Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 00:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и характеристика имиджа государственных служащих в России. Задачи исследования:
1) Определить теоретические подходы к формированию имиджа.
2) Определить сущность понятия имиджа государственного служащего и определить особенности взаимодействия российских СМИ и чиновников с точки зрения формирования имиджа государственного служащего.
В зависимости от поставленных задач в работе использовались следующие общенаучные методы исследования: изучения монографических публикаций и статей, а также метод синтеза, обобщения и систематизации исследуемых данных.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические подходы к формированию имиджа………………......5
1.1. Понятие, функции и типология имиджа………………………………….....5
1.2. Современные технологии формирования имиджа………………….……...9
1.3. Основные принципы формирования системы государственного управления……………………………………………………………….…..15
Глава 2. Особенности имиджа федеральных государственных служащих в России………………………………………………………………………….…18
2.1. Понятие имиджа государственного служащего в России………………..18
2.2. Отечественный и зарубежный опыт формирования имиджа государственных служащих………………………………………………….…22
Глава 3. Современные тенденции формирования имиджа государственного служащего……………………………………………………………………..…32
3.1. Памятка государственного служащего……………………………………32
3.2. Обоснование социальной значимости внедрения разработки мероприятий………………………………………………………………….….33
Заключение…………………………………………………………………...….35
Список использованной литературы…………………………………..………38
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические подходы к формированию имиджа………………......5
1.1. Понятие, функции и типология имиджа………………………………….....5
1.2. Современные технологии формирования имиджа………………….……...9
1.3. Основные принципы формирования системы государственного управления……………………………………………………
Глава 2. Особенности имиджа федеральных государственных служащих в России………………………………………………………………
2.1. Понятие имиджа государственного служащего в России………………..18
2.2. Отечественный и зарубежный опыт формирования имиджа государственных служащих………………………………………………….…
Глава 3. Современные тенденции формирования имиджа государственного служащего………………………………………………………
3.1. Памятка государственного служащего……………………………………32
3.2. Обоснование социальной значимости внедрения разработки мероприятий…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..………38
Введение
Принято считать, что понятие «имидж» ввел в обиход Зигмунд Фрейд. В З0-е годы XX века он издавал журнал с одноименным названием. И с тех пор имидж перестал быть исключительно психологическим термином. Впрочем, существует и иная версия происхождения понятия: в 60-е годы в деловой оборот термин «имидж» ввел американский экономист Болдуинг. Так или иначе, данным понятием стала пользоваться коммерческая реклама для дифференциации товаров. С разработкой новых методов организации избирательных кампаний в начале 60-х годов XX века в США это понятие стали широко применять и для дифференциации общественных лидеров.
В России в 90-х годах этот термин также перестал быть достоянием узких специалистов. В стране началось активное развитие агентств и отделов связей с общественностью в государственных, коммерческих и общественных организациях. Появился спрос на профессиональное формирование имиджа со стороны артистов, спортсменов, политиков, а также партий, общественных движений.
Объектом исследования в данной работе являются государственные служащие. Предмет исследования – формирование имиджа государственного служащего в России.
Целью данной работы является рассмотрение и характеристика имиджа государственных служащих в России. Задачи исследования:
1) Определить теоретические подходы к формированию имиджа.
2) Определить сущность понятия имиджа государственного служащего и определить особенности взаимодействия российских СМИ и чиновников с точки зрения формирования имиджа государственного служащего.
В зависимости от поставленных задач в работе использовались следующие общенаучные методы исследования: изучения монографических публикаций и статей, а также метод синтеза, обобщения и систематизации исследуемых данных.
Источниками исследования послужили специализированные учебные пособия, справочные издания и монографии по социологии и проблемам политической имиджелогии, Большой толковый социологический словарь, журналы «Социологические исследования», «PR в образовании», «Социс», «Полис», а также электронные тексты.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. К тексту также прилагается список использованной литературы, включающий 20 наименований.
Содержание работы. Во введении к курсовой работе дается обоснование выбора темы, актуальности и научной новизны исследования, формируются основные задачи и цель, описываются методология исследования и композиция работы.
