История этикета в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Этикет определяет самые разнообразные правила поведения: как представлять друг другу незнакомых людей, как вести себя в гостях и общественных местах, как одеваться и даже такие, казалось бы, незначительные детали, как держать вилку и нож, можно ли пить чай из блюдечка и многие другие.
Все вышесказанное обосновывает актуальной выбранной темы.
Цель работы - характеристика понятия «этикет», изучение и анализ истории развития этикета в мире и России.

Содержание

Введение
1 Понятие об этикете………………………………………………………..4
2 Мировая история этикета
2.1Этикет в эпоху античности………………………………………………8
2.2 Этикет в эпоху средневековья…………………………………………10
2.3Этикет в Новое время……………………………………………………13
3 История этикета в России
3.1 Допетровская Русь………………………………………………………15
3.2 Этикет в Петровское время и позже…………………………………...17
4 Современные принципы этикета...............................................................19
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

мировая культура.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1        Понятие об этикете………………………………………………………..4

2        Мировая история этикета

2.1Этикет в эпоху античности………………………………………………8           

2.2  Этикет в эпоху средневековья…………………………………………10

     2.3Этикет в Новое время……………………………………………………13

3        История этикета в России

     3.1 Допетровская Русь………………………………………………………15

3.2 Этикет в Петровское время и позже…………………………………...17

4 Современные принципы этикета...............................................................19

Заключение

     Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и личные отношения; посещает дипломатические приемы, презентации и вернисажи; он ведет образ жизни, который побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами. Все это предъявляет новые требования к его поведению и внешнему виду, к его языку и культурному кругозору.

Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть связаны или с повседневным общением, или с праздничными событиями, совершением определенных ритуалов, или с особыми обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина.

Этикет определяет самые разнообразные правила поведения: как представлять друг другу незнакомых людей, как вести себя в гостях и общественных местах, как одеваться и даже такие, казалось бы, незначительные детали, как держать вилку и нож, можно ли пить чай из блюдечка и многие другие.

Все вышесказанное обосновывает актуальной выбранной темы.

Цель работы - характеристика понятия «этикет», изучение и анализ истории развития этикета в мире и России.

 

 

1        Понятие об этикете

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми как в общественной, так и в семейной жизни. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль придается этикету.

Этикет (от фр. «ярлык, этикетка») - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе: обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Термин «этикет» в современном понимании этого слова впервые был использован на одном из приемов короля - солнца Людовика XIV, когда придворным и приглашенным были преподнесены карточки (этикетки) с перечнем правил поведения при дворе.

Ученые выделяют четыре основных подсистемы этикета:

- речевой, или вербальный этикет, регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу;

- мимика и жесты. Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда;

- организация пространства в этикете (или этикетная проксемика). Важное значение в этикете имеет и взаимное расположение собеседников в пространстве, выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным, какие позы допустимы в той или иной ситуации;

- этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете). К этикетной атрибутике относятся прежде всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов. От седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем станы, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями. Так, из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым людям.

Различают несколько видов этикета, основными из них являются:

придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдение правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку несоблюдение этих правил может нанести ущерб престижу страны.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими - то, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Так же следует отметить, что требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Следует также отметить, что нормы этикета необходимы не только на официальных церемониях, но и дома. К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет - регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Деловой этикет - представляет собой свод писаных и неписаных правил поведения, нарушение которых мешает нормальному ведению дел. Достоверно известно, что страны, где деловая этика отсутствует или развита крайне слабо, живут плохо и трудно, потому, что бесчестные отношения мешают сотрудничеству.

Главное, чтобы при соблюдении деталей любого этикета, не забывали об искреннем, радушном и добром отношении к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.[6]

 

 

 

 

 

 

 

2. Мировая история этикета

2.1 Этикет в эпоху античности

Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения - этикета, относят к периоду античности.

