Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:31, реферат
Человеческая жизнь изменяется из тысячелетия в тысячелетие, из века в
век, изо дня в день. Меняется и форма управления обществом, и способы
производства необходимых ему вещей, и коммуникативные средства общения.
Единственной же неизменной вещью на протяжении существования человеческого
общества остается его психология: моральные нормы, этические принципы в
отношениях между людьми. Для рассмотрения данных отношений как нельзя лучше
подходит уникальнейшее сословие по сравнению со всеми другими,
существовавшими ранее. Это сословие самураев Японии.
Данная работа посвящена изучению специфики формирования и становления
идеологии самураев.
Целью данной работы является максимально полное и точное рассмотрение
идеологии самурайства, изучение её истоков, специфики и роли в истории и
культуре Японии.
Введение 2
1. Бусидо - кодекс самураев. 5
1.1. Роль бусидо в жизни самурая. 5
1.2. Письменные источники кодекса самураев. 6
1.3. Основные требования бусидо. 7
1.4. Истоки кодекса самураев. 8
1.5.Основные принципы бусидо. 9
1.6. Второстепенные принципы самурайской этики. 11
1.7. Обратная сторона принципов бусидо 15
1.8. Роль личности в системе моральных приорий и её философские основы. 17
2. Харакири 19
3. Религиозные воззрения самураев 22
Заключение. 26
Список используемой литературы: 27
одним из таких соединений, не может пребывать вне соединения высшего
порядка, каким является коллектив - семья, род, клан, государство - и далее
соответственно Азия, Мир, Вселенная. Человек является порождением всех
соединений высшего порядка и порождающим для своих потомков для своих
потомков и подчинённых. Таковыми являются постулаты, общие для синтоизма,
буддизма и конфуцианства.
Участник подобного миропорядка должен был испытывать чувство
благодарности ко всем "порождающим" и проявлять уважение к ним.
Синтоистская доктрина "государства как единого тела" (кокутай), главой
которого является император, прекрасно дополнялась конфуцианским учением о
"мировой семье", где классическая триада - Небо и Земля, порождающие
человека, - соподчиняла по убывающей все звенья социальной структуры.
Практическим путём к
было следование пяти классическим "постоянствам": гуманности,
справедливости, благонравию, мудрости и правдивости. Все эти добродетельные
свойства, как известно, по конфуцианскому канону, призваны были
регламентировать нормы важнейших отношений (го рин): между господином и
слугой, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим и между друзьями.
Самурайская мораль предъявляла к буси серьёзные требования для
исполнения "он", развивающие абстрактные этические положения в стройную
практическую систему. Прежде всего воин должен был воспитать в себе
отрешённость от личного блага. Далее следовало претворить эту отрешённость
в дух сознательного самопожертвования ради интересов долга. Личность,
проникнутая духом самопожертвования и усвоившая закон чести, вместе с
законом гуманности должна была направить все силы на достижение всеобщего
блага в рамках своего рода, клана и т.д. Здесь вступал в действие принцип
взаимной защиты
и поддержки.
2. Харакири
Неразрывно связан и тесно примыкает к бусидо, как часть морали, обряд
харакири, появившийся в среде сословия воинов в период становления и
развития феодализма в Японии. Самураи или другие представители высших слоев
японского общества совершали самоубийство (методом харакири) в случае
оскорбления их чести, совершения недостойного поступка (позорящего в
соответствии с нормами бусидо имя воина), в случае смерти своего сюзерена
или же, когда обряд сформировался окончательно, — по приговору суда как
наказание за совершенное преступление.
Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут
свободно распоряжаться своей жизнью, подчеркивая совершением обряда силу
духа и самообладание, презрение к смерти.
В дословном переводе харакири означает «резать живот». Однако слово
харакири имеет и скрытый смысл. Если рассмотреть составное бинома
«харакири» - понятие «хара», то можно увидеть, что ему в японском языке
соответствуют слова «живот», «душа», «намерения», «тайные мысли» с тем же
написанием иероглифа.
Согласно философии буддизма, в частности учению секты «дзэн», в качестве
основного, центрального жизненного пункта человека и тем самым
местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость.
Таким образом, живот японцы рассматривают как внутренний источник
эмоционального существования, и вскрытие его путем харакири означает как бы
открытие своих сокровенных и истинных намерений, служит доказательством
чистоты помыслов и устремлений.
