Эстетическая культура сотрудников ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Что такое эстетика и культура? Отчего культурность как некое свойство оказывается неотъемлемой чертой различных сторон нашего социального бытия? Можно ли выявить специфику данных антропологических и общественного явлений? Данные понятия, особенно культура, относятся к числу фундаментальных в современном обществознании.

Содержание

Введение.
1. Понятие «эстетика» и «культура»
2. Системообразующие элементы эстетической культуры и основные категории.
3. Эстетическое сознание и духовный мир сотрудника органов внутренних дел.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Культура 1В КР.docx

— 59.89 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

 

 

               Введение.

  1. Понятие «эстетика» и «культура»
  2. Системообразующие элементы эстетической культуры и основные категории.
  3. Эстетическое сознание и духовный мир сотрудника органов внутренних дел.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Что такое эстетика и культура?  Отчего культурность как некое свойство оказывается неотъемлемой чертой различных сторон нашего социального бытия? Можно ли выявить специфику данных антропологических и общественного явлений? Данные понятия, особенно культура, относятся к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью. Эстетика связана больше с такими оценками, как прекрасное, безобразное, трагичное и т. д. Как культура, так и эстетика зародились на заре человечества и с тех пор среди мыслителей ведутся бесконечные споры по поводу их природы, роли и назначения в человеческом обществе. Не является исключением в этом плане и современная эпоха, для которой также характерны свои  особенности и специфические черты, нашедшие свое отражение в культуре и эстетике.

   Освещению этих  и иных родственных проблем  посвящена предлагаемая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «эстетика» и «культура»

 

  

Термин «эстетика» (от греческого слова «аisthetikos» — относящийся к чувственному восприятию) введен был в XVIII веке немецким философом Александром Баумгартеном. Причем он не только дал имя области знания, сложившейся уже в древности, получившей развитие в средние века и эпоху Возрождения, нои высказал ряд самостоятельных идей, попытавшись, в частности, определить место этой науки в системе философии. Для него эстетика — низшая ступень гносеологии, наука о чувственном познании, совершенной формой которого является красота. «Первый параграф написанного на латинском языке трактата «Эстетика» (первый том вышел в 1750 г., второй — в 1758 г.) гласит: «Эстетика (теория свободных искусств, низшая

гносеология, искусство прекрасно мыслить, искусство мыслить аналогично разуму) представляет собой науку о чувственном познании»1

 Эстетика зародилась около 2,5 тыс. лет назад в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила в античной Греции и в Древнем Риме. Материалистическую тенденцию проводили в своих трудах Демокрит, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар и другие, утверждавшие объективную основу прекрасного, которую они находили в вещественных свойствах, связях, отношениях, закономерностях реальной действительности. Платон считал, что прекрасное есть абсолютная, вечная и неизменная, надчувственная идея, а воспроизводимые искусством чувственные вещи являются лишь отблеском этой идеи. В борьбе с мистическими учениями западного средневековья о «божественной красоте» (Августин, Фома Аквинский) развивались гуманистические реалистические тенденции в трудах мыслителей, писателей, художников эпохи Возрождения (Ф. Петрарка, Л.-Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Бруно, Монтень и др.). Преодолевая идеи аристократической Э., утверждают связь искусства с реальной жизнью теоретики Просвещения (Дидро, Руссо, Винкельман, Лессинг, Гердер), а также продолжатели их традиций Шиллер и Гёте. Кант выдвигает положение о полной «незаинтересованности» эстетического суждения. Противопоставив красоту пользе, совершенство художественной формы — идейному содержанию, он оказал влияние на развитие формалистической эстетической. В основу объяснения эстетической деятельности Гегель кладет принципы историзма и противоречия, что позволяет ему сопоставить эстетическую деятельностью противоречивым характером капиталистического производства, выявить значение труда для понимания сущности эстетического. Однако, будучи объективным идеалистом, Гегель определяет искусство как первую и несовершенную форму абсолютного духа. Фейербах пытался вывести красоту непосредственно из физических свойств предметов и явлений, а эстетические чувства и вкусы — из биологических закономерностей, из «природы» человека. Свое дальнейшее развитие  эстетика получила в трудах Белинского, Чернышевского, Добролюбова (разработка закономерностей реалистического искусства, принципов идейности и народности искусства и т. д.). Эстетикаизучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех этих сторон в их диалектическом единстве. Основные эстетические категории — прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое — раскрываются как своеобразное проявление эстетического освоения мира в каждой из областей общественного бытия, человеческой жизни — в производственно-трудовой и общественно-политической деятельности, в отношении к природе, в культуре и быту и т. д. Субъективная сторона эстетического освоения — эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы рассматриваются  эстетикой как специфическая форма отражения и воплощения объективных жизненных процессов и отношений. Являясь, как и философия, мировоззренческой наукой, Эстетика ставит во главу угла своей проблематики решение вопроса об отношении эстетического сознания и искусства к общественному бытию, к человеческой жизни.

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает  культивировать, или возделывать  почву. В средние века это слово  стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture  или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. В немецком языке слово Kultur  означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни  можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества,  передавать от поколения к поколению и составляют культуру.   Исходной  формой и первоисточником развития культуры  является человеческий  труд, способы  его осуществления  и  результаты.

   Культура являет  собой  совокупность всех тех духовных достижений  человечества,  которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные,  с течением  истории  получили статус  общественно-объективных и как бы над временных  духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную  традицию.

   Культура охватывает  не только прошлое, настоящее,  но и простирается в будущее.  К материальной культуре относятся,  прежде всего,  средства  производства и предметы труда. Материальная  культура -  показатель уровня практического овладения  человеком природой.  К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт,  уровень образования,  состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества,  уровень развития потребностей  и  интересов людей. 