В главе 1. «Теоретические подходы к формированию имиджа» рассматриваются понятие имиджа, его функции и типология, современные технологии формирования имиджа и принципы формирования системы государственного управления.
В главе 2. «Особенности имиджа федеральных государственных служащих в России» акцентируется внимание на имидже государственного служащего в России в сознания российского населения. Эта глава посвящена отечественному и зарубежному опыту формирования имиджа государственных служащих.
В главе 3. «Современные тенденции формирования имиджа государственного служащего» анализируются тенденции формирования государственного служащего исполнителя в современном управлении обществом.
В заключение курсовой работы излагаются общие выводы и намечаются перспективы дальнейшей разработки исследуемой темы.
Глава 1. Теоретические подходы к формированию имиджа
1.1. Понятие, функции и типология имиджа
Понятие «имидж» давно на слуху. Как это ни покажется неожиданным, но первыми активно начали работать с ним экономисты, занимающиеся предпринимательством. Известен такой факт, когда американский экономист Болдуинг в 60-х годах XX века ввел в деловой оборот понятие «имидж» и обосновал его полезность для делового преуспевания.
Имидж можно рассматривать как индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания» [8, стр. 35].
Некоторые ученые рассматривают понятие имидж только применительно к организации. Например, маркетолог Ф. Котлер определяет имидж как «восприятие компании или её товаров обществом» [3, стр. 277-278].
При конструировании определения понятия «имидж», в частности имидж организации можно учитывать следующие взаимно противоположные категории:
1. объективное - субъективное. Имидж может пониматься не только как определённое содержание массового или индивидуального сознания, но и как набор атрибутов предприятия, его товаров и услуг, его рекламной продукции и т.п. (например, логотип, слоган, отличительные особенности деловой этики). При разработке понятия имиджа организации должен быть решён вопрос о различении этих двух значений и в терминологическом плане.
2. естественное - искусственное. Есть два полярных представления о том, как создаётся имидж организации. Первое. Имидж складывается в достаточной степени стихийно, как «естественный» результат деятельности организации, как оценка реальных характеристик процессов и продуктов этой деятельности в социальной среде. Второе. Организация целенаправленно создаёт выгодный для себя имидж, используя специальные социопсихотехнические средства.
3. когнитивное - эмоциональное. В имидже (как субъективном образовании) могут выделяться когнитивные элементы - вербальные понятия, слуховые, зрительные и др. образы; и эмоциональные элементы - чувства, переживания, аффекты и т.п. Из этой методологической посылки следует, что имидж есть не только субъективное, зависящее исключительно от индивидуального или группового сознания, не только искусственно созданное (с помощью имиджмейкеров, СМИ или рекламы), не только эмоциональное, чувственное (а ведь именно так и следует из большинства определений имиджа, встречающихся в отечественной литературе). Имидж формируется, исходя и из объективных характеристик деятельности организации или отдельного лица, он может складываться естественным путём, в ходе «эволюционного» развития организации или индивида, и нести в себе значительный объём рационального. Отсюда ясно, сколь непросто дать удовлетворяющее всем этим критериям определение. [5, стр. 52-59]
В рамках имиджелогии ученые выделяют две следующие группы функций имиджа: ценностные и технологические.
К ценностным относятся:
- личностно возвышающую функцию. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.
- функцию комфортизации межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.
- психотерапевтическую функцию. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.
Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности. Философская связка «форма и содержание» объясняет закономерность функционирования имиджа как внешнего проявления духовного здоровья личности, состояния её биоэнергетического потенциала. Посредством имиджа наиболее заметно, а потому доступно для других людей, проявляется внутренний мир конкретной личности. Вот почему так велика роль ценностных функций имиджа.
К технологическим относятся:
- функция межличностной адаптации. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.
- функция высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.
- функция затенения негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.
- функция организации внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.
- функция преодоления возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.
Знание технологических функций имиджа предлагает широкое практическое его использование.
В рамках имиджелогии выделяют несколько типологий имиджа.
