Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:24, реферат
Главное в речи не только то, что и как сказано, но и то, что и как воспринято. Именно воспринятое говорит о нормативности речи, о ее целесообразности. В сочетании нормативность и целесообразность речи образуют ее культуру. Понятие это многогранное. Прежде всего, культура речи — это выработанные на протяжении развития общества нормы, правила, способы и приемы поведения.
Введение……………………………………………………………………………..………….3
История появления речевого этикета…………………………………………………….....….4
Первичный смысл понятия этика.……………………………………………………...7
Культура и этика………………………………………………………………………..8
Понятие речевой этики.…………………………………………………………...…...9
Этика речевого общения и основные правила речевого этикета………………….10
Основные правила речевого этикета…………………………………………….…..13
Особенности речевого этикета по телефону………………………………..….…….18
Заключение……………………………………………………………………………….….…22
Список литературы…………………
Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингво-интенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия создаёт благоприятное впечатление, поддерживая положительную репутацию всей организации.
Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? Л.А. Введенская так определяет эти факторы:
Речевой этикет строится с
учётом особенностей партнёров,
Речевой этикет определяется
ситуацией, в которой
4. Этика речевого общения
Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, “понимающего понимания” — настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В праздноречевых сферах общения в диалогах и полилогах интеллектуального, а также “игрового” или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства — мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.
Таким образом, речевая этика — это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.
Этические
нормы воплощаются в
-Приветствие. Обращение.
Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается "ты-общение" или "вы-общение" и, соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте, добрый день (вечер, утро), привет, салют, приветствую и т. п. Важную роль играет также ситуация общения.
Обращение
выполняет
Национальные и культурные традиции предписывают определенные формы обращения к незнакомым людям.
Принципы успешного делового общения:
а) Соблюдение этикетных формул
В каждом языке закреплены способы, выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений.
Существуют
этикетные формулы
Этикетные
формулы, фразы к случаю — важная
составная часть
б) Эвфемизация речи
Поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не. вызвать дискомфортное состояние — все это обязывает говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический способ выражения.
в) Перебивание
Встречные
реплики. Вежливое поведение в речевом
общении предписывает выслушивать
реплики собеседника до конца. Однако
высокая степень
Культурные
и социальные _нормы жизни, тонкости
психологических отношений
Причины
коммуникативных неудач коренятся
в незнании языковых норм в различии
фоновых знаний говорящего и слушателя,
в разнице их социокультурных стереотипов
и психологии, а также, в наличии “внешних
помех” (чуждой среде общения, дистантности
собеседников, присутствии посторонних).
5. Основные правила речевого этикета.
В наше время человек обязан, если он хочет быть услышанным и правильно понятым , обязан уметь говорить правильно и придерживаться определённых норм и правил современного речевого этикета. Ниже я постараюсь как-то их выделить и систематизировать:
Существуют определенные правила, основные из которых следующие:
• Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом;
• У вас должно быть желание разговаривать с человеком;
• Разговор должен быть дружелюбным;
• Вы должны быть только в хорошем настроении;
• При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику приветливо и внимательно;
• Нельзя смотреть в сторону;
• Нельзя во время разговора гримасничать, кривить рот, морщить лоб и нос - это не только оскорбляет собеседника, но и делает вас смешными;
• Не надо перебивать или прерывать собеседника - создается впечатление, что вы его не уважаете; что бы ни говорил ваш собеседник, вы обязаны дослушать до конца. Прерывать его вы можете лишь по мотивам личного характера или в том случае, когда выслушиваемый вами монолог выходит за рамки приличия;
• Не надо хлопать собеседника по плечу, толкать его, тыкать пальцем в живот или вертеть пуговицы на его пиджаке;
• Не надо жестикулировать руками или пальцами, закатывать глаза и прочее, так как создается впечатление, что вам не хватает словарного запаса и вы малокультурный человек; "искусство говорит - это искусство молчания", поэтому на первых порах слушайте; не засоряйте свою речь словами-паразитами;
• Не следует выражаться слишком замысловато, применяя большое число иностранных слов, подчеркивая свою образованность. Вас многие не поймут, а знающим вы будете смешны; старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормочите и не глотайте слова и их окончания; интонация - форма произношения слов и предложений – должна быть не оскорбительной для человека и не обидной для него.
Хороший собеседник - это внимательный слушатель, который, не перебивая, уважительно слушает вас и искренне заинтересован в том, что ему рассказывают. Чтобы стать хорошим собеседником, необходимо придерживаться некоторых правил:
а). Обращаться к собеседнику только по имени;
б).
Нужно уметь правильно
в). Ваш разговор должен убеждать вашего собеседника в его значимости как человека;
г). Необходимо быть хорошим собеседником;
д). Тема разговора должна быть интересна и полезна вашему собеседнику;
е). Вы должны улыбаться людям.
Что значит уметь склонить делового партнера к своей точке зрения и воздействовать на него так, чтобы он выполнил то что нужно в ваших интересах, соблюдая при этом и свои интересы, то есть - это умение находить общий язык со своим партнером.
В общении между людьми, и, особенно между деловыми, часто бывают такие ситуации, когда их мнения неоднозначны и могут возникнуть основы для конфликта между ними. В этих ситуациях может победить одна из сторон, может быть найден какой-то компромисс, а может, приемлемое решение не будет найдено. Чтобы избежать этой неприятной ситуации, целесообразно использовать определенные советы, соблюдение которых поможет убедить людей и склонить их к своей точке зрения [7].8
Обратимся к этим советам:
1.
Прежде чем начинать сложные
дела со своим малоизвестным
деловым партнером, необходимо
изучить особенности его
2. Единственный способ одержать верх в каком-нибудь споре - это вообще избежать его.
3. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника и никогда не говорите ему, что он не прав.
4. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
5.
С самого начала разговора
придерживайтесь
6.
Постарайтесь заставить своего
собеседника сразу в начале
разговора несколько раз
7.
Пусть большую часть времени
говорит ваш собеседник, а вы
слушайте внимательно, не
8. Постарайтесь убедить вашего собеседника, что данная мысль принадлежит именно ему.
9. Искренне старайтесь смотреть на вещи не только со своих интересов, но с точки зрения вашего собеседника (делового партнера).
10.
Относитесь сочувственно к
11. Взывайте к более благородным мотивам.
12. Не драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.
13.
Не бросайте вызов, задевая
за живое. Выделим еще
14.
Если вы хотите сделать
15.
Если вы хотите указать