Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:48, контрольная работа
Мы живем в эру инноваций, роста свободных рынков и мировой экономики. В свете новых технологий, изменения роли государства и выхода новых игроков на мировую сцену появляются новые возможности, требования и ограничения. Именно поэтому под влиянием рынка и общества все сильнее возрастает роль и ответственность бизнеса. И хотя цель получения прибыли в бизнесе понятна и ясна, люди больше не принимают ее как оправдание для игнорирования норм, ценностей и стандартов поведения.
Казанский
государственный
Контрольная
работа по дисциплине «Этика бизнеса»
Выполнила студентка группы 3283-12
Сафина Г.Г
Шифр 308152
Введение
Мы живем
в эру инноваций, роста свободных
рынков и мировой экономики. В свете
новых технологий, изменения роли государства
и выхода новых игроков на мировую сцену
появляются новые возможности, требования
и ограничения. Именно поэтому под влиянием
рынка и общества все сильнее возрастает
роль и ответственность бизнеса. И хотя
цель получения прибыли в бизнесе понятна
и ясна, люди больше не принимают ее как
оправдание для игнорирования норм, ценностей
и стандартов поведения. От современного
бизнеса ожидают, что он станет ответственно
использовать общественные ресурсы, действуя
не только во благо своих компаний, но
и всего общества. Ведя свои дела ответственно,
фирмы создают необходимый социальный
капитал доверия и справедливости. В течение
последних десятилетий правительства,
международные институты, транснациональные
организации, профсоюзы и гражданское
общество вели диалог об ответственности
бизнеса. В мире формируются новые стандарты
и процедуры, появляются ожидания в отношении
бизнеса. Компании и рынки, которые не
знакомы с ними или не могут строить свое
будущее, опираясь на них, не смогут участвовать
на равных во всемирном диалоге и рискуют
отстать по мере развития мировой рыночной
экономики. По всему миру предприятия
создают и внедряют программы деловой
этики, чтобы решать юридические и этические
проблемы, проблемы защиты окружающей
среды. Такие предприятия не только удовлетворяют
запросам своих работников, акционеров,
сообществ, но и вносят вклад в экономическое
благосостояние своих стран. В связи с
этим за последние двадцать лет проблемы
этики бизнеса все больше привлекают внимание
исследователей, менеджеров и общественных
деятелей. Обязательные курсы этики читаются
во всех ведущих школах бизнеса. Этическая
оценка и репутация сегодня играют немаловажную
роль при заключении сделок, выборе партнеров
по бизнесу, применении санкций регулятивных
органов и т.п. Относительно новым принципом
современной этики бизнеса является принцип
социальной ответственности. Социальная
ответственность бизнеса начинает активно
и успешно реализоваться во всем мире.
Компании не просто решают проблемы общества,
инвестируя средства в развитие образования,
медицины, науки, производства, поддерживая
социально незащищенные слои и заботясь
о природоохранных мерах, — они получают
определенные выгоды от этой деятельности.
Реализация указанной цели предполагает
решение следующих задач: Проследить историю
развития понятия ответственности как
моральной категории; Вывести определения
понятий «бизнес-этика» и «социальная
ответственность»; Сопоставить эти два
понятия; Разобрать два подхода к изучению
социальной ответственности бизнеса на
примере мнений Милтона Фридмена и Майкла
Портера; Развитие понятий этики бизнеса
и социальной ответственности
История развития
понятия ответственности как
моральной категории
Хотелось бы начать с того, что значение ответственности как социально-философской категории определилось сравнительно поздно. X. Йонас объясняет это тем, что мера ответственности соотносится с мерой власти и знания, а они в доиндустриальную эпоху были ограничены. В результате вопрос о последствиях поступков разрешался «естественным» путем - по мере наступления этих последствий. С позиций классической философии ответственность исследовалась в основном опосредованно - через такие этические категории, как мораль (нравственность), долг, добро и зло, свобода и необходимость. Аристотель - автор аретологической концепции ответственности, согласно которой должное воздается и доброжелательному, и недоброжелательному. Аристотель не использует специальное понятие «ответственность», но, описывая отдельные аспекты произвольности и виновности, он достаточно полно раскрывает феноменологию ответственности. Человек властен совершать как прекрасные, так и постыдные поступки, от него зависит, поступки какого характера он совершает, по своей воле человек правосуден или неправосуден, и соответствии с совершенными поступками ему оказывают почести или его наказывают по суду. Ответственность, таким образом, предполагает информированность человека об условиях действий и требований, которые к нему предъявляются. Иммануил Кант - один из первых мыслителей, использовавший уже в XIIIV веке категории «ответственный» и «ответственность», значение которых он определял как следование категорическому императиву и абсолютному нравственному закону. Наиболее яркие представители утилитаризма И. Бентам и Дж. С. Милль полагали, что критерием рациональности служит «польза» для объекта ответственности. В XIX - XX вв. ответственность рассматривается непосредственно - как проблема вменения. Здесь можно обратиться к концептуализациям ответственности М.