История появления речевого этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:24, реферат

Описание работы

Главное в речи не только то, что и как сказано, но и то, что и как воспринято. Именно воспринятое говорит о нормативности речи, о ее целесообразности. В сочетании нормативность и целесообразность речи образуют ее культуру. Понятие это многогранное. Прежде всего, культура речи — это выработанные на протяжении развития общества нормы, правила, способы и приемы поведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..………….3
История появления речевого этикета…………………………………………………….....….4
Первичный смысл понятия этика.……………………………………………………...7
Культура и этика………………………………………………………………………..8
Понятие речевой этики.…………………………………………………………...…...9
Этика речевого общения и основные правила речевого этикета………………….10
Основные правила речевого этикета…………………………………………….…..13
Особенности речевого этикета по телефону………………………………..….…….18
Заключение……………………………………………………………………………….….…22
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

этика речевого общения.docx

— 48.86 Кб (Скачать)

     Соблюдение  речевого этикета людьми так называемых лингво-интенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия создаёт благоприятное впечатление, поддерживая положительную репутацию всей организации.

Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? Л.А. Введенская так определяет эти  факторы:

            Речевой этикет строится с  учётом особенностей партнёров,  вступающих в деловые отношения,  ведущих деловой разговор: социального  статуса субъекта и адресата  общения, их места в служебной  иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера[5] .6

        Речевой этикет определяется  ситуацией, в которой происходит  общение. Это могут быть презентация,  конференция, симпозиум, совещание,  консультация, юбилей или другой  праздник. 

4. Этика речевого общения

     Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения  к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, “понимающего понимания” — настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В праздноречевых сферах общения  в диалогах и полилогах интеллектуального, а также “игрового” или эмоционального характера особую важность приобретает  выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства — мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.

     Таким образом, речевая этика — это  правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

     Этические нормы воплощаются в специальных  этикетных речевых формулах и  выражаются в высказываниях целым  ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словоформами, так и словами неполнознаменательных  частей речи (частицами, междометиями).

-Приветствие. Обращение.

     Приветствие и обращение задают тон всему  разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается "ты-общение" или "вы-общение" и, соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте, добрый день (вечер, утро), привет, салют, приветствую и т. п. Важную роль играет также ситуация общения.

     Обращение выполняет контактоустанавливающую функцию, поэтому на протяжении всей речевой ситуации обращение следует произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам.

     Национальные  и культурные традиции предписывают определенные формы обращения к  незнакомым людям.

     Принципы  успешного делового общения:

     а) Соблюдение этикетных  формул

     В каждом языке закреплены способы, выражения  наиболее частотных и социально  значимых коммуникативных намерений.

     Существуют  этикетные формулы поздравлений: сразу после обращения указывается  повод, затем пожелания, затем заверения  в искренности чувств, подпись. Устные формы некоторых жанров разговорной  речи также в значительной степени несут печать ритуализации, которая обусловлена не только речевыми канонами, но и “правилами” жизни, которая проходит в многоаспектном, человеческом “измерении”. Это касается таких ритуализованных жанров, как тосты, благодарности, соболезнования, поздравления, приглашения [8].7

     Этикетные формулы, фразы к случаю — важная составная часть коммуникативной  компетенции; знание их — показатель высокой степени владения языком.

     б) Эвфемизация речи

     Поддержание культурной атмосферы общения, желание  не огорчить собеседника, не оскорбить  его косвенно, не. вызвать дискомфортное  состояние — все это обязывает  говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические  номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический  способ выражения.

     в) Перебивание

     Встречные реплики. Вежливое поведение в речевом  общении предписывает выслушивать  реплики собеседника до конца. Однако высокая степень эмоциональности  участников общения, демонстрация своей  солидарности, согласия, введение своих  оценок “по ходу” речи партнера — рядовое явление диалогов и  полилогов праздноречевых жанров, рассказов  и историй-воспоминаний. По наблюдениям исследователей, перебивы характерны для мужчин, более корректны в разговоре женщины.

     Культурные  и социальные _нормы жизни, тонкости психологических отношений предписывают говорящему и слушающему активное создание благожелательной атмосферы речевого общения, которая обеспечивает успешное решение всех вопросов и приводит к согласию.

     Причины коммуникативных неудач коренятся  в незнании языковых норм в различии фоновых знаний говорящего и слушателя, в разнице их социокультурных стереотипов и психологии, а также, в наличии “внешних помех” (чуждой среде общения, дистантности собеседников, присутствии посторонних). 

5. Основные правила речевого этикета.

