Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 07:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей развития истории художественной культуры и художественного образования Древнего Китая
Задачи:
- охарактеризовать историю художественной культуры и образования Древнего Китая
- охарактеризовать особенности художественного образования Древнего Китая (философия, мифология, религия и их влияние на школьное дело)
Введение
Глава I. История развития художественной культуры и образования Древнего Китая
1.1 Культура и уклад жизни в различные периоды развития Древнего Китая
1.2 Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае
Глава II. Художественная культура Древнего Китая
2.1 Общая характеристика художественной культуры Древнего Китая
2.2 Скульптура Древнего Китая
2.3 Литература Древнего Китая
2.4 Китайская живопись
Глава III. Своеобразие художественного образования Древнего Китая
3.1 Религия и мифология Древнего Китая
3.2 Философия Древнего Китая
Заключение
Список используемой литературы
В древнем Китае
постепенно зарождались жанры, составившие
в средние века изящную бессюжетную
прозу. Во времена Бань Гу жанры эти
только начинали свою самостоятельную
жизнь в литературе. Многие из них
в момент своего появления не осознавались
в качестве самостоятельной художественной
структуры. Это были составные, но уже
как-то выделенные части древних памятников,
некое инородное тело в них. Такими были,
по-видимому, древние указы или обращения
к государю, входившие в свод “Книги исторические
преданий”. Так, в составе “Исторических
записок” Сыма Цяня родился жанр чжуань
— жизнеописаний, очень скоро, в I в. н.
э., осознанный как самостоятельное литературное
явление. Были, однако, в древности и формы
выражения, как, например, притчи, которые
в Китае вплоть до XX века так и не выделились
в самостоятельный литературный жанр.
Мы попытались
обрисовать в общих чертах всю
совокупность древнекитайских письменных
памятников. В древнем Китае была
заложена идеологическая основа, на которой
развивались средневековое искусство
и словесность не только в самом Китае,
но и в сопредельных странах Дальнего
Востока — Японии, Корее, Вьетнаме. Тогда
же сложились и многие темы китайской
поэзии, тот богатый арсенал символов
и образов, без знания которого нельзя
правильно понять классическую литературу
дальневосточных народов.
2.4 Китайская
живопись
Китайская картина
не является картиной в нашем понимании.
У неё нет ни тяжёлой золочёной
рамы, ни даже тонкого багета, который
бы ограничивал её от плоскости стены,
превращая в изолированный замкнутый
мир. Да и зачем нужна была китайской картине
рама, если эта узкая и длинная полоса
бумаги или специально обработанного
проклеенного шёлка с двумя валиками по
краям бережно хранились в специальных
ящиках и развёртывалась только в редких
случаях для рассматривания. С древнейших
времён, по всей видимости на рубеже нашей
эры, была выработана эта форма живописных
свитков. В Китае, где в помещениях не было
прочных и массивных стен, как в Европе,
а воздух в комнатах во многом определялся
климатом улицы, вывешивать картины, не
защищённые, как у нас, стеклом, было бы
для них вредно. Вместе с тем картина бала
своего рода ревниво оберегаемой драгоценностью,
которую не принято было выставлять на
всеобщее обозрение и которая коллекционерами
показывалась только узкому кругу ценителей.
Китайские свитки
имеют две формы. Одна из них вертикальная,
когда развёрнутый и повышенный
на стену свиток висит перпендикулярно
к полу, и другая горизонтальная,
когда свиток постепенно развёртывается
и по мере рассматривания снова свертывается
на столе. Вертикальные свитки обычно
не превышают 3 метров, тогда как горизонтальные,
являясь своеобразной панорамой, иллюстрированной
повестью, где показана либо серия объединённых
в единую композицию пейзажей, либо сцены
городской уличной жизни, достигают подчас
свыше десяти метров.
Живопись в
Китае как вид искусства
Китайская живопись
представляет собой объединение художественного
искусства с поэтическим. На китайской
картине не редко встретишь изображение
пейзажа и иероглифические надписи, поясняющие
суть картины. В китайском пейзаже можно
увидеть голые островерхие горы севера,
меняя окраску от освещения дня. Белоснежные
могучие сосны у их подножий, выжженные
солнцем пустыни с остатками древних городов,
заброшенные скальные храмы, тропические
леса юга, населённые бесчисленным множеством
зверей и птиц. Незнающий человек скажет,
что картины Китая однотипны, что одни
только « Ветки да горы». Хотя того не подозревая,
что за всей этой чудной природой кроется
замечательные стихи. Лиричные и трепетные.
