Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 13:43, контрольная работа
Цель контрольной работы – на основании литературных источников изучить эстетический вкус.
Задачи контрольной работы:
•изучить эстетический вкус как постижение красоты;
•изучить эстетическая деятельность и эстетический вкус;
•изучить проблемы формирования эстетического вкуса человека.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Эстетический вкус как постижение красоты………………………….4-11
2.Эстетический вкус как характеристика духовного развития личности…………………………………………………………………12-15
3.Проблемы формирования эстетического вкуса человека…………….16-26
Заключение………………………………………………………………….27
Список использованных источников и литературы……………………..28
Красота, будучи формой, объективно связанной с содержанием, субъективно совершенно свободна от какого бы то ни было интереса, от понятия о предмете, от соображений о цели или пользе. Она непосредственно своим чувственным обнаружением возбуждает в нас чувство удовольствия. Это удовольствие, наслаждение носит абсолютно бескорыстный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет.
Если в самом предмете эстетического любования, в красоте нет цели, пользы, то сам процесс бескорыстного созерцания чрезвычайно духовно полезен. Бескорыстие придает ему высоконравственный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет. Общение с красотой духовно полезно обществу и индивиду, ибо вносит свой вклад в формирование нравственных качеств личности. Не поэтому ли Достоевский считал, что красота спасет мир?
И.Кант различал свободную и «связанную», «обусловленную» красоту. Свободной красота бывает лишь в «поле» эстетического созерцания (и творчества), но это «поле» неизбежно вплетено в контекст реальной жизнедеятельности9. Поэтому, обособившись, красота снова вступает в связь (и никогда ее не теряет) с различными видами целесообразной и полезной деятельности.
Начиная с древности, человек в трудовой деятельности не только создавал изделия, которые удовлетворяли насущные утилитарные потребности, но и творил их по законам красоты, в частности, украшая различными орнаментами. В свою очередь эти орнаменты были связаны с религиозно-магическими обрядами и действами. Связь красоты с полезными предметами нашла свое продолжение и развитие в народном декоративно-прикладном искусстве, в художественном ремесле и художественной промышленности. В структуре последнего формируется дизайн, который с точки зрения красоты (и разумеется пользы, целесообразности) осмысливает и оформляет предметы, учитывая особенности не только его внешнего вида, но и необходимое функциональное и композиционное единство.
Красота, как чувственно-приятное связана с врожденным игровым началом, которое старше культуры. Игре как факту культуры красота внутренне не присуща, но игра обладает склонностью вступать в контакт с различными видами красоты. Более примитивным формам игры с самого начала присущи радость и изящество. Красота движений человеческого тела находит свое высшее выражение в игре, в частности и в особенности – в спортивной. Здесь и в более высокоразвитых формах игры мы находим ритм и гармонию. Связь игры и красоты несомненна и многообразна.
Теснейшая связь красоты с религией прослеживается, начиная от древнейших магических обрядов и вплоть до современных религиозных культовых действий, обрядов и празднеств. При этом роль красоты не ограничивается декоративной функцией. Существует глубокая внутренняя связь красоты и религиозных идей, в особенности с нравственным аспектом религиозного сознания.
Красота связана тесными узами не только с добром, но и с такой интеллектуальной ценностью как истина. Как и в сфере религиозного сознания, красота не ограничивается декоративной функцией и в области философских и научных идей. Красота научных формул, о которых шла речь ранее, неразрывно обусловлена истинностью этих формул. Известный физик П.Дирак считал, что: «красивая теория, красивая формула не может не быть верной». Другой ученый-физик Р.Фейнман полагал, что: « истину можно узнать по ее красоте». Математик А.Пуанкаре писал о том, что полезными комбинациями являются как раз наиболее изящные комбинации. Знаменитый авиаконструктор А.С.Яковлев утверждал: «некрасивый самолет не полетит, не знаю почему, но не полетит». Опыт убеждал его в том, что некрасивые образцы надо отсеивать: все равно в эксплуатации они себя не оправдают. Все эти и подобные им высказывания восходят к Платону, считавшему, что «красота – сияние истины»10.
