Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:26, реферат
Материалистический перипатеизм Стратона не был единственной и самой яркой формой античного материализма в эпоху эллинизма - ярче и полнее был материализм Эпикура и его учеников и последователей - эпикурейцев. В учении Эпикура свое второе рождение получил атомизм Левкиппа и Демокрита, дополненный, однако эллинистическим материалистом рядом своих оригинальных мыслей.
Введение
1. Жизненный путь Эпикура
2. Добродетели Эпикура, его отношение к Богу, смерти, страданиям
3. Философские принципы и этические взгляды Эпикура
4. Нравственный идеал Эпикура
Выводы
Список литературы
Различие отношения к будущему у Аристиппа и Эпикура приводит мыслителей к различному мироощущению. Это важно отметить, так как в литературе часто смешивают гедонизм и эпикуреизм, полагая, что их значения очень близки и характеризуются оптимистическим, жизнерадостным отношением к бытию. Однако философия гедонизма есть «пессимизм наизнанку», есть психология «пира во время чумы», так как погоня за немедленными, сиюминутными удовольствиями проистекает из неверия в будущее. Это - позиция гибнущих сословий и классов, в которой нет ни грамма оптимизма и, тем более, - демократизма. С наибольшей лаконичностью она выражена в печально знаменитой фразе Людовика XV, произнесенной много веков спустя: «После меня -- хоть потоп» (цит. по 4, стр. 194).
Напротив, установка Эпикура пронизана оптимизмом, искренней убежденностью в том, что завтрашний день будет лучше. «Природа учит считать ничтожным то, что дается случаем, и, находясь в счастье, признавать себя несчастным, а находясь в несчастье, не придавать большого значения счастью и принимать без шума [спокойно] блага, которые даются случаем, и быть готовым к бою с кажущимся злом, которое дается им: ведь бренно все, что толпа считает благом и злом, а мудрость не имеет ничего общего со случаем» (цит. по 3, стр. 235). Только с этих позиций возможно предпочесть как более высокие духовные наслаждения, не презирая наслаждений физических, но отводя им подчиненное положение. «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей, а мы будем повиноваться ей, необходимые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя» (цит. по 3, стр. 220).
4. Нравственный идеал Эпикура
Нравственным идеалом у Эпикура является жизнь мудреца, философа, который не презрел земные блага, а, напротив, живет в согласии с природой и, следовательно, лучше всего соблюдает цель жизни, назначенную природой. Только такая жизнь рождает гармонию человеческого существования. В противном же случае, «если ты по всякому поводу не будешь приурочивать действий своих к цели природы, если ты отвернешься от этой цели, чтобы искать и избегать чего-нибудь другого, действия твои будут в разладе с мыслью» (цит. по 4, стр. 199). Именно в согласии с природой, освободившись от предрассудков и ложных мнений, сообразуя свои потребности с тем, что природно необходимо, мудрец достигает высшего удовольствия в деятельности мысли и внутренней свободы.
Мудрец блажен не потому, что подобен богам, а потому, что он наиболее глубоко познал законы природы и живет в соответствии с ними. Он знает меру своих сил и разумно пользуется ими. Он освободил себя от ложных мнений и стремлений и потому спокоен, безмятежен и устремлен к познанию истины. Ему известно, что счастье заключается в достижении наиболее прочного и длительного наслаждения, источником которого могут быть только духовные блага -- дружба и знание. «Блажен тот, кто удаляется от мира без ненависти, прижимает к груди друга и наслаждается с ним» (цит. по 5, стр. 200).
Эпикурейский идеальный
человек (мудрец) отличается от мудреца
в изображении стоиков и
Подобно Демокриту
и Аристотелю, Эпикур выше всего
в людских отношениях ценит дружбу,
основанную на равенстве и единомыслии.
Отмечая в дружбе утилитарный
момент («всякая дружба желанна ради
себя самой, а начало она берет
от пользы» (цит. по 2, стр. 393)), он отнюдь
не сводит ее к выгоде. Бескорыстная
дружба всегда связана с готовностью
оказать поддержку: «Мы не столько
имеем надобность [в помощи] от друзей,
сколько в уверенности
Занятия философией, как и дружба, способствуют достижению безмятежности души (атараксии). Причем философия у Эпикура всегда обладает практической направленностью: она исцеляет от душевных страданий и ей не мешает тесная связь с жизнью: «Следует смеяться и философствовать и в то же время заниматься хозяйством и пользоваться всеми остальными способностями и никогда не переставать изрекать глаголы истинной философии» (цит. по 5, стр. 114).
Эпикур сплотил вокруг себя единомышленников: «сад Эпикура» представлял собой совершенно исключительное явление. По свидетельству античных авторов, все члены эпикурейской общины были связаны между собой узами теснейшей дружбы и взаимной симпатии. Сам Эпикур нежно любил своих учеников, проявляя о них и их детях постоянную заботу (например, почти восемь лет он оказывал помощь детям Метродора, который умер раньше него). Особенностью общины эпикурейцев было то, что в нее на равных правах входили женщины и рабы. В отличие от всех предшественников и современников, которые полагали, что раб находится вне морали, Эпикур не разделял эту точку зрения. Впервые идея, высказанная младшими софистами, получила практическое воплощение в эпикурейской общине. Все же это не помешало Эпикуру в теории оставаться идеологом рабовладельческой демократии: свое учение о морали он обращает к свободным гражданам.
Ученикам и последователям
Эпикур преподал урок редкой нравственной
цельности и душевного
Эпикур знает, что смерть -- это распад тела на атомы. «Мы рождаемся один раз, а дважды родиться нельзя, но мы должны уже целую вечность не быть» (цит. по 3, стр. 219). Нет бессмертия души, нет иной жизни, кроме земной, а к этой земной жизни он привязан, ибо, вопреки страданиям, он - жизнелюб. Мужество Эпикура это - нравственная стойкость мыслителя, свободного от предрассудков, убежденного в ценности для людей того, что он сделал.
Эпикур предложил людям «тетрафарком» - четверолекарствие, способное излечить человечество от болезненного страха и указать путь к счастливой жизни: «Бог не внушает страха; смерть не внушает опасения; благо легко достижимо; зло легко претерпеваемо» (цит. по 2, стр. 393).
Выводы
При работе над этим
рефератом мы рассмотрели этические
взгляды Эпикура, их влияние на другие
философские системы. Проанализировали
выдвинутые им философские принципы.
Для этого мы познакомились с
жизнью Эпикура, с его учением
о добродетелях, узнали отношение
мыслителя у Богу, смерти, страданиям,
определили его нравственный идеал.
В результате, я хочу отметить притягательную
силу учения Эпикура и его личности,
жизненность и доступность
После смерти Эпикура
(270/271 г.) его приемником по руководству
школой стал Гермарх из Митилены. Воспитанником
этой школы стал такой выдающийся
представитель античного
Список литературы
1. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. - М: Высш. шк., 2003.
2. Новая философская инциклопедия, т. 4. - М: «Мысль», 2001.
3. Материалисты древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/АН СССР, Ин-т философии; Общ. ред. и вступ. статья М.А. Дынника. - М.: Госполитиздат, 1955.
4. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. - Л.: Изд. ЛГЦ, 1980.
5. Шакир-заде А.С. Эпикур. - М.: Соцэкгиз, 1963.