Имеджиология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:48, реферат

Описание работы

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога. В связи с этим актуализируется роль новой отрасли теоретического и прикладного знания, которой является имиджелогия.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 69.40 Кб (Скачать)

     Введение 

     В силу сложившихся в стране социально-экономических  и политических условий российская образовательная система оказалась  в сложном положении. В связи  с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному  решению профессиональных задач  в новых условиях. Усложнение задач  образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств  современного педагога. В связи с  этим актуализируется роль новой  отрасли теоретического и прикладного  знания, которой является имиджелогия. Объективными условиями ее актуализации в современном обществе явились: во-первых, теоретическая значимость — это не разработанность основных условий и закономерностей формирования имиджа, его структурных компонентов, а также используемых при этом средств и методов. Во-вторых, это практическая полезность имиджелогии, обусловившая её необычайную популярность в различных сферах человеческой деятельности и профессиональный спрос.

     Постепенно  данная отрасль приобретает определённую самостоятельность и респектабельность. Однако, публикации различных пособий  и даже научных монографий, возникновение  коммерческих услуг по имиджированию, обуславливают существование имиджелогии пока ещё на эмпирическом уровне познания. Использование её достижений происходит стихийно, нецеленаправленно, без системы знаний и изучения особенностей имиджа, как неотъемлемой части профессионализма в определенной сфере деятельности. Среди резервов, в совершенствовании профессионализма учителей, особый научно-исследовательский интерес, представляет изучение феномена имиджа педагога и базовых условий его направленного формирования. К настоящему времени накоплено значительное количество данных, которые в разных аспектах освещают особенности восприятия школьниками образа учителя. Изменения в системе эстетических и нравственных ценностей отводят имиджеологии всё более значимое место.

 

      

     1. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога  

       Социально-психологические  основы имиджа  учителя 

     Рассмотрение  содержания работ, относящихся к  психологии познания людьми друг друга, выполненных известными отечественными и зарубежными психологами в  последнее время, позволяет четко  увидеть определенные тенденции, характеризующие  развитие этого направления. Опираясь на теорию формирования человека как  субъекта труда, познания и общения, развития личности в процессе деятельности и общения, проанализируем основные положения процесса познания человека человеком с учетом его возрастных, индивидуальных и профессиональных особенностей.

     Человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через  свои отношения с окружающими  его людьми, и он сам приходит к самосознанию, к познанию собственного «Я» через познание других людей.

     Представление человека о самом себе, даже о  собственных своих психических  свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая  перед другими людьми и перед  самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно  осознать свои побуждения и субъективно  вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально  определяющие его действия.

     В самом  общем плане следует сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних  признаков, соотнесение их с личностными  характеристиками воспринимаемого  индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

     Представление о другом человеке тесно связано  с уровнем собственного самосознания. Потребность индивида быть личностью  становится условием формирования у  других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и установление доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела.

     Мир каждого человека сконцентрирован  вокруг него самого. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и  требовать определенного отношения  со стороны других людей, а отношение  к человеку часто определяется положением, которое он занимает, совершенно независимо от его личных качеств. Каждый человек  помещает самого себя как объект внутри своего символического окружения. Важно  понять, что же человек считает  самим собою, ибо многое из того, что он делает, логически вытекает из такого определения. Представление  человека о самом себе, бесспорно, является прямым отражением того, что  он есть, или того, что он делает.

     Таким образом, отмечая существование  значительных различий в точности первого  впечатления об одном и том  же человеке у разных людей, необходимо еще и еще раз подчеркнуть, что эта точность связана не только с возможностями лица, выступающего в роли субъекта познания, но и с  особенностями оцениваемого по первому  впечатлению человека.

     Имидж - это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям. В имидже изначально, по сути, задается: схематичность и неполнота, а также положительная направленность эмоционального оценивания. Положительная оценка, присущая имиджу, крайне важна, так как является залогом устойчивости предприятия в кризисных ситуациях и гарантией успеха политика на выборах. Имидж играет роль и имеет место при опосредованном общении больших групп людей, когда основным источником информации об образовательном учреждении, школе или конкретном педагоге являются средства массовой коммуникации.

     Мы  берем за основу определение, приведенное  В.Н. Куницыной, о том, что имидж - образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными  ценностями, не имеющими основания  в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью  для воспринимающего этот объект. Наше определение распространяется на все случаи употребления понятия, имеется ли в виду имидж учителя, имидж школы или имидж учреждений образования. Отличие имиджа педагога и имиджа школы, на наш взгляд, заключается только в том, что при перцепции предприятия отсутствует опора на реальный, осязаемый и воспринимаемый объект, на «функциональные» характеристики, присущие в той или иной степени педагогу или лидеру. 

     2. Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии

Имидж должен обрести  собственное существование, стать  отдельной ценностью и использоваться при удобном случае. Имидж –  это впечатление, производимое человеком  на одну или несколько групп общественности. Он не рисунок, не калька, не разработанное  в мельчайших деталях, точное изображение, а, скорее всего – несколько деталей, оказывающих эмоциональное воздействие.

