Христианская интерпритация любви

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты. Но все же тема любви в наше время остается очень актуальной.
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……2-4
Глава 1. Любовь в античной философии. Концепции любви Платона и Аристотеля…………………………………………………………….……….5-14
Глава 2. Христианская интерпретация любви………………………….....15-23
Заключение………………………………………………………………..…24-25
Список использованной литературы………………………………….…26-27

Работа содержит 1 файл

Зозуля.docx

— 59.18 Кб (Скачать)

Вот каким путем нужно  идти в любви - самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных  проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься  ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь, наконец, что же это - Прекрасное .

"Пир" Платона принадлежит  к жанру застольных бесед и  именовался "речами о любви". Тема диалога - восхождение человека  к высшему благу, которое есть  не что иное, как воплощение  идеи небесной любви. Как истинные  грехи они говорят не о любви  самой по себе, а о той, что  своим существованием обязана  одному из богов. Имя его  - Эрот.

Весь диалог представляет собой рассказ о пире, устроенном по случаю победы трагического поэта  Агафона в афинском театре. Рассказ  ведется от лица Аристодема, который  пришел вместе с Сократом и присутствовал  на пире.

Композиция "Пира» весьма легко поддается анализу ввиду того, что несложно проследить ее структуру: между небольшим вступлением и таким же заключением в диалоге содержится семь речей, в каждой из которых трактуется тот или иной аспект одной и той же темы - темы любви.

Прежде всего, обращает на себя внимание необычная логическая последовательность как в пределах каждой из семи речей, так и в соотношении  всех речей.

Первый и самый очевидный  вывод из платоновского "Пира" - утверждение связи любви и  познания. У Платона любовь - это  процесс движущегося, поднимающегося со ступени на ступень знания. Поэтому  диалектика любви у Платона представляет собой диалектику знания, платонический  эрос - это эрос познания.

Второй очень важный вывод, содержащийся в "Пире", - связь  эротического знания с красотой. В  конце концов любовь есть познание высшей формы красоты. Здесь философия  любви у Платона органично  перерастает в эстетику, любовь оказывается  стремлением к прекрасному, к  эстетическому переживанию красоты. Этот аспект платонической теории любви  прекрасно раскрывает А.Ф. Лосев.

Комментируя "Пир", он пишет: "Эстетическое переживание есть любовь. Любовь есть вечное стремление любящего к любимому. Это стремление завершается браком, как в чувственной, так и в духовной области. Результатом  брака является порождение нового, в котором любящий и любимая уже даны в виде устойчивого достижения, где оба слиты до неузнаваемости. Эти достижения являются объективациями любви, будь то в чувственной области, будь то в области духа... Таким образом, эстетическое и в своем субъективном аспекте есть любовное стремление, и в своем объективном аспекте пронизано этими же любовными стремлениями". 9

Подводя итог идеям, содержащимся в рассматриваемом диалоге Платона, с необходимостью приходишь к  выводу о богатстве теоретического содержания этого сочинения, о его  неисчерпаемости. Художественная структура "Пира", отсутствие в нем замкнутой  логической системы позволяют давать ему самые различные истолкования.

Так оно и было в истории. Одни авторы обращали внимание на идею о двух типах любви, соответствующих  двум типам Афродиты-вульгарной и  небесной (речь Павсания), другие - на миф  об андрогинах ("мужеженщинах"), существах  обоего пола, которых Зевс расчленил  на отдельные половины, заставив их вечно искать друг друга (речь Аристофана), третьи - на космологическое значение любви, на идею ее разлитости в природе (речь Эриксимаха).

Все это действительно  есть в диалоге, и подобная неисчерпаемость  послужила причиной того, что "Пир" был и остается самым, пожалуй, важным источником по теории любви во всей европейской литературе.

Теме любви посвящен и  диалог Платона "Федр". В нем, правда, нет такой сложной диалектики, как в "Пире", зато здесь раскрываются некоторые новые стороны любви, о которых речь не идет в "Пире".

В диалоге "Федр" Платон углубляет синтетическое понимание  любви как соединяющей силы, связывая его с теорией воспоминания. Душа, как мы уже знаем, в своей первоначальной жизни, во всем следуя Богам, видела Гиперуранию, т.е. мир идей. Затем, потеряв крылья и обретя тело, она все забыла. Но, с усилиями поднимаясь над собой, в размышлениях мало-помалу душа припоминает  уже виденное. Специфика идеи Прекрасного  состоит в том, что воспоминание о ней "чрезвычайно наглядно и  восхитительно сладостно".10 Это свечение идеальной Красоты в живом теле воспламеняет душу, пробуждая в ней желание полета, неистребимую волю вернуться туда, где ей не суждено было остаться. Это и есть работа Эроса с его тоской по сверхчувственному, возвращающего душам их древние крылья, влекущего в занебесные дали. Любовь платоническая - это ностальгия по Абсолюту, запредельное влечение к метаэмпирическому, сила, возвращающая нас к изначальному бытию среди Богов.

