Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:10, контрольная работа
Очень часто мы и окружающие нас люди совершают поступки, совершенно не задумываясь, что за ними лежит, почему и зачем они делаются, в чем их истинная суть. Не всегда все добро, хорошие поступки и помощь другому человеку являются абсолютно бескорыстными. Иногда за поведением «доброго самаритянина» могут скрываться совсем иные мотивы: самоудовлетворение собственных душевных потребностей и интересов. Разумеется, человек, делающий добро – почти всегда делает его от чистого сердца, и даже если за этим стоят совсем другие скрытые мотивы, сам человек совершенно их не осознает и даже не задумывается о реальных истоках своих поступков.
Введение 3
Разумный эгоизм 4
Двойственность альтруизма и эгоизма 7
Альтруизм как защитный механизм 11
Заключение 17
Список использованной литературы
Можно рассматривать и другие ситуации, когда человек помогает другому человеку из-за стремления уйти от собственного негативного состояния. Помогая, он пытается устранить собственные неприятные чувства, имеющиеся сейчас или появление которых он представляет в будущем. В бытовом обиходе такие действия называют откуп. Мы готовы подать, помощь нуждающемуся только потому, что не хотим, что бы что-то подобное произошло с нами.
И вот когда приходит понимание, что их добрые дела иногда приносят больше вреда, чем пользы, мы задумываемся о стоимости помощи кому-то, о стоимости не столько материальной, сколько моральной. Определим такое поведение как осознанный эгоизм. Для человека становится главным помощь в первую очередь себе, своей семье. И вот пройдя с клеймом эгоиста через весь день, он проявляет альтруизм дома, заботясь о своих родных. Он играет с детьми и одновременно чему-то их учит, думая об их благе в настоящем и будущем. Но и тут есть свои подводные камни.
Проявляя заботу о детях зачастую переходящую в гиперопеку, родитель надеется, что дети вырастут и проявят заботу о нем, как и он в свое время о своих родителях. Но как мы воспитываем своих детей? В основном через запреты; «это нельзя», «так больше не делай» и прочее. Учим определять людей, этот хороший, этот плохой, учим познавать мир. Но когда ребенок познает его, самостоятельно делая ошибки, мы его наказываем. И он понимает, что познавать мир нужно тогда, когда никто не видит, а не видит, значит, не поругает, не накажет.
Взрослые, желая добра для ребенка, ведет себя как агрессор, захвативший маленькую страну – соседа. А не лучше объяснить некоторые вопросы и проблемы, чем наказать, накричать и только из-за того, что он устал или нет времени. Все это и есть совокупность эгоизма и альтруизма в одном человеке. Канадский ученый Селье в этом плане предпочитает говорить не об эгоизме и альтруизме как самостоятельных явлениях, но о «эгоальтрузиме». Но отдавать себя можно двояко – или как равный равному, то есть эгоальтруистически, или снизу вверх, через самоумаление – альтруистически. Говоря упрощено, эгоист только принимает, альтруист только отдает, а эгоальтруист – и принимает, и отдает [7].
Но
конкретное проявление эгоальтруизма
зависит от ситуации и социальной
роли выполняемой человеком в
данный момент. С возрастом это
усиливается и становится более скрытным
для окружающих и даже для самого себя,
так как он к этому привык. Ведь чем человек
интеллигентнее и образованнее, тем он
более утонченно может обманывать себя
и окружающих. А говорить о ком-то, что
он эгоист или альтруист, это все равно,
что говорить о содержании книги по раскрашенной
обложке, не зная ее содержания. Но человеку
свойственно поддаваться первичному впечатлению
и он дает характеристики точно такому
же, себе подобному существу не познав
его полностью.
Альтруизм
как защитный механизм
С точки зрения некоторых психоаналитиков альтруизм может служить лишь внешним фасадом человеческого поведения, за которым могут скрываться эгоизм или агрессия и злость. Таким образом, альтруизм рассматривается как производная базовой эгоистической мотивации.
Нечто подобное мы можем встретить еще у Ф. Ницше. Для него добродетели - это ширма благоразумия, лояльности и конформизма. С помощью заповеди любви, считал он, люди пытаются скрывать свою зависть, но одновременно и закабалить других. В мнимой "любви к ближнему" легко просматривается себялюбие, потворствование своим слабостям.