     В наше время человек обязан, если он хочет быть услышанным и правильно понятым , обязан уметь говорить правильно и придерживаться определённых норм и правил современного речевого этикета. Ниже я постараюсь как-то их выделить и систематизировать: 

     Существуют  определенные правила, основные из которых  следующие:

     • Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом;

     • У вас должно быть желание разговаривать с человеком;

     • Разговор должен быть дружелюбным;

     • Вы должны быть только в хорошем настроении;

     • При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику приветливо и внимательно;

     • Нельзя смотреть в сторону;

     • Нельзя во время разговора гримасничать, кривить рот, морщить лоб и нос - это не только оскорбляет собеседника, но и делает вас смешными;

     • Не надо перебивать или прерывать собеседника - создается впечатление, что вы его не уважаете; что бы ни говорил ваш собеседник, вы обязаны дослушать до конца. Прерывать его вы можете лишь по мотивам личного характера или в том случае, когда выслушиваемый вами монолог выходит за рамки приличия;

     • Не надо хлопать собеседника по плечу, толкать его, тыкать пальцем в живот или вертеть пуговицы на его пиджаке;

     • Не надо жестикулировать руками или пальцами, закатывать глаза и прочее, так как создается впечатление, что вам не хватает словарного запаса и вы малокультурный человек; "искусство говорит - это искусство молчания", поэтому на первых порах слушайте; не засоряйте свою речь словами-паразитами;

     • Не следует выражаться слишком замысловато, применяя большое число иностранных слов, подчеркивая свою образованность. Вас многие не поймут, а знающим вы будете смешны; старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормочите и не глотайте слова и их окончания; интонация - форма произношения слов и предложений – должна быть не оскорбительной для человека и не обидной для него.

     Хороший собеседник - это внимательный слушатель, который, не перебивая, уважительно  слушает вас и искренне заинтересован  в том, что ему рассказывают. Чтобы  стать хорошим собеседником, необходимо придерживаться некоторых правил:

     а). Обращаться к собеседнику только по имени;

     б). Нужно уметь правильно разговаривать  со своим собеседником;

     в). Ваш разговор должен убеждать вашего собеседника в его значимости как человека;

     г).  Необходимо быть хорошим собеседником;

     д). Тема разговора должна быть интересна  и полезна вашему собеседнику;

     е). Вы должны улыбаться людям.

     Что значит уметь склонить делового партнера к своей точке зрения и воздействовать на него так, чтобы он выполнил то что  нужно в ваших интересах, соблюдая при этом и свои интересы, то есть - это умение находить общий язык со своим партнером.

     В общении между людьми, и, особенно между деловыми, часто бывают такие  ситуации, когда их мнения неоднозначны и могут возникнуть основы для  конфликта между ними. В этих ситуациях  может победить одна из сторон, может  быть найден какой-то компромисс, а  может, приемлемое решение не будет  найдено. Чтобы избежать этой неприятной ситуации, целесообразно использовать определенные советы, соблюдение которых поможет убедить людей и склонить их к своей точке зрения [7].8

     Обратимся к этим советам:

     1. Прежде чем  начинать сложные  дела со своим малоизвестным  деловым партнером, необходимо  изучить особенности его характера.

     2. Единственный способ одержать  верх  в каком-нибудь споре  - это вообще избежать его.

     3.   Проявляйте уважение к мнению  вашего собеседника и никогда  не говорите ему, что он не  прав.

     4.   Если вы не правы, признайте  это быстро и решительно.

     5. С   самого   начала   разговора   придерживайтесь дружественного  тона.

     6. Постарайтесь заставить своего  собеседника сразу в начале  разговора несколько раз ответить  вам "да".

     7. Пусть большую часть времени  говорит ваш собеседник, а вы  слушайте внимательно, не перебивая.

     8. Постарайтесь убедить вашего  собеседника, что данная мысль  принадлежит именно ему.

     9. Искренне старайтесь смотреть  на вещи не только со своих  интересов, но с точки зрения  вашего собеседника (делового  партнера).

     10. Относитесь сочувственно к мыслям  и желаниям других.

     11. Взывайте к более благородным  мотивам.

     12. Не драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

     13. Не бросайте вызов, задевая  за живое. Выделим еще несколько  пунктов о разговоре с человеком.

     14. Если вы хотите сделать замечание  человеку, не оскорбив и не  обидев его вам лучше начать  с похвалы и искреннего признания  достоинств вашего собеседника.  Психологи установили, что неприятные  вещи всегда легче выслушивать, если перед этим нам сказали о наших достоинствах и успехах. В этих случаях суть замечания воспринимается как случайность, легко исправимая, и вы не обижаетесь на того, кто делает замечание. Поэтому, если вы вынуждены сделать замечание кому-нибудь, начните с достоинств и успехов того, кому потом вы выскажите свое замечание. Так вы не отобьете у него желание исправиться и работать лучше.

     15. Если вы хотите указать человеку  на допущенную им ошибку, не  оскорбив и не обидев его,  вы должны сказать об этом  не прямо, а косвенно. Если не  поступить так, то не приведет  ни к чему хорошему. Он обидеться,  так как это задевает его  достоинство, у него испортится  настроение и пропадет желание  - что либо переделывать. Поэтому,  всегда лучше дать хорошую  оценку его труда, но затем  можно сказать, почему он в  данных условиях не удовлетворяет  вашим требованиям. Результат  будет прекрасным, человек все  переделает в лучшем виде и  не обидеться на вас, а главное  - вы не убьете в нем желание  трудиться.

Информация о работе История появления речевого этикета