Этика ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы изучить историю, религию и этику ислама.

Содержание

Введение
История ислама
Этика Ислама
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Этика и культура на печать передел.doc

— 118.50 Кб (Скачать)
ign="justify">       - Клевета и сплетня – более страшный харам, нежели поклеп и напраслина. Коран осудил этот порок, говоря: «Не повинуйся же всякому любителю клятв, презренному хулителю, бродящему со сплетнями».

       - Запрещено обвинение целомудренных мусульманок в разврате, ибо в этом – великий вред для их репутации, для репутации их семей и опасность для будущего их.

    Идеология ислама, его нравственные и правовые нормы, зафиксированные в Коране (а позднее и в сборниках  хасидов), направлены на объединение  разных народов на основе осмысления единой религии, Единого Создателя, ее обрядов и жизненных предписаний. Коран ниспослан для человечества как руководство всем народом планеты. Для мусульманина, признающего Одного Творца, все представители человечества равны между собой, будучи Его творениями. Ибо в Коране сказано: «Из Его знамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом знамение для знающих» (Св. Коран). «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – самый благочестивый. Поистине, Аллах – Знающий, Сведущий!» (Св. Коран). «Для мусульманина цвет кожи и языка – явные внешние различия внутри человеческого рода. Такого рода внешние различия – это отнюдь не причина для заискивания или презрения, поскольку ислам признает лишь один критерий различия между людьми – это моральные и духовные качества…, характер человека, уровень его знаний и следования исламу». Ислам сочетает в себе основные человеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом. Он создал эффективную систему законов этики, дозволенного и запретного. Нормативы благополучной жизни личности и общества считаются морально положительными – добром, а приносящие обществу вред поступки причисляются к аморальным – козлу. В своем стремлении уклониться от формализма, ислам связывает этические ценности с любовью к Аллаху и к людям. В Коране говорится: «… Благодетелен тот, кто верит в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Коран, в пророков, благодаря своей любви к Аллаху раздает часть своего имущества своим близким, сиротам, оказавшимся в беде, путешественникам, бедным, пленным. Тот, кто соблюдает намаз, тот, кто соблюдает договоренности, терпеливо сносит невзгоды во время беды или на поле брани» (Св. Коран).

     В этом аяте содержится полная характеристика последователей ислама, к которым предъявляются требования не только быть искренними в вере, но и своими добрыми поступками быть готовым доказать свою веру в глазах друзей, близких и посторонних. А также они должны быть добрыми, спокойными и духовно устойчивыми. Таковы нормы поступков для разграничения добра и зла или для рассуждения об этих категориях. Подобный способ мышления является стержнем, вокруг которого зиждутся все способы человеческих отношений. «Поистине, Бог любит тех, которые хорошо обходятся» (Св. Коран).

     Ислам считается с принципом того, что  прежде чем предписать ту или иную этическую заповедь, она должна восприниматься желанием и прочно усваиваться. Появление  первоисточника знаний – Корана – положило конец заблуждениям, дикарству, пошлым навыкам, была создана подходящая атмосфера для реформ и новаторства, были решительно укреплены позиции моральных стандартов. Ислам источает энергию, которая заставляет от всего сердца, со всей душевностью, искренностью и серьезностью усваивать нравственные нормы. Это не продиктовано стремлением к манерности и оригинальности, нет и фальшивого страха. Религиозная этика отводит известным правилам специфические функции в общей схеме жизни, характеризуя их сферы и величину воздействия. Это вносит разнообразия в условия личной и общественной жизни людей, их гражданского поведения, активности во всех областях жизни.

     Этика ислама охватывает все проблемы. Жизненные  проблемы процеживаются через нравственную нормативную сетку, что спасает человека от господства над ним эгоистических страстей и желаний. Таким образом, исламская этика способствует созданию личностей, обладающих высокими морально-волевыми качествами. Ислам ставит человека в условие добра, создавая общественный порядок без участия негативных сил. Он не утверждает лишь благовоспитанность и человеческие добродетели, но и рекомендует способы уничтожения плохих навыков. Восторжествование совести и человеческих добродетелей не является лишь его основным требованием, он гарантирует их осуществление. Все те, кто имеет положительное отношение к этим требованиям, объединяются и называются мусульманами.

     В соответствии с Кораном, самым достойным  является тот, кто «занимает первое место по благочестию» (Св. Коран).

