Эстетическая культура сотрудников ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Что такое эстетика и культура? Отчего культурность как некое свойство оказывается неотъемлемой чертой различных сторон нашего социального бытия? Можно ли выявить специфику данных антропологических и общественного явлений? Данные понятия, особенно культура, относятся к числу фундаментальных в современном обществознании.

Содержание

Введение.
1. Понятие «эстетика» и «культура»
2. Системообразующие элементы эстетической культуры и основные категории.
3. Эстетическое сознание и духовный мир сотрудника органов внутренних дел.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Культура 1В КР.docx

— 59.89 Кб (Скачать)

Безобразное — эстетическая категория, характеризующая явления действительности, сущность которых противоположна прекрасному. В этой категории находит выражение отрицательное отношение человека к этим явлениям. В противоположность прекрасному, безобразное в общественных отношениях проявляется, например, во враждебности социальных условий свободному проявлению и расцвету жизненных сил человека, в ограниченном, уродливо-одностороннем развитии их, распаде эстетического идеала. В безобразном человеческая сущность противоречит самой себе, выступает в искаженном, бесчеловечном виде. В современном мире безобразное часто господствует над прекрасным, что находит свое отражение в преобладании отрицательных типов над положительными в искусстве,которое в образах отрицательных персонажей и характеров подвергает критике и разоблачению бесчеловечные стороны жизни, разрушающие красоту человека. В искусстве изображение безобразноеесть своеобразная форма утверждения идеала прекрасного. Задача воспитания личности в духе гуманизма неразрывно связана с борьбой против явлений безобразногокоторые имеют место в жизни.

Трагическое(греч. tragicos -трагический, относящийся к трагедии, в своем происхождении связано с культом бога Диониса) — категория эстетики, выражающая диалектику свободы и необходимости, противоречия общественного развития, личности и общества, борьбу прекрасного и безобразного. В траничном проявляются неразрешимые на данном этапе противоречия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления.  Трагические противоречия приводят к тяжелым страданиям и нередко к гибели героя. Но они порождают в сердцах людей не только скорбь, но и эстетическое переживание (катарсис), которое оказывает очищающее воздействие на чувства и сознание человека, воспитывает в нем ненависть к низменным явлениям и закаляет волю и мужество. В этом заключается так называемый парадокс трагичного. Выражая и утверждая эстетический идеал, трагичное является формой проявления прекрасного, возвышенного. Специфической формой воплощения трагичного в искусстве является трагедия («Гамлет» Шекспира, «Борис Годунов» Пушкина, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского и др.).

Возвышенное —эстетическая категория, выражающая сущность явлений, событий, процессов, обладающих большой общественной значимостью, оказывающих влияние на жизнь людей, на судьбы человечества. События и явления, оцениваемые как возвышенное, эстетически воспринимаются человеком как противостоящие всему низменному и обыденному. Возвышенное вызывает в человеке особые чувства и переживания, поднимающие его над всем ничтожным и посредственным, ведет его на борьбу за высокие идеи. В. тесно связано с прекрасным, тоже являясь воплощением передового эстетического идеала.Особенностью возвышенного (по сравнению спрекрасным) является его принципиальнаянацеленность на познание безграничных возможностей и на осуществление грандиозных задач, открывающихся перед человеком в процессе освоения им окружающего мира. При этом предполагается, что масштаб этих возможностей настолько велик, а уровень поставленных задач настолько высок, что их полная реализация — не мгновенный акт, а результат длительного исторического процесса. Идеалистические теории ищут источник В. в субъекте или в идеях божественной бесконечности, вечности и т. д. Марксистская эстетика видит основу возвышенного в объективной действительности и в отношении человека к ней, направленном на ее революционное преобразование, а само возвышенное рассматривает как концентрированное выражение красоты человеческого подвига, величия достижений творческого труда. В этом смысле возвышенное близко категории героического. В. в искусстве проявляется через показ лучших человеческих помыслов и дерзаний, а также в выражении тех чувств восхищения и воодушевления, которые они вызывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Эстетическое сознание и духовный мир сотрудника

органов внутренних дел

 