Сложность китайской живописи отпугивает
того, кто с ним мало знаком. Его образы
и формы, его идеи, а зачастую и техника
представляется нам не понятными. В самом
деле: откуда нам знать, что две дремлющие
в прибрежных камышах пушистые мандариновые
уточки или летящая в небе пара гусей на
картине живописца являются символами
не расторжимой любви, понятными каждому
образованному китайцу, а сочетание бамбука,
сосны и дикорастущей сливы мэйхуа (по-китайски:
три друга холодной зимы), изображение
которых мы беспрерывно встречаем и на
китайских картинах и на вазах, означают
стойкость и верную дружбу. И если мы взглянем
на картину художника Ни Цзаня (XIVв.), где
написано тонкое деревце с обнажёнными
ветвями, выросшее среди маленького острова,
затерянного среди безбрежной глади воды,
мы воспринимаем сначала лишь показанный
художником печальный пейзаж. И только
прочтя помещённую в верху картины красивую
надпись, понимаем, что художник в этом
лирическом и грустном пейзаже изображал
не только природу, но хотел передать свои
горестные чувства, вызванные завоеванием
его родины монголами. Аллегория, символ
и поэтическое образное толкование мира
вошли сстари в плоть и кровь китайской
действительности. Мост через озеро, пещера
в скалах, беседка в парке часто получали
такие названия: « Мост орхидей», «Ворота
дракона», «Павильон для слушания течения
реки» либо «Беседка для созерцания луны»
и т.д. Детям часто давали и дают поныне
поэтические имена, навеянные образами
природы:»ласточка», «Росточек», «Мэйхуа»
и т.д.
Это сложное
образное мировосприятие, постоянное
общение к образом природы
для передачи своих чувств зародилось
в Китае ещё в глубокой древности. Вся
китайская мифология связана с борьбой
человека против стихий, с наивным и образным
толкованием явлений природы.
Китайская живопись
двусмысленна. Поэты, художники во времена
господства иноземных династий или
в те годы, когда страну разоряли не
умные и жестокие правители, писали стихи
и картины, где в традиционные сюжеты и
формы они вкладывали совсем иной, скрытый
подтекст. Так, художник XVII - XVIII вв. Ши Тао
на картине «Дикие травы», где видна только
дорога, заросшая сорняком, помещает надпись,
полную скрытого смысла: «Вот, что растёт
на проезжей дороге». Под дикой травой,
засоряющей путь, художник подразумевал
завоевателей-маньчжуров, пришедших к
власти в 1644 году и надолго задержавших
столь славный в прошлом путь развития
китайской культуры. Китайская живопись
неразрывно связана с поэзией. Порой художники
дополняли свою картину строками из стихов.
Надо сказать, что китайские художники
порой были и замечательными поэтами.
Один великий китайский критик Чжан Янь-юань
подчеркнул неразрывность поэзии с живописью
и сказал: « Когда они не могут выразить
свою мысль живописью, они писали иероглифы,
когда они не могли выразить свою мысль
через письменность, они писали картины».
Это сочетание
картины и надписи необычно для
европейского восприятия. Однако китайские
художники не только дополняли и эмоционально
обогащали смысл своих произведений стихами,
которые рождали как бы новые образы, развивали
фантазию зрителя, но и вписывали с таким
мастерством и блеском свои иероглифы
в картину, что она приобрела от этого
какую-то особую законченность и остроту.
Сама по себе каллиграфия в виде надписей
часто отдельно помещалась на свитках,
образуя картины из одних иероглифов,
и имела много разных стилей.
Тысячелетиями исчисляется развитие пейзажного жанра в Китае, известного как одно из величайших достижений мирового искусства. Китайский пейзаж не похож на европейский. Их отличает не только разница формы картины. Китайский пейзаж « Шань-шуй»,т.е. «горы- воды»,сложился и достиг необыкновенного расцвета уже в средние века к VII - VIII векам нашей эры, положив начало всей дальневосточной пейзажной живописи, тогда как пейзаж в Европе возник как самостоятельное явление лишь в эпоху Возрождения и разделился на множество направлений в связи с национальными особенностями разных стран. В европейском пейзаже мир, изображенный художником, словно увиден им из окна. Это часть природы, сельской местности или города, которую может охватить глаз живописца и где человек, даже если его и нет на картине, всегда чувствует себя как бы хозяином. Китайский художник воспринимает пейзаж как часть необъятного и просторного мира, как грандиозный космос, где человеческая личность ничто, она как бы растворена в созерцании великого, непостижимого и поглощающего её пространства.
Китайский пейзаж
всегда фантастичен, несмотря на свою
реальность, он как бы обобщает наблюдения
над природой в целом. В нем
часто присутствует изображение
гор и вод - это устоявшаяся
издревле традиция, связанная с религиозно-
Определённое
содержание и значение китайского пейзажа
породило и его особую роль в живописи,
а также необычную форму и многочисленные
художественные приёмы его написания.
