Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 07:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей развития истории художественной культуры и художественного образования Древнего Китая
Задачи:
- охарактеризовать историю художественной культуры и образования Древнего Китая
- охарактеризовать особенности художественного образования Древнего Китая (философия, мифология, религия и их влияние на школьное дело)
Введение
Глава I. История развития художественной культуры и образования Древнего Китая
1.1 Культура и уклад жизни в различные периоды развития Древнего Китая
1.2 Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае
Глава II. Художественная культура Древнего Китая
2.1 Общая характеристика художественной культуры Древнего Китая
2.2 Скульптура Древнего Китая
2.3 Литература Древнего Китая
2.4 Китайская живопись
Глава III. Своеобразие художественного образования Древнего Китая
3.1 Религия и мифология Древнего Китая
3.2 Философия Древнего Китая
Заключение
Список используемой литературы
В глубокой древности,
когда еще не было ни неба, ни земли,
Вселенная представляла собой мрачный
бесформенный хаос. В нем родились два
духа- инь и ян, которые занялись упорядочением
мира.
В мифах о
происхождении Вселенной налицо
очень смутные, робкие зачатки натурфилософии.
Мифологическая
форма мышления, как господствующая,
просуществовала вплоть до первого тысячелетия
до н. э.
Разложение
Многие мифологические
образы переходят в позднейшие философские
трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н.
э., часто обращаются к мифам для того,
чтобы обосновать свои концепции истинного
правления и свои нормы правильного поведения
человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют
историзацию мифов, демифологизацию сюжетов
и образов древних мифов. "Историзация
мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить
действия всех мифических персонажей,
была главной задачей конфуцианцев. Стремясь
привести мифические предания в соответствие
с догмами своего учения, конфуцианцы
немало потрудились для того, чтобы превратить
духов в людей и для самих мифов и легенд
найти рациональное объяснение.1 Так миф
стали частью традиционной истории".
Рационализированные мифы становятся
частью философских идей, учений, а персонажи
мифов - историческими личностями, используемыми
для проповеди конфуцианского учения.
К религиям Древнего
Китая относят: конфуцианство, даосизм.
Конфуций (Кун-цзы,
551479г. До н. э.) родился и жил в
эпоху больших социальных и политических
потрясений, когда чжоуский Китай
находился в состоянии тяжелого
внутреннего кризиса. Власть чжоуского
правителя – вана давно ослабла, Разрушались
патриархально-родовые нормы, в междоусобицах
гибла родовая аристократия. Крушение
древних устоев семейно-планового быта,
междоусобные распри, продажность и алчность
чиновников, бедствия и страдания простого
народа – все это вызывало резкую критику
ревнителей старины. Выступив с критикой
своего века и высока ставя века минувшие,
Конфуций на основе этого противопоставления
создал свой идеал совершенного человека
изюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы
должен был обладать двумя важнейшими
в его представлении достоинствами: гуманностью
и чувством долга. Гуманность (жень) включало
в себя скромность, сдержанность, достоинство,
бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жень
– это почти недосягаемый идеал, совокупность
совершенств, которыми обладали лишь древние.
Из современников он считал гуманным лишь
себя и своего любимого ученика Янь Хуэя.
Однако для настоящего цзюнь-цзы одной
гуманности было недостаточно. Он должен
был обладать еще одним важным качеством
– чувством долга. Долг – это моральное
обязательство, которое гуманный человек
в силу своих добродетелей накладывает
на себя сам.
Конфуций стремился
создать идеал рыцаря добродетели,
боровшегося за высокую мораль, против
царившей вокруг несправедливости. Но
с превращением его учения в официальную
догму на передний план выступила не суть,
а внешняя форма, проявлявшаяся в демонстрации
преданности старине уважения к старым,
напускной скромности и добродетели. В
средневековом Китае постепенно сложились
и были канонизированы определенные нормы
и стереотипы поведения каждого человека
в зависимости от занимаемого места в
социально-чиновничьей иерархии. В любой
момент жизни, на любой случай, при рождении
и смерти, поступлении в школу и при назначении
на службу – всегда и во всем существовали
строго факсированые и обязательные для
всех правила поведения. В эпоху Хань был
составлен свод правил – трактат Лицзы,
компендиум конфуцианских норм. Все записанные
в этом обряднике правила следовало знать
и применять на практике, причем тем старательнее,
чем более высокое положение в обществе
человек занимал.
Конфуцианство
придало культу предков глубокий
смысл символа социального
Конфуцианский
культ предков и нормы сяо
способствовал расцвету культа семьи
и клана. Семья считалась сердцевиной
общества, интересы семьи намного превосходили
интересы отдельной личности. Отсюда и
постоянная тенденция к росту семьи. При
благоприятных экономических возможностях
стремлении к совместному проживанию
близких родственников резко преобладало
над сепаратистскими наклонностями. Возникал
мощный разветвленный клан и родичей,
державшихся друг за друга и населявших
порой целую деревню.
Даосизм возник
в чжоуском Китае практически
почти одновременно с учением
Конфуция в виде самостоятельной
философской доктрины. Основателем философии
даосовсчитается философ Лао-Цзы, который
современными исследователями считается
фигурой легендарной, т.к. о нем нет достоверных
исторических и биографических сведений.
Согласно легенде, он ушел из Китая, но
согласился оставить смотрителю пограничной
заставы свое сочинение Дао-дэ-цзин(IV-III
век до н.э.). В этом трактате излагаются
основы даосизма, философия Лао-Цзы. В
центре доктрины-учение о великом Дао,
всеобщем законе и абсолюте. Дао господствует
везде и во всем, всегда и безгранично.