 Эстетическое сознание - часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры.  Если подойти к нему в историческом  плане, то можно сказать, что  эстетическое сознание наряду  с религиозным и нравственным  относится к самой начальной  стадии общественного сознания  и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни. Не было еще ни правосознания, ни политического сознания, а зачатки эстетического сознания уже были и отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более - в сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека. В античном мире эстетическое сознание приобрело относительно самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении и развитии личности. То, что оно на протяжении тысячелетий не было выделено теоретически, как правило, смешиваясь с художественным творчеством, ничуть не уменьшает его самостоятельной роли в истории. Например, в Древней Греции эстетическое понимание сливалось с философским. Ведь невозможно понять сущность искусства, игнорируя его эстетическую природу, связь с красотой, идеалом. Этот ценностный аспект вводит исследование искусства в сферу философии. Как правило, на практике эстетика выступает в качестве определенной философии искусства. Эстетическое сознание - это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное представление о красоте: красивым признается благо, здоровье, богатство, почет - словом, все то, что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота рассматривалась не столько в эстетическом, сколько в этическом и экономическом отношениях, как совершенство того или иного предмета или состояния. В эпоху Возрождения главное внимание было обращено не на выработку новых определений красоты, а на умение изображать правдиво красивые предметы. Высшая красота, по мнению мыслителей эпохи Ренессанса, это красота живой природы, хотя она не всегда лежит на поверхности. Приблизительно с XVI века в реалистических учениях о красоте развиваются две основные тенденции. С одной стороны, ученые доказывают, что красота - проявление неисчерпаемого разнообразия природы. Гете видел начало красоты в природном совершенстве. С другой стороны, намечаются попытки свести красоту к одному свойству (идея о линии красоты, золотом сечении). Представляется, что, трудно согласиться и с один и с другим суждениями, так как, во-первых, если красота - это самое естественное в мире явление, то в чем же тогда заслуга художника, который хочет привнести что-то свое в изображаемый им мир? И второе, как можно найти общее для всех красивых предметов, где же критерий этого идеального? Можно прочертить только мыслимую, условную линию между крайними параметрами эстетического сознания. Самой существенной особенностью его, на наш взгляд, является эмоциональность. Вне ее не может сложиться ценностное отношение человека к миру. Итак, по одну сторону невидимой линии стоит определенная реальность, рожденная восприятием, а по вторую - эстетический идеал, являющийся результатом субъективных представлений человека о прекрасном. Такие звенья структуры эстетического сознания, как созерцание, восприятие, переживание, эмоции, чувства, наслаждение формируют чувственное отношение человека к миру. Взаимосвязь этих звеньев говорит о системности и структурности эстетического сознания. В действии эстетического сознания большую роль играет память об эстетическом, его высшем выражении. Остановимся на специфике эстетической, художественной памяти. Эстетическая память всегда предметна и конкретна, а художественная память также и образна. Эстетический вкус играет важную роль в эстетическом восприятии, как бы автоматически отбирая для памяти то, что отвечает эстетическим вкусам индивида, отбрасывая все, что противоречит ему. Еще одно специфическое свойство эстетического сознания - воображение. Оно обладает эмоциональной заразительностью и смыслом для каждого индивида. В воображении, отвечающем представлениям человека о прекрасном неизбежно возникновение образности, или конкретного представления. Воображение отражает, как правило, степень духовности личности. Для сравнения можно обратиться к такой форме общественного сознания, как наука. Несомненно, что такие звенья сознания, как ощущение, восприятие, образное представление занимают в ней сравнительно ограниченное место, хотя и проявляются на уровне поисков, опытов. Обращение к различным формам общественного сознания помогает дифференцировать эстетическое сознание и, скажем, религиозное. Кажется, что первое, есть форма наиболее широкого и наиболее личностного сознания по своим проявлениям. Как субъективная реальность и «текущее настоящее» эстетическое сознание сказывается многообразнее и тоньше, предметнее и образнее, чем любая другая форма общественного сознания. Для эстетического сознания характерна «живая мысль», действующая предельно свободно, с определенными ценностными установками, то есть обретающая глубокий личностный смысл для каждого человека в отдельности. Из всех форм общественного сознания именно эстетическое в своих ценностных ориентациях является наиболее широким. Оно специфически отражает достижения различных сфер сознания и идеологии, оно отражает чувственно воспринимаемый мир, конечно, в аспекте прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического, героического или антигероического. Сознание и потребность, отношение и действие - все это система чисто человеческих факторов, находящихся в диалектической взаимообусловленности и взаимодействии. Действуя в каждой сфере общественной жизни на новых уровнях, они обогащаются, возвышаются, становятся все более определенными, творчески активными. Конечно, эти качественные перемены не совершаются изолированно от условий общественной жизни. В постоянстве качественных перемен в эстетическом сознании сказываются объективные условия общественной жизни, в особенности, характер и содержательность конкретной эстетической культуры и нравственно-психологической атмосферы, вне которой трудно представить эту культуру, являющуюся одним из существенных факторов формирования эстетического сознания. На развитие эстетической культуры влияют эстетические взгляды, представления, понятия, художественное творчество во всех его видах, материализация эстетического сознания через эстетику быта, спорта, и т.