Греческий полис - город-государство и римский цивитас - община, обеспечивали полное развитие гражданских, физических, творческих возможностей свободных граждан, что и определяло нормы поведения в обществе. В светской жизни не предполагалось каких-либо формальных ограничений, и только в период поздней Римской империи стали появляться первые признаки строгой регламентации поведения, складывались основы этикета.

Именно в это время наблюдаются первые попытки специального научения людей красивому поведению. Само «красивое поведение» в это время практически совпадало с добродетелями античного человека, с его представлениями о нравственности и гражданственности.

Правила повседневного поведения лишь в самой общей форме ориентировали человека на проявление его личных добродетелей. Поведенческие нормы не указывали, как следует действовать в конкретных ситуациях, а давали только общее направление деятельности. Важнейшими принципами, определяющими их стратегию поведения древних греков, были принципы «разумной» и «золотой середины».[3]

Нормы поведения были ориентированы на человеческую разумность, рассудительность и несли в себе заряд целесообразности. Хорошим воспитанием считалось то воспитание, которое научит человека, прежде всего, самостоятельно думать, размышлять, а умея думать, он и сам сообразит, где и как себя вести. Предпочтительными оказывались те варианты поведения, которые отличались практичностью, целесообразностью, разумностью.

Важный принцип культуры античности - принцип «золотой середины», разумной меры в несколько трансформированном виде вошел в число основных принципов этикета, правил хорошего тона. Аристотель подробно изложил его в своих трудах.

Уже в эпоху Римской империи высшие слои общества приходят к необходимости выделиться, занять особое положение в обществе и подчеркнуть его с помощью особой этикетной атрибуции в одежде, украшениях, в оформлении застолий и поведения за трапезой…, закрепить все это в особых правилах приличия. Так начинают складываться основы собственно этикетного поведения.

Таким образом, этикет в античную эпоху был ориентирован на практичность и целесообразность поведения.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Этикет в эпоху средневековья

Правила поведения, составляемые для различных слоев населения, менялись с изменениями условий жизни. В эпоху средневековья этикет формируется и существует в своем классическом виде. Большинство исследователей истории культуры относят возникновение этикета как к сложившейся нормативной системе. Именно в этот период окончательно складывается в общественном сознании образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести. Идеалом поведения и образа жизни становится максимальное приближение к этому личному образцу.

Рыцарская культура ориентировалась на внешние проявления. Это проявлялось в том, что в качестве рыцарских добродетелей подчеркивались красота и привлекательность. Отсюда и внешний блеск культуры рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предмета, манерам. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего ее человека. От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на музыкальных инструментах. Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому среди рыцарей были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения. Обязанность рыцарей была и забота о сиротах, вдовах, вообще о слабых. Одним из безусловных требований к рыцарю было мужество. Все эти правила диктовались гуманностью. Вместе с тем, рыцарские идеалы не совсем соответствовали тем принципам гуманизма, равенства перед богом, всепрощения, которые проповедовались христианством. Гордыня - один из страшных грехов, считалось важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление - закон этики рыцаря.

Закрепившиеся в рыцарском кодексе слова, жесты, новые модели поведения, взгляды на взаимоотношения с равными и подчиненными и т.д. постепенно проникали и в другие слои общества. Сформировался особый тип общественных отношений, некоторые из которых характерны для европейского общества и в настоящее время.

В этот исторический период доблесть и добродетель заключались не в том, чтобы быть человеком нравственным и гармоничным, непохожим на других, а, напротив, строго соответствовать жестким образом, подчинять личное поведение - строгим правилам обычаев и этикета, которые становились все более формализованными. Главной социальной потребностью стали роскошь и богатство господствующего класса, ответом на которые явился этикет, организующий поведение придворных таким образом, чтобы возвеличить царствующую особу и утвердить придворную иерархию.

Назначение этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию общества, и за пределы этого сословия не выходило. Этикет задавал стандарт не только поведения, но и всей жизни дворянства.

Этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора. Члены семьи монарха должны были строго в определенный час вставать. Точно указывалось, кто обязан присутствовать при одевании монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принадлежности. Этикет регламентировал, на какую высоту, переступая порог, дамы могли поднимать юбки и т.д.

Этикет носил характер закона и за нарушение норм этикета ждало наказание вплоть до исключения из членов данного общества (удаление от королевского двора, ссылка и т. п.). Строгость этикета в эпоху средневековья объясняется во многом тем, что он служил своеобразным способом самосохранения определенного сообщества - родового или профессионального и выступал в качестве особой знаковой системы, позволяющей отличать людей «своего круга» от чужаков.

Этикет представлял собой сложную, детализированную и разветвленную систему норм и ценностей, зачастую многозначную и запутанную. Поэтому для усвоения этикета, детей дворян начинали обучать его правилам с раннего детства. Для этого имелся специальный штат профессионалов.

Сложность правил этикета требовала его записи в виде пособий, руководств. Первый дошедший до нашего времени трактат о поведении был написан испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Воспитание духовенства». В этой книге излагались правила поведения за столом, порядок приема гостей и ведения беседы и т. п.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Этикет в Новое время

В Новое время этикет меняет свою смысловую нагрузку. Он уже рассматривается как своего рода инструментарий, с помощью которого происходит сдерживание чрезмерного проявления эмоций, подавление аффектов, что делает человека более приятным и предсказуемым в обществе. Идеалом поведения в этот период становится невозмутимость, бесстрастность, умение держать себя в руках, владеть своими чувствами, словами и жестами. Базовым в этикете становится чувство собственного достоинства, самоценности личности.

Господствующий в это время рационализм и естественный научный анализ действительности способствовал и тому, что в самих знаниях был сделан акцент на их технологичность, что в полной мере относилось и к знаниям правил этикета.

Новое время внесло новые акцепты в понимании роли и места личности в жизни социума. Человек стал рассматриваться как обладающий свободой воли автономный субъект своей собственной деятельности. И в этом отношении этикет Нового времени, базирующийся на духовных ценностях личного достоинства, был одной из форм самоутверждения личности, ее «Я».

Среди качеств, которыми должен был обладать воспитанный человек, предпочтение отдавалось четырем, наиболее важным: добродетель, мудрость, благовоспитанность и знание.

Внешне этикет принимает более естественные и непринужденные формы поведения, уже различаются собственно «манеры» - способ держать себя, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми) и «манерность» (утрированность, неестественность, видимая притворность и искусственность поведения, речи, жестов). При этом большое значение имеет соответствие формы содержанию, т. е. не только сдержанность в жестах, например, но и сдержанность в чувствах, уважение достоинства людей как основа вежливости. Другими словами, предполагается, что поведение человека отражает, а не скрывает, как это было ранее, его сущность. Новым моментом было так же осуждение лицемерия и требование относиться приветливо и доброжелательно к людям любого ранга.

Буржуазия внесла в общественное сознание новую систему ценностей и добродетелей, на базе которой и выросли нормы и правила этикета. Правила этикета признаются лишь в той мере, в какой признается их полезность как регулятора общественных связей людей. Причем в этих правилах акцент переносится с формальной, внешней стороны на внутреннюю, содержательную. Этикет в это время становится и средством достижения успехов, как в бизнесе, так и в частной жизни. Все это нашло свое отражение в формирование нового образца эпохи - джентльмена.

В вопросе о том, кого можно считать джентльменом, всегда сталкивались два подхода. Согласно первому подходу, критерием джентльменства является знатность, благородство происхождения. Второй подход связывался с благородством характера, личными достоинствами, уровнем образованности и воспитанности человека, независимо от его происхождения. В настоящее время личностный образец джентльмена практически лишен какого-либо классового содержания, а само понятие «джентльмен» является лишь одной из форм вежливого обращения.

