Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:48, реферат
В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога. В связи с этим актуализируется роль новой отрасли теоретического и прикладного знания, которой является имиджелогия.
Из определения имиджа учителя как символической структуры, вытекает его характеристика как относительно устойчивой, внутренне организованной совокупности знаков, включающей в себя знаки-символы. В составе имиджа как символической структуры было выделено два плана: глубинный план структуры имиджа - его программа, и внешний, символьный план - его составляют чувственно воспринимаемые имиджеобразующие символы. Под имиджем учителя нами понимается символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.
С учетом теоретической модели имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия был разработан алгоритм формирования продуктивного имиджа, посредством которого реализуется интегративно-технологический подход к созданию продуктивного имиджа.
Проведенный анализ научной литературы, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя – экспрессивно окрашенный стереотип восприятия образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми. Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь психологической науки и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на педагога, в рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.
В результате
исследования нашли теоретико-
Литература
1. Бодалёв А. . Восприятие и понимание человека человеком. -М: МГУ, 1982;
2. Бодалёв А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Л.: ЛГУ, 1970;
3. Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6 – 1. – С. 45 – 53 (1,04 п.л.).
4. Калюжный А.А. Использование психотехник в формировании имиджа учителя //Журнал прикладной психологии. - № 6. – 2005. – С. 45-48.
5. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 222 с.
6. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – Алматы: Респ. издат. кабинет, 1994. – 120 с.
7. Калюжный А.А. Социально-психологические механизмы построения имиджа //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. - № 2 (13). – М., ГУУ, 2005. - С. 15-19.
8. Калюжный А.А. Электронное учебное пособие по педагогике. – Алматы, 2003. – 125 МВ.
9. Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда. - М.: Ниола - Пресс, 1998;
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977;
12. Макаренко А.С. Из опыта работы // Пед. Соч.: В 8 т. - М.: Педагогика, 1984.;
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1972.
14. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение М.: Интерэксперт, 1996
15. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. - М.: Народное образование, 1999;
16. Штангль А. Язык тела.
Познание людей в профессиональной и обыденной
жизни. - М.: Проф – издательство.