Целесообразно разделять имидж на корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.) и индивидуальный (имидж политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т.п.). Содержание и механизмы формирования этих имиджей будут различны, но они связаны.
И в том и в другом случае, т.е. по отношению к организации и индивиду (личности), можно говорить об имидже внешнем и внутреннем. Внешний имидж организации - это её образ, представление о ней, формирующееся во внешней, окружающей её среде, в сознании «контрагентов» этой организации - клиентов, потребителей, конкурентов, органов власти, СМИ, общественности. Внешний имидж индивида складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения, а субъектом являются те люди, которые вступают с ним в прямой или опосредованный контакт.
Исследователи предлагают три возможных подхода к классификации имиджа: функциональный, при котором выделяют разные его типы, исходя из различного функционирования; контекстный, при котором эти типы находятся в разных контекстах реализации; сопоставительный, при котором сравнивают близкие имиджи.
Ф. Джевкинз, сторонник функционального подхода, предлагает следующие типы имиджа:
1. Зеркальный - имидж, свойственный нашему представлению о себе.
2. Текущий - вариант имиджа, характерный для взгляда со стороны.
3. Желаемый - тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.
4. Корпоративный - имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы.
5. Множественный - вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.
Контекстный подход к имиджу означает, что он должен носить целостный, согласованный характер, учитывать условия реализации, а отдельные черты - не противоречить друг другу. Системный характер имиджа позволяет по одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики. При этом необязательно ставить задачу завоевания всеобщей любви.
Английская исследовательница Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.
Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.
Воспринимаемый имидж - это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.
Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона - всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.
Закрытый имидж тоже можно отнести к списку возможных имиджей. Он был характерен для многих советских руководителей. Каждый человек мог вписать в этот имидж те черты, которые сам считал для себя убедительными - как «черная дыра» он готов был принять все. И чем меньше информации будет иметь аудитория, тем серьёзнее и значительнее начинает выглядеть фигура такого руководителя (недавний пример загадочный Ким Чен Ир, молчаливо и невидимо проследовавший на бронепоезде через всю Россию для встречи с президентом В.В. Путиным).
В зависимости от сфер деятельности, от различного социального контекста, в котором формируется имидж, можно выделить имидж в политике (и политиков), имидж бизнеса, имидж масс-медиа (имидж поп-звезд), имидж организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по содержанию, и по механизмам их формирования, и по формам проявления.
Таким образом, формирование имиджа может и должно быть включено в систему рационального социального управления, так как здесь скрывается широкий пласт еще неиспользованных управленческих резервов. Не все практические работники, руководители осознали значение имиджа в деле презентации себя, своих фирм и организаций контрагентам и общественности, многие продолжают действовать по известному рекламному слогану: «Имидж - ничто, жажда - все!». И проигрывают в конкурентной борьбе. [8, стр. 276-289]
1.2. Современные технологии формирования имиджа
Зная некоторые закономерности формирования имиджа, можно говорить о том, какие мини-технологии должен освоить каждый работник, чтобы создать свой успешный и достойный имидж.
Существует несколько технологий создания имиджа; есть, например, технологии создания имиджа для начинающих и для обогащенных собственным опытом. В специальной литературе описано множество соответствующих технологий.
В.М. Шепель, например, считает, что создание имиджа — это последовательное исполнение шести мини-технологий. К ним относятся:
1. подтверждение стартовых условий освоения технологии;
2. «строительство» внешности;
3. «коммуникативная механика»;
4. «флюидное излучение»;
5. отработка риторических приемов;
6. сведение всех мини-технологий в одно целое.
Имиджмейкер Л. Браун строит свою технологию создания имиджа, учитывая сильно возросшую в последние десятилетия роль СМИ. В связи с этим она предлагает при формировании имиджа положить в его основу следующие факторы:
внешний вид;
голос;
публичные выступления;
общение с представителями прессы;
поведение перед телеэкраном;
поддержание постоянной формы.
Программу формирования имиджа можно условно подразделить на пять этапов:
1. Изучение себя (прежде чем создавать имидж, надо объективно оценить свои внешние данные).
2. Определение цветовой гаммы имиджа.