Многие из китайских картин, где лишь намёком
показана какая -либо деталь природы, воспринимаются
как пейзаж, хотя и не относятся к этому
жанру. Природа как бы помогает художнику
придать своей картине возвышенность,
глубину и поэтичность. Китайский художник
никогда не писал с натуры и никогда не
делал этюдов, как это принято в европейской
живописи. Впечатление, которое остаётся
от многих китайских произведений, таково,
будто художник только что осязал шелковистые
перья изображённой им маленькой птички
или подсмотрел танец двух бабочек над
цветущим деревом. Это впечатление основано
на том, что китайский художник до того,
как писать свои картины, подобно естествоиспытателю,
с бесконечной тщательностью изучал природу
во всех мельчайших её проявлениях. Он
прекрасно знал структуру каждого листа,
движение медлительных гусениц, пожирающих
спелые плоды, он знал мягкую поступь крадущегося
тигра и настороженный поворот головы
молодого оленя, прислушивающегося к шорохам
леса. Живописец словно посвящает зрителя
в скрытые от него многочисленные тайны
природы.
Китайский живописец
изображает природу в двух аспектах.
Один - это пейзажи гор и вод
- «шань- шуй», т.е. тип классического
китайского пейзажа на длинных свитках,
где важны не детали, а общее ощущение
величия и гармонии мира, другой, не являющийся
пейзажем в полном смысле этого слова,
так называемый жанр «цветов и птиц» -
своеобразный мир жизни животных, также
необычайно распространённый в древности
и сохранивший свою жизнеспособность
в наши дни. Иногда произведения этого
жанра писались на круглых и альбомных
листах, на ширмах и веерах и изображали
то птичку на ветке, то обезьяну, качающую
детёныша, то стрекозу, порхающую над цветком
лотоса. Именно здесь художник позволяет
себе рассматривать каждое движение растения
или животного словно в увеличительное
стекло, бесконечно приближая их к зрителю
и в месте с тем воплощая подчас в этих
маленьких сценах единую и цельную картину
природы.
В пейзажах «гор
и вод» природа, напротив, словно отдалена
от зрителя, представляя перед ним как
нечто титаническое и могучее. Всматриваясь
в этот пейзаж, человек себя чувствует
себя бесконечно малой частью этого мира,
и всегда с тем безумная смелость и бескрайняя
широта развёрнутых перед ним просторов
вызывает в нем восхищение и гордость.
Сам мир китайской живописи - это мир природы,
с жизнью которой всеми нитями связан
человек.
Китайские живописцы
со временем выработали свою, непохожую
на европейскую, способов изображения.
В китайском пейзаже самый дальний
объект расположен выше предыдущего. Поэтому
китайский пейзаж он выглядит более объёмно.
А европейский пейзаж строится по принципам
линейной перспективы, т.е. дальность картины
выражена уменьшением дальних объектов
относительно переднего плана. В китайском
пейзаже на переднем плане размещены крупные
объекты: скалы, деревья иногда строения.
Эти детали переднего планы являлись,
своего рода масштабными единицами. Дали
почти не видно, она как бы смазана, затянута
дымкой.
Травинка, по которой
ползёт букашка, или гусь, в камышах зовущий
подругу, - эти скромные изображения в
китайской картине ни когда не ощущаются
как обычная будничная сцена. Зритель
чувствует и воспринимает подобные композиции
как жизнь огромного мира, где каждый стебель
является выразителем великих и вечных
законов бытия.
Глава III. Своеобразие
художественного образования
3.1 Религия и
мифология Древнего Китая
Китай - страна древней
истории, культуры, философии; уже в
середине второго тысячелетия до
н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до
н. э.) возникает рабовладельческий уклад
хозяйства. Труд рабов, в которых обращали
захваченных пленных, использовался в
скотоводстве, в земледелии. В XII веке до
н. э. в результате войны государство Шань-Инь
было разгромлено племенем Чжоу, которое
оснавала свою династию, просуществовавшую
до III в. до н. э.
В эпоху Шан-Инь
и в начальный период существование
династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое
мировоззрение. Одно из отличительных
черт китайских мифов был зооморфный характер
действующих в них богов и духов. Многие
из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели
явное сходство с животными, птицами или
рыбами. Но Шан-ди был не только верховным
божеством, но и их родоначальником. Согласно
мифам, именно он был предком племени Инь.
Важнейшим элементом
древнекитайской религии был
культ предков, который строился
на признании влияния умерших
на жизнь и судьбу потомков.
Информация о работе История художественной культуры и образования Древнего Китая