История европейского этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:20, реферат

Описание работы

В работе анализируются история европейского этикета, виды этикета, развитие этикета разных стран.

Содержание

Введение 3
1. История этикета 5
2. Виды этикета 9
3. Европейский этикет 12
4. Международный европейский этикет 19
Заключение 22
Литература 24
Термины 25

Работа содержит 1 файл

История европейского этикета.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

    Содержание

 

Введение

    Вопросы нравственности, воспитанности и  приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились, видимо, еще до появления письменности и были зафиксированы в древнейших текстах в уже сформированном виде. Литературные памятники древнего Египта, Индии и Междуречья, созданные за много веков до нашей эры, содержат наставления, касающиеся того, каким должен быть человек, и как ему надлежит вести себя в общении с окружающими. В трудах античных философов и поэтов часто поднимались вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям. Об этом писали Гомер, Платон, Аристотель, Овидий и многие другие выдающиеся люди той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда.

    С наступлением Средних веков многое было утеряно и забыто. Невежество и грубость нравов господствовали почти  повсеместно, а «право сильного»  долгое время оставалось лучшим аргументом в общении. Однако даже тогда находились люди, стремившиеся напомнить современникам о нравственности, необходимости вести себя, как подобает человеку, а не зверю. В первую очередь это были лица духовного сословия, которые, опираясь на непререкаемый авторитет церкви и Священного писания, в своих проповедях и трактатах призывали к доброте, скромности, человечности. С развитием общественной жизни и международных контактов появилась необходимость составления руководств по поведению. Первое из них, дошедшее до наших дней, принадлежит перу испанца Петруса Альфонса. Этот труд, появившийся в 1204 году, носил название «Дисциплина клерикалис» и адресовался духовным лицам. Однако страной, которая по праву может считаться родиной этикета, является все же Италия. Там внимание изящным манерам, правилам хорошего тона и поведения в обществе стало уделяться значительно раньше, чем в Англии, Франции или Германии, где вплоть до XV – XVI веков царили нравы, которые нельзя назвать иначе как варварскими. В Италии Эпохи Возрождения произошел возврат к наследию античности и его духовным ценностям, в том числе и нормам поведения. Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества. Так, при короле Франции Людовике XIV, любившем пышные торжества и роскошные банкеты, всем приглашенным на приемы во дворце раздавали небольшие карточки, на которых были указаны основные правила поведения в этой обстановке. Именно благодаря подобным мерам постепенно сложились предпосылки для появления в XVII – XVIII веках придворного этикета, многие правила из которого впоследствии перешли в современный дипломатический протокол.(1, 64)

    С наступлением Эпохи Просвещения  этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие манеры уже не были отличительным признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требования придворного этикета со временем становились все более сложными и запутанными, то в средних слоях общества зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет немаловажную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы.

 

1. История этикета

    Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как  только люди стали жить вместе, появилась  потребность мирного сосуществования. Единственная цель этикета - сделать нашу жизнь максимально приятной от общения друг с другом, обойти всевозможные острые углы и нечаянные обиды, уберечь нас от случайных претензий и бед.

    Стремление  вести себя прилично замечено ещё  до появления письменности. В «Одиссее»  Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения полов, высших и низших, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушить эти правила значило исключит себя из своей социальной группы.

    История этикета тесно связана с историей человеческого общества. Первый письменный договор был заключён в 1278 году до н. э. между египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царём Хаттушилем Третьим. Египтяне проиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в Египте не врага, а союзника, поэтому он заключает мир, условия которого были выгравированы на серебряной пластинке, которая и является первым проявлением дипломатического этикета. И неслучайно , что первые проявления регламентированных отношений появлялись в «горячих точках» человеческих взаимоотношений. Первенец этикета - Дипломатический этикет. Древние греки, придавая большое значение межгосударственным отношениям, развили дипломатический этике, насытив его огромным количеством сложных ритуалов. Затем возникает придворный этикет. Каждая правящая династия создаёт вокруг себя сложный церемониал с большей или меньшей степенью торжественности. И только потом формируется общегражданский этикет, который сродни придворному, но гораздо проще.

    В 1204 году испанский священник Педро Альфонсо создал книгу по правилам поведения для священнослужителей и монахов «Дисциплина клерикалис», и на её основе впоследствии составлялись пособия по гражданскому этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах.

    Классическими странами этикета считаются Англия и Франция, хотя облагораживание нравов в Европе началось с Италии XIV века. Взлёт искусств, характерный для эпохи Возрождения, эстетическое и умственное наслаждение изменили быт и нравы людей. Утончённость, изящество, манеры, моды, этикет, - всё это стало живо интересовать итальянцев. Самого высокого развития, блеска, роскоши и строгости этикет достиг при Людовике XIV, поэтому с XVII века Франция стала являться законодательницей вкуса, этикета и моды.

    Само  понятие «этикет» настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово «этикет» впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV - того самого, которому легенда приписывает изречение: «Государство - это я». На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово «этикет».

    Древнейшим  сведениям об этикете насчитывается  примерно пять тысяч лет. Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою - наиболее ценимые формы поведения грека.

    Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, в силу своих общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах. Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.

    В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока.

    Еще не зная слова «этикет», придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы  же до сих пор с трудом постигают  японский кодекс учтивости. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикетобязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток - это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

    А как же развивался этикет за океаном? Первый президент США Джордж Вашингтон  прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять «Правил приличного поведения». Вот лишь некоторые из них: «Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях...» Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина. (2, 112)

    В наше время в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост. Она - самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США.

    Что касается России, то до XVIII века состоятельные  граждане жили, руководствуясь «Домостроем». Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром  в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание.

    Активным  проводником европейских манер  в России стал Петр I. Для просвещения  дворянских отпрысков царь велел  трижды переиздать популярную в европе книгу «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Многие из правил не утеряли актуальности и поныне.

    Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой  древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития.

      Не следует забывать, что нормы  этикета, в отличие от норм  морали, являются условными, они  носят как бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения.

 

2. Виды этикета

    Этикет  — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

    Сложившиеся нормы нравственности являются результатом  длительного процесса становления  взаимоотношений между людьми. Без  соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

    Современный этикет наследует обычаи практически  всех народов от седой древности  до наших дней. В основе своей  эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы вносят в этикет поправки и дополнения, обусловленные общественным строем своей страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

    Различают несколько видов этикета, основными  из которых являются:

    • придворный (государственный) этикет —  строго регламентируемый порядок и  формы обхождения, установленные  при дворах монархов (глав государств);

    • дипломатический этикет — правила  поведения дипломатов и других официальных  лиц при контактах друг с другом на различных приемах, визитах, переговорах;

    • воинский этикет — свод общепринятых правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

    • религиозный этикет — правила  общения с представителями культа той или иной конфессии и нахождения в храмах;

    • общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых  гражданами при общении друг с другом.

    Общегражданский этикет, в свою очередь, разделяется  на несколько подвидов:

    • делового и неделового общения;

    • обрядовый;

    • застольный;

    • беседы — визуальной, телефонной, электронной  и др.

    Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

    Что касается общегражданского этикета, то по мере изменений условий жизни  людей, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются  другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот (например, такой наряд, как штаны, в Средние века мог стоить женщине жизни). Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном случае, может быть уместным в какой-то другой ситуации.

    Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как  бы характер неписаного соглашения о  том, что в поведении людей  является общепринятым, а что —  нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Информация о работе История европейского этикета