Так
в некоторых случаях
В психоанализе под защитными механизмами понимают бессознательные действия человека, направленные на защиту от тех импульсов, которыми он атакуется со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира. Такими импульсами, например, могут быть зависть, внутренние моральные запреты, неудовлетворенные потребности, фантазии и мечты и т.д.
Все защитные механизмы обладают общими характеристиками: они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана, а также они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека. Защитные механизмы налагают ограничения на наше Я, требуют значительных энергетических затрат на их поддержание, и оказываются тяжелым бременем для психики. Однажды оказав услугу Я, они не исчезают, а становятся постоянными способами реагирования, присущими характеру человека и повторяющимися на протяжении всей жизни.
Вот как проявляются эти защитные механизмы в нашем повседневном поведении.
Рационализация
– логическое объяснение человеком
собственных мыслей и поступков,
позволяющее оправдывать и
Реактивное образование – при этом способе защиты из сознания вытесняются все «неудобные» для жизни мысли и чувства и заменяются на противоположные. Например, злоба и агрессия меняются на доброту, зависть и ревность на заботу. Бывший агрессивным по отношению к матери, ребенок развивает по отношению к ней исключительную нежность и заботится о ее безопасности. Так за внешней слащавостью и гуманностью человека может скрываться реально существующая враждебность и злость. Обычно такие люди чрезмерно навязчивы в предложениях своей помощи, все их поведение направлено скорее на социальную демонстрацию, нежели на действительное оказание поддержки. Хорошим примером может служить письмо одного господина, активно отстаивающего права животных. Взывающий к любви и человечности по отношению к братьям нашим меньшим в начале письма, в конце он заявляет с неподдельной злобой, что был бы рад видеть мучителя бедных зверушек умирающим в страшных муках.
Альтруистическое подчинение – такой механизм защиты, когда наши собственные инстинктивные импульсы могут подчиняться в пользу других людей. Для примера можно посмотреть на жизнь одной молодой девушки – пациентки А. Фрейд.
Молодая гувернантка в детстве была одержима двумя идеями – хотела иметь красивую одежду и много детей. В своих мечтах она была почти полностью поглощена картиной осуществления этих двух желаний. В своей взрослой жизни она была неброско одета, была не замужем и без детей. Девушка с энтузиазмом занималась сватовством своих подруг, и ей доверялось много любовных историй. Хотя она и не проявляла никакой заботы о своей собственной одежде, она живо интересовалась одеждой своих друзей. Сама бездетная, она была предана чужим детям. Она была чрезвычайно озабочена тем, чтобы у ее друзей была красивая одежда, чтобы ими восхищались и чтобы у них были дети. Было похоже на то, что ее собственная жизнь была полностью лишена интересов и желаний. Вместо того чтобы стремиться к достижению собственных целей, она растрачивала всю свою энергию на сочувствие людям, о которых заботилась. Она жила жизнью других людей вместо того, чтобы иметь какие-либо переживания в своей собственной.
Когда А. Фрейд удалось детально изучить жизнь этой девушки, проанализировать ее отношения с матерью и отцом в детстве, стала ясна природа происшедшей с ней внутренней трансформации. Она морально запрещала иметь себе подобные мысли и желания, но одобряла то же самое в других. Девушка спроецировала свои запретные инстинктивные импульсы на других людей. Она демонстрировала сочувствие желаниям окружающих и чувствовала наличие необычайно сильной связи между этими людьми и собой. Таким образом, ее отказ от своих собственных инстинктивных импульсов в пользу других людей имеет эгоистическое значение, но ее поведение, стремящееся удовлетворить импульсы других, не может быть названо иначе как альтруистическое.
Психологи не раз отмечали подобный механизм защиты в поведении людей. Например, молодая девушка, мечтающая выйти замуж и страдающая от отсутствия жениха, делала все, что могла, чтобы устроить помолвку своей сестры. Мужчина, который страдал от непонятной жадности и не мог истратить на себя ни копейки, не колебался в щедрых тратах на подарки своим друзьям и родственникам. Женщина, которая боялась летать на самолете и не могла отправиться в путешествие, настойчиво помогала осуществить путешествие своим знакомым.