Своеобразие этикетной культуры этой эпохи воплотилось в ряде основных характеристик, а именно: практичности норм этикета, их апелляции к здравому человеческому смыслу; нравственной содержательности этикета; равенства людей разных социальных статусов, недогматичности этикета, динамизма и изменчивости его правил. [2]

 

 

3. История этикета в России

3.1 Допетровская Русь

Этикет древнерусской, а затем великорусской народности формировался как часть ее этнических традиций, в целом мало подверженных иноземным влияниям. Тем не менее, во времена Киевской Руси (первая треть 12 века) в города проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснявшие языческие и скандинавские. В деревне во многом сохранялась исконная языческая культура (до 19 века). В период феодальной раздробленности (12 - конец 15 века), после татаро-монгольского нашествия 1237-1241 годов, проникают восточные нормы поведения, например, ужесточение наказаний, деспотизм мужа в семье и т.д. Они сохранились и в период централизованного Московского государства (16-17 века). Крестьянский и городской быт в это время мало отличался, но именно в городе возникло понятие «светской жизни», связанное с обществом и государственной службой.

На Руси правила хорошего тона, или этикет, не разрабатывались и не существовали сами по себе, в отрыве от нравственных принципов. Так, например, Владимир Мономах в своем «Поучении» оставляет детям завет не только заботиться о бедных, быть справедливыми, добрыми, но и вести себя сдержанно, достойно держать себя за столом во время еды, приветствовать каждого встречного, быть скромными в присутствии старших, учтивыми и кроткими.

В России, предшествующие этикету формы регламентации, подкрепленные обычаями и нормами православной морали, руководством по правилам хорошего тона служит «Домострой - свод правил поведения», получивший свою законченную форму к середине 16 века. Этот кодекс поведения, представлявший собой «обрядник всего, что делать и как жить», устанавливал строгую иерархию в отношениях между людьми и требовал точного соблюдения определенных циклов в организации жизненных процессов, как семьи, так и города, государства. Названия глав этой книги говорят сами за себя: «Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в дом твой», «Наказ ключнику на случай пира» и т.д.

«Домострой» охватывает практически все стороны жизни и содержит правила воспитания детей, приема гостей или поведения во время пребывания в гостях, правила поведения на различных церемониях - свадьбах, похоронах и т. д. Касается он и форм профессионального поведения, например, поведения слуг, торговцев и т.п. в определенных ситуациях. Особое внимание в «Домострое» уделяется аккуратности, опрятности в одежде, чистоте и уюту в помещении. Как свод правил поведения, «Домострой» предписывает вежливость, кротость, послушание, уважение к поводу отношения к деятельности: всякое дело надо делать «...с молитвою и с доброй беседою или с молчанием...», а не «...со смехом, скверными и блудными речами...». Таким образом, с древнейших времен в России этикет развивался в соответствии с античным принципом калкагатии (от греч. «красивый» и «хороший»), который сейчас употребляется для обозначения гармонии между внешним (красивым), интеллектуальным (разумным) и духовным (хорошим, этичным).

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Этикет в петровское время и позже

Жизненный уклад в России начал резко меняться в буржуазную эпоху Петра I насыщенную значительными событиями. Поставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни в России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства.

Реформы Петра I затронули все стороны жизни русского общества, в том числе и этическую. Правила поведения вводились указами Петра I и имели силу закона. Правила касались одежды, которая должна была соответствовать установленным образцам, поведения в общественных местах и в быту, общения.

Бесспорно, ведущее место среди этих наставлений занимала книга под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению. Собрание из разных авторов», в которой приведены правила, которых должны придерживаться молодые люди в общении со старшими, друг с другом, в обществе. Книга была предназначена для светского воспитания юношей дворянского происхождения. Особенностью этого пособия было то, что заимствованные из европейского этикета правила были конкретизированы и дополнены применительно к отечественной действительности и существовавшим в России нравам.

После смерти Петра I установился период относительно спокойной, размеренной и выстроенной в западноевропейской манере жизни дворянства. Влияние западноевропейской культуры, особенно французской, на российский быт и нравы значительно усилилось. Особенно заметно становится это во времена царствования Елизаветы. Французский язык становится почти официальным.

Этикетные проявления того времени - чинные и важные поклоны, реверансы, приветствия рукой, разнообразная атрибутика - создавали картину театрального представления, «постановки» на улицах.

В это же время пробивается и противоположный образ идеального дворянина, человека «комильфо» («как нужно, как следует быть»). Он мало, чем отличается от западноевропейского образца дворянина. Для него добродетель нужна, прежде всего, чтобы отличаться перед другими. Он занят, прежде всего, собой.

Примерно в это же время в России складывается этикет письма (переписки), т.к. дворяне начинают много путешествовать.

Этикет в это время становится все более «маркированным». Этикет не в мещанской среде выполнял роль своеобразного лифта, с помощью которого можно было подняться выше своего действительного положения в обществе. Мещанин часто в своей речи использовал иностранные слова, при беседе с важными особами переходил на чрезмерно учтивое обхождение. В это же время как культурный антипод мещанина в обществе формируется интеллигент - человек образованный, просвещенный, несущий в себе лучшие прогрессивные черты своей эпохи. Этикетный кодекс интеллигента включал в себя заниженное внимание ко всему внешнему, поверхностному. Для него главным являлось не манеры сами по себе (хотя и им отдавалось данное), а нравственное, духовное начало.

Обращение к истории этикета в России показывает, что этикет выполнял в обществе те же социально-культурные функции, что и в западноевропейском обществе, в то же время в истории этикета в России мы обнаруживаем как моменты всеобщего (общечеловеческого, универсального), так и особенного, присущего только русской культуре в данный момент его исторического развития. [1]

 

4. Современные принципы этикета

Этикет сегодняшнего дня - это, прежде всего, средство общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение. Вместе с изменением сущности общественных отношений меняется и их форма, отраженная в этикете. В целом же можно отметить, что современный этикет стал более простым, практичным, демократичным и универсальным. Как говорил академик Д.С.Лихачев, «в основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».

Современный человек живет сложной насыщенной событиями и ситуативно богатой жизнью, для него невозможно предусмотреть правила поведения на все возможные случаи. Это делает необходимым изучение человеком не столько буквы, сколько духа этикета, чтобы иметь возможность ориентироваться в ситуации и всегда действовать в соответствии с правилами поведения.

Условно современный этикет можно разделить на деловой и неофициальный. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Неофициальный (светский) этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей (при приеме пищи, подборе элементов одежды, организации торжеств, посещении театральных спектаклей, концертов, спортивных зрелищ и т. п.). В связи с присутствием в программе официальных мероприятий деловых приемов, выступлений артистов четко разделить деловой и неофициальный этикет бывает затруднительно. Упорядоченностью и строгостью отличаются дипломатический протокол и этикет. Деловой протокол и этикет в целом, ориентированные на широкий круг деловых людей, отличаются большей гибкостью и меньшей формализацией.

Переход к цивилизованным рыночным отношениям все более актуализирует значение и выполнение и делового, и светского этикета. Эту актуализация во многом стимулирует развивающимися международными контактами отечественных предпринимателей. Психология западного бизнесмена запрограммирована на партнера, который вызывает доверие по тому, как он одет, причесан, на какой машине ездит, пунктуален ли он и только затем уже оцениваются другие параметры - верность своим обязательствам, квалификация, умение вести дело. Чтобы деловые контакты превратились в устойчивые связи, деловым людям необходимо принимать и соблюдать установленные «правила игры», основанные на деловом этикете.

Особенно важно понимание сущности этикета и культуры поведения для такого должностного лица, каким является социальный работник. В его деятельности этикет играет все более важную роль, способствуя развитию конструктивных, доброжелательных отношений с партнерами.

В социальной работе, которая связана с высокой степенью индивидуализации труда и непосредственно с человеком, этикет стоит очень близко к нормам поведения. В общении и взаимоотношениях с клиентами и их близкими, с коллегами, представителями различных организаций профессионал является официальным лицом, представляющим свое учреждение и государство. От того, насколько внешний вид и поведение, речь социального работника соответствуют общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о социальных службах и социальной работе.

Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека. Вместе с тем правил этикета на сегодняшний день накопилось огромное количество и запомнить все практически невозможно, но это и не нужно, важно усвоить не сами правила, а понять их смысл, «дух», т.е. усвоить основные принципы этикета. Их можно выделить несколько:

Принцип гуманизма, человечности, который воплощается в ряде моральных требований, обращенных непосредственно к культуре взаимоотношений. Это вежливость, тактичность, скромность и точность.

Вежливость - форма взаимоотношений между людьми, суть которой доброжелательство, желание другому человеку добра. Доброе отношение к людям - главная нравственная основа современной этики. Принято выделять несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Тактичность - это чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся. Тактичность включает в себя умение не замечать ошибок и оплошностей другого, не делать ему замечаний в присутствии других людей, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в неловкое положение. Тактичность всегда предполагает чуткость к переживаниям другого человека и способность считаться с ним не ради собственного блага, но по доброте.

Скромность - умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя. Скромность предполагает безыскусственность поведения, отсутствие театральности, позерства. Подлинная скромность не имеет ничего общего со скованностью, замкнутостью, робостью.

Точность - умение ценить свое слово, не бросать его на ветер, т.е. выполнять то, что обещано, вовремя приходить, не опаздывать и т.д.

Второй важнейший принцип современного этикета - Принцип целесообразности действий. Почему котлету не следует резать ножом? Да потому что она мягкая! Все очень разумно, просто. В этом как раз и заключается преимущество современного демократичного этикета перед сословным, аристократичным. Современный этикет предполагает, что если мы не знаем, как нам следует действовать в какой-то ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим.

Третий принцип, на котором основываются нормы современного этикета - Это красота, или эстетическая привлекательность поведения. Правила этикета вырастают из требований эстетики и логика их проста: «неприлично, потому что некрасиво».

Народные обычаи и традиции - четвертый принцип современного этикета.

Некоторые нормы и обычаи возникли очень давно, и, дойдя до нашего времени, они утратили свой первоначальный смысл и значения. И сегодня они представляют собой обычаи и традиции, которые закрепились в культурном опыте человечества. Объяснить же истоки того или иного правила довольно сложно.

Таким образом, знания, умения и привычки - вот три «ступеньки этикета», преодолеть которые необходимо для того, чтобы стать воспитанным человеком, отличающимся «естественным культурным» поведением.[7]

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. Знание норм и правил этикета необходимо в любых жизненных ситуациях.

Многие правила этикета возникли в глубокой древности как разумные и удобные формы человеческого общежития. Человечество пронесло их через века, они превратились в добрые традиции.

В разные времена и у разных народов действовали особые кодексы приличия, иногда очень сложные.

В России, когда складывался придворный быт царей, устанавливались широкие политические и культурные связи, этикет возник сначала как придворный церемониал и уже, затем проник в низшие слои населения.

Знание истории этикета важно и для нашего времени, поскольку многие современные правила поведения берут свое начало в далеком прошлом, наследуют лучшие обычаи и традиции поведения всех народов. Некоторые этикетные нормы прошлого изменились почти до неузнаваемости, а другие просто исчезли вместе с породившими их условиями, но так или иначе все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие западноевропейской культуры.

Прежде всего, в основе этикета лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

Список использованной литературы

1. Барковец А.И. Из истории придворного этикета в России. М., 2005.

2. Борзова Е.Л. История мировой культуры. Уч. Пособие. СПб, 2002

3. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб,1995

4. Золоеева Л.В. Мировая культура. Древняя Греция. Древний Рим. М.,2001

5. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995

6. Кибанов А.Я Этика деловых отношений. М., 2004.

7. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 1999.

 

2

 

Информация о работе История этикета в России