В "Федре" Платон прославляет  божественное вдохновение (mania). Чтобы  раскрыть природу этой божественной силы, он прибегает к сравнению  души с колесницей, запряженной двумя  конями, добрым и злым, тянущими душу в разные стороны. Души людей, которые  стремятся ввысь для созерцания истины, воспаряют на крыльях, те же души, которые не способны подниматься  ввысь, роняют крылья и падают на землю  .11

Душа, которая помнит о  прекрасных формах, созерцаемых в  мире божественных истин, оперяется, рождение крыльев вызывает мучительную сладость. "Она неистовствует и от исступления  не может она ни спать ночью, ни днем оставаться на одном месте. В  тоске бежит она туда, где думает увидеть обладателя красоты" .12

Так рождается Эрос, который  вызывает в душах неистовство, экстаз и чувство блаженства.

В целом "Пир" и "Федр", сочинения, относящиеся примерно к  одному и тому же времени, прекрасно  дополняют друг друга и дают представление  о платоновской философии любви.

"Пир" Платона - замечательный  и неумирающий памятник европейской  мысли, а в более широком  смысле, и европейской культуры. Она постоянно возвращалась к  нему, создавала все новые комментарии  и дополнения, черпая из него  новый философский смысл, получая  эстетическое и интеллектуальное  наслаждение.

Теория любви Платона  создала особый тип любви, который  получил название "платоническая  любовь".

Тему любви в древней  Греции рассматривали не только Сократ и Платон, а так же и Аристотель. В своем труде «Никомахова Этика» он говорит о добродетели и затрагивает тему любви и дружбы, то есть такую любовь, которая в древней Греции именовалась «филией». Аристотель говорит, что в душе есть три вещи – страсти, способности и устои. Меня очень заинтересовала, что же в понимание Аристотеля является страстями. «Страстями, или переживания, я называю влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, ненависть, жалость, а также любовь – вообще все, чему сопутствуют  удовольствия или страдания». 13Значит, любовь вызывает либо страдание, либо удовольствие, но никак не может возникнуть эти два чувства сразу, так как эти два чувства противоположны по своей природе и являются взаимно исключающимися.

Именно Аристотель вывел  одну из первых и самых распространенных по сей день классификаций любви:

Агапе - жертвенная любовь. Любящий  человек в этом случае сделает  все, чтобы любимому было хорошо. Он ничего не требует взамен за свое чувство, готов пожертвовать чем угодно ради предмета обожания. Прогноз на дальнейшие отношения может быть довольно позитивным, если тот, ради кого жертвуют, нуждается  в родительской заботе и опеке. К  сожалению, если хочется равноправных отношений - Вам не сюда.

Людус - так называемая любовь-игра. Она основывается, прежде всего, на сексуальном влечении. Здесь не предусматривается  длительных ухаживаний и стремлений сначала узнать друг друга поближе. "Вы привлекательны, я - чертовски  привлекателен, так чего же время  терять?" - эта фраза очень точно  иллюстрирует этот вид любви. При  этом нельзя сказать, что это только игра - любящий и правда любит  своего партнера, но до поры, до времени. Пока эта игра ему не наскучит, и  он не найдет что-то более увлекательное.

Эрос - чувственная любовь. Она основана, прежде всего, на преданности  и только потом уже на физическом влечении. Любовь-Эрос предполагает, что  кроме секса есть еще и чувства, которыми можно делиться друг с другом. Партнеры интересуются жизнью друг друга, мыслями и переживаниями. У этого  вида любви возможна долгая жизнь.

Мания - любовь-одержимость. Как правило, строится на страсти  и на ревности. Это скорее не любовь к партнеру, а результат низкой самооценки. Любящий считает, что  только он имеет право на общение  с близким ему человеком. Отношения  напоминают американские горки: то он охладевает к партнерше, она начинает привлекать его внимание к своей  персоне, то наоборот. Продолжаться они  могут до тех пор, пока одному из партнеров это не надоест.

Прагма - "рассудочная" любовь. Человек выбирает себе партнера не с точки зрения "люблю/не люблю", а с точки зрения "удобно/не удобно". При знакомстве он выясняет в первую очередь бытовые моменты, а потом уже все остальное. Страстей и неожиданных поступков в совместной жизни не будет. Здесь властвует постоянный контроль над своими чувствами. Прогноз на длительность отношений зависит от того, насколько второй партнер готов мириться с такой ситуацией.

Сторге - любовь-дружба. Партнеры могут делиться друг с другом чем  угодно. При этом они знают, что  всегда найдут в лице любимого человека поддержку и помощь. К сожалению, через некоторое время одному из них может стать скучно - ведь когда знаешь все о близком  человеке, он перестает быть интересен  так, как в начале отношений. В  этом случае важно постоянно развиваться  и тогда партнер будет видеть каждый день что-то новое!