Во всех этих случаях идентификация человека с другом, сестрой, получателем подарка выдает себя неожиданным теплым чувством связи между ними, которое сохраняется до тех пор, пока косвенным образом не будет удовлетворено его собственное желание. Служащий, который никогда не осмелится попросить о повышении зарплаты для себя, осаждает руководителя требованиями в защиту интересов своего коллеги.
Все это происходит потому, что человек по какой-либо психологической причине (из-за строгого воспитания, душевной травмы) сдерживает свои желания и считает себя недостойным для их осуществления. Зато когда подобные же желания оказываются чужими, он с удовольствием берется за их реализацию.
Отказ от инстинктивных желаний в пользу объекта, более подходящего для их реализации, часто определяет отношение девушки к мужчине, которого она выбирает для того, чтобы он замещал ее – в ущерб истинной связи с объектом. На основании такой альтруистической привязанности она ожидает, что он реализует планы, которые, как она считает, она сама не может реализовать из-за своего пола. В таких случаях эгоизм и альтруизм могут смешиваться в самых различных пропорциях. Здесь А. Фрейд приводит примером родителей, которые иногда навязывают своим детям собственные жизненные планы – одновременно и альтруистически, и эгоистически. Дело обстоит так, словно они хотят через ребенка, которого они считают более подходящим для этой цели, вырвать у жизни исполнение желаний, которых им самим реализовать не удалось.
Альтруистическое отречение – механизм обратный предыдущему. Хорошим примером здесь может служить знакомая всем пьеса «Сирано де Бержерак». Герой этой пьесы – историческая фигура, французский дворянин, поэт и гвардейский офицер, известный своим умом и храбростью, но не имевший успеха у женщин из-за огромного носа. Он пылко влюбился в свою кузину Роксану, но, зная о своем уродстве, отказался от всякой надежды завоевать ее сердце. Вместо того чтобы, используя свое замечательное искусство фехтовальщика, держать на расстоянии всех соперников, он отказывается от своих надежд на ее любовь в пользу человека, более красивого, чем он сам. Совершив эту жертву, он обращает свою силу, храбрость и ум на службу этому более удачливому любовнику и делает все, что в его силах, чтобы помочь ему добиться цели. Сирано становиться все более и более преданным своему сопернику и в бою больше старается спасти его жизнь, чем свою. Когда эта замещающая фигура отнята у него смертью, он чувствует, что ему нельзя ухаживать за Роксаной. В пьесе Сирано смиряется с этой судьбой. Так внешний дефект поэта – необыкновенно длинный нос, - вызывающий, по его мнению, к нему презрение, заставляет его думать, что другие больше подходят для реализации его мечтаний, чем он сам.
Понятие
альтруистического отречения
Невротическая
любовь – при таком механизме
человек безгранично и
Заключение
В человеке нет ничего, кроме собственного эгоистичного «Хочу!», и чем отчетливее он это видит, тем проще и естественней его жизнь, тем проще и естественней его отношения с людьми. Эгоизм — совершенно здоровое чувство, если перестать его стесняться. Чем больше от него прячешься, тем больше он прорывается наружу в виде необоснованных обид и попыток манипулировать людьми себе на благо. А чем больше его признаешь, тем отчетливее понимаешь, что этот самый эгоизм и заставляет нас чтить свободу и интересы другого человека. Осознанный разумный эгоизм — единственный путь к здоровым и конструктивным отношениям между людьми.
И
тем не менее в ходе моего краткого
исследования я пришла к выводу о
том, что альтруизм и эгоизм - это
скорее парадигмальные этические понятия,
чье конкретное наполнение зависит от
исторической и социальной ситуации, и
зачастую носит прагматический характер.
В связи с этим при анализе той или иной
формы поведения человека отделение альтруистических
и эгоистических мотивов затруднено. В
связи с этим следует пересмотреть отношение
к понятиям «альтруизм» и «эгоизм», сложившееся
в современной социальной науке.
Список
использованной литературы