Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение этики деловых отношений в работе менеджера по персоналу.
Для написания данной работы необходимо решить следующие задачи:
- всесторонне рассмотреть теоретические аспекты этики деловых отношений;
- изучить этику деловых отношений менеджера по персоналу в ООО «Новые подарки».

Содержание

Введение 3
Сущность, содержание и социальные функции этики деловых отношений 4
Основные принципы этики деловых отношений 5
Этика и социальная ответственность организации 7
Этические нормы в деятельности организации 13
Поведение менеджера по персоналу 15
Заключение 17
Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     Обществу  и человеку совсем не безразлично, какими средствами и по каким правилам достигаются цели организации. Поэтому все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации и об отношениях с другими организациями.

     Этические вопросы возникают и при рассмотрении роли организации в обществе. На разных этапах развития общества роль организаций оценивается по-разному.

     Во  время переходного периода, который  переживает наша страна, организации  призваны решать следующие задачи: приспособиться, выжить; получить прибыль  для акционеров; сохранить рабочие  места, квалифицированные кадры; стать конкурентоспособными.

     С наступлением более благоприятных  времен функции организации расширяются. Специалисты рыночных отношений  называют и такие задачи, как благотворительность, социальная ответственность и др.

       Социальная ответственность рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей своего города, края, страны, мира.

     Этические правила закрепляются в законодательстве. Фактически все правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых в момент принятия законов был законодатель.

     Таким образом, в разных законах, в том  числе в гражданском законодательстве, есть нормы, которые имеют четко  выраженную этическую направленность. Это, например, ст. 10 Гражданского кодекса РФ, устанавливающая пределы осуществления гражданских прав. В соответствии с ней установлены пределы свободы граждан: запрещена деятельность исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

     В трудовом законодательстве этическая функция выражена слабее, чем в гражданском; это является его недостатком: ведь трудовые правоотношения предполагают более тесную связь людей, чем гражданские. В Трудовом кодексе РФ нет норм, которые несли бы прямую этическую нагрузку, хотя в настоящее время, когда в нашей стране формируются рыночные отношения, они особенно необходимы.

     Например, ст. 152 Гражданского кодекса РФ о  защите чести, достоинства и деловой  репутации граждан дает право  гражданину по суду требовать опровержения порочащих его честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

     Трудовой  кодекс РФ не затрагивает этические  отношения между работодателем  и работником, хотя именно они нередко  нарушаются работодателем в трудовых отношения.

     Безусловно, трудовое законодательство должно препятствовать стремлению ряда работодателей достичь  своих целей, причиняя при этом моральный  и материальный ущерб своим работникам, что является следствием восприятия оценки работников лишь как средства для достижения своих целей и пренебрежением равенства прав членов общества.

     Трудовые  отношения могут быть максимально  эффективными при условии, что отношения  работодателя и работника рассматриваются государством как связь двух сторон одинакового достоинства при признании за работодателем дисциплинарной власти. Если это отношения господина и слуги, то они будут минимально эффективными и максимально аморальными.

     Общество  как совокупность отдельных и объединенных в организации людей предполагает наличие социальных функций, ответственности и у организации, и у людей. При этом в современных условиях социальные ожидания разных общественных групп в отношении организаций, предпринимателей постоянно меняются.

     Социально ответственная стратегия организации  может быть для нее исключительно  полезной. Традиционно называют следующие  преимущества, которые получают организации, придерживающиеся политики социальной ответственности:

    • формируется более привлекательный образ организации в обществе;
    • возрастает доверие к организации;
    • увеличиваются товарооборот, количество клиентов;
    • появляется возможность получить более выгодные заказы;
    • благодаря возросшему авторитету организация может вести более активную, эффективную политику в обществе;
    • появляется возможность добиться снижения местных налогов и т. д. [2, С. 53]

     Предпосылками для такой политики служат объективные  условия, к которым, прежде всего, нужно отнести наличие ресурсов в организации — материальных, финансовых, человеческих.

     В то же время традиционно называют и недостатки такой политики для  организации:

  • увеличиваются издержки производства;
  • ограничивается действие закона максимизации прибыли;
  • для поддержания своих доходов организация нередко повышает цены с целью покрытия издержек;
  • вложение средств в социальную сферу часто бывает неэффективным;
  • невысокий уровень квалификации персонала организации в области разрешения социальных проблем и т.п.

     Названные недостатки преодолеваются посредством  известных средств — достижения баланса между социальной политикой и издержками. Такой баланс, составленный в пользу организации, столь же полезен и обществу.

     Не  подлежит сомнению, что прибыль важна  для выживания организации. Для  любой организации на первом месте  стоит выживание и только потом — проблемы общества.

     К причинам неэтичной практики ведения  дел относятся:

  • конкурентная борьба, оттесняющая этические соображения;
  • отсутствие системы вознаграждения руководителей за этичное поведение;
  • общее снижение значения этики в обществе, что оправдывает неэтичное поведение на рабочем месте.