Его никто не создавал, но все происходит
от него. Невидимое и неслышимое, недоступное
органам чувств, постоянное и неисчерпаемое,
безымянное и бесформенное, оно дает начало,
имя и форму всему на свете. Даже великое
Небо следует Дао. Познать Дао, следовать
ему, слиться с ним-в этом смысл, цель и
счастье жизни. Проявляется же Дао через
свою эманацию-через Дэ, и если Дао все
порождает, то Дэ все вскармливает.Из этого
видно, что даосизм ставит перед собой
цель раскрыть перед человеком тайны мироздания,
вечные проблемы жизни и смерти и становится
понятно, почему он возник. Ведь за пределами
конфуцианства мистическое и иррациональное,
не говоря уже о древней мифологии и примитивных
предрассудках. А без этого человек чувствует
некоторый духовный дискомфорт, некую
пустоту, которую требуется заполнить
и поэтому все верования и обряды были
объединены в рамках религии даосов, сформировавшейся
параллельно с конфуцианством.
Одним из самых
привлекательных пунктов в
3.2 Философия
Древнего Китая
Два основных этапа
развития философской мысли в
Древнем Китае: этап зарождения философских
воззрений, который охватывает период
VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета
философской мысли - этапу соперничества
"100 школ", который традиционно относится
к VI-III вв. до н. э.
Период складывания
философских воззрений древних
народов, которые жили в бассейнах
рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв.
до. н.э.) и заложили основы китайской
цивилизации, по времени совпадает
с аналогичным процессом в Индии и Древней
Греции. На примере возникновения философии
в этих трех районах можно проследить
общность закономерностей, по которым
шло становление, развитие человеческого
общества мировой цивилизации.
Одновременно
история становления и развития философии
неразрывно связана с классовой борьбой
в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние
философских идей отражало борьбу различных
классов в обществе, борьбу между силами
прогресса и реакцией, цеплявшиеся за
все старое освящавшее авторитетом традиции,
нерушимость и вечность своего господства.
В конечном итоге столкновения взглядов
и точек зрения выливались в борьбу двух
основных направлений в философии - материалистического
и идеалистического - с той или иной степенью
осознания и глубиной выражения этих направлений.
Специфика китайской
философии непосредственно
Другая особенность
развития китайской философии связанно
с тем, что естественнонаучные наблюдения
китайских ученых не находили, за небольшим
исключением, более или менее адекватного
выражения в философии, так как философы,
как правило, не считали нужным обращаться
к материалам естествознания. Пожалуй,
единственным исключением в этом роде
является школа моистов и школа натурфилософов,
которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили
свое существование.
Философия и
естествознание существовали в Китае,
как бы отгородившись друг от друга
не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый
ущерб. Тем самым китайская философия
лишила себя надежного источника для формирования
цельного и всестороннего мировоззрения,
а естествознание, призираемое официальной
идеологией, испытывая трудности в развитии,
оставалась уделом одиночек и искателей
эликсира бессмертия. Единственным методологическим
компасом китайских естествоиспытателей
оставались древнее наивноматериалистические
идеи натурфилософов о пяти первостихиях.
Этот взгляд
возник в Древнем Китае на рубеже
VI и V веков и просуществовал вплоть до
нового времени. Что касается такой прикладной
отрасли естествознания, как китайская
медицина, то она и по сей день руководствуется
этими идеями.
Таким образом
оторванность китайской философии
от конкретных научных знаний сузило
ее предмет. В силу этого натурфилософские
концепции, объяснения природы, а также
проблемы сущности мышления, вопросы природы
человеческого сознания, логики не получили
в Китае большего развития.
Обособленность
древнекитайской философии от естествознания
и неразработанность вопросов логики
являются одной из главных причин того,
что формирование философского понятийного
аппарата шло весьма медленно. Для большинства
китайских школ метод логического анализа
остался фактически неизвестным.
Наконец, для китайской
философии была характерно тесная связь
с мифологией.
В "Ши цзи"
("Исторические записки") Сыма Цяня
(II-I вв. до н. э.) приводится первая классификация
философских школ Древнего Китая. Там
названо шесть школ: "сторонники
учения об инь и ян" (натурфилософы),
"школа служилых людей" (конфуцианцы),
"школа моистов", "школа номиналистов"
(софисты), "школа законников" (легистов),
"школа сторонников учения о дао и дэ"
- даосистов.
Позже, на рубеже
нашей эры, эта классификация
была дополнена еще четырьмя "школами",
которые, однако за исключением цзацзя,
или "школы эклектиков", собственно,
к философии Китая не имеют отношения.
Одни школы названы по характеру общественной
деятельности основателя школы, другие
- по имени основателя учения, третьи -
по главным принципам понятия этого учения.
Вместе тем, несмотря
на всю специфику философии в
Древнем Китае, отношение между
философскими школами сводилось
в конечном итоге к борьбе двух
основных тенденций - материалистической
и идеалистической, хотя, конечно, нельзя
представить эту борьбу в чистом виде.
На ранних этапах
развития китайской философии. Например,
даже во времена Конфуция и Мо-цзы,
отношение этих мыслителей к основному
вопросу философии не выражалось
прямо. Вопросы о сущности человеческого
сознания т его отношения к природе, материальному
миру не были определены достаточно четко.
Зачастую во взглядах тех философов, которых
мы относим к материалистам, содержались
значительные элементы религиозных, мистических
представлений прошлого и, наоборот, мыслители,
которые в целом занимали идеалистические
позиции, отдельным вопросам давали материалистическое
толкование.
Информация о работе История художественной культуры и образования Древнего Китая