д. Эстетическое сознание, отражая определенные стороны образа жизни, отличается лишь относительной самостоятельностью. Развиваясь по своим специфическим законам, эстетическое сознание испытывает на себе влияние различных форм жизни общества. В своей активности эстетическое сознание проявляется в духовной потребности, которая выражает отношение к внешнему миру. Потребность эту нельзя противопоставлять ни эстетическому, ни отношению, ни действию, ибо они имеют диалектический характер. Возникшая потребность заставляет человека искать средства для ее удовлетворения, что и порождает эстетическое отношение, воплощаемое уже в активности личности. В вышеупомянутом эстетическом ряду вполне реален всеобщий закон диалектического взаимодействия теории и практики, слова и дела. Следует выделить два наиболее общих уровня эстетического сознания: обыденное и научное. Первое из них - отражение действительности на эмоционально-чувственной ступени. Оно не оформлено в системе идей, тогда как второй уровень оформлен в ясных эстетических положениях, характеризуется обобщенностью и теоретичностью, поэтому и обладает большой познавательной силой, способной активно влиять на умы и чувства людей. Итак, эстетическое сознание научного уровня проявляется на практике (эстетическое отношение к природе; эстетика производства; профессиональное искусство; эстетика быта и поведения; эстетика спорта и т.д.) и в теории, которая реализуется через специальные исследования; осмысление эстетической деятельности (культуры). Целостное проявление эстетического сознания возможно при совокупности теории и практики эстетической деятельности. А теперь обратимся к проблеме эстетического вкуса и эстетического идеала, двух, на первый взгляд, различных категорий эстетики, но в которых фиксируются такие стороны эстетической жизни общества, одна из которых немыслима в отрыве от другой. Эстетический вкус - это наиболее сознательное проявление эстетической способности личности, выражение эстетического идеала - высшего проявления эстетических возможностей человека. В деятельности вкуса воплощаются наши представления об идеале независимо от того, идет ли речь об эстетически создающей или созерцательной стороне жизни. Но было бы опрометчиво делать заключение о тождестве этих категорий. Эстетический вкус - индивидуальное достоинство личности. Он принадлежит к числу явлений, в котором запечатлена деятельность современного и предшествующих поколений. Эстетический идеал - достояние современного общества, одна из сторон духовного его облика, его душа. Основная форма существования идеала - конкретно-чувственный образ, вырастающий из «живого созерцания». Образ этот смутен, неопределенен. Идеал есть обобщение увиденного. В процессе воплощения идеалов в материал художникам приходится часто полагаться на интуицию, эстетическое чувство, внутренний голос.  Процесс обобщения человеком увиденных явлений, суммирование их происходит бессознательно. Эстетический вкус, в отличие от эстетического идеала, относится к достаточно устойчивым образованиям, во многом определяющим собой и действенные и рефлексивные проявления личности. Эстетический вкус определяет целеустремленную и целеполагающую деятельность человека и направляет к достижению оптимальных результатов. В психологическом ключе эстетический вкус представляет собой особую способность человека. Она включает в себя свойства чувственного сознания и систему оценок и предпочтений, которые отражают ценностные ориентации человека. Эстетические эмоции, переживания и чувства несут в себе потенциальные возможности образования вкуса. Эстетический вкус предполагает осознанное отношение ко всем взаимосвязям человека с миром. Эстетический вкус выполняет функцию раскрытия смысла эстетического сознания: обеспечить каждому человеку достижение внутренней гармонии, свести воедино аспекты его существа. При участии эстетического вкуса человек эмоционально чувственно погружается в жизнь и познает ее. Вкус выполняет посредническую роль между обыденным и теоретическим сознанием, он связывает их и поднимает на новую высшую ступень. Большая часть вопросов, поднятых в связи с эстетическим сознанием, таких как, например, эстетическое чувство, вкус, идеал, освоение и т.д. формируется и проявляется, обретают свою эстетичность в процессе эстетического отношения. Эстетическое отношение - общезначимое и общечеловеческое отношение, присущее людям. Раскрытие природы и сущности эстетического отношения - одна из основных теоретических проблем эстетики и ряда других наук. Проблему эстетического отношения можно рассмотреть с точки зрения гносеологии, либо психологии. В любом случае, в качестве объекта выступает красота (прекрасное), вызывающая в субъекте особое переживание эстетического отношения - отношения к прекрасному, а прекрасное - это свойство, притягивающее к себе эстетическое отношение. Эстетическое отношение нельзя рассматривать как полное совпадение явления и сущности, из чего следует, что эстетическое отношение - это высшее проявление интуитивной способности человека, его способности проникать в таинственную красоту природных явлений. Эстетическое отношение - непрерывный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс самоутверждения и самоопределения личности. В заключение хотелось бы сказать, что необходимо разграничивать категории эстетических объектов, которые существуют в сознании человека. Точное знание категорий эстетики полезно каждому человеку, ибо помогает нам лучше ориентироваться в безграничном мире эстетических ценностей.

