Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:33, реферат
Задачи данной работы:
- установление понятия спора и рассмотрения его в контексте схожих явлений;
- выявление целей спора;
- выделение основных подходов (тактик) ведения спора;
- обзор правил ведения спора.
Введение 3
Спор, правила его ведение, убеждение оппонента 4
Заключение 13
Библиографический список 14
ПЛАН
Введение | 3 |
Спор, правила его ведение, убеждение оппонента | 4 |
Заключение | 13 |
Библиографический список | 14 |
Введение
Искусство ведения спора одна из древнейших неписанных наук, в последнее время получило широкое освещение в прессе, научных трудах, книгах-учебниках, помогающих людям добиться в жизни желаемого результата.
Задачи данной работы:
- установление понятия спора и рассмотрения его в контексте схожих явлений;
- выявление целей спора;
- выделение основных подходов (тактик) ведения спора;
- обзор правил ведения спора.
Актуальность данной работы заключается в том, что материалы настоящего исследования могут быть использованы студентом для собственного развития, а также помочь ему и окружающим найти правильный выход в конфликтной ситуации.
1. Спор, правила его
ведение, убеждение
оппонента
Разберемся в основных понятиях данного явления. Что такое спор и близкие к нему понятия - «диспут», «дискуссия» и «полемика».
Слово «диспут» происходит от латинского disputo – рассуждаю. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и др. проблем, на решение которых нет однозначного, общепринятого ответа. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения и оценки тех или иных событий или проблем.
Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно имеется в виду публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, проблемы, который вклинивается в контекст, например, семинарского занятия.
Слово «полемика» происходит от греческого polemikos, что означает «враждебный», «воинствующий». Нетрудно понять, что для полемики также характерна процедура спора, но спора, приводящего к конфронтации и борьбе принципиально противоположных мнений и подходов в решении определенных проблем1.
Известно, что дискуссии и диспуты чаще всего ведут к мирному исходу событий, к коллективному поиску истины. Цель же полемического спора – одержать победу над противником, во что бы то ни стало.
Если говорить о споре, то он может быть определен как обсуждение в форме исследования проблемы с целью установления истины. В. И. Андреев предлагает в качестве рабочего определения понятия «спор» следующее:
СПОР – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины2.
В процессе ведения спора в явном или скрытом виде проявляется некоторое противоречие, которое позволяет сформулировать проблему. В ходе коллективного осуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из противоборствующих сторон остается при своем мнении.
Андреев выделяет семь вариантов протекания дискуссии-спора:
Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точки зрения другого или других собеседников, участников спора.
Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу.
Софический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.
Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим.
Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение.
Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам спора цели.
Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам.
Цели ведения спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные.
Перечислим наиболее характерные конструктивные цели ведения дискуссии, спора:
Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора:
Вероятно, этих целей, как конструктивных, так и деструктивных, значительно больше. Кроме того, в чистом виде они, как правило, не проявляются в рамках одного спора, а могут реализоваться в самых разных сочетаниях3.
Можно привести следующие практические рекомендации по правилам отстаивания своей точки зрения, по технике убеждения партнера4.
Оперируйте простыми, ясными и точными понятиями.
Ведите аргументацию корректно по отношению к партнеру:
Учитывайте личностные
Старайтесь как можно
Помните о том, что излишне
подробная аргументация, «разжевывание»
для партнера Вашей идеи, может
вызвать резкое неприятие со
стороны партнера, а пара ярких
доводов, порой, достигает
Используйте специальные
Метод перелицовки. Постепенное подведение партнера к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания процедуры решения проблемы вместе с ним.
Метод «Салями». Постепенное подведение партнера к полному согласию с Вами путем получения от него согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях.
Метод расчленения. Разделение аргументов партнера на неверные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности его общей позиции.
Метод положительных ответов. Ваш разговор с партнером строится таким образом, чтобы он на Ваши первые вопросы отвечал: «Да... Да...» В последующем ему будет намного проще соглашаться с Вами и по более существенным вопросам.
Метод классической риторики. Соглашаясь с высказыванием партнера, Вы внезапно опровергаете все его доказательства с помощью одного сильного аргумента. Этот метод особенно хорошо, если партнер слишком агрессивен.
Метод замедления темпа. Умышленное замедление проговаривание вслух наиболее слабых мест в аргументации партнера.
Метод
двусторонней аргументации. Вы указываете
партнеру как сильные, так и слабые
места того, что Вы предлагаете. Такой
метод лучше всего применять
при дискуссии с
Любой
спор строится на особых, основных правилах
– принципах:
Принцип предварительной подготовки к ведению спора. В соответствии с этим принципом предварительная подготовка к ведению спора позволяет вам не только мобилизоваться, но и многое обдумать и даже смоделировать наиболее вероятный ход дискуссии-спора, сделать некоторые «заготовки», собрать и осмыслить некоторую исходную информацию.
Принцип
терпимого отношения к
Принцип
последовательного анализа
Более
того, развертывая, аргументируя тот
или иной подход, мы часто в самом
процессе поиска истины допускаем существенные
просчеты и ошибки. То же самое свойственно
и нашим оппонентам. Вот почему
мы выдвигаем принцип
Принцип корректного ведения спора. Это один из основных принципов ведения споров, переговоров, который заключается в том, что чем корректнее будут Ваши суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником, оппонентом.