Вебера и Ф.Ницше - именно эти мыслители сформулировали важнейшие идеи относительно происхождения ответственности и принципа ответственности. Их подходы к пониманию ответственности различаются по степени субъектности. В отличие от Ницше, М.Вебер не считал ответственность субъективным конструктом. Он подчеркивал историческую трансформацию ответственности человека перед Богом в светскую форму ответственности человека за свои собственные решения, оправданные лишь индивидуальной совестью2. Ж.-П.Сартр утверждал, что «наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество...»3. Поступая определенным образом, человек тем самым как бы выбирает в себе человека, стремящегося до конца исполнить свой долг, или проявить себя в качестве совершенно свободного человека. Более того, чувство полной и глубокой ответственности, по Ж.П.Сартру, является результатом осознания человеком того, что, осуществляя выбор, он вместе с собой выбирает и все человечество. В 60-70гг XXв. этика ответственности выдвигается как самостоятельная часть этики благодаря работам Ханса Ленка. Он определяет ответственность как понятие, которое выражается в реляционном вменении нормы посредством оценивания контролируемых ожидаемых поступков. Анализ проблем, связанных с атрибуцией (приписыванием) и мерой ответственности содержится в работе «Размышления о современной технике». Ганс Йонас изложил свои взгляды по этой проблеме в своей знаменитой работе «Принцип ответственности. Опыт этики для технологической ситуации». По мнению Йонаса, в связи с возможностью грядущих техногенных катастроф традиционная этика исчерпала себя и необходима новая этика, в основании которой будет принцип ответственности. На смену всем этическим концепциям должна прийти этика ответственности. Ответственность – центральное понятие современной этики. Йонас выделяет два вида ответсвенности: естественная (призвание), представляющая собой неотъемлемый предписанный статус; контрактурная (обязанность), т.е. достигаемый социальный статус личности Причины появления «этики ответственности»: Неизмеримо возросшая технологическая мощь человека (экология, зависимость от техники); «Динамизация» жизненных обстоятельств в индустриальном мире (современный человек не успевает задуматься); Угроза природе и живому (включая самого человека) из-за побочных воздействий промышленных процессов. Именно поэтому, по мнению Йонаса, необходимо пересмотреть понятие «ответственность». Он выдвигает идею расширения из моральных соображений концепции ответственности путем перехода: От концепции ответственности виновного к ответственности «человека-опекуна» («этика заботы»); От призыва к ответственности ex post(«после того») к заботе об ответственности и предупреждающей ответственности (precaution responsibility); От ориентированной на прошлое ответственности за результат действия к ориентированной на будущее самоответственности, которая определяется способностью контролировать и возможностью располагать властью. Таким образом, основные идеи Г.Йонаса можно кратко сформулировать в следующих пунктах:
«Ответственность за будущее» (промышленные предприятия – главный источник загрязнения); Ответственность «за», а не «перед» (область ответственности); Не просто подотчетность (а ответственность перед всеми); Самостоятельно принимаемая ответственность в качестве универсального долга. Особое звучание ответственность приобретает в середине XX века, когда результатом хозяйственной деятельности становятся не только материальные блага, потребляемые индивидами, но и сущностные черты социально-экономического устройства общества, «потребляемые» обществом в целом. Для осознания приоритетности интересов общества как целого особое значение имела проблема устойчивости социальных систем, их интегрированности и стабильности, разработанная Т. Парсонсом. К концу XX века категория ответственности стала замещаться такими понятиями, как "локальная детерминация" (Ж.-Ф.Лиотар), "соблазн" (Ж.Бодрийар), "забота о себе" (М.Фуко). Ф.Фукуяма выдвинул идею о "конце истории" и "последнем человеке", для которого ответственность исчезает вообще. В XX в. осмысление ответственности как основополагающего принципа действования человека приводит к пониманию того, что «быть ответственным» может не только индивид, но социальная группа, общность, класс. Возникает новая категория - «социальная ответственность», реализуемая как через формы социального контроля, так и через понимание своей общественной роли субъектами ответственности. Социальная ответственность приписывается не отдельно взятому индивиду, а индивиду как представителю социальной общности. Подход, в основе которого лежит приоритет не частных интересов, но целого, нашел отражение в концепции социальной ответственности бизнеса. Она основывается на том, что противоречие между частным интересом бизнеса (выгода, прибыль) и интересами общества (стабильность, успешное развитие для большинства) должно разрешаться бизнесом в пользу общества как той системы, частью которой является сам бизнес. Основные положения данной концепции сложились в 30-е годы XX века. Уровни социальной ответственности бизнеса:
Базовый
уровень («легальность»): соблюдение законодательства
и стандартов, своевременная оплата
налогов, выплата заработной платы,
обеспечение безопасности труда, по
возможности – создание новых
рабочих мест. Второй уровень – обеспечение
работников адекватными условиями не
только работы, но и жизни: повышение уровня
квалификации работников, профилактическое
лечение, строительство жилья, развитие
социальной сферы и т.д. (создание социального
капитала). Третий, высший уровень социальной
ответственности бизнеса, - благотворительная
деятельность и меценатство, социально-маркетинговые
программы, спонсорство и т.д. плюс социально-значимые
программы.
Определения
и сопоставление понятий «
Как известно, существует общечеловеческая этика как система норм нравственного поведения людей, их отношения друг к другу и к обществу в целом. Но наряду с этим в некоторых сферах профессиональной деятельности выработалась своя специфическая этика. Для начала определим понятие «деловая этика», или «этика бизнеса». «Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета - ритуализированные внешние нормы поведения»4. Таким образом, этика бизнеса является одним из видов профессиональной этики – это этика людей, работающих в сфере предпринимательства. Когда же говорят об этике бизнеса каких-либо компаний, то имеют в виду этические основы бизнеса, реализуемые посредством менеджеров. Под деловой культурой компании понимаются внутрифирменные традиции и ритуалы; общие ценности, разделяемые ее работниками; систему коммуникаций, включая неформальные отношения; устоявшиеся методы деловой практики и организации работы. Деловая культура компании тесно связана с этическими принципами бизнеса, которые являются ее неотъемлемыми элементами. Таким образом, можно придти к выводу о том, что деловая этика - это система общих принципов и правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, их общения и стиля работы, проявляющихся на микро - и макроуровнях рыночных отношений. В основе деловой этики лежит учение о роли морали и нравственности в деловых отношениях, которые отражают материальные условия жизни общества. Деловая этика – это также система знаний о трудовой и профессиональной морали, ее истории и практике. Это система знаний о том, как люди привыкли относиться к своей работе, какой смысл они ей придают, какое место в их жизни она занимает, как складываются отношения между людьми в процессе работы, как склонности и идеалы людей обеспечивают эффективный труд, а какие – мешают ему.
Деловая этика регулирует, вдохновляет и одновременно ограничивает действия субъектов предпринимательской деятельности, минимизируя внутригрупповые противоречия, подчиняя индивидуальные интересы групповым.5 Существует несколько родственных ей понятий. Например, экономическая этика (или предпринимательская этика) занимается вопросом о том, какие моральные нормы или идеалы могут иметь значение для предпринимателей в условиях современной рыночной экономики6. Предпринимательская этика тиматизирует отношения морали и прибыли в управлении предпринимателями и занимается вопросом, как моральные нормы и идеалы могут быть реализованы предпринимателями в условиях современной экономики. Цель предпринимательской деятельности – максимизация прибыли. Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.5 В целом, бизнес-этику можно определить как научную дисциплину, изучающую применение этических принципов к деловым ситуациям. Наиболее актуальным вопросом в этике бизнеса является вопрос о взаимоотношениях между корпоративной и универсальной этикой, социальной ответственности бизнеса, приложении общих этических принципов к конкретным ситуациям. Этику бизнеса, в той ее части, которая рассматривает вопрос о соответствии деятельности предпринимателя рамочному порядку или проблеме совершенства самого рамочного порядка, степень ответственности предпринимателя перед обществом и т.д., можно рассматривать как часть социальной этики. Этика бизнеса, в той ее части, где обсуждаются практические вопросы поведения руководителей и менеджеров, отношения между сотрудниками фирмы, права потребителя, моральные стандарты и ценностные конфликты, является одним из видов профессиональной этики. На макроуровне этика бизнеса относится к этике социального порядка. На микроуровне – это учение о целях, ценностях и правилах предпринимательской деятельности.
Итак, современная
деловая этика основывается на взаимном
согласовании трех важнейших положений:
Создание материальных ценностей во всем
многообразии форм рассматривается как
изначально важный процесс. Ради этого
существует любое предприятие. Прибыль
и другие доходы рассматриваются как результат
достижений различных общественно значимых
целей. Приоритет при разрешении проблем,
возникающих в деловом мире, должен отдаваться
интересам межличностных отношений, а
не производству продукции.8
В свою очередь Де Джордж выделяет следующие уровни анализа этики бизнеса:
Если рассматривать этику бизнеса в американском контексте, она на макроуровне концентрирует свое внимание главным образом на нравственной оценке экономической системы американского свободного предпринимательства и возможных ее альтернатив и модификаций. Второй уровень анализа этики – а сегодня он привлекает к себе самое пристальное внимание – это изучение бизнеса внутри американской системы свободного предпринимательства. Нравственная оценка индивидуумов и их действий в экономических и коммерческих сделках в рамках организованной корпоративной деятельности образует третий уровень исследований этики бизнеса. Наконец, поскольку бизнес становится все более интернациональным и всемирным, четвертый уровень анализа его этики носит интернациональный характер и рассматривает деятельность американских и иных транснациональных корпораций. Таким образом, я пришла к окончательному выводу о том, что этика бизнеса охватывает пять видов деятельности: Первый представляет собой применение принципов общей этики к конкретным ситуациям или методам хозяйствования в бизнесе. Вторым видом ее занятий является метаэтика, которая занимается непротиворечивостью этических понятий. Третью сферу исследований этики бизнеса образует анализ его исходных посылок – как собственно нравственных, так и посылок, базирующихся на моральных позициях. В-четвертых, вклинивающиеся внешние проблемы иногда заставляют исследователей этики бизнеса выйти за пределы этики и обратиться к другим разделам философии и к другим отраслям науки, например, к экономике или теории организации. Пятый заключается в характеристике морально похвальных и образцовых действий, как отдельных деловых людей, так и конкретных фирм. В заключение хотелось бы обозначить значение этики бизнеса в современном мире. Итак, деловая этика способна помочь людям: рассматривать нравственные проблемы в бизнесе системно и более надежными методами, чем они могли бы это делать, не пользуясь нашей наукой; она может помочь им разглядеть такие проблемы, которые они в своей повседневной практике и не заметили бы; она может также побудить их ввести изменения, которые они без нее и не подумали бы вводить. На мой взгляд, очень важным является тот факт, что понятие «этика бизнеса» применимо как к отдельному менеджеру или предпринимателю, так и к компании в целом. И если для бизнесмена она означает его профессиональную этику, то для фирмы это некий кодекс чести, лежащий в основе ее деятельности. К основным принципам этики бизнеса относятся, прежде всего, такие традиционные ценности, выработанные за долгую историю мирового предпринимательства, как уважение к закону, честность, верность слову и заключенному договору, надежность и взаимное доверие. Относительно новым принципом современной этики бизнеса является принцип социальной ответственности, о котором всерьез стали задумываться на Западе всего пару десятилетий назад, а в России – так и вовсе не так давно. Все эти принципы должны лежать в основе всех видов деловых отношений. Для того чтобы поведение компании было признано социально ответственным, т.е. этичным в современном понимании, недостаточно только выполнять законы либо быть честным с потребителями или с деловыми партнерами. Если юридическая ответственность – это нормы и правила поведения, определенные в законодательном порядке, то социальная ответственность (также называемая корпоративная социальная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) означает следование духу, а не букве закона, либо выполнение таких норм, которые пока не вошли в законодательство либо превышают требования законодательства. Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать термин «социальная ответственность бизнеса» каждому по-своему. Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д. Обобщая можно сказать, что социальная ответственность бизнеса — это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют. Данное определение социальной ответственности бизнеса скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но, на мой взгляд, социальная ответственность бизнеса — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения.
Информация о работе История развития понятия ответственности