Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:31, реферат
Человеческая жизнь изменяется из тысячелетия в тысячелетие, из века в
век, изо дня в день. Меняется и форма управления обществом, и способы
производства необходимых ему вещей, и коммуникативные средства общения.
Единственной же неизменной вещью на протяжении существования человеческого
общества остается его психология: моральные нормы, этические принципы в
отношениях между людьми. Для рассмотрения данных отношений как нельзя лучше
подходит уникальнейшее сословие по сравнению со всеми другими,
существовавшими ранее. Это сословие самураев Японии.
Данная работа посвящена изучению специфики формирования и становления
идеологии самураев.
Целью данной работы является максимально полное и точное рассмотрение
идеологии самурайства, изучение её истоков, специфики и роли в истории и
культуре Японии.
Введение 2
1. Бусидо - кодекс самураев. 5
1.1. Роль бусидо в жизни самурая. 5
1.2. Письменные источники кодекса самураев. 6
1.3. Основные требования бусидо. 7
1.4. Истоки кодекса самураев. 8
1.5.Основные принципы бусидо. 9
1.6. Второстепенные принципы самурайской этики. 11
1.7. Обратная сторона принципов бусидо 15
1.8. Роль личности в системе моральных приорий и её философские основы. 17
2. Харакири 19
3. Религиозные воззрения самураев 22
Заключение. 26
Список используемой литературы: 27
чести.
1.3. Основные
требования бусидо.
Бусидо даже нельзя назвать учением в прямом смысле, это, скорее, одна
из форм выражения феодальной идеологии, её основные положения и принципы,
развивавшиеся из поколения в поколение в течении длительного времени.
При всём этом бусидо являлось сословной моралью. Оно служило только
самурайству, оправдывало все его действия и отстаивало его интересы. Чётко
и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в "Начальных
основах воинских искусств" Дайдодзи Юдзана:
"Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и
умереть, когда правомерно умереть.
К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и
что унижает его достоинство.
Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли
то, что собираешься сказать.
Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
Уважать правило "ствола и ветвей". Забыть его - значит никогда не
постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней
почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви.
Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не
оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со
ста до десяти и с десяти до одного.
Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или
собирается сказать
что-либо сам, он должен встать и одеться.
1.4. Истоки кодекса
самураев.
Самурайская мораль сформировалась в общих чертах одновременно с
системой сёгуната, однако основы её существовали задолго до этого времени.
Нитобэ Инадзо выделял в качестве основных источников бусидо буддизм и
синто, а также учения Конфуция и Мэн-цзы. И действительно, буддизм и
конфуцианство, пришедшие в Японию из Китая вместе с его культурой, имели
большой успех у аристократии и быстро распространились среди самурайства.
То, чего не доставало самураям в канонах буддизма и конфуцианства, в
изобилии давало воинам синто.
Наиболее важными доктринами, которые бусидо почерпнуло из синтоизма
Особенно сильное влияние на бусидо оказал буддизм махаянистского
направления, проникший в Японию в 522 г. Многие философские истины буддизма
наиболее полно отвечали потребностям и интересам самураев. При этом
популярнейшей сектой буддизма была "дзен", монахи которой внесли
значительный вклад в дело развития бусидо.
Созвучие мировоззрения
позволили использовать секту "дзен" в качестве религиозно-философской
основы этических наставлений самурайства. Так, например, бусидо восприняло
из дзен идею строгого самоконтроля. Самоконтроль и самообладание были
возведены в ранг добродетели и считались ценными качествами характера
самурая.
В непосредственной связи с бусидо стояла также медитация дзен,
вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти,
которые рассматривались как нечто положительное и великое, как мужественное
вхождение в "му" - небытие.
Из конфуцианства идеология самураев прежде всего восприняла
конфуцианские требования о "верности долгу", послушании своему господину, а
также требования, касающиеся морального совершенствования личности.
Конфуцианство способствовало возникновению в среде самураев и в их
идеологии презрения к производительному труду, в частности к труду
крестьян. То же самое легло в основу этико-политической философии Мэн-цзы,
другого корифея конфуцианства, который называл принцип управления
господствующего класса "всеобщим законом вселенной".
Так под воздействием синто, буддизма и конфуцианства формировались
основные принципы самурайской этики, входившие в качестве составной части в
мораль феодального общества, имеющую название "дакоту" (кит.: дао-дэ).
