Эстетический вкус

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – на основании литературных источников изучить эстетический вкус.

Задачи контрольной работы:

•изучить эстетический вкус как постижение красоты;
•изучить эстетическая деятельность и эстетический вкус;
•изучить проблемы формирования эстетического вкуса человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Эстетический вкус как постижение красоты………………………….4-11
2.Эстетический вкус как характеристика духовного развития личности…………………………………………………………………12-15
3.Проблемы формирования эстетического вкуса человека…………….16-26
Заключение………………………………………………………………….27

Список использованных источников и литературы……………………..28

Работа содержит 1 файл

Эстетический вкус.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Красота, будучи формой, объективно связанной  с содержанием, субъективно совершенно свободна от какого бы то ни было интереса, от понятия о предмете, от соображений о цели или пользе. Она непосредственно своим чувственным обнаружением возбуждает в нас чувство удовольствия. Это удовольствие, наслаждение носит абсолютно бескорыстный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет.

     Если  в самом предмете эстетического  любования, в красоте нет цели, пользы, то сам процесс бескорыстного  созерцания чрезвычайно духовно  полезен. Бескорыстие придает ему  высоконравственный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет. Общение с красотой духовно полезно обществу и индивиду, ибо вносит свой вклад в формирование нравственных качеств личности. Не поэтому ли Достоевский считал, что красота спасет мир?

     И.Кант различал свободную и «связанную», «обусловленную» красоту. Свободной  красота бывает лишь в «поле» эстетического  созерцания (и творчества), но это  «поле» неизбежно вплетено в контекст реальной жизнедеятельности9. Поэтому, обособившись, красота снова вступает в связь (и никогда ее не теряет) с различными видами целесообразной и полезной деятельности.

     Начиная с древности, человек в трудовой деятельности не только создавал изделия, которые удовлетворяли насущные утилитарные потребности, но и творил их по законам красоты, в частности, украшая различными орнаментами. В свою очередь эти орнаменты были связаны с религиозно-магическими обрядами и действами. Связь красоты с полезными предметами нашла свое продолжение и развитие в народном декоративно-прикладном искусстве, в художественном ремесле и художественной промышленности. В структуре последнего формируется дизайн, который с точки зрения красоты (и разумеется пользы, целесообразности) осмысливает и оформляет предметы, учитывая особенности не только его внешнего вида, но и необходимое функциональное и композиционное единство.

     Красота, как чувственно-приятное связана с врожденным игровым началом, которое старше культуры. Игре как факту культуры красота внутренне не присуща, но игра обладает склонностью вступать в контакт с различными видами красоты. Более примитивным формам игры с самого начала присущи радость и изящество. Красота движений человеческого тела находит свое высшее выражение в игре, в частности и в особенности – в спортивной. Здесь и в более высокоразвитых формах игры мы находим ритм и гармонию. Связь игры и красоты несомненна и многообразна.

     Теснейшая связь красоты с религией прослеживается, начиная от древнейших магических обрядов  и вплоть до современных религиозных  культовых действий, обрядов и празднеств. При этом роль красоты не ограничивается декоративной функцией. Существует глубокая внутренняя связь красоты и религиозных идей, в особенности с нравственным аспектом религиозного сознания.

     Красота связана тесными узами не только с добром, но и с такой интеллектуальной ценностью как истина. Как и в сфере религиозного сознания, красота не ограничивается декоративной функцией и в области философских и научных идей. Красота научных формул, о которых шла речь ранее, неразрывно обусловлена истинностью этих формул. Известный физик П.Дирак считал, что: «красивая теория, красивая формула не может не быть верной». Другой ученый-физик Р.Фейнман полагал, что: « истину можно узнать по ее красоте». Математик А.Пуанкаре писал о том, что полезными комбинациями являются как раз наиболее изящные комбинации. Знаменитый авиаконструктор А.С.Яковлев утверждал: «некрасивый самолет не полетит, не знаю почему, но не полетит». Опыт убеждал его в том, что некрасивые образцы надо отсеивать: все равно в эксплуатации они себя не оправдают. Все эти и подобные им высказывания восходят к Платону, считавшему, что «красота – сияние истины»10.