Еще одну мысль Аристотель высказывает о происхождение  любви. Он говорит, что «филия»  заложена в человеке изначально, что она  является творение природы. Первая любовь в жизни человека, это любовь к  главе семьи, говорит Аристотель. В семье, все отношения должны строиться на принципах любви, для  гармоничного существования, особенно по отношению к главе семьи.   «В домочадцах заложена любовь к главе  семьи»14, - говорит Аристотель.

Аристотель резко разводит понятия «эрос» и «филия», они  противоположны по своему значению. «Филия»  это духовный покой, а «эрос» это  скорее страсть, чем покой. «Филия»  очень цениться Аристотелем, «это самое  необходимое для жизни». Он её ставит даже выше чем справедливость. «Когда люди дружны друг к другу, они не нуждаются в суде»,15 - говорит Аристотель.

Так же меня заинтересовала еще одна сторона любви. Это однополая  любовь. А интересно именно то, что  в понимание Платона любовь женщине  к женщине порочна и низка, а любовь мужчины к мужчине  считается мужественной и высшей формой любви. В диалоге Платона  «Пир» говориться якобы есть два  Эрота. Пошлый, он подчиняется Афродите пошлой и Эрот небесный, которой  подчиняется старшей сестре –  Афродите  небесной. Платон говорит: «Так вот, Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что угодно; это  как раз та любовь, которой любят  люди ничтожные. А такие люди любят, женщин не меньше, чем юношей… Эрот же Афродиты небесной, которая,  причастна  только к мужскому началу, но никак не к женскому, – недаром это любовь к юношам, всегда возвышен и чист».16

Все же в Древней Греции  любовь ценилась высоко. Все в том  же диалоге Платона «Пир» содержится подлинное прославление любви. Более  того, там говорится и об ее положительном нравственном содержании. «Ведь тому, чем надлежит руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь».17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  2. Христианская интерпретация любви.

Христианство принесло в  мир новое понимание любви, почти  во всем противоположное античному  взгляду. В христианстве признается всеобъемлющая любовь. Нагорная проповедь  Христа основана на принципах любви.

Идеал всеобъемлющей и  всепрощающей любви возник и сформировался в позднеантичном мире, в наиболее целостном и завершенном виде в сфере религиозного сознания. Если в Ветхом завете главным принципом взаимодействия человека с Богом был страх, то в Новом завете им стала любовь, не отменившая полностью страх перед Богом, но подчинила его себе. Само послание сына Божьего на землю, вся его жизнь и позорная смерть на кресте во имя искупление грехов человеческих является доказательством глубочайшей любви  Бога к людям. «Ибо Бог так возлюбил этот мир, что пожертвовал своим единственным сыном ради того, чтобы каждый, кто уверует в него, не погиб, а обрел вечную жизнь. Не для того послал Бог своего сына в мир, чтобы осудить его, а для того, чтобы спасти мир через него».18 Сопоставляя этот удивительный акт любви Бога к людям, апостол Павел отмечает, что человек едва ли отдаст свою жизнь за другого человека, разве что кто-то решится пожертвовать жизнью за своего благодетеля. А «Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». 19Любовь Христа повсюду, она объемлет нас. «Пусть ваши корни основываются на любви, чтобы вы были в состояние понять вместе со всеми людьми Божьими, сколь широка, глубока и высока нескончаемая любовь Христа, и узнать эту любовь, превосходящую все вам известное». 20 Сам бог показал людям пример бесконечной и спасительной любви. «Подражайте богу, как дети возлюбленные, и живите, жизнью отмеченной любовью, как Христос любил нас принес себя жертву ради нас».21

В качестве главных заповедей  Иисус выдвигает две заповеди и к тому же он их объединяет. «… «Возлюби господа твоего всем сердцем  твоим» это первая заповедь. Есть вторая заповедь похожая на эту «Возлюби ближнего, как самого себя». 22 Понятие ближнего в Ветхом завете распространялось только к жителям Израиля, в Новом же завете оно стало более обширно и распространялось на всех людей, независимо от их места жительства и национальности. Первой заповедью Христос называет любовь к Богу, но она не может быть реализовано без исполнения второй заповеди, любви к ближнему. «Если кто-то говорит: "Я люблю Бога", а ненавидит брата своего, то он лжец, ибо кто не любит брата своего, которого видит, не может любить Бога, Которого не видел».23 Любовь к ближнему, то есть к каждому человеку – в Новом завете основное условие любви к Богу, главная ступень на пути к нему. Апостол Павел убеждает римлян «Не будьте ни у кого в долгу, пусть единственным вашим долгом будет долг любви друг к другу, ибо кто возлюбит ближнего своего, исполнит закон. Я говорю это, ибо заповеди гласят: "Не прелюбодействуй", "Не убей", "Не укради", "Не пожелай чужого". Какие бы ещё ни существовали заповеди, все они вместе сводятся вот к чему: "Возлюби ближнего, как самого себя"».24 Любовь вынуждает к ближнему человека не причинять ему зла, именно поэтому любовь является исполнение всех заповедей.

Информация о работе Христианская интерпритация любви