В числе главных принципов самурайской морали выделялись: верность
господину; вежливость; мужество; правдивость; простоту и воздержанность;
презрение к
личной выгоде и деньгам.
1.5.Основные принципы
бусидо.
Основным в бусидо были
отношениях покровительства и служения, и честь оружия, являвшегося
привилегией воина-профессионала, а не идеи лояльности к монарху или
патриотического отношения ко всей Японии.
Принцип верности выражался в беззаветном служении сюзерену и опирался
на положения о верности, почёрпнутые из синто, буддийское убеждение в
бренности всего земного, которое усиливало у самурая дух самопожертвования
и не боязни смерти, и философию конфуцианства, сделавшую лояльность
(верность вассала феодалу) первой добродетелью.
В моральном кодексе самураев феодальной эпохи большое значение
придавалось также катакиути - кровной мести, узаконенной бусидо в качестве
вида нравственного удовлетворения чувства справедливости. Верность сюзерену
требовала непременного отмщения за оскорбление господина.
Рядом с верностью стоял принцип долга, превративший естественную
настойчивость и упорство воинов в возвышенное начало морального порядка. В
соответствии с догмами конфуцианства долг - это "смысл и закон явлений и
жизни", "прямота души и поступков", или "справедливость". Из понятия
справедливость выводилось понятие "благородство", которое считалось "высшей
чуткостью справедливости". "Благородство, - сказал один знаменитый буси, -
это способность души принять определённое решение… согласно с совестью, без
колебания: "Умереть, если это нужно, убить - когда это потребуется". Другой
самурай заметил,
что без понятия о
могут выработать характера самурая".
В японском языке долг, чувство (сознание) долга обозначается словом
"гири" (букв.: "справедливый принцип"), которое произошло от "гиси" -
"верный вассал,
человек чести и долга,
долгом (гири) и чувствами (ниндзё) всегда должен был разрешаться в пользу
долга.
Кроме верности и чувства
была личная храбрость, несгибаемое мужество самурая, пример которого даёт
нам биография Такэда Сингэна. Мужество подобного рода было плодом
физической закалки, психической уравновешенности и спокойного презрения к
смерти.
Бусидо признавало только разумную храбрость, осуждая напрасный риск;
неразумная, бесцельная смерть считалась "собачьей смертью".
Принцип скромности вырабатывался вследствие подчинённого положения
рядовых воинов, невозможности для них поднимать голову перед своим
господином. К скромности было близко также понятие "вежливость",
подразумевавшее терпение, отсутствие зависти и зла. В лучшей своей форме
вежливость приближалась, по конфуцианским понятиям, к любви. Развитию
принципа вежливости способствовали постоянные упражнения в правильности
манер, которые должны были привести все члены организма в гармонию, "при
которой поведение
будет показывать господство духа над
плотью".
1.6. Второстепенные
принципы самурайской этики.
Наряду с указанными выше основными принципами самурайская этика
включала в себя ряд второстепенных, неразрывно связанных с главными и
определявших поступки и поведение самураев.
Умение владеть собой и
самураев до большого совершенства. Душевное равновесие являлось идеалом
бусидо, поэтому самурайская этика возвела этот принцип в ранг добродетели и
высоко его ценила. Яркой иллюстрацией способности к самоконтролю самураев
является обряд харакири.
Отношение самурая к смерти, многократно воспетое в литературе и
неоднократно подтверждённое историческими примерами, отнюдь не являлось чем-
то исключительным для народов Дальнего Востока. Наоборот, оно было
естественным для всей даосско-буддийской системы мировоззрения,
определявшей жизнь человека как звено в бесконечной цепи перерождений.
Самоценность земной жизни для ревностного буддиста любого толка была очень
невелика. Буддийский тезис о непостоянстве всего сущего (мудзё-кан) лежит
в основе всей японской
культуры.
С чем же сравнить тело твоё, человек?
Призрачна жизнь, словно роса на траве,
словно мерцанье зарниц.
В этом стихотворении дзенского мастера Роана отражён не субъективный
взгляд на действительность, а универсальная истина, не требующих никаких
подтверждений. Именно такое представление о смерти было присуще и самураям,
которые видели своё предназначение в том, чтобы "уподобиться опадающим
лепесткам сакуры", погибнуть в бою, "словно яшма, разбивающаяся об утёс".
Самодисциплина, усугублявшаяся изощрёнными регламентациями, заставляла
самурая всегда и во всём следовать закону чести, что, согласно убеждениям