Эстетическое сознание и  духовный мир сотрудника ОВД имеют  особое значение, как для самого сотрудника, так и для государства и общества в целом. От этих личностных качеств человека, наделенного властными полномочиями и олицетворяющего собой правоохранительные органы в целом, зависит и исполнение возложенных на них задач. По отдельным поступкам сотрудников порой судят о всей системе ОВД. Поэтому каждый сотрудник, тем более руководители и начальники, должны постоянно работать над формированием своего эстетического сознания и  духовного мира. Самообразование является средством удовлетворения одной из главных потребностей современного человека - постоянно расширять свой кругозор, повышать общую и политическую культуру, удовлетворять интеллектуальные запросы, поддерживать умственную работоспособность. Без этого вообще немыслима духовно богатая, насыщенная высокими запросами, творческая жизнь личности.

В условиях современной научно-технической  революции самообразование приобретает все большее значение. Во-первых, в связи с необходимостью всю жизнь учиться, самостоятельно пополнять свои знания, получать новую информацию. Во-вторых, в связи с необходимостью противостоять интеллектуальному иждивенчеству. На последнем стоит остановиться подробнее.

В условиях развития учебной, научной, производственной специализации, усложнения научной и специальной терминологии, загруженности узкопрофессиональной деятельностью человек часто вынужден довольствоваться информацией, знаниями, сведениями, полученными из «вторых рук». Само по себе это явление необходимое и в известном смысле безусловно прогрессивное. Высвобождается время и умственная энергия для плодотворного творчества в области профессиональной деятельности. Но будучи распространенной на все сферы интеллектуальной жизни, эта форма получения знаний таит в себе опасность привычки к облегченному способу удовлетворения духовных, умственных потребностей, удовлетворению их чисто потребительским способом, без затраты собственных усилий, без напряжения умственных и волевых сил. Складывается иждивенческое отношение к духовным ценностям, установка на то, что кто-то должен, обязан подготовить, дать, преподнести в готовой форме, чуть ли не вложить ему в голову любые готовые идеи, сведения, художественные обобщения. По-видимому, еще рано судить, какие плоды принесет обучение человека иностранным языкам во время сна, но распространение этого способа на все сферы приобретения знаний явилось бы, очевидно, равносильным погружению человека в состояние духовного сна.

Особенно опасно интеллектуальное иждивенчество тем, что оно порождает «духовную лень», обедняет духовный мир сотрудника, притупляет интерес к постоянному поиску нового, насаждает духовную всеядность, безразличие к важнейшим идейным запросам времени. Бывает, что это сопровождается погоней за модными мнениями, навеянными подчас нам «голосами» из чужого мира, по существу враждебными личности, развращающими и разрушающими ее внутренний мир.

Интеллектуальное иждивенчество  распространяется чаще всего на область общей культуры личности. Особый урон самовоспитанию оно наносит тогда, когда «заражает» такие сферы, как литературно-художественные запросы, эстетические вкусы, общение в сфере досуга. Это опустошает личность, ведет к примитивизму в освоении ценностей жизни и культуры. Интеллектуальное иждивенчество в этой сфере порождает «знатоков» и восторженных почитателей кумиров, всплывающих в пене буржуазной массовой культуры. И очень важно, чтобы каждый человек глубоко осознал необходимость прилагать собственные усилия для воспитания себя в духе цивилизованности.