3. Отражение психологического портрета во внешнем облике (следует учитывать характер, темперамент, внутренний мир личности; известно, что имиджи двух сестер-близнецов с одинаковой внешностью, но разными характерами будут совершенно различными).
4. Приведение имиджа в соответствие с той социальной ролью, которую избирают (любая выбранная роль требует соответствующих антуража и «сценического костюма» — почти всем нам приходится становиться собственными костюмерами, играя в «пьесе из своей жизни»).
5. Выбор и создание прически и макияжа (свой облик можно успешно менять).
На основе изучения соответствующей литературы можно предложить следующую технологию формирования имиджа, включающую шесть этапов:
1. Определение стартовых условий — задач, подготовленности человека (ему предлагается опросник, с помощью которого он сможет определить то, над чем ему необходимо работать, чтобы сформировать свой привлекательный имидж).
2. Создание внешности (подбор одежды, макияжа, прически, жестов, походки, мимики).
3. Отработка коммуникативной механики (на этом этапе необходимо совершенствоваться в искусстве публичных выступлений, ведении переговоров и бесед и т.п.).
4. Овладение эффективной поведенческой техникой (совершенствование культуры поведения, искусства оставлять хорошее впечатление о себе, изучение тактики действий в конфликтных ситуациях).
5. Изучение законов ортобиоза (т.е. здорового образа жизни, невозможного без рационального питания, систематических занятий спортом, освоения методов снятия напряжения и расслабления).
6. Совершенствование профессионализма (самообразование, участие в семинарах и т.д.).
Считается, что люди судят о нас по впечатлению, которое мы производим на них в первые пять-семь секунд знакомства, что нашло отражение в старой поговорке «по одежке встречают». Теперь «одежка» означает и костюм, и макияж, и походку, и мимику, и жесты.
«Сдержанная» одежда позволяет коллегам, клиентам видеть именно вас, а не то, что на вас. Таким путем можно ненавязчиво выразить свою индивидуальность. Если вы уверены в том, что ваша одежда работает на вас и соответствует вашему образу, то можете совершенно забыть о ней, сосредоточившись только на своей работе.
«Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый!» — так должны говорить о работнике. Внешность такого человека свидетельствует о его уважении к окружающим. Одежде положено быть безукоризненно опрятной: неряшливость, небрежность ее всегда вызывает неприятное чувство у людей и воспринимается как неуважение к окружающим.
По тому, как человек стоит, как ходит, как держит руки и ноги, также судят о его уважении или пренебрежении к окружающим. Выбирая позу, необходимо помнить, что она должна быть корректной, естественной и гармонировать с обстановкой. Поза тоже часть того языка, на котором мы столь выразительно говорим без слов. Так, проф. Р. Бердвистел обнаружил, что вербальный компонент разговора занимает 35%, а невербальный — 65%.
Проведенное исследование зависимости жестов от социального или служебного положения людей показало, что человек, находящийся на вершине служебной лестницы, в разговоре больше использует слова, в то время как менее образованные люди больше полагаются на жесты. Следовательно, чем выше служебное или общественное положение человека, тем меньше он делает жестов и телодвижений.
Имидж формируют не только манеры и позы, но и лицо. Современные исследования головного мозга со всей очевидностью свидетельствуют о том, что черты характера человека тесно связаны с его физическим строением и лучше всего они выражены в лице. Физические черты, характеризующие способы словесного выражения, в основном сосредоточены в области рта; черты, связанные с логическими и оценочными способностями, — в области глаз.
Одна из важнейших составляющих имиджа — мимика, т.е. выразительные движения мышц лица. В мимике первую роль играют глаза. Поэтому ваш взгляд должен как можно чаще (на протяжении 60—70% времени общения) встречаться со взглядом собеседника. Ведя разговор, представьте, например, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Ваш взгляд, направленный на этот треугольник, будет восприниматься как очень серьезный, и собеседник почувствует, что вы настроены по-деловому.
Зрачки честнейшим образом рассказывают о вашей реакции на услышанное. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются (в четыре раза). Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются.
В мимике очень важно положение губ. Растянутые в улыбке губы — показатель радости и дружелюбия; плотно сжатые — замкнутости; изогнутые — сомнения или сарказма. Опущенные уголки рта — свидетельство того, что человек расстроен.
Улыбка — это «половина обаяния». Нас оценивают по выражению лица: если мышцы его не напряжены, а губы все время готовы сложиться в улыбку, нас тут же зачисляют в число симпатичных людей.
Одежда, мимика, жесты, походка очень многое передают непосредственно в подсознание собеседника независимо от его желания, т.е. визуальное воздействие имиджа происходит как «двойной вызов» — на уровнях сознания и подсознания.
Наполеон Бонапарт говорил: кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. Поэтому на третьем этапе необходим интенсивный коммуникативный тренинг.
От выбора правильного слова зависит сила его воздействия. Здесь могут оказать помощь следующие рекомендации:
употребляйте преимущественно слова, подчеркивающие вашу надежность и добросовестность;
включайте в ваши фразы активные глаголы и избегайте употребления пассивных существительных.
Мощнейшим фактором воздействия на окружающих считается ораторское искусство.
Ясно, что далеко не всякий сотрудник может быть оратором, по ему необходимо соблюдать несколько правил выступления перед собравшимися, а именно:
подчеркивать голосом и жестами важнейшие для вас слова;
менять тон: его внезапное понижение или повышение хорошо выделяет слово или фразу;
изменять темп речи: это придаст ей выразительность;
делать паузу до и после высказывания важных мыслей.
Очень важно также научиться создавать особые эффекты:
эффект первой фразы (первая фраза должна сразу приковывать к вам внимание);
эффект аргументов (речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, способствующей размышлению);
эффект интонации и паузы (интонации и паузы вызывают у слушателей ассоциации и побуждают их вносить свои предложения);
эффект художественной выразительности (грамотное построение предложений, правильные ударения в словах, использование метафор, гипербол и т.п.);
эффект релаксации (успех будет иметь тот, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, ведь юмор создает естественную паузу, сближает и настраивает слушателей на благожелательный лад);
эффект распределения (один из действенных риторических приемов: заранее продуманное распределение в речи новых мыслей и аргументов, периодическое подчеркивание уже высказанных важных положений).
Необходимо знать и типичные ошибки, допускаемые выступающими. К ним относятся:
построение слишком длинных фраз;
использование слишком длинных слов (не следует употреблять, однако, только краткие слова);
введение в речь безличных предложений (лучше больше использовать определенно-личные местоимения);
частое использование безличных глаголов (вместо «Предлагается занять места» лучше сказать «Предлагаю вам занять места»);
нерешительность выступающего (впечатление нерешительности выступающего создается у слушателей, когда он часто прибегает к сослагательному наклонению);
чрезмерная вежливость (лучше избегать фраз вроде «Позвольте привлечь ваше внимание»);
злоупотребление модными словечками;
злоупотребление утверждениями (если часто прибегать к утверждениям, то в выступлении образуется много уязвимых мест — стоит попробовать чаще облекать свои мысли в форму вопросов);
использование только «закрытых» вопросов (если нужно активизировать внимание слушателей, не нужно задавать им только односложные вопросы);
слишком быстрая, без пауз, речь (чем больше слушателей, тем медленнее следует говорить);
отсутствие зрительного контакта (если вас о чем-то спрашивают, не отводите глаза, чтобы лучше сосредоточиться).
Освоение способов делового общения обеспечивает наибольший успех. К ним прежде всего относится умение создать благоприятный психологический климат, производить хорошее впечатление о себе и выбирать линию поведения.
Важно обратиться к собеседнику по имени и как можно более непринужденно, давая понять, что его имя для вас значит многое: известно, что слушателя зачастую больше интересует он сам, чем его окружение.
