Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 08:16, контрольная работа
к Общение – основное средство управления людьми. В настоящее время эта функция используется целенаправленно как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.
Категория «общение» часто отождествляется с категорией «коммуникация». Общение же определяется как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективного характера», т. е. обмене знаниями или эмоциями.
Введение 3
1. Общение 4
1.1 Виды общения 4
1.2 Функции общения 5
2. Речевая коммуникация 6
2.1 Организация и развитие речевой коммуникации 8
2.2 Вербальная и невербальная коммуникации 8
3. Социальная перцепция 10
4. Первое впечатление и точность интерпретации 10
4.1 Типичные ошибки первого впечатления 10
4.2 Физиогномические стереотипы и стереотипы внешности 12
4.3 Роль установки в восприятии 13
4.4 От чего зависит точность первого впечатления 13
5. Межличностная аттракция 15
5.1 Понятие межличностной аттракции 15
Шкала эмоциональной оценки в межличностной аттракции 15
5.2 Внешние факторы аттракции 15
5.3 Внутренние факторы межличностной аттракции 16
5.3.1 Физическая привлекательность 16
5.3.2 Стиль общения 17
5.3.3 Сходство 17
Заключение 19
Библиографический список 20
Коммуникативная сторона – использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Хороший коммуникатор – это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.
Интерактивная сторона – взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт). Среди возможных позиций, которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить «пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером), может трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнем своем выражении стать отчуждением. Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в общении – один из возможных показателей психологической зрелости личности.
Речевая деятельность – это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.
Речевая коммуникация – информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности.
Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.
Речевой акт – элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.
Речевое поведение – использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций; совокупность речевых поступков.
Помощь в анализе речевой коммуникации может оказать известная схема коммуникативного акта, предложенная одним из создателей кибернетики К. Шенноном, а затем модифицированная известным лингвистом Р. Якобсоном. Структура коммуникативного взаимодействия развивается в соответствии с прохождением информации по коммуникативной цепи: адресант (отправитель) – кодирование сообщения – движение по каналам – расшифровка (декодирование) – адресат (получатель).
Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста. Контекст – это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие.
Рассмотрим в качестве примера изменение значения фразы «он держал в руке сумку» в зависимости от контекста. В контексте праздничного застолья эта фраза может указывать на то, что человек, которого давно ждали к столу, наконец-то пришел. В ситуации бытовой мелодрамы сообщение о сумке в руках может обозначать размолвку или час расставания, когда кто-то из близких собирается уйти или уехать.
Код в речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта.
Кодирование исходного сообщения означает перевод его в набор знаков, или сигналов, которые предположительно могут быть понятны другому партнеру. Выбор способа кодирования во многом зависит от личности адресанта.
Каналы передачи информации в основе своей представляют материальные носители для знаков, в которые воплотилось сообщение (в речевой коммуникации это – устная или письменная речь).
Для успешной расшифровки (декодирования) сообщения требуется, как минимум, владение получателя языком, сходным с языком отправителя сообщения.
Обратная связь – еще один структурный компонент любой коммуникативной ситуации. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации.
К психологическим структурным компонентам акта речевой коммуникации следует в первую очередь отнести коммуникативное намерение, замысел и цель.
Коммуникативное намерение – это желание вступить в общение с другим лицом.
Замысел сообщения – это информация в исходном виде, которую один партнер намерен передать другому.
В речевом общении обычно различают два вида целей, которые может преследовать говорящий, – ближайшая цель, то есть непосредственно выражаемая говорящим, и долговременная. Основные разновидности ближайшей цели общения:
Понимание сообщения состоит в истолковании адресатом полученного сообщения. В случае значительного сходства образов мира у партнеров расшифрованная информация будет близка к той, которая составляла замысел сообщения, – послание будет правильно понято.
К социально-ролевым структурным компонентам речевой коммуникации следует отнести статусные и ситуативные роли участников общения, а также используемые ими стилевые приемы.
Понятие «статусная роль» указывает на поведение, предписанное человеку его социальным положением, или статусом. В начале конкретного коммуникативного акта от его участников требуется понимание собственной социальной роли и роли партнера. Это необходимо для того, чтобы сориентироваться в ситуации и выбрать соответствующую манеру речевого поведения.
По ходу общения могут быть выделены и ситуативные роли говорящих, существенно влияющие на характер общения. В их числе:
Стилевые характеристики участников общения проявляются в особенностях речевого стиля коммуникантов, в используемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках. Стили могут быть ранжированы по степени внимания говорящих к своей речи..
Помимо индивидуальных особенностей говорящих и слушающих, выбор стиля речевого поведения зависит от социального контекста. Обращение к речи официальной или поэтической, научной или бытовой, деловой или публицистической задается ролевой ситуацией.
Организация и развитие речевой коммуникации также имеет свои особенности и закономерности.
На начальном этапе организации речевой коммуникации необходимо ввести предмет сообщения и удерживать его в сознании слушающего путем периодического напоминания, уточнения.
Во время достаточно продолжительного разговора говорящие более или менее обоснованно переходят от одной темы к другой. При этом наращивание объема информации будет зависеть от подготовленности собеседника или аудитории.
К собственно коммуникативным аспектам разговора можно отнести приемы привлечения и удержания внимания слушателей, а также выбранный тон общения – дружеский, официальный или снисходительный.
Среди
коммуникативных приемов
Структура разговора во многом формируется за счет попеременного включения в него участников. При этом возникают новые показатели меры взаимодействия и связанности партнеров.
Эти показатели могут характеризовать как авторитетность человека, чьи суждения привлекают наибольшее внимание, так и готовность (неготовность) партнеров принять и признать чужое мнение.
Активность
участия человека в разговоре, которая
проявляется в частоте
Таким образом, выявление структуры и описание хода речевой коммуникации позволяет осмыслить слабые и сильные стороны речевого поведения.
Структурно, общение, как коммуникация представляет собой следующие формы: вербальную и невербальную.
Вербальная форма представляет собой: внешнюю и внутреннюю коммуникацию. Внешняя вербальная коммуникация бывает устной и письменной. Устная внешняя вербальная коммуникация имеет монологическую и диалогическую форму.
Монологическая форма – это лекции, доклады, ораторская речь.
Диалогическая форма – разговор между людьми.
Типы диалога –
Формы невербального общения.
Невербальные
средства общения также неоднородны. Среди
них существуют чисто рефлекторные, плохо
контролируемые способы передачи информации
об эмоциональном, физиологическом состоянии
человека: взгляд, мимика, жесты, движения,
поза. Чаще всего именно их и называют
средствами невербальной коммуникации.
«Перцепция» – другое обозначение термина «восприятие» (процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных); социальная перцепция – восприятие социальных объектов в социальном контексте, то есть, прежде всего, восприятие людьми друг друга.
Социальная перцепция – процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого.
Поскольку это процесс социальный, то есть протекающий в обществе, постольку его окрашивают и направляют наши эмоции, мнения, отношения, установки, пристрастия и предубеждения. Несомненно также, что подобное вычленение одного из аспектов процесса восприятия является в достаточной мере условным.
Оценивая другого человека, мы нередко используем термины, относящиеся к свойствам и процессам, наблюдаемым в мире природы. Мы говорим, что люди думают прямо, что их лица выражают твердую решительность, называем людей глубокими или мелкими, яркими или тупыми, жесткими или скользкими, красочными или бесцветными.