Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:33, реферат
Задачи данной работы:
- установление понятия спора и рассмотрения его в контексте схожих явлений;
- выявление целей спора;
- выделение основных подходов (тактик) ведения спора;
- обзор правил ведения спора.
Введение 3
Спор, правила его ведение, убеждение оппонента 4
Заключение 13
Библиографический список 14
Принцип «отстранения» в процессе ведения спора. Давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированней и аргументированней говорит, но, прежде всего тот, кто, как бы стороны наблюдая за ходом дискуссии-спора, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи, подняться над личными интересами и преодолеть психологические барьеры.
Отстранение означает неожиданно новое направление суждений и действий, которое используется каким-нибудь из участников спора, как человеком оригинальным и творческим.
Принцип
преодоления психологических
Принцип
поэтапного продвижения к истине.
Суть этого метода заключается в
том, что эффективность ведения
спора и продвижения к истине
прямо зависит от того, насколько
четко вычленяются и
Принцип поэтапного продвижения к истине в процессе ведения спора предполагает следующие стадии:
Вводное информирование. Ведущий,
организующий дискуссию,
Аргументация сторон. Каждая из
сторон, имеющая свою позицию,
свою точку зрения на решения
проблемы, высказывает и аргументировано
Оппонирование, критические
Активное противоборство
Поиск компромиссных вариантов
решения проблемы. На этом этапе
каждая из противоборствующих
сторон должна пойти на
Поиск приемлемого решения.
Завершение спора, обобщение
Принцип
уважения личности оппонента. Суть этого
принципа заключается в том, что
настоящая свобода мнений, суждений
предполагает высокую культуру ведения
дискуссий и споров. А для этого,
как минимум, необходимо уважительное
отношение к инакомыслию, то есть
оппоненту. Мыслям, суждениям должны
противопоставляться более
Принцип
аргументированной
Заключение
Итак, данная работа позволяет сделать ряд следующих выводов:
Во-первых, спор – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.
Во-вторых, цели ведения спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные.
В-третьих, можно выделить семь вариантов протекания спора: эвристический подход, логический подход, софический подход, авторитарный подход, критикующий подход, демагогический подход, прагматический подход.
В-четвертых, существует множество рекомендаций по тактике и стратегии ведения спора, которые помогают добиться оппонентам желаемого результата.
Спор - сложное
явление. Он не сводится к столкновению
двух несовместимых убеждений. Протекая
всегда в определенном контексте, он
затрагивает такие черты
Библиографический
список
Андреев В. И., «Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов)», М., 2007 г
Кузин Ф., «Культура делового общения», М., 2008 г
Петренко А., «Безопасность в коммуникации делового человека», М., 2005 г
Хазагеров Т.Г. Общая
риторика - РнД.: Феникс, 2008 г
Спор - это столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны. Спор представляет собой важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в достаточной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора не приходят в итоге к согласию, в ходе спора они лучше уясняют как позиции другой стороны, так и свои собственные.
Искусство ведения спора называется эристикой. Эристика получила большое распространение в Древней Греции в связи с расцветом политической, судебной и моральной полемики. Первоначально эристика понималась как средство отыскания истины и добра с помощью спора, она должна была учить умению убеждать других в правильности высказываемых взглядов и, соответственно, умению склонять человека к тому поведению, которое представляется нужным и целесообразным. Но постепенно эристика выродилась в обучение тому, как вести спор, чтобы достигнуть единственной цели
- выиграть его
любой ценой, совершенно не
заботясь об истине и
Использование в споре нечестных, или некорректных, приемов не способно, конечно, скомпрометировать саму идею спора как интересного и важного средства достижения взаимопонимания между людьми, углубления знания о мире. Эристика как изучение спора и обучение искусству его ведения и правомерна, и полезна, но только при условии, что целью спора считается установление истины и добра, и не просто победа любой ценой. Эристика не является отдельной наукой или разделом какой-то науки. Она представляет собой разновидность «практического искусства», подобного обучению ходьбе или музыке.
Очевидно, что не существует такого общего перечня требований, которому удовлетворяли бы все четыре разновидности споров. Софистика вообще не стеснена никакими правилами: в софистическом споре может быть нарушено любое общее требование, не исключая требования быть логичным или требования знать хотя бы приблизительно те проблемы, о которых зашел спор. Для трех остальных разновидностей спора можно попытаться сформулировать общие требования, -которым они должны удовлетворять, если подразумевается, что спорящие ориентируются в конечном счете на раскрытие истины или добра.
В числе таких общих требований можно назвать, в частности, следующие:
1. Не следует
спорить без особой
2. Всякий спор должен иметь свою тему, свой предмет. Это - очевидное требование к спору, но даже оно иногда нарушается.
3. Тема спора
не должна изменяться или
4. Спор имеет
место только при наличии
5. Спор предполагает, далее, определенную общность исходных позиций сторон, некоторый единый для них базис.
6. Успешное ведение спора требует определенного знания логики.
7. Спор требует известного знания тех вещей, о которых идет речь.
8. В споре нужно стремиться к выяснению истины и добра - это одно из наиболее важных, если не самое важное требование к спору.
9. В споре нужно проявлять гибкость.
10. Не следует допускать крупных промахов в стратегии и тактике спора.
11. Не следует бояться признавать в ходе спора свои ошибки.
Заключение.
Спор - не единственное
средство обеспечения понимания
людьми друг друга. Он даже не главное
такое средство. Неприемлем спор ради
спора, с целью доказательства абстрактной
правоты и посрамления