     Духовная культура  отлагается в «вещной»  форме.  Все это живет и сотрудничает с современным  поколением и является культурой только в отношении  с живым  разумом.

     По мнению  И.Ф.Кефели, культура - процесс активной  деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира, совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении мира. Большинство современных специалистов считают, что культурный процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения умений и знаний, необходимых для труда, общения и познания.  Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее многообразии, во всей ее многогранности.

  Современная культура  стремительно преображает окружающую  среду, общество, быт людей, поэтому она оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений в XX столетии. Как считают многие исследователи, произошел разрыв социального и культурного циклов. Это, по существу, одна из исторических закономерностей нашего времени. Темпы культурных перемен стали гораздо более быстрыми. Теперь на протяжении одной жизни может чередоваться несколько культурных эпох.Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что еще недавно составляло смысл нашего бытия. Меняются ориентации. Низвергаются святыни. Рвутся нити, связывающие нас с близкими людьми. Человек остается одиноким перед надвигающейся неизвестностью.

   О. Тоффлер видел  причину «футушока» (шока от будущего) только в машине: это ее скорость рождает неслыханные темпы изменений, и поэтому миллионы людей охвачены возрастающим чувством тревоги. Они не могут ориентироваться в окружающей жизни, теряют способность разумно управлять событиями, за чередой которых, кажется, даже уследить невозможно. Безотчетный страх, массовые неврозы, не поддающиеся разумному объяснению акты насилия – все это лишь слабые симптомы болезни, которая в недалеком будущем ждет всех нас. Дело не только в машине, не только в темпах жизни, которые навязывает нам техническая цивилизация. Преображается социальное и культурное бытие. Человек не просто включается в общий поток неслыханных ускорений, - он, можно сказать, катапультируется, причем многократно, в иные миры. К тому же тот мир, куда зовут мечта и надежда, безвозвратно утерян. Позади руины, психологические непереносимые муки.

Оторвите человека от родной культуры и поместите в совершенно новое окружение, где ему придется мгновенно реагировать на множество абсолютно новых для него представлений о времени, пространстве, религии, любви, быте, и вы увидите, какая поразительная растерянность овладеет им. А если вы еще отнимите у него всякую надежду на возвращение в знакомую социальную обстановку, растерянность перерастет в депрессию. Психологи иногда ставят диагноз – психологическое оцепенение. Этот жуткий симптом наших дней. Представим себе, какой может оказаться дезориентация человека, если наступит хаос и вся иерархия ценностей станет меняться постоянно. Результатом будет не просто «футушок». А нечто большее, не имеющее своего обозначения.

   Перемены, происходящие  вокруг нас, приняли характер  грандиозного снежного обвала. Большинство  людей совершенно не готово  к ним. Мы «ощущаем» жизнь  иначе. Чем наши предшественники,  и именно в этом заключается отличие современного человека. Современные люди, ускорив темпы перемен, навсегда порвали с прошлым. Они отказались от прежнего образа мыслей, от прежних чувств, от прежних приемов приспособления к изменяющимся условиям жизни. Именно это ставит под сомнение способность к адаптации. Но наиболее губительное воздействие нарастания темпов перемен оказывает на нашу психику, нарушая внутреннее равновесие, меняя образ нашего мышления и жизни.

    Ускорение перемен  сокращает длительность жизненных  ситуаций. Современному человеку за определенный отрезок времени приходится переживать гораздо больше разных жизненных ситуаций, чем людям, жившим раньше. Это оказывает разрушительное воздействие на его психику. Полнейшая апатия еще не означает спокойное здравомыслие, а психологическое оцепенение – верноподданнические приятия нововведений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Системообразующие элементы эстетической культуры и

основные категории

 

Как вытекает из вышеизложенного, эстетика исследует  и характеризует специфический  предмет - эстетическое освоение человеком  мира. Системообразующими элементами этого предмета являются эстетическое в реальном мире, эстетическое сознание и искусство как своеобразное единство объективно-эстетического и субъективно-эстетического.

В течение многовековой истории развития человеческих отношений и культуры формировались   и   совершенствовались  такие  эстетические  оценки  и  категории, как прекрасное и безобразное, красота и уродство, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое, пошлое и др. Эти оценки и категории отражали те процессы общественной жизни, которые, воздействуя на людей, вызывали к себе особое идейно-эмоциональное отношение, получившее впоследствии название эстетического. В ходе изучения этих объективных процессов реальной жизни, а также возникающих  на их основе  субъективных  переживаний людей возникла, сформировалась и утвердилась наука эстетика.

Прекрасное —  категория эстетики, в которой находят отражение и оценку явления   действительности    и    произведенийискусства, доставляющие человеку чувство эстетического наслаждения, воплощающие в предметно-чувственной форме  свободу  и   полноту   созидательных и  познавательных сил  и  способностей человека во всех областях общественной жизни: трудовой, социально-политической, духовной. Прекрасное - основная положительная форма эстетического освоения действительности.  В  ней находит свое непосредственное выражение эстетический идеал. Поскольку прекрасное формируется в борьбе с безобразными низменным, оно может утверждаться в жизни и через трагические обстоятельства, носить трагический   характер.   Идеализм   (Платон, Кант,   Гегель)   рассматривал   прекрасное   как свойство духа, сознания (объективного или    субъективного).Нередко прекрасное сводится к чисто природному   качеству (симметрия,   гармония частей и целого, человек как природное существо и т. д.). Обобщенное   выражение   прекрасное    находит в   произв.   искусства,   художественных образах;  в жизни и искусстве, доставляя духовную радость и наслаждение,   оно приобретает   огромную   познавательную и воспитательную роль в обществе.

Информация о работе Эстетическая культура сотрудников ОВД