     Смирение, скромность, умение контролировать собственные  страсти и желания, прямота, справедливость, терпение, исполнительность, единство между словом и делом – таковы морально-волевые качества, многократно отмечаемые в Коране. «Аллах любит терпеливых» (Св. Коран).

     «…которые преодолевают собственную ярость, которые  умеют прощать. Аллах любит милосердных» (Св. Коран). «Не поворачивайся спиной к людям и не зазнавайся, и не ходи по земле надменно, ибо Аллах не любит надменных» (Св. Коран). Посланник Аллаха Мухаммед обобщает этические нормы мусульман следующим образом: «Когда я один и когда я среди людей, Аллах повелевает мне жить его мыслью и быть в его охвате восприятия со следующими заповедями:

    - не  судить никого, будучи в ярости  или в радостном состоянии;

    - выбирать  средний путь между богатством  и бедностью;

    - восстановить  дружбу с тем, кто ее прервал;

    - заниматься  мыслительной деятельностью в  момент молчания;

    - раздавать  блага тому, кто не подает руки;

    - быть  справедливым».

     Все вышеперечисленное в исламе автоматически возлагает на его последователей.

     Социальные  проблемы в исламе решаются на милосердии, благородстве и отзывчивости. Существуют особые наставления даже по отношению к благодарности. В обществе ислам уделяет особое внимание и благородству. Проблемы взаимоотношений в более широком круге включает вопросы и обязанности к соседям, близким и родственникам. Существует хадис о том, как следует относиться к соседям: «Тот не мусульманин, который сам сыт, в то время как сосед его голоден». Что касается близких и родственников, то приоритеты располагаются в следующем порядке: родители, супруг или супруга, дети, близкие и дальние родственники, соседи, друзья, знакомые, сироты, вдовы и вдовцы, нуждающиеся в помощи, друзья-мусульмане, люди остальные и животные. И каждому из этих категорий в Коране нашлось место и внимание, чтобы мусульманин поступал в границах дозволенного и запрещенного. Почет и уважение к родителям представляют собой один из важнейших разделов исламского учения, которому уделяется особое внимание. В Коране говорится: «Твой Господь повелевает… быть милосердным к родителям. Если один из них или оба живут с тобой на старости лет, никогда не оскорбляй их, радуй их добрыми словами» (Св. Коран). «Когда они ослабли, будь снисходителен и милостив. Скажи: Господь, они вырастили и воспитали меня. Прости их» (Св. Коран). «Дай своим близким, бедному и путешественнику-неудачнику то, что им полагается! Не растрачивай даром свои блага!» (Св. Коран). 

     В соответствии с Кораном и Сунной, моральная ответственность любого мусульманина не ограничивается лишь его родителям. Он несет ответственность и перед соседями, и перед близкими. Ответственность эта в дальнейшем охватывает даже все человечество, животный мир, деревья и растения. Не разрешается, например, охота на птиц и зверей для развлечения. Плодовые и подобные им деревья можно рубить лишь имея специальное разрешение, в исключительных случаях.

     Ислам учит, что плохо обращаться с животными  означает не подчиняться воле Бога. Животные тоже имеют душу. «Если  ты любишь Аллаха, то не можешь не любить его творения», - учит Коран. Согласно исламу этические причины защиты природы можно сформулировать так:

       - Окружающая среда – творение и защищать ее – значит сохранять ее ценности как проявление божьего духа;

       - Все части природы существуют для восхваления своего создателя;

       - Все законы природы сотворены Богом и основываются на концепции абсолютной продолжительности жизни;

       - Природа создана не только для нынешнего поколения.

     Ислам очищает душу человека от себялюбия, от жестокости и террора, от тщеславия распущенности. Он – сторонник богобоязненных, самоотверженных, дисциплинированных, справедливых. Он стимулирует чувство ответственности и самоконтроля. Исламская религия внушает к живой и мертвой природе бескорыстное милосердие, щедрость, дружелюбие, справедливость, честность. Рекомендует доброту и великодушие. Основные нравственные добродетели ислама создают необходимые предпосылки для достижения общественного благополучия в наиболее высшей степени.