Доверительное взаимопонимание обеспечивается выполнением некоторых правил, которые призывают:
сокращать физическую и социальную дистанцию; приветствовать собеседника улыбкой, доброжелательным взглядом и крепким рукопожатием;
постоянно высказывать желание понять собеседника;
сразу же показывать, что вы оценили деловые качества собеседника, выразить заинтересованность в продолжении ваших взаимоотношений;
выражать собственные чувства, учитывая эмоциональное состояние собеседника;
вести себя уверенно, спокойно и доброжелательно, но без излишних уступок;
поддерживать собеседника эмоционально (показать, что внимательно слушаете, легкими кивками, доброжелательным выражением лица и т.п.).
Каждый человек — уникальное создание со своими слабыми и сильными сторонами, которыми необходимо умело пользоваться, т.е. демонстрировать свои достоинства и скрывать недостатки. Если вести разговор с видимым учетом интересов собеседника, то это, как правило, вызовет у него положительные эмоции.
Важное значение имеет обучение личному ортобиозу, т.е. умению прежде всего поддержания здоровья: физического, психического и нравственного.
У здорового и жизнерадостного человека всегда больше шансов приобрести имидж привлекательной личности, излучающей обаяние и доброжелательность.
Здоровье человека влияет не только на его самочувствие, работоспособность, но и на его внешний вид, его настроение. Нельзя забывать и о силе воздействия красоты. Огромную роль в поддержании хорошей физической формы, помимо занятий спортом, играет правильное питание — разнообразное и регулярное, с учетом возрастных, профессиональных, национальных, климатических, сезонных и других особенностей.
Правильно питаться — значит соблюдать элементарные гигиенические правила приготовления, обработки и сохранения пищевых продуктов, следить за их свежестью, содержать в чистоте посуду и т.п. Кроме того, правильно питаться — это значит способствовать сохранению нормального веса тела, соответствующего возрасту и росту; не худеть в молодости, не полнеть в зрелом и пожилом возрасте.
Для работника очень важно и его психическое здоровье. Недаром же появилась в народе поговорка: «Все болезни — от нервов». Поэтому на этой стадии самосовершенствования необходимо научиться методам самоуспокоения (рационализации, визуализации и релаксации).
Итак, мы рассмотрели все технологии создания имиджа. Безусловно, набор их может меняться, а содержание — дополняться. Предложенный набор можно расширить введением дополнительных технологий: технологии общения с представителями прессы, тренингов личностного роста, правил выступлений на телевидении и др.
1.3 Основные принципы формирования системы государственного управления
Основными принципами формирования системы государственного управления являются:
1. Принцип разделения властей.
2. Принцип комплементарности.
3. Принцип субсидиарности.
4. Принцип суверенности.
5. Принцип демократизма.
6. Принцип гомогенности.
Принцип разделения властей, введенный в 1748 г. Французом Ш. Монтескье (1698-1755), предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата. Система сдержек и противовесов, представленная реализацией принципа, способствует формированию сбалансированной политической системы, отвечающей признакам справедливости и целесообразности.
Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням. Характерным признаком равномерного распределения власти в структуре управления является выделение властных полномочий как сверху, так и снизу.
Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением. Передача полномочий на более высокий уровень управления в соответствии с этим принципом может быть осуществлена только при условии невозможности их исполнения на низшем уровне.
Принцип субсидиарности имеет два измерения: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное измерение включает распределение властных полномочий между уровнями власти в направлении от местной власти к государственной. Горизонтальное измерение охватывает процедуру распределения полномочий между ветвями власти на федеральном, региональном или местном уровнях.
Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как существенного признака государства. Государственный суверенитет означает "верховенство и независимость власти, подчиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правомочий и независимости государства в рамках международного правопорядка".
Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения.
Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным.
Государственное управление представляет собой сложный процесс взаимодействия основополагающих элементов, результатом которого становится особая система государственного управления, обуславливающая способ и характер взаимодействия составляющих ее социальных институтов. Основу системы государственного управления составляют четыре элемента.
1. Власть определяет порядок избрания и характер осуществления функций управления государством, структуру взаимодействия между ключевыми политическими институтами. В системе государственного управления власть реализуется через форму правления, задающую типовые особенности функционирования исполнительных и представительных органов власти (республика, монархия).
2. Управление воплощается в характере государственного вмешательства в экономическую жизнь, обеспечении политических прав граждан, содержании институтов гражданского общества и пр. Составным элементом государственной системы управления является политический режим, вбирающий в себя совокупность методов реализации функций государственной власти (демократический. авторитарный, тоталитарный).
3. Пространственные особенности территории оказывают особое влияние как на саму систему государственного управления, так и на характер экономической политики государства. Если территория государства занимает значительную площадь, то это требует создания большего числа управленческих уровней по территориальным образованиям в сравнении со странами, занимающими меньшую площадь. Кроме того, не последнюю роль в механизме государственного управления имеют географические особенности территории: рельеф, наличие водных артерий, климат и пр. Важнейшим средством ассимиляции территориальных особенностей в характер системы государственного управления является форма государственного устройства, определяющая структуру государственной власти с учетом региональных, этнических и географических особенностей местности (унитарное государство, федерация, конфедерация).
4. Экономическая система государства, служащая функциональной подсистемой государственного управления, способствует обеспечению функций рационального управления хозяйственной жизнью страны, удовлетворению базовых потребностей ее граждан, поддержке жизненно важных сфер производства и распределения продукции. Особенности экономической системы государства отражает избранная государством хозяйственная модель (форма хозяйствования), основанная на обобщении методов экономической политики государства и воплощаемая в качестве ее основных макроэкономических показателей. Система - комплекс взаимосвязанных составных частей, образующих определенную целостность. Система обладает свойствами целостности, устойчивости, членимости, структурности, целеполаганием, открытости, коммуникативности, адаптивности, управляемости, самоорганизованности, поведения и т.д.
Глава 2. Особенности имиджа федеральных государственных служащих в России
2.1. Понятие имиджа государственного служащего в России
Разрабатывая понятие «имидж государственных служащих», необходимо остановиться на особенностях имиджа государственной службы. Имидж государственной службы, обладающей, по нашему определению, признаками корпорации, несет в себе свойства корпоративного имиджа. Они проявляются в процессе его формирования, который обозначим понятием «имиджирование». Данное понятие сегодня редко встречается в исследовательских работах; пожалуй, лишь В.М.Шепель систематически его употребляет [171 С.22, 172 С.200]. В науке наибольшее распространение получили другие понятия - «имиджмейкерство» (англ. «делать имидж»), «имиджмейкер». Понятие «имиджмейкерство» употребляется В.М.Шепелем как синоним имиджирования, однако, с нашей точки зрения, они не идентичны по значению. Имиджмейкерство осуществляется на профессиональной основе, так как, по определению самого В.М.Шепеля, имиджмейкер - это «специалист, делом которого является создание имиджа» [171 С.21]. Имиджирование же может осуществлять человек, имеющий целью -создание достойного имиджа своего или организации, использующий технологии, разработанные профессионалами или конструирующий собственные.
Следовательно, имиджирование как процесс предполагает наличие а)активного субъекта, производящего воздействие; б)аудитории, на которую направлены действия субъекта; в)взаимодействия между ними.
В зависимости от того, кто является субъектом формирования имиджа, выделим особенности построения корпоративного имиджа. Во-первых, необходимо отметить, что корпоративный имидж возникает благодаря персонификации корпорации с ее руководством [115]. Иначе говоря, государственная служба идентифицируется с высшими должностными лицами как на уровне федеральном, так и в рамках конкретного региона. Вместе с тем, корпоративный имидж содержит элементы, которые относятся к обобщенному образу члена данной группы, и является собирательным образом государственных служащих. Употребляя понятие «имиджирование», мы подразумеваем, что потенциально каждый государственный служащий способен быть субъектом формирования имиджа. Таким образом, субъектами формирования имиджа выступают высшие должностные лица и государственные служащие.