       Организации принимают разные  меры в целях повышения характеристик  этичности поведения руководителей  и рядовых работников. К таким  мерам относятся разработка этических  нормативов, создание комитетов по этике и обучение этичному поведению.

     Этические нормативы состоят из системы  общих ценностей и правил этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Они разрабатываются  с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений.

     К вариантам поведения, обычно запрещаемым  этическими нормативами, относятся  взятки, вымогательство, подарки, выплата  соучастнику части незаконно  полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов организации, использование информации, полученной в доверительной беседе, незаконные выплаты политическим организациям, противоправное поведение ради интересов организации.

     Некоторые зарубежные организации создают  постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти  все члены таких комитетов  — руководители высшего уровня. Кто не создает таких комитетов, нанимает специалиста, так называемого адвоката по этике. Роль такого адвоката — выработка суждений по этическим вопросам, связанным с действиями организации.

     Обучение  этичному поведению руководителей  и рядовых сотрудников используется организациями для повышения  показателей этичности поведения. При этом работников знакомят с основами этики и повышают их восприимчивость к возможным этическим проблемам.

 

     Этические нормы в деятельности организации 

     ООО – это учрежденное несколькими  лицами общество, уставной капитал  которого делится на доли, определенные в учредительном документе. Участники общества не отвечают по долгам общества своим личным имуществом. Участники не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов риск утраты своих вкладов. Важная особенность этого общества – деление уставного капитала на доли участников и отсутствие их ответственности по долгам общества. Имущество принадлежит на праве собственности самому обществу как юридическому лицу, объекта долевой собственности участников общества нет. Управление делами общества осуществляется общим собранием и исполнительным органом.

     При выходе участника из общества, ему  выплачивается стоимость части  имущества, соответствующая его  доле в уставном капитале общества.

     Учредительным документом предприятия является устав.

     Основной  задачей вновь созданной организации  была реализация элитных и авторских подарков зарубежных и отечественных производителей. Через время, после успешной реализации имеющихся задач, предприятие начало разрастаться.

     На  предприятии имеются следующие  подразделения: бухгалтерия – обработка  отчетности документов; ОК – подбор и прием персонала на работу; отдел продаж – продажи и заключения договоров; отдел рекламы – реклама и продвижение продукции, работа си СМИ и Интернет – поддержка; отдел реставрации – восстановление товара.

     Регулирование моральных отношений, не обозначенных в законодательстве, в организациях происходит при помощи этических  норм. Этические нормы — это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

     Правила запрещают дискриминацию по следующим  признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др.

     Запрету также подлежат: сексуальные домогательства; высмеивание работников; расовое  презрение и религиозное презрение; замечания, шутки и другие действия, создающие агрессивную обстановку на рабочем месте; угрозы; грубость. кража собственности организации; разглашение информации, являющейся служебной, коммерческой тайной; обман государственных, правительственных органов, выполнение распоряжений, являющихся нарушением законодательства; пренебрежительные высказывания; разговоры с посторонними об условиях договоров и тем самым обнародование этих условий; разговоры с лицами, не работающими в организации, об изобретениях, применяемых в организациях, о производственных планах, наем служащих для получения частной информации о сотрудниках, о конкурентах; взяточничество; получение подарков и денег от поставщика, клиента; получение комиссионных; вручение подарков представителем поставщика. 

     Поведение менеджера по персоналу 

     Менеджер  по персоналу является неотъемлемой частью любой организации. Для достижения высоких результатов своей работы, менеджер по персоналу обладает высоким качеством этикета приветствия, ведения собеседования, ведения деловых приемов, этикетом поведения. Относится к коллегам в компании с уважением.

     Компания  стремится создать на работе безопасные, здоровые и стимулирующие высокую  производительность труда условия. Каждый сотрудник несет личную ответственность перед коллегами и компанией за содействие в устранении причин и обстоятельств, подрывающих такие условия и отрицательно сказывающихся на обстановке в коллективе.

     Менеджер  руководствуется правилом приема на работу на основе оценки профессиональных качеств кандидатов и с учетом требований, предъявляемых к данной должности. Более того, необходимо всемерно стремиться к тому, чтобы все кандидаты имели равные возможности при поступлении на работу на любом должностном уровне.

     В организации, для менеджера по персоналу можно выделить 11 областей компетентности, которые были объединены в три группы.

     1. Личная порядочность:

    • этичность — уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость;
    • добросовестность — высокие требования к результатам своей работы;
    • рассудительность — способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения.

     2. Целеустремленность  и продуктивность:

    • результативность — ориентация на конечный результат;
    • настойчивость — способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией;
    • преданность организации и деловая ориентация — готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы;
    • уверенность в себе — готовность и умение решать неординарные задачи.

     3. Навыки командной  работы:

    • командная ориентация — понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими;
    • контактность — умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами;
    • коммуникабельность — умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства для воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания;
    • умение слушать — способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации.

Информация о работе Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу