Искусство слушать и слышать. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:24, доклад

Описание работы

Всякое продвижение работников по службе в хозяйственной или любой
другой сфере деятельности происходит обычно в результате того, что
работники преуспевают на порученном участке. Приступив к работе в новой
должности, они, однако, обнаруживают, что им требуется нечто большее, чем
имеющиеся у них специальные знания и опыт. От них требуется умение
устанавливать отношения и общаться я людьми, умение точно выражать свои
мысли и умение внимательно слушать других. И все же из всех умений,
определяющих общение, умение слушать является самым необходимым и именно
оно требует совершенствования в наибольшей степени.

Содержание

Введение 2
Неумение слушать 3
Барьеры общения 5
Слушание 5
Способы решения проблем связанных с общением 6
Нерефлексивное слушание 6
Рефлексивное слушание 9
Установка 10
Избирательное слушание 11
Как надо и как не надо слушать 13
Невербальное общение 14
Мимика 15
Визуальный контакт 15
Заключение 17

Работа содержит 1 файл

Доклад по Деловому общению.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

слушания, чтобы  понять, что в действительности чувствует  собеседник  и  что

он пытается сказать.

      9.   Слушайте самого себя. Слушать самого  себя  особенно  важно для

выработки умения слушать других.

      10. Отвечайте на просьбы соответствующими  действиями.

      Основное внимание в процессе  совершенствования Ваших привычек  слушать

следует уделить   положительным  рекомендациям,  однако  полезно  помнить  о

некоторых ошибках.

      Слушая собеседника, никогда:

        1. Не принимайте молчание за  внимание.

        2. Не притворяйтесь что слушаете.

        3. Не перебивайте без надобности.

        4. Не делайте поспешных выводов.

        5. Не дайте поймать сами себя  в споре.

        6. Не задавайте слишком много  вопросов.

        7. Не будьте излишне чувствительными  к эмоциональным словам.

        8. Не давайте совета пока не  просят.

        9. Не прикрывайтесь слушанием  как убежищем.

      Умение  слушать  –  полезное  умение.  Его  полезность  проявляется   в

      достижении  желаемого  действия,  принятии  правильного  решения   или

      переходе межличностных отношений   на  новый,  более  высокий   уровень.

      Услышать – это значит подчас  предотвратить несчастный случай,  спасти

      жизнь. 
 

                            Невербальное общение

 

      Невербальное общение,  широко  известное  как  язык  жестов,  включает

такие формы  самовыражения, которые не опираются  на слова и другие  речевые

символы.

      Учиться  понимать  язык  невербального   общения  важно  по  нескольким

причинам:

   1. Словами  можно легко передать только  фактические знания, но одних   слов

      часто бывает  недостаточно,  чтобы   выразить  чувства.  Тем  не  менее

      чувства, не поддающиеся  словесному  выражению,  передаются  на  языке

      невербального общения.

   2. Знание  этого языка показывает, насколько  мы умеем владеть собой.  Если

      говорящему  трудно   справиться   с   гневом,   он   повышает   голос,

      отворачивается, а подчас ведет  себя и более вызывающе.

      Невербальный  язык  скажет  о   том   что   люди   думают   о   нас   в

      действительности.

   3. Невербальное  общение  ценно  особенно  тем,  что  оно,  как  правило,

      спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря  на  то  что

      люди  взвешивают  свои  слова   и  иногда  контролируют  мимику,  часто

      возможна утечка скрываемых  чувств  через  мимику,  жесты,  интонацию,

      окраску голоса. Любой из этих  невербальных  элементов  общение  может

      помочь нам убедиться в правильности  того, что  сказано  словами,  или,

      как это иногда бывает, поставить  под сомнение.

                                   Мимика

 

      Выражение лица – главный показатель чувств. Легче всего распознаются

положительные эмоции – счастье, любовь и удивление.  Трудно  воспринимаются,

как правило, отрицательные  эмоции  –  печаль,  гнев  и  отвращение.  Обычно

эмоции ассоциируются  с мимикой следующим образом:

    . Удивление  – поднятые брови,  широко  открытые  глаза,  опущенные   вниз

      кончики губ, приоткрытый рот.

    . Страх  – приподнятые и сведенные  над переносицей брови, широко  открытые

      глаза, уголки губ опущены и  несколько отведены назад, губы растянуты в

      стороны, рот может быть открыт.

    . Гнев  – брови опущены вниз, морщины  на лбу изогнуты,  глаза   прищурены,

      губы сомкнуты, зубы сжаты.

    . Отвращение  – брови опущены, нос  сморщен,  нижняя  губа  выпячена  или

      приподнята и сомкнута с верхней губой.

    . Печаль  – брови сведены,  глаза   потухшие.  Часто  внешние   уголки  губ

      слегка опущены.

    . Счастье  – глаза спокойные, внешние   уголки  губ  приподняты  и   обычно

      отведены назад.

      Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий обычно  пытается

   контролировать  или маскировать выражение своего  лица. 

                             Визуальный контакт

 

      Визуальный  контакт  является  исключительно  важной  частью  общения.

Смотреть на говорящего означает не только  заинтересованность,  но  помогает

нам сосредоточить  внимание на том,  что  нам  говорят.  Во  время  разговора

говорящий и  слушающий  то смотрят то отворачиваются друг от друга,  чувствуя

что  постоянный  взгляд  может  мешать   говорящему   сосредоточиться.   Как

говорящий так  и слушающий смотрят друг другу  в глаза  не  более  10  секунд.

Это,  вероятнее  всего,  происходит  перед  началом  разговора   или   после

нескольких слов одного из собеседников. Время от времени  глаза  собеседников

встречаются,  но  это   продолжается   значительно   меньше   времени,   чем

задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге.

      Нам значительно легче поддерживать  визуальный контакт с говорящим   при

обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его,  обсуждая  неприятные  или

запутанные вопросы. В последнем случае воздержание  от  прямого  визуального

контакта  является  выражением   вежливости   и   понимания   эмоционального

состояния собеседника. Настойчивый или неуместный  взгляд  в  таких  случаях

вызывает  возмущение   и   воспринимается   как   вмешательство   в   личные

переживания.  Более  того,  настойчивый  или   пристальный   взгляд   обычно

воспринимается  как признак враждебности.

      Необходимо знать, что отдельные  аспекты взаимоотношений  выражаются  в

том, как люди смотрят  друг  на  друга.  Обычно  люди  избегают  визуального

контакта в  ситуациях соперничества, чтобы  этот  контакт  не  был  понят  как

выражение соперничества. Кроме  того,  мы  склонны  смотреть  на  говорящего

больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе  мы  к  говорящему,  тем

больше избегаем визуального контакта.  Обычно  визуальный  контакт  помогает

говорящему почувствовать, что он общается с вами и произвести  благоприятное

впечатление. Но пристальный или  неуместный  взгляд  обычно  создает  о  нас

неблагоприятное впечатление.

      Визуальный контакт помогает  регулировать разговор. Если  говорящий   то

смотрит в глаза  слушающего, то отводит глаза в  сторону, это значит,  что  он

еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий,  как правило,

прямо смотрит  в глаза собеседнику, как бы сообщая:  «Я  все  сказал,  теперь

Ваша очередь».

                          Интонация и тембр голоса

      Умеющий слушать, как и тот,  кто читает  между  строк,  слышит  больше,

чем значат слова  говорящего. Он  слышит  и  оценивает  силу  и  тон  голоса,

скорость речи. Он замечает отклонения  в  построении  фраз,  как,  например,

незаконченность предложений, слышит частые паузы.  Эти  вокальные  выражения

на ряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.

      Тон голоса – особо ценный  ключ к пониманию чувств  собеседника.  Легко

распознаются  обычно гнев и печаль, нервозность  и ревность  относятся  к  тем

чувствам, которые  распознаются труднее.

       Сила  и  высота  голоса  так   же  полезные  сигналы  для   расшифровки

сообщения говорящего.  Некоторые  чувства,  например  энтузиазм,  радость  и

недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и  страх  тоже  выражаются

высоким голосом, но в  более широком диапазоне тональности,  силы  высоты

звуков. Такие  чувства, как  печаль,  горе  и  усталость,  обычно  передаются

мягким и приглушенным голосом с понижением интонации  в конце каждой фразы.

      Скорость  речи  так  же  отражает  чувства  говорящего.  Люди  говорят

быстро, когда  они взволнованы или  обеспокоены  чем-либо,  когда  говорят  о

своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас уговорить  или  убедить,  обычно

говорит  быстро.  Медленная  речь  обычно  свидетельствует   об   угнетенном

состоянии, горе, высокомерии или усталости.

                                Позы и жесты

      Установку и чувства человека  можно определить по моторике, то есть  по

тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.

       Когда  говорящий  наклоняется  к  нам   во   время   разговора,.   Мы

воспринимаем  это как любезность, видимо, потому, что такая  поза  говорит  о

внимании. Мы чувствуем  себя менее удобно с теми,  кто  в  разговоре  с  нами

откидывается  назад или разваливается в  кресле.  Обычно легко беседовать  с

теми, кто принимает  непринужденную позу.

      Наклон, при котором сидящие или  стоящие   собеседники  чувствуют   себя

удобно, зависит  от характера ситуации или от   различий  в  их  положении  и

культурном уровне.

      Когда вы не знаете, в каком положении Ваш  собеседник  чувствует  себя

наиболее удобно, понаблюдайте как он сидит, стоит, передвигает  стул или  как

движется, когда  думает что на него не смотрят.

      Значение многих жестов  рук   или  движений  ног  в   определенной  мере

очевидны.  Например,  скрещенные  руки  обычно  указывают  на  скептическую,

защитную  установку,  тогда  как  нескрещенные  конечности  выражают   более

открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями  подбородок,

обычно в задумчивости. Стоят подбоченившись, -  признак  неповиновения  или,

наоборот, готовности  приступить  к  работе.  Руки,  заведенные  за  голову,

выражают превосходство  над другими.

      Во время разговора люди постоянно  поворачивают голову. Несмотря на  то

Информация о работе Искусство слушать и слышать. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания