Эгоизм и альтруизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Очень часто мы и окружающие нас люди совершают поступки, совершенно не задумываясь, что за ними лежит, почему и зачем они делаются, в чем их истинная суть. Не всегда все добро, хорошие поступки и помощь другому человеку являются абсолютно бескорыстными. Иногда за поведением «доброго самаритянина» могут скрываться совсем иные мотивы: самоудовлетворение собственных душевных потребностей и интересов. Разумеется, человек, делающий добро – почти всегда делает его от чистого сердца, и даже если за этим стоят совсем другие скрытые мотивы, сам человек совершенно их не осознает и даже не задумывается о реальных истоках своих поступков.

Содержание

Введение 3
Разумный эгоизм 4
Двойственность альтруизма и эгоизма 7
Альтруизм как защитный механизм 11
Заключение 17
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Эгоизм и альтруизм.doc

— 85.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 
 

     Введение                                                                                           3

  1. Разумный эгоизм                                                                        4
  2. Двойственность альтруизма и эгоизма                                    7
  3. Альтруизм как защитный механизм                                       11

    Заключение                                                                                     17

    Список использованной литературы                                            18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение 

     Очень часто мы и окружающие нас люди совершают поступки, совершенно не задумываясь, что за ними лежит, почему и зачем они делаются, в чем  их истинная суть. Не всегда все добро, хорошие поступки и помощь другому человеку являются абсолютно бескорыстными. Иногда за поведением «доброго самаритянина» могут скрываться совсем иные мотивы: самоудовлетворение собственных душевных потребностей и интересов. Разумеется, человек, делающий добро – почти всегда делает его от чистого сердца, и даже если за этим стоят совсем другие скрытые мотивы, сам человек совершенно их не осознает и даже не задумывается о реальных истоках своих поступков.

     Понятие альтруизма в психологии определяется следующим образом. Под альтруистическим понимают поведение, направленное на благо другого лица не связанное с какими-либо внешними поощрениями. В двух словах это звучи так: бескорыстно – т.е. «даром».

     В этике альтруизм преподносится  как противоположность эгоизму. Эгоизм понимается как жизненная позиция, в соответствие с которой удовлетворение личного интереса рассматривается в качестве высшего блага. Эгоизму противостоит альтруизм, такая нравственная позиция или принцип, в соответствии с которым каждый человек должен совершать бескорыстные действия, направленные на благо другого человека (например, своего ближнего).

     Как видно из вышесказанного, понятия  альтруизма и эгоизма противопоставляются  друг другу и являются взаимоисключающими. Однако иногда оказывается, что между эгоистическими и альтруистическими мотивами обнаруживается тесная взаимосвязь.  
 
 

     Разумный  эгоизм 

     Эгоизм (лат. ego - я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное  с предпочтением собственных  интересов интересам других субъектов.

     Другие  люди рассматриваются эгоистом как  средство для достижения своих личных корыстных целей. Как правило, эгоистическая  направленность личности является результатом  серьезных дефектов его воспитания. Если родители и другие близкие люди подкрепляют проявления эгоцентризма и завышенной самооценки, то впоследствии у ребенка может сформироваться четкая установка на приоритет лишь собственных интересов, потребностей и переживаний.

     В различных этических и философских  концепциях сущность эгоизма понималась по-разному. 

     • Человек руководствуется не моральным  законом добра, а стремлением  к самосохранению и личной выгоде.

     Бенедикт  Спиноза. 

       • Эгоизм - стремление сконцентрировать  все цели на самом себе, собственной  выгоде и пользе.

     Иммануил  Кант. 

     • Эгоизм - проявление исконной природы человека.

     Артур Шопенгауэр. 

       • «Разумный эгоизм» - сознательное  и свободное подчинение человеком  своих целей общему делу, от  успеха которого выигрывает сам  индивид.

     Николай Гаврилович Чернышевский.

       Эгоизму присущи, с одной стороны, тщеславие - стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение, честолюбие (жажда первенства и признания), попытки реализовать право на счастье и самовыражение. С другой стороны, эгоизм – это корыстолюбие, равнодушие и пренебрежение к другим людям. Обыденным нравственным сознанием откровенный эгоизм всегда осуждался; в качестве альтернативы ему был выдвинут принцип альтруизма.

     Разумный  эгоизм — это не что иное, как зов нашей души. Проблема в том, что «нормальный» взрослый человек уже не слышит голоса естественного эгоизма. То, что под видом эгоизма доходит до его сознания, — это патологическая самовлюбленность, ставшая результатом долгого подавления импульсов естественного эгоизма.

     Здоровый  эгоист куда ближе к святости, чем  всякий убежденный праведник, потому что меньше себя обманывает. Праведник верит, что напрягая свою эгоистичную волю он может справиться со своим эгоизмом. Ему кажется, что подавляя эгоистичные импульсы, он приближается к святости и Богу. Но на деле он этим только увеличивает свой внутренний конфликт и все больше отдаляет себя от Бога.

     Чем сильнее человек верит в бескорыстность своих помыслов и поступков, тем  он несчастнее. Он может совершить  величайшие подвиги милосердия, но при этом его собственная жизнь  так и останется пустой и безвкусной. Подобный самообман умерщвляет.

     Есть  и другой случай, когда кажется, что  человек плюет на всех и живет  только для себя. Но это все та же самая проблема, только вывернутая наизнанку. Подчинение морали или бунт против нее — это одно и то же. И эти прожженные эгоисты точно так же находятся в состоянии внутреннего конфликта по поводу своего эгоизма. Они бунтуют против запрета на самовлюбленность, но при этом точно так же чувствуют вину за свое поведение, и это приводит к новому витку эскалации — бунту против чувства вины и очередным попыткам доказать себе свое право послать всех к черту, и обратно к новому чувству вины.

     Та  разница между людьми, которую  легко заметить, когда речь заходит  об эгоизме, обусловлена не уровнем  эгоизма, а уровнем их самообмана на сей счет. Самый нездоровый эгоизм у праведников и бунтарей. И те, и другие в равной мере воюют со своей собственной природой, доказывая окружающим свою доброту или злобу. Внутренний конфликт они пытаются разрешить вовне, но им это никогда не удается. И со стороны они выглядят наиболее ущербно — болезненно самовлюбленно или так же болезненно кротко.

     Более здоровая версия эгоизма у людей, отдающих себе отчет в том, что  ничего, кроме собственных интересов  у них в жизни нет. Но до тех  пор, пока они продолжают раскачиваться на маятнике гордости–ничтожества, их эгоизм окрашен в ядовитые тона самовлюбленности. Эти люди более трезво смотрят на мир и со стороны выглядят не такими уж эгоистами. Обратите внимание на этот фокус. Чем более честен человек в отношении собственной мотивации, тем менее эгоистично выглядят его поступки или, по крайней мере, его эгоизм выглядит оправданным, разумным, трезвым, и потому не вызывает отторжения.

     Возьмем пример. Два человека: здоровый и  нездоровый эгоисты. Оба совершают один и тот же поступок — делают близкому человеку подарок. Здоровый эгоист отдает себе отчет в том, что подарок он делает для себя, что это ему самому нравится дарить подарки и ему нравится получать что-то в ответ. Его игра «в подарки» очевидна и прозрачна — он не скрывает своей корысти ни от себя, ни от другого человека, а значит не остается никакого камня за пазухой. Здоровый эгоист корыстен, но честен.

     А нездоровый неосознанный эгоист поступает  иначе — он не отдает себе отчета в том, что им движет только личный интерес, он верит, что делает подарок от всего сердца и не имеет при этом никаких задних мыслей. Но на более глубоком уровне им движет все тот же личный корыстный интерес — он тоже хочет получить что-то взамен, но хочет это получить тайком, безответственно. Если он это получает, то все хорошо, но если по какой-то причине реакция на подарок его не устраивает, вся его корысть тут же выходит наружу — он начинает обижаться, психовать, требовать справедливости и проклинать чужой эгоизм. Так он вынуждает другого человека расплатиться по счетам за все полученные «бескорыстные подарки».

     Нездоровый  эгоист точно так же корыстен, как  и здоровый, только при этом еще  делает вид, что никакой личной выгоды в его поступке нет, и очень  гордится этим своим показным самоотречением.

     Разрешить себе быть честным здоровым эгоистом — большое достижение, но это  только полдела. Если при этом не будет  решена проблема гордости-ничтожества, эгоизм будет в первую очередь  защищать эти два невротических  полюса, вместо того, чтобы выполнять главную свою задачу — транслировать голос Самости и вести человека по пути естественной самореализации. 
 

Двойственность  альтруизма и эгоизма. 

     Альтруизм – в наиболее обобщенном виде –  это разновидность общественного  поведения, когда один человек добровольно помогает другому с теми или иными издержками для себя. Субъективно альтруизм проявляется в чувстве симпатии, ориентированность на оказание помощи другому человеку. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидания некой награды или иная причина, в которой виден корыстный интерес [1].

     Эгоизм  – черта личности, которая заключается  в себялюбии, сосредоточении на своем  «Я», равнодушии к другим людям. В  противоположность альтруизму эгоист замыкается в самом себе, преследует свои личные интересы в ущерб интересам других [2].

     Н.О. Лосский, как один из ярких представителей русской религиозной философии, считает, что «многие поступки совершаются  человеком…вполне бескорыстно, без  всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды». Он трактует слово «эгоизм», в противоположность альтруизму, как «поведение, имеющее целью удовлетворение личного желания, в ущерб более ценным интересам других людей или в ущерб неличным ценностям»[3]. Однако мы понимаем эгоизм как поведение, имеющее целью удовлетворение, в первую очередь, личного желания, далеко не всегда в ущерб интересам других людей или неличным ценностям. Некоторые авторы считают, что все поступки человека эгоистичны по своей природе, ибо он делает только то, что считает наилучшим для себя в данный момент. А оттого, что человек для себя считает наилучшим, зависит форма выражения эгоизма [4].

     Американские  социальные психологи предлагают следующие  объяснения появления альтруизма в  человеческом поведении:

     - причина возникновения желания  помочь другому заключается в  эмпатии, присущей каждому человеку;

     - человек помогает другим из-за  стремления преодолеть негативное  состояние, в котором находится  в данный момент. Видя чье-то  горе или страдание, человек хочет избавиться от этого. Помогая, он устраняет источник собственных неприятных чувств.

     Альтруизм проявляется в эмпатии, т.е. в сопереживании, понятии эмоционального состояния  другого человека и способность  разделить его. Но человек если не пережил что-то подобное не может эмпатировать другому. Мы понимаем, что плохо, страшно, неприятно или наоборот хорошо, радостно, у человека душевный подъем. Мы сочувствуем, т.е. разделяем эмоции другого человека которые в большинстве случаев не испытываем или не испытывали никогда. «Подавляющее большинство людей не способно понять изнутри движения души другого человека. Это даже очень редкое искусство, притом, что и оно не заходит слишком далеко. Даже тот человек, которого мы ошибочно считаем отлично нам известным и который сам подтверждает, что мы понимаем его исчерпывающе, в сущности, остается нам чужим. Он – другой и максимум, что мы можем сделать – по крайней мере угадывать это другое, считаться с ним и воздерживаться от величайшей глупости – стремление его толковать»[5].

     Но  мы не воздерживаемся от этой глупости, и чем дальше человек начинает нам рассказывать о своих переживаниях, тем быстрее мы устаем и со временем начинаем терять интерес к нему, а потом он начинает нас раздражать своим нытьем или лучезарностью. Вот тут и проявляется эгоистичность, поскольку этическая пассивность, как и обыкновенная злоба, есть виды эгоизма.

     Но  допустим, мы прекрасно понимаем состояние  другого человека и проявляем  по отношению к нему гиперопеку. Мы начинаем жалеть его, помогать ему в решении его проблем и доходит до того, что мы готовы сделать за него любую работу и принять на себя все беды и заботы человека. При этом «мы забываем, что, предлагая помощь в трудную минуту, не думаем о последствиях и меняем выбор человека, иногда отбрасывая назад его развитие в духовном и материальном плане, так как зависимость от помощи уменьшает выбор и адаптацию, а человек становится заложником добра»[6]

     В христианстве есть такое понятие  как благотворительность. Под этим подразумевается оказание частными лицами или общественными организациями безвозмездной и регулярной помощи нуждающимся людям. Благотворительность также можно рассматривать как разновидность альтруизма. В то же время христианство, как и многие другие религии, за эту «безвозмездную» помощь обещают отпущение и прощение грехов, блаженство в раю и прочие прелести загробной жизни. Для многих людей это является достаточно значимым стимулом для осуществления благотворительности. Надо подать нищему, ведь грешно не помочь, а если грех, то буду мучиться после смерти в аду. Вот и заботимся скорее о себе, о своей душе, а не о другом человеке.

Информация о работе Эгоизм и альтруизм