Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:43, реферат
Если средневековая эпоха была связана с познанием благотворящей деятельности Бога, то усилия этики Нового времени были направлены на анализ соотношения общественных норм и индивидуальных потребностей. В названии эпохи – «Новое время» – отразилось чувство обновления, сознание того, что произошло открытие нового периода в истории, который наступал по мере утверждения в жизни новых, взамен шатких уже старых, оснований коллективной веры.
В эту эпоху начали складываться условия, исключительно благоприятные для достижения высокой степени развития человеческой индивидуальности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ЭТИКИ 4
2 ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Долг не может быть выведен из личного опыта, так как эмпирический субъект всегда эгоистичен. Долг не может быть определен и коллективным опытом, так как общность людей всегда испытывает столкновение противоположных интересов. Поэтому Кант рассматривает морально-должное как априорное свойство человеческого сознания как автономное и ничем не обусловленное. Согласно Канту существует некий нравственный закон, обладающий самоочевидным свойством императивности, т.е. обязательности для любого человека. Кант различает два вида императивов: гипотетические, т.е. требования, обусловленные какими-то внешними соображениями (цель, интерес, полезность) и категорические, которые предписывают должное поведение вне зависимости от каких бы то ни было условий. Первые не имеют никакого отношения к морали, только категорические императивы выражают должное как таковое, неизменный и всеобщий нравственный закон. Первая формулировка категорического императива гласит: "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". Вторая формулировка: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству. Таким образом, если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в котором он находится, моральные нормы, и практически осуществить их, то вопрос о том в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек виновен в ее невыполнении - это вопрос о личной ответственности. Следовательно, ответственность - это соответствие моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей личности.
По Канту, многое зависит от самого человека. Есть такое понятие - достоинство. Надо знать, что это значит, и уметь сохранять его.
Не становитесь холопом другого человека.
Не допускайте безнаказанного попрания ваших прав.
Не делайте долгов, если у вас нет полной уверенности, что вы можете их вернуть.
Не принимайте благодеяний.
Не становитесь прихлебателями или льстецами.
Тогда, - говорит Кант, - вы сохраните
свое достоинство. А кто
6. Гегель
Принцип историзма, последовательно проводимый Г.В.Ф.Гегелем (1770-1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально "озабоченной" теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, a на установление ее значения в системе общественных отношений. В соответствии с этим, в философии абсолютного идеализма Гегеля этика занимает достаточно скромное место. Этические воззрения немецкого философа наиболее полно и систематизировано изложены в его трудах "Философия права", "Феноменология духа".
Принципиальным для Гегеля
Нужно заметить, что этика Гегеля явилась результатом сложной творческой эволюции, в процессе которой, постепенно преодолевался пафос ранних работ, связанный с идеями моральной суверенности личности. В итоге личность как бы при носится в жертву философии абсолютного идеализма, настроенной на созидание социальной гармонии.
Учение о свободе воли
В учении о морали, которая
представляет собой сферу
Интересно понимание Гегелем морального долга субъекта, состоящего в том, чтобы "иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в деятельности". Здесь, по существу, описывается механизм реализации морали, ставится проблема интериоризации моральной необходимости. Множество ценных идей можно найти и в гегелевской диалектике добра и зла.
Учение о нравственности. Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Тремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, в принципе, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству". Принцип историзма позволил Гегелю выявить многие реалии исторического развития нравственности, проанализировать сущностные антагонизмы буржуазного общества показать связь морали с другими сторонами общественной жизни, т.е. вписать мораль в социальный контекст. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась несостоятельной. Философия "объективного духа", которая "разглядела" многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагал "считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т.е. открываемую философией и в самой только философии существующую разумную действительность".
7. Л.Фейербах
Не исключено, что именно это обстоятельство заставило Л.Фейербаха (1804-1872) отказаться от умозрительной философии и обратиться к природной непосредственности человека. Однако натуралистическая традиция, с которой Фейербах связывает свои надежды на создание: "жизненной", конкретной, действенной этики, уже, вероятно, исчерпала свои конструктивные возможности, поэтому замысел Фейербаха адекватно не осуществляется, а принимает форму проповеди морали, основанной на любви и достаточно неопределенной в содержательном отношении.
Своеобразие этических воззрений Фейербаха
связано не только с предложенным им позитивом
(этика "туизма", альтруистических
взаимоотношений "я" и "ты"),
но и с объемной критикой религиозной
и идеалистической этики, убежденностью
в приоритете материалистической ориентации
в этических исследованиях. Можно найти
у него немало интересных идей относительно
отдельных этических проблем (рассуждения
об эгоизме, в том числе об особенностях
группового эгоизма, описания нравственной
значимости любви и т.д.). Тем не менее,
предложить более конструктивный, по сравнению
с идеалистической 'этикой, вариант гармонизации
сущего и должного, идеала, и действительности
Фейербаху не удалось в целом этика Нового
времени в известной степени подвергла
итоги классического этапа развития этического
сознания, акцентировав основные, намеченные
еще в античности, традиции исследования
моральных феноменов. Несмотря на многообразие,
глубину и богатство идейного потенциала,
в ней не была представлена принципиально
новая модель разрешения моральных антиномий,
однако достигнутый уровень их теоретического
осмысления (особенно в концепциях Канта
и Гегеля) до сих пор остается непревзойденным
образцом рационалистического анализа.
Значение этических идей упомянутых представителей
немецкой философии настолько велико,
что именно их имена в первую очередь символизируют
последующие представления об этической
"классике". ХХ - век приносит с собой
ориентацию иного, "постклассического"
типа.
Концепция рациональности души и построенная на ней теория самораскрытия человека приобретают для этики данного периода чрезвычайное значение.
Благодаря им гуманизм принципиально расширил свои горизонты. Классическая буржуазная этика приходит к убеждению, что анархию зла можно сковать разумом и деятельностью. Человеческая природа, подвижная, изменчивая, животворящая, исполнена силы; собственной деятельностью человек развертывает все заложенные в нем способности. Он не страшится борьбы и не страшится низости мира, борьбы жизни - жизнь в мире, даже если он насквозь пропитан эгоизмом, есть позитивная ценность. Это динамическое понимание человека ставит, таким образом, рядом со злом добро, рядом с отдельным индивидом - род, в котором и с точки зрения которого все выглядит уже не столь мрачно. Решающую роль в переходе от зла к добру, от индивида к роду, возможность которого пытаются обосновать философы, опять-таки играет разум, который уравновешивает страсти и позволяет человеку распоряжаться самим собой.
Раскрывая
революционный характер философии
Нового времени, в частности французского
Просвещения, Ф. Энгельс пишет: "Все
прежние формы общества и государства,
все традиционные представления были
признаны неразумными и отброшены, как
старый хлам; мир до сих пор руководился
одними предрассудками, и все прошлое
достойно лишь сожаления и презрения.
Теперь впервые взошло солнце, наступило
царство разума, и отныне суеверие, несправедливость,
привилегии и угнетение должны уступить
место вечной истине, вечной справедливости,
равенству, вытекающему из самой природы,
и неотъемлемым правам человека"