Тем не менее, харакири появилось в Японии не вдруг. Говоря о нем как о
явлении, развивавшемся и пришедшем к своему логическому завершению на
японской почве, нельзя не учитывать, что и у некоторых других народов
Восточной Азии и Сибири встречались ранее обрядовые действия, сходные и чем-
то отдаленно напоминающие по сути японское сэппуку. Стадиально их можно
отнести к более раннему времени, чем собственно харакири. Это позволяет
предположить, что обряд разрезания живота ранний период истории народов
Дальнего Востока имел боле широкое распространение и был заимствован
древними японцами, которые имели этнокультурные контакты с представителями
этих народов. Речь идет об обряде вскрытия живота у айнов, аборигенов
Японских островов, заключавшийся во взрезании брюшной полости и близко
напоминавший японское харакири.
Итак, можно предположить, что представления и обряды, связанные с
брюшной полостью человека, были характерны для многих народов Азии и в
общем схожи. Однако окончательного завершения эти представления и обряды
достигли только на японской почве, превратившись в торжественное действо по
вскрытию живота — обряд харакири.
Начиная с эпохи Хэйан (IX—XII вв.), сэппуку уже становится обычаем буси,
при котором
они кончали жизнь
Тем не менее обряд не был еще тогда массовым явлением. Самоубийства путем
харакири получили
широкое распространение у
во время борьбы за власть двух могущественных родов — Тайра и Минамото. С
этого времени число случаев харакири постоянно растет; самураи делали себе
сэппуку, чаще всего не желая сдаваться в плен или в случае смерти своего
господина.
Харакири вслед за смертью господина получило название «цуйфуку».
В период междоусобных войн харакири приобретает в сословии самураев
массовый характер. Вскрытие живота начинает доминировать над другими
способами самоубийства.
Другим
поводом для сэппуку служило
стремление предупредить
стороны феодала или правительства сёгуна наказание за какой-либо
недостойный чести самурая поступок, оплошность или невыполнение приказания.
В этом случае харакири совершалось по собственному усмотрению или по
решению родственников.
Производилось
харакири также в знак
либо вопиющей несправедливости для сохранения чести самурая (например, при
невозможности совершения кровной мести), в виде жертвы во имя идеи или при
лишении возможности применения своих профессиональных навыков воина в
составе дружины феодала (при утере вассалитета).
В общем, харакири было универсальным выходом из любого затруднительного
положения, в котором оказывался самураи.
Харакири
(как и владению оружием)
Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо начать и
довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное достоинство и
проявив умение владеть собой до последнего момента жизни. Однако, несмотря
на воспитание в духе дзэн и умение владеть собой, самурай мог
подсознательно потерять контроль над своими действиями вследствие ужасной
боли и умереть некрасиво: с выражением страдания, упав навзничь, с криком и
т. д., опозорив тем самым свое имя. В связи с этим и был введен институт
кайсякунин, суть которого заключалась в помощи ассистента осужденному на
харакири. В обязанность первого входило прекращение мучения самурая,
вскрывшего живот, посредством отделения головы от туловища.
Было официально подтверждено и четко определено, что смерть через
харакири является почетной смертью привилегированных сословий, но никоим
образом не низших
слоев общества Японии.
3. Религиозные воззрения самураев
Одновременно с расцветом японского феодализма и выделением сословия
самураев в Японии начало распространяться учение одной из наиболее
влиятельных и популярных впоследствии сект буддизма - «дзэн». В переводе с
японского «дзэн» означает «погружение в молчаливое созерцание», овладение
внешними и духовными силами для достижения «просветления».
Принятие дзэн сословием воинов было закономерным. До становления системы
сёгуната воины практиковали поклонение будде Амида. Идея амидаизма была
крайне проста. Суть ее заключалась в постоянном повторении имени Амида.
Любому человеку для «спасения» (для «будущего рождения») достаточно было
только без конца повторять эту молитву. Однако с превращением самурайства в
политическую силу в период Камакура и началом его развития как сословия
феодального общества простое взывание к будде Амида, не развивавшее в воине
ничего, кроме безволия и пассивности, стало недостаточным. Самурай должен
был настойчиво воспитывать волю, акцентировать внимание на самообладании и
хладнокровии.
Вот в это время и вышли на сцену проповедники дзэн, которые доказывали,
что постоянная работа над собой, умение выделить суть любой проблемы и
сосредоточиться на ней, невзирая ни на что идти к цели имеют большое
практическое значение не только в монашеской, но и в мирской жизни. С этого
времени дзэн-буддизм стал духовной основой сословия воинов.
Одной из основных причин, привлекавших самураев к учению дзэн, была его
простота. Самураю совершенно не требовалось отягощать свой ум изучением
религиозной литературы. Дзэн-буддизм импонировал самураям выработкой у них
самообладания, хладнокровия, воли - качеств, столь необходимых для воина-
профессионала.
В сочетании и связи с самодисциплиной находилось и другое качество,
прививаемое воинам дзэн, — беспрекословное повиновение господину и
военачальнику. Очень велико было также значение дзэн в военно-спортивной