Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:41, курсовая работа
Что такое эстетика и культура? Отчего культурность как некое свойство оказывается неотъемлемой чертой различных сторон нашего социального бытия? Можно ли выявить специфику данных антропологических и общественного явлений? Данные понятия, особенно культура, относятся к числу фундаментальных в современном обществознании.
Введение.
1. Понятие «эстетика» и «культура»
2. Системообразующие элементы эстетической культуры и основные категории.
3. Эстетическое сознание и духовный мир сотрудника органов внутренних дел.
Заключение.
Список литературы.
План.
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Что такое эстетика и культура? Отчего культурность как некое свойство оказывается неотъемлемой чертой различных сторон нашего социального бытия? Можно ли выявить специфику данных антропологических и общественного явлений? Данные понятия, особенно культура, относятся к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью. Эстетика связана больше с такими оценками, как прекрасное, безобразное, трагичное и т. д. Как культура, так и эстетика зародились на заре человечества и с тех пор среди мыслителей ведутся бесконечные споры по поводу их природы, роли и назначения в человеческом обществе. Не является исключением в этом плане и современная эпоха, для которой также характерны свои особенности и специфические черты, нашедшие свое отражение в культуре и эстетике.
Освещению этих и иных родственных проблем посвящена предлагаемая работа.
Термин «эстетика» (от греческого слова «аisthetikos» — относящийся к чувственному восприятию) введен был в XVIII веке немецким философом Александром Баумгартеном. Причем он не только дал имя области знания, сложившейся уже в древности, получившей развитие в средние века и эпоху Возрождения, нои высказал ряд самостоятельных идей, попытавшись, в частности, определить место этой науки в системе философии. Для него эстетика — низшая ступень гносеологии, наука о чувственном познании, совершенной формой которого является красота. «Первый параграф написанного на латинском языке трактата «Эстетика» (первый том вышел в 1750 г., второй — в 1758 г.) гласит: «Эстетика (теория свободных искусств, низшая
гносеология, искусство прекрасно мыслить, искусство мыслить аналогично разуму) представляет собой науку о чувственном познании»1
Эстетика зародилась около 2,5 тыс. лет назад в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила в античной Греции и в Древнем Риме. Материалистическую тенденцию проводили в своих трудах Демокрит, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар и другие, утверждавшие объективную основу прекрасного, которую они находили в вещественных свойствах, связях, отношениях, закономерностях реальной действительности. Платон считал, что прекрасное есть абсолютная, вечная и неизменная, надчувственная идея, а воспроизводимые искусством чувственные вещи являются лишь отблеском этой идеи. В борьбе с мистическими учениями западного средневековья о «божественной красоте» (Августин, Фома Аквинский) развивались гуманистические реалистические тенденции в трудах мыслителей, писателей, художников эпохи Возрождения (Ф. Петрарка, Л.-Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Бруно, Монтень и др.). Преодолевая идеи аристократической Э., утверждают связь искусства с реальной жизнью теоретики Просвещения (Дидро, Руссо, Винкельман, Лессинг, Гердер), а также продолжатели их традиций Шиллер и Гёте. Кант выдвигает положение о полной «незаинтересованности» эстетического суждения. Противопоставив красоту пользе, совершенство художественной формы — идейному содержанию, он оказал влияние на развитие формалистической эстетической. В основу объяснения эстетической деятельности Гегель кладет принципы историзма и противоречия, что позволяет ему сопоставить эстетическую деятельностью противоречивым характером капиталистического производства, выявить значение труда для понимания сущности эстетического. Однако, будучи объективным идеалистом, Гегель определяет искусство как первую и несовершенную форму абсолютного духа. Фейербах пытался вывести красоту непосредственно из физических свойств предметов и явлений, а эстетические чувства и вкусы — из биологических закономерностей, из «природы» человека. Свое дальнейшее развитие эстетика получила в трудах Белинского, Чернышевского, Добролюбова (разработка закономерностей реалистического искусства, принципов идейности и народности искусства и т. д.). Эстетикаизучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех этих сторон в их диалектическом единстве. Основные эстетические категории — прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое — раскрываются как своеобразное проявление эстетического освоения мира в каждой из областей общественного бытия, человеческой жизни — в производственно-трудовой и общественно-политической деятельности, в отношении к природе, в культуре и быту и т. д. Субъективная сторона эстетического освоения — эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы рассматриваются эстетикой как специфическая форма отражения и воплощения объективных жизненных процессов и отношений. Являясь, как и философия, мировоззренческой наукой, Эстетика ставит во главу угла своей проблематики решение вопроса об отношении эстетического сознания и искусства к общественному бытию, к человеческой жизни.
Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.
Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы над временных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию.
Культура охватывает
не только прошлое, настоящее,
но и простирается в будущее.
К материальной культуре
Духовная культура отлагается в «вещной» форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой только в отношении с живым разумом.
По мнению И.Ф.Кефели, культура - процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира, совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении мира. Большинство современных специалистов считают, что культурный процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения умений и знаний, необходимых для труда, общения и познания. Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее многообразии, во всей ее многогранности.
Современная культура
стремительно преображает
О. Тоффлер видел причину «футушока» (шока от будущего) только в машине: это ее скорость рождает неслыханные темпы изменений, и поэтому миллионы людей охвачены возрастающим чувством тревоги. Они не могут ориентироваться в окружающей жизни, теряют способность разумно управлять событиями, за чередой которых, кажется, даже уследить невозможно. Безотчетный страх, массовые неврозы, не поддающиеся разумному объяснению акты насилия – все это лишь слабые симптомы болезни, которая в недалеком будущем ждет всех нас. Дело не только в машине, не только в темпах жизни, которые навязывает нам техническая цивилизация. Преображается социальное и культурное бытие. Человек не просто включается в общий поток неслыханных ускорений, - он, можно сказать, катапультируется, причем многократно, в иные миры. К тому же тот мир, куда зовут мечта и надежда, безвозвратно утерян. Позади руины, психологические непереносимые муки.
Оторвите человека от родной культуры и поместите в совершенно новое окружение, где ему придется мгновенно реагировать на множество абсолютно новых для него представлений о времени, пространстве, религии, любви, быте, и вы увидите, какая поразительная растерянность овладеет им. А если вы еще отнимите у него всякую надежду на возвращение в знакомую социальную обстановку, растерянность перерастет в депрессию. Психологи иногда ставят диагноз – психологическое оцепенение. Этот жуткий симптом наших дней. Представим себе, какой может оказаться дезориентация человека, если наступит хаос и вся иерархия ценностей станет меняться постоянно. Результатом будет не просто «футушок». А нечто большее, не имеющее своего обозначения.
Перемены, происходящие
вокруг нас, приняли характер
грандиозного снежного обвала. Большинство
людей совершенно не готово
к ним. Мы «ощущаем» жизнь
иначе. Чем наши
Ускорение перемен
сокращает длительность
основные категории
Как вытекает из вышеизложенного, эстетика исследует и характеризует специфический предмет - эстетическое освоение человеком мира. Системообразующими элементами этого предмета являются эстетическое в реальном мире, эстетическое сознание и искусство как своеобразное единство объективно-эстетического и субъективно-эстетического.
В течение многовековой истории развития человеческих отношений и культуры формировались и совершенствовались такие эстетические оценки и категории, как прекрасное и безобразное, красота и уродство, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое, пошлое и др. Эти оценки и категории отражали те процессы общественной жизни, которые, воздействуя на людей, вызывали к себе особое идейно-эмоциональное отношение, получившее впоследствии название эстетического. В ходе изучения этих объективных процессов реальной жизни, а также возникающих на их основе субъективных переживаний людей возникла, сформировалась и утвердилась наука эстетика.
Прекрасное — категория эстетики, в которой находят отражение и оценку явления действительности и произведенийискусства, доставляющие человеку чувство эстетического наслаждения, воплощающие в предметно-чувственной форме свободу и полноту созидательных и познавательных сил и способностей человека во всех областях общественной жизни: трудовой, социально-политической, духовной. Прекрасное - основная положительная форма эстетического освоения действительности. В ней находит свое непосредственное выражение эстетический идеал. Поскольку прекрасное формируется в борьбе с безобразными низменным, оно может утверждаться в жизни и через трагические обстоятельства, носить трагический характер. Идеализм (Платон, Кант, Гегель) рассматривал прекрасное как свойство духа, сознания (объективного или субъективного).Нередко прекрасное сводится к чисто природному качеству (симметрия, гармония частей и целого, человек как природное существо и т. д.). Обобщенное выражение прекрасное находит в произв. искусства, художественных образах; в жизни и искусстве, доставляя духовную радость и наслаждение, оно приобретает огромную познавательную и воспитательную роль в обществе.