В. Этика: Учебник / А.В. Разин. - М.: Академический Проект, 2006. - 624 с.