В концентрированном виде связь красоты с другими духовными ценностями и прежде всего с нравственностью проявляет себя в искусстве: музыке, театре, литературе, в изобразительном искусстве и др. – во всех «изящных» искусствах. По утверждению замечательного русского мыслителя М.Бахтина, все ценности здесь выступают под «эстетическим интегралом».11 Сердцевина этого «интеграла» – красота, которая выступает здесь в своей наивысшей форме – в форме прекрасного. Искусство всегда прекрасно, что бы оно ни изображало в своем содержании: красивое или некрасивое, даже безобразное. О.Роден писал, что «стоит великому артисту или великому писателю коснуться до какого-нибудь безобразия, чтобы оно мгновенно преобразилось: ударом волшебного жезла безобразное превращается в красоту: это алхимия, это колдовство!».12
Художник двояким образом преодолевает безобразное, негативное. Во-первых, он достигает этого, представляя безобразное, негативное как общественный феномен. С позиций положительного нравственного идеала художник занимает по отношению к нему отрицательную позицию, произносит над ним приговор, тем самым, способствуя утверждению эстетического идеала. Во-вторых, с помощью своего мастерства он создает красивую художественную форму. Основа этой формы – композиция с присущими ей объективными предпосылками красоты: целостностью, органичностью, ритмом, пропорциональностью (в частности и в особенности – «золотым сечением») и другими чертами. Кроме того, художественная форма в истинном искусстве находится в гармоническом соответствии с идеей произведения, с позиций которой художник оценивает изображаемое. В этом случае принято говорить об единстве формы и содержания. Художественная форма придает красоте в искусстве особое качество – художественность.
В
современном искусстве
2.Эстетический
вкус как характеристика
духовного развития
личности
Эстетическая
потребность представляет собой
заинтересованность человека в эстетических
ценностях, исходный момент освоения и
созидания эстетического
В
ходе эстетического восприятия формируются
эстетические чувства, которые выступают
в структуре эстетического
Эстетическое чувство возникает лишь при восприятии формы и содержания предмета или явления, а также эстетического процесса в их целостном неповторимом единстве. Оно связано с прошлым опытом человека, с его знаниями о мире, которые объективно присутствуют в оценке, вкусе, суждении, и при этом обладает важной особенностью - пробуждать творческую фантазию, обогащать воображение. Эстетическое чувство является устойчивым свойством личности и ее важной характеристикой. Развитые эстетические чувства дают человеку возможность ориентироваться в эстетических свойствах объектов как природных, так и социальных. Эта способность выражается в эстетическом вкусе, который представляет собой способность человека непосредственно, без особого анализа чувствовать эстетические достоинства объектов, отличать эти достоинства, ориентироваться на них в своей практике.
Эстетический вкус по своей сущности выступает как своеобразный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира человеком. В нем воплощается эстетическое отношение общества и индивида к конкретным явлениям природы и общества, к продуктам эстетической деятельности в плане их положительной или отрицательной эстетической оценки. Эстетический вкус выступает и как своеобразное средство отражения эстетических достоинств самых различных предметов действительности, и как воплощение в непосредственно-эмоциональной форме эстетического отношения человека к этим предметам, и как критерий совершенства или несовершенства деятельности по преобразованию мира в соответствии с законами красоты и результатов этой деятельности.14
Ценностный аспект эстетического присутствует и в эстетической оценке, то есть в способности человека аргументированно обосновывать эстетические достоинства предметов, выстраивать их в систему и определять их взаимосвязь. Эстетическая оценка субъективна, поскольку строится на основе индивидуальных чувств и предпочтений. Но она опирается также и на объективные знания о предмете, на его объективное содержание. Эстетическое отношение человека к миру может быть неразвитым, неосознанным, но в своих развитых формах оно, как правило, осознается и выражается в более или менее определенных понятиях и суждениях. Совокупность же эстетических понятий, принципов, позиций, знаний и суждений выступает как эстетические взгляды.15
Эстетический вкус – это наиболее сознательное проявление эстетической способности личности, выражение эстетического идеала – высшего проявления эстетических возможностей человека. В деятельности вкуса воплощаются наши представления об идеале независимо от того, идет ли речь об эстетически создающей или созерцательной стороне жизни. Но было бы опрометчиво делать заключение о тождестве этих категорий.
Эстетический вкус - индивидуальное достоинство личности. Он принадлежит к числу явлений, в котором запечатлена деятельность современного и предшествующих поколений. Эстетический идеал - достояние современного общества, одна из сторон духовного его облика, его душа. Эстетический вкус, в отличие от эстетического идеала, относится к достаточно устойчивым образованиям, во многом определяющим собой и действенные и рефлексивные проявления личности. Эстетический вкус определяет целеустремленную и целеполагающую деятельность человека и направляет к достижению оптимальных результатов.
В
психологическом ключе
Высшим
проявлением эстетического
Эстетический
вкус предполагает осознанное отношение
ко всем взаимосвязям человека с миром.
Эстетический вкус выполняет функцию
раскрытия смысла эстетического
сознания: обеспечить каждому человеку
достижение внутренней гармонии, свести
воедино аспекты его существа. При участии
эстетического вкуса человек эмоционально-чувственно
погружается в жизнь и познает ее. Вкус
выполняет посредническую роль между
обыденным и теоретическим сознанием,
он связывает их и поднимает на новую высшую
ступень.
3.
Проблемы формирования
эстетического вкуса
человека
Среди
других важных аспектов эстетической
культуры личности в современную
эпоху приобретает большое