Второй особенностью корпоративного имиджа является сложность аудитории. При построении взаимоотношений государственной службы с обществом, население выступает основным участником взаимодействия. Однако рассмотрение населения в целом слишком абстрактно и не позволяет отразить особенности социальных групп, учесть их отличительные характеристики. Решая эту задачу, целесообразно структуру аудитории государственных органов представить, опираясь на типологию организаций, предложенную А.И.Пригожиным [121 С.79-90]. При таком подходе структура аудитории может включать различные организации, массового потребителя (население), отдельные его категории (профессиональные, возрастные и т.п.). Деятельность государственных органов может быть направлена на однородные объекты или быть ориентирована на дискретную среду. В первой ситуации межорганизационные отношения происходят по поводу промежуточных результатов деятельности, во второй - отношения возникают вокруг конечного продукта деятельности. Соответственно, аудиторией государственных органов можно считать следующие целевые группы: массового потребителя (население) и отдельные его категории, собственно организации, как деловые (коммерческие, государственные и муниципальные организации и учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления), так и союзные (некоммерческие объединения), полуорганизации (ассоциативные и поселения). Информация, в представлении которой заинтересованы перечисленные группы, варьируется, что обусловлено их социальным статусом, интересами, особенностями деятельности и что оказывает влияние на выбор методов воздействия государственных служащих.
Необходимо отметить, что аудитория также выступает субъектом, воспринимающим, интерпретирующим информацию, строящим собственную линию поведения. Носитель образа не может быть уверен, что его действия повлияют на целевые группы так, как он планирует. и он получит ожидаемый результат. Разного рода помехи, возникающие на пути воздействия, особенности восприятия аудитории обусловливают неоднозначность и лишь вероятностную предсказуемость реакций последней. Следовательно, точнее, на наш взгляд, представить формирование имиджа как интерсубъектный процесс взаимодействия, предполагающий учет субъектом характеристик и возможных реакций аудитории.
Формирование корпоративного имиджа всегда ориентировано на восприятие целевых групп. С этой точки зрения он выступает как перцептивный феномен, который, однако, в рамках данного диссертационного исследования не представляет интереса. С позиции государственных служащих корпоративный имидж является функциональным, предназначенным решать определенные практические задачи - его формирование направлено на создание такого образа, который будет способствовать достижению целей, стоящих перед государственной службой. И с этой точки зрения он будет в дальнейшем рассматриваться в исследовании.
Как отмечалось выше, возможность воздействия на других связана с адекватной оценкой существующих представлений о субъекте, со знанием процесса формирования образа другого, особенностей протекания перцепции и интеракции. Восприятие и интерпретация получаемой информации, а следовательно, и построение образа, протекает в большинстве своем на бессознательном уровне, с помощью тех смысловых схем, которые были сформированы в процессе взаимодействия индивидов. Любой индивид отражается и воспринимается, во-первых, как конкретная личность, обладающая определенными качествами, во-вторых, как личность, занимающая данное положение в обществе (статус), выполняющая определенную социальную роль и принадлежащая к соответствующей социальной группе. Следовательно, в процессе формирования имиджа государственной службы необходимо учитывать влияние сложившихся представлений о государственных служащих как о профессиональной группе.
Рассмотрение государственных служащих как субъектов формирования имиджа и организационной культуры государственной службы в конкретном государственном органе требует введения понятия «имидж государственных служащих». Под ним мы будем понимать образ государственных служащих, формирующийся в процессе целенаправленного воздействия государственного служащего на аудиторию и восприятия аудиторией этого воздействия.
Поскольку профессиональная деятельность государственных служащих напрямую связана с распределением властных полномочий как по отношению к обществу и гражданам, так и внутри самой государственной службы, возможности формирования имиджа государственных служащих в значительной мере определяются присущими ей особенностями. Последние обусловливаются, во-первых, принадлежностью государственного служащего к власти, во-вторых, спецификой деятельности государственных органов. Среди особенностей формирования имиджа государственных служащих можно выделить следующие:
• Функционирование института государственной службы привлекает особое внимание общества, что проявляется в постоянном наблюдении и оценке действий органов власти со стороны населения и организаций, на основании которых формируется критическое отношение к их деятельности. И это естественно, так как результаты деятельности государственных служащих определяют благосостояние страны и влияют на уровень жизни каждого человека.
• Отношение населения к государственной службе в целом и государственной власти предопределяет оценку деятельности отдельного государственного органа и конкретных служащих. В