     Каждый  из нас создает определенный образ  – имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д.

       Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми (выбора товаров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей), и конкуренцией на разнообразных рынках – потребительском, политическом и прочих. Чтобы продать товар, услугу, привлечь на свою сторону избирателя, чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма, общественная организация, университет или банк должны создать себе соответствующий имидж. Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика.

     Имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др. В социологии, и, прежде всего, социологии управления имидж может рассматриваться в контексте теории социальных статусов и ролей, концепции социального действия и взаимодействия, теории конфликта. Если в рамках практической психологии, имиджелогии и других прикладных дисциплин преимущественное внимание уделяется проблемам управления путём произведения впечатления для создания внешне привлекательного образа объекта и разрабатываются соответствующие методы и инструментарий (позиционирование, вербализация, детализация, визуализация и т.д.), то социологию имидж интересует с несколько иных позиций.

     Таким образом, анализ имеющихся определений  показывает, что в зарубежной профессиональной литературе, посвященной проблемам  исследования имиджа, термин «имидж»  употребляется в значении, которое  можно было бы сформулировать следующим  образом: отражение в психике  человека в виде образа тех или  иных характеристик объекта или  явления, а это означает, что термин «image» профессионалами интерпретируется как образ, понимаемый совокупностью не только материальных видимых характеристик объекта, но и идеальных невидимых его характеристик.

     Большинство российских отечественных специалистов в данной области так трактуют и переводят слово «имидж»  как образ. Подобная интерпретация  этого термина была бы приемлемой, если бы не тот факт, что в русском  языке слово «образ» имеет  несколько значений, в частности  такие, наиболее часто употребляемые:

     - внешний вид, облик, наружность, внешность;

     - живое, наглядное представление  о ком-то, чем-либо, возникающее в  воображении, мыслях кого-либо;

     - форма восприятия сознанием явлений  объективной действительности, воспроизведение  сознанием предметов и явлений  внешнего мира;

     - обобщенное художественное восприятие  действительности, облеченное в  форму конкретного индивидуального  явления; 

     - характер, склад, направление чего-либо:

     - способ, средство.

     Подобная  многозначность русского слова «образ»  неизбежно ведет к появлению  следующего вопроса: какое из этих значений русского слова «образ» наиболее ближе к английскому «image», ближе к слову «имидж» в том значении, в котором оно употребляется в русской речи?

     Исходя  из изложенного, следует полагать, что  термин «имидж» если и может употребляться  как синоним термина «образ»  в значении внешний вид, то по отношению  к человеку только в связи с  обсуждением одной из составных  частей имиджа.

     Имидж объекта возникает: когда человек, входящий в определенную социальную группу людей (в нашем случае учитель, являющийся членом педагогического коллектива школы), воспринимает внешние или внутренние характеристики какого-то объекта, другого человека, предмета или явления, в результате такого восприятия в психике этого человека возникает образ данного объекта, этот объект невольно соотносится человеком с собственной системой ценностей, в результате чего у человека возникает отношение к этому объекту в виде мнения.

     Поэтому имидж человека - это мнение о  нем у группы людей в результате сформированного в их психике  образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с  ним или вследствие полученной о  нем информации от других людей. По сути, имидж человека – это как  он выглядит в глазах других людей, или каково о нем мнение других людей.

     Такой анализ наиболее продуктивно осуществить, рассматривая имиджелогию как специальную науку. При этом понятие имидж выступает как исходное понятие, основная категория имиджелогии.

     Кто же создает имидж? Во-первых, сам  человек, который продумывает, какой  гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для  таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т.п. В-третьих, большую роль в  создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидении. В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.

     Опираясь  на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимыми из них являются: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии  – внутреннее “Я”.

     Противоречие  между собственным образом и  «Я в глазах других» является важной предпосылкой имиджевой деятельности. Деятельность субъекта по созданию имиджа мотивируется несовпадением представлений о том, как организация должна восприниматься окружающими («желаемый имидж») и как они реально воспринимаются. Выявление этого расхождения предшествует деятельности по формированию имиджа. Моделирование перспективы преодоления основополагающего противоречия предполагает рассмотреть в качестве важного условия формирования имиджа предприятия наличие у субъекта управления «желаемого имиджа» (проектируемого или целевого образа) и рефлексивного образа.

     Так, В.М. Шепель акцентирует внимание не только на прагматичности имиджа - его способности решать конкретные задачи, сколько на имидже как способе самовыражения. Имидж, с точки зрения данного подхода, - есть возможность представить обществу свои лучшие характеристики.

     Отсюда  и возникает идея имиджа как публичного или внешнего Я человека, которое  достаточно часто может отличаться от его внутреннего Я. Ваш образ  – это ваш портрет, который  вы показываете окружающему миру. Образ должен работать на вас, а не против вас. Из всего набора наших характеристик мы должны отбирать те, которые, несомненно, будут позитивно оценены окружающими.

Информация о работе Имеджиология