     В концентрированном виде связь красоты  с другими духовными ценностями и прежде всего с нравственностью  проявляет себя в искусстве: музыке, театре, литературе, в изобразительном искусстве и др. – во всех «изящных» искусствах. По утверждению замечательного русского мыслителя М.Бахтина, все ценности здесь выступают под «эстетическим интегралом».11 Сердцевина этого «интеграла» – красота, которая выступает здесь в своей наивысшей форме – в форме прекрасного. Искусство всегда прекрасно, что бы оно ни изображало в своем содержании: красивое или некрасивое, даже безобразное. О.Роден писал, что «стоит великому артисту или великому писателю коснуться до какого-нибудь безобразия, чтобы оно мгновенно преобразилось: ударом волшебного жезла безобразное превращается в красоту: это алхимия, это колдовство!».12

     Художник  двояким образом преодолевает безобразное, негативное. Во-первых, он достигает  этого, представляя безобразное, негативное как общественный феномен. С позиций положительного нравственного идеала художник занимает по отношению к нему отрицательную позицию, произносит над ним приговор, тем самым, способствуя утверждению эстетического идеала. Во-вторых, с помощью своего мастерства он создает красивую художественную форму. Основа этой формы – композиция с присущими ей объективными предпосылками красоты: целостностью, органичностью, ритмом, пропорциональностью (в частности и в особенности – «золотым сечением») и другими чертами. Кроме того, художественная форма в истинном искусстве находится в гармоническом соответствии с идеей произведения, с позиций которой художник оценивает изображаемое. В этом случае принято говорить об единстве формы и содержания. Художественная форма придает красоте в искусстве особое качество – художественность.

     В современном искусстве модернизма и постмодернизма красота часто  отходит на второй план. Место прекрасного  занимают другие ценности, которые  П. Валери назвал шок - ценностями – новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции13. 
 
 

2.Эстетический вкус как характеристика духовного развития личности 

       Эстетическая  потребность представляет собой  заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и  созидания эстетического человеком  в разнообразных формах деятельности, основу и импульс человеческого эстетического восприятия. Эстетическая потребность универсальна и нерасчленима по своей природе: мир и человек выступают в ней в целостном единстве. Эстетические потребности относятся к идеальным (духовным) потребностям. Они свободны от утилитарных, потребительских интересов. Их содержание кроется в необходимости быть приобщенным к человеческому духовному отношению к миру, участию в этом отношении, наслаждении чувственно-наглядными формами и образами. Эстетическое восприятие является одновременно и структурным элементом эстетического сознания, и видом эстетической деятельности. Оно выражается в целенаправленном и целостном восприятии чего-либо как эстетической ценности. Эстетическое восприятие объективируется в процессе практической деятельности человека, ощущения формальных признаков предмета: пропорции, симметрии, ритма, контраста, величины. Эти признаки объективны и они обеспечивают первоначальную эстетическую реакцию на предмет. Эстетическое восприятие тесным образом связано с ассоциативным мышлением. Оно формируется и развивается на основе опыта как отдельного человека, так и человечества в целом. Но для восприятия сложных форм эстетической действительности, например, восприятия произведений искусства необходимы определенная подготовка, эстетическая грамотность.

     В ходе эстетического восприятия формируются  эстетические чувства, которые выступают  в структуре эстетического сознания как его ядро. Под эстетическим чувством подразумевают непосредственное эмоциональное переживание человеком  своего эстетического отношения к действительности.

     Эстетическое  чувство возникает лишь при восприятии формы и содержания предмета или  явления, а также эстетического  процесса в их целостном неповторимом единстве. Оно связано с прошлым  опытом человека, с его знаниями о мире, которые объективно присутствуют в оценке, вкусе, суждении, и при этом обладает важной особенностью - пробуждать творческую фантазию, обогащать воображение. Эстетическое чувство является устойчивым свойством личности и ее важной характеристикой. Развитые эстетические чувства дают человеку возможность ориентироваться в эстетических свойствах объектов как природных, так и социальных. Эта способность выражается в эстетическом вкусе, который представляет собой способность человека непосредственно, без особого анализа чувствовать эстетические достоинства объектов, отличать эти достоинства, ориентироваться на них в своей практике.

     Эстетический  вкус по своей сущности выступает  как своеобразный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира человеком. В нем воплощается эстетическое отношение общества и индивида к конкретным явлениям природы и общества, к продуктам эстетической деятельности в плане их положительной или отрицательной эстетической оценки. Эстетический вкус выступает и как своеобразное средство отражения эстетических достоинств самых различных предметов действительности, и как воплощение в непосредственно-эмоциональной форме эстетического отношения человека к этим предметам, и как критерий совершенства или несовершенства деятельности по преобразованию мира в соответствии с законами красоты и результатов этой деятельности.14

     Ценностный  аспект эстетического присутствует и в эстетической оценке, то есть в способности человека аргументированно обосновывать эстетические достоинства  предметов, выстраивать их в систему и определять их взаимосвязь. Эстетическая оценка субъективна, поскольку строится на основе индивидуальных чувств и предпочтений. Но она опирается также и на объективные знания о предмете, на его объективное содержание. Эстетическое отношение человека к миру может быть неразвитым, неосознанным, но в своих развитых формах оно, как правило, осознается и выражается в более или менее определенных понятиях и суждениях. Совокупность же эстетических понятий, принципов, позиций, знаний и суждений выступает как эстетические взгляды.15

     Эстетический  вкус – это наиболее сознательное проявление эстетической способности  личности, выражение эстетического  идеала – высшего проявления эстетических возможностей человека. В деятельности вкуса воплощаются наши представления об идеале независимо от того, идет ли речь об эстетически создающей или созерцательной стороне жизни. Но было бы опрометчиво делать заключение о тождестве этих категорий.

     Эстетический  вкус - индивидуальное достоинство личности. Он принадлежит к числу явлений, в котором запечатлена деятельность современного и предшествующих поколений. Эстетический идеал - достояние современного общества, одна из сторон духовного его облика, его душа. Эстетический вкус, в отличие от эстетического идеала, относится к достаточно устойчивым образованиям, во многом определяющим собой и действенные и рефлексивные проявления личности. Эстетический вкус определяет целеустремленную и целеполагающую деятельность человека и направляет к достижению оптимальных результатов.

     В психологическом ключе эстетический вкус представляет собой особую способность  человека. Она включает в себя свойства чувственного сознания и систему  оценок и предпочтений, которые отражают ценностные ориентации человека. Эстетические эмоции, переживания и чувства несут в себе потенциальные возможности образования вкуса. Эстетический вкус предполагает осознанное отношение ко всем взаимосвязям человека с миром. Эстетический вкус выполняет функцию раскрытия смысла эстетического сознания: обеспечить каждому человеку достижение внутренней гармонии, свести воедино аспекты его существа. При участии эстетического вкуса человек эмоционально - чувственно погружается в жизнь и познает ее. Вкус выполняет посредническую роль между обыденным и теоретическим сознанием, он связывает их и поднимает на новую высшую ступень.

     Высшим  проявлением эстетического сознания является эстетический идеал как  форма проявления мировоззрения. Он характеризует представление человека о совершенстве предметов и явлений  действительности, о прекрасном в образе жизни людей, о гармонии человека.

     Эстетический  вкус предполагает осознанное отношение  ко всем взаимосвязям человека с миром. Эстетический вкус выполняет функцию  раскрытия смысла эстетического  сознания: обеспечить каждому человеку достижение внутренней гармонии, свести воедино аспекты его существа. При участии эстетического вкуса человек эмоционально-чувственно погружается в жизнь и познает ее. Вкус выполняет посредническую роль между обыденным и теоретическим сознанием, он связывает их и поднимает на новую высшую ступень. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблемы формирования  эстетического вкуса  человека 

     Среди других важных аспектов эстетической культуры личности в современную  эпоху приобретает большое значение категория вкуса, которая детально и глубоко исследована в работах Пьера Бурдье. Согласно мнению Бурдье, «эстетический вкус является социально обусловленной и институционально сконституированной категорией». В формировании эстетического вкуса формальному образованию принадлежит важная роль, но она является имплицитной, так как в собственном смысле, по мнению Бурдье, «художественное воспитание, которое, как предполагается дается образовательной системой, является практически не существующие». Образовательная система, основанная на социальных различиях, создает то, что Бурдье называет «эстетической диспозицией», которая и определяет вкусы иценности в области искусства, что соответствует месту индивида в социальной иерархии.16

Информация о работе Эстетический вкус