Особенно пагубна для  духовного развития человека, для  самовоспитания снисходительность в требованиях к себе самому. Склонность к самопрощению, постоянное ослабление «внутренней узды, потакание своим слабостям, оправдание склонности к внутренней тени, бездумному времяпрепровождению, расслабленности, безволию в конце концов ведет к разрушению нравственного самосознанияя деградации личности. И все это может находить оправдание в софизмах типа: «и другие не лучше», «самоанализ - моральное самоедство» и т. п.

 Исследованияпоказывают,  что морально-психологическая подготовленность сотрудника влияет на эффективность деятельности сотрудников; установлено, что недостатки морально-психологической подготовленности сотрудников выступают в качестве причин профессиональной деформации.Целенаправленная морально-психологическая подготовка сотрудников ОВД выступает фактором, способным минимизировать проявления профессиональной деформации, что определяет ее место в системе профилактики и преодоления этого негативного явления.

Важную роль в профилактике профессиональной деформации личности сотрудников ОВД играет обеспечение  их профессионально-нравственной надежности, что подразумевает соответствие морально-психологических аспектов личности требованиям профессии. Новые социальные условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность сотрудников ОВД, обязывают их тщательно продумывать форму своих действий, предвидеть моральные последствия собственных поступков, оберегать авторитет государственной власти, содействовать росту престижа ОВД.  
Из рассмотренного следует, что эстетическое сознание и духовный мир действительно являются одной из ведущих составляющих личности культуры сотрудников правоохранительных органов. Забота о ихпостоянном совершенствовании — дело не только государства, общества, но и каждого сотрудника. Чем выше нравственная культура сотрудников правоохранительных органов, тем эффективнее, при прочих равных условиях, они выполняют свой служебный долг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение   

 Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

В современных социально-экономических  условиях особую роль приобретает поиск и разработка адекватных специфике правоохранительной деятельности направлений и способов работы с личным составом. Среди них, ведущее место занимает усиление роли морально-психологической подготовленности, главная цель которой заключается в подготовке сотрудников к высоко моральному поведению и правильному решению профессионально-моральных вопросов в любых условиях. Формирование высокого уровня морально-психологической подготовленности у сотрудников милиции является важнейшим компонентом их профессиональной подготовленности и особым профессиональным свойством личности. В то же время существующий уровень реальной морально-психологической подготовленности сотрудников  зачастую не отвечает этим требованиям и отрицательно отражается на успешности их деятельности. Данный факт неоднократно зафиксирован в ряде приказов Министерства внутренних дел, решениях Коллегии МВД России. Морально-психологическая незрелость личности сотрудников органов внутренних дел выступает одним из серьезных факторов, усугубляющих психологические проблемы сотрудников, и создающих благоприятную почву для проявлений профессиональной деформации.

Значительно возросло число  жалоб и заявлений граждан  по поводу грубости, хамства, невнимательного  отношения к ним сотрудников. Широко распространены нарушения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, несоблюдение процессуальных гарантий. Все это требует систематической и целенаправленной работы по формированию сотрудников с высоким уровнем культуры.

 

Список литературы.

    1. Андреев А. Л. Место искусства в познании мира. М., 1980.
    2. Ананьев Б. Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус: 
      Хрестоматия по психологии  /Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
    3. Борев Ю. Б. Эстетика. М., 2003
    4. Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1991. №3.
    5. Гулыга А. В. Принципы эстетики. М. 87.
    6. Гуревич П. С. Человек и культура: учебник.  М., 1998.
    7. Гуревич П. С.  Культурология: элементарный курс: Учеб.пособие. М., 2001.
    8. Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.
    9. Киященко Н. И. Сущность прекрасного. М., 1977.
    10. Кондрашлв В. А., Чичина Е. А. Этика, эстетика. Ростов н/Д., 2001.
    11. Кривцун О. А. Эстетика. М., 2000.
    12. Культурология: Учебное пособие. Ростов н/Д,   2000.
    13. Культурология /под ред. А. Н. Марковой  М.,  1998Философский энциклопедический словарь М. 1993.
    14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
    15. Масеев И. О. Что такое эстетика. М., 1965.
    16. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1971.
    17. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие /Под ред. Г. В. Дубова и А. В. Опалева. М., 2000.
    18. Столович Л. Н. Философия красоты. М., 1978.
    19. Учебный курс по культурологии. Ростов-н/Д, 1999.
    20. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. М. 2002.

Информация о работе Эстетическая культура сотрудников ОВД