Этика бизнеса и деловых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:25, реферат

Описание работы

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Профессиональная этика 4
2.Виды профессиональной этики 6
3.Необходимые профессиональные и человеческие качества 7
4.Этика бизнеса и деловых отношений 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

дел ком.docx

— 26.59 Кб (Скачать)

 

ОЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Профессиональная этика        4

2.Виды профессиональной  этики       6

3.Необходимые профессиональные  и человеческие качества  7

4.Этика бизнеса и деловых  отношений              10 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Нравственные отношения  людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может  нормально функционировать и  развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и  способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика  изучает:

· отношения трудовых коллективов  и каждого специалиста в отдельности;

· нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального  долга;

· взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

· особенности профессионального  воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональная  этика

 

 Профессиональная этика  представляет собой систему моральных  принципов, норм и правил поведения  специалиста с учетом особенностей  его профессиональной деятельности  и конкретной ситуации. Профессиональная  этика должна быть неотъемлемой  составной частью подготовки  каждого специалиста. 

  Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

 Профессиональные этики,  как правило, касаются лишь  тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного  рода зависимость людей от  действий профессионала, т.е. последствия  или процессы этих действий  оказывают особое влияние на  жизнь и судьбы других людей  или человечества. В связи с  этим выделяются традиционные  виды профессиональной этики,  такие, как педагогическая, медицинская,  юридическая, этика ученого, и  сравнительно новые, появление  или актуализация которых связаны  с возрастанием роли «человеческого  фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением  его влияния в обществе (журналистская  этика, биоэтика)

 Профессионализм и  отношение к труду являются  важными качественными характеристиками  морального облика личности. Они  имеют первостепенное значение  в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического  развития их содержание и оценка  существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.

 Профессиональная этика  не является следствием неравенства  в степени моральности различных  профессиональных групп. Но к  некоторым видам профессиональной  деятельности общество предъявляет  повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные  сферы, в которых сам процесс  труда основывается на высокой  согласованности действий его  участников, обостряя потребность  в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

 Профессия – определенный  вид трудовой деятельности, требующий  необходимых знаний и навыков,  приобретаемых в результате обучения  и длительной трудовой практики.

  Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

 Профессиональные моральные  нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок  внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

  Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

  Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

 

Виды профессиональной этики

Каждому виду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют  определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности  профессиональной деятельности, которые  направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его  жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики  показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

 

Необходимые профессиональные и человеческие качества

Соблюдение правил этикета - хороших манер должно быть нормой поведения как в обществе, так и при исполнении своих профессиональных обязанностей. Соблюдение этих негласных правил даёт каждому человеку залог успеха на работе, понимания в обществе и просто человеческого спокойствия, жизненного успеха и счастья. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными  манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных прозвищ. Такое поведение неприемлемо для культурного и воспитанного человека как в обществе, так и на работе.

Обязательным условием общения  является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем  неоправданному восхвалению увиденного или услышанного.

Одним из главных элементов  вежливости считают умение запоминать имена. Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить  им сознание собственной значительности

Тактичность, чуткость - это  и чувство меры, которую следует  соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать  границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный  человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место  разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Тактичность, чуткость подразумевают  также способность быстро и безошибочно  определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в  нужных случаях самокритично, без  чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит  его во мнении мыслящих людей, показав  им вашу исключительно ценную человеческую черту - скромность

Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между  хорошими товарищами. Культура поведения  в равной степени обязательна  и со стороны нижестоящего по отношению  к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь чаще вопросом: отвечаете ли вы им тем же.

Скромный человек никогда  не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует  для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

Д. Карнеги считает одним  из золотых правил следующее: "Людей  надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые". Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах - вот решение этого противоречия между требованиями "хорошего тона" при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

В наше время почти повсеместно  отмечается стремление к упрощению  многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это - одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально  бытовые условия, сильнейшим образом  влияют на этикет. Поэтому, очень много  из того, что было принято еще  в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись  по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство  меры, вежливость, тактичность, а главное  благожелательность по отношению к  людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных  ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.

 

Этика бизнеса  и деловых отношений

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая  этика ("деловая этика", "этика  бизнеса"). Этой проблеме сейчас уделяется  много внимания. Экономическая этика - наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях "Этика", "Никомахова этика", "Политика". Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советовал своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли на проблемами этики бизнеса. Возникновение капитализма в Европе в XVI веке было тесно связано с протестантской Реформацией. Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса. Если бы он следовал за средневековой католической идеологией, утверждавшей, что "делание денег" подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартов для достижения своих целей. Так, Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются обязательно аморальными. Отрицая эти установки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Он утверждает, что труд бизнесмена может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместимыми, но и взаимообуславливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной общественной культуры. В наше время хорошая этика означает хороший бизнес. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, и что моральная добродетель необходимое условие для успеха.

Информация о работе Этика бизнеса и деловых отношений