     Затрагивая  коллективные аспекты человеческих взаимоотношений, будет логичным описать этику семьи, отношений между мужчиной и женщиной. В исламе всячески поощряется брак. Тот факт, что мусульманские браки основываются на подчинении законам Корана, на общих убеждениях, ценностях, образе жизни, обеспечивает им прочный фундамент для построения совместной жизни. От мужчин и женщин требуется полное целомудрие до брака и абсолютная преданность супругу. Ислам почитает честь женщин неприкосновенной и настаивает на том, чтобы с ними обходились с должным достоинством и уважением. От них же требуется всячески хранить свою скромность и нравственную чистоту. Пророк Мухаммед сказал, что из всех вещей, разрешенных Богом, развод наиболее ненавистен Ему. Развод допустим разве что в качестве крайнего средства, когда все попытки примирения между мужем и женой потерпели неудачу. Поскольку семья является ячейкой общества и образует совокупность, именуемую государством, ислам предусматривает все стороны отрицательного и положительного факторов, влияющих на семью. Исламская семейная система принимает как единое целое супруга и супругу, мать и отца, детей и родственников, защищает их интересы. Поэтому в 58-ми государствах исламского мира не было и нет фактов отказных детей, отказных родителей или родственников.

     «В  семейно-брачных отношениях подчеркивается главенство мужчины, но учитываются и интересы женщин… Ислам санкционировал многообразные формы подчинения и унижения женщин (выдача замуж малолетних, похищение и продажа невест, затворничество, ношение чадры)».

     Мусульмане  убеждены, что для создания у человека стойкого морального духа, укрепления доброго нрава не существует более возвышенного и действенного способа кроме религии. Все другие формы воспитания, претендующие на усовершенствование моральной стороны личности человека, абстрактно повторяют распространившиеся в сегодняшнем мире фразы «красота спасет мир», «добро порождает добро»  и т.д. без учета изначального мотива и результата. Принято считать в сегодняшнем обществе, что зло или ложь необходимы и полезны по разным мотивам, т.е. конъюнктурно. Поэтому сложилось губительное мнение, что для безудержного проповедования таких нравов нет никаких препятствий. В таком обществе человек совершает добро ради корысти или самолюбия. «Во всех религиях лучшие люди нравственны из любви к добру и из отвращения ко злу, а люди низшего разряда держатся нравственных правил по внешним соображениям».

     Сподвижники Мухаммеда отмечали, что Его благопристойность  была от Корана. Аббас Махмуд аль-Аннад вспоминал, например, что в воспитании добрых нравов у людей божественная добродетель неизбежна. Человек не приобретает добрую нравственность без веры в небесный источник и возвышения от своей земной природы. Это есть критерий высокого достоинства морали в исламе. Нет того преступления, от которого нельзя было бы избавиться чистосердечным раскаянием, кроме лишь дурной нравственности. Человек с ущербной нравственностью не успеет покаяться в одном преступлении, как уже готов совершить другое, гораздо худшее. Пророк Мухаммед говорил своим собеседникам: «Ахсинум ахлякикум», т.е. «улучшайте свои нравы». И учил мусульман мольбе: «О Аллах, приведи меня к наилучшим нравственным качествам, ибо никто, кроме Тебя, не приводит к лучшим из них, и убереги меня от дурных дел и дурных нравственных качеств… ».

     Исламская этика на деле достойна подражания. Там описано даже как следует  приветствовать друг друга. В Коране сказано: «А когда к вам обратятся  с приветствием, приветствуйте тем, что лучше или отвечайте тем же» (Св. Коран). Такое взаимоотношение рождает чувство доверия и братства между верующими. Информацией к размышлению является тот факт, что страны с развитой экономикой, имеющие новейшие технологии, пославшие человека на Луну, так и не смогли преградить путь отчужденности, равнодушию, а то и ненависти между своими гражданами.

     В исламе действуют и наказательные  меры в целях соблюдения нравственных ценностей. Коран признает справедливость норм равного воздаяния, не запрещая возмездия не потому, что в нем речь идет о насилии, а потому, что он сужает насилие, вводит в контролируемые рамки. Предлагается перспектива братства, которая рождается в вере, которая преодолевает вражду, непонимание и чувство мести. Хотя в Коране провозглашается и джихад – священная война с неверными. «Доброта и снисходительность к правоверным и непримиримость в преследовании неверных – одна из существенных особенностей Корана». 
 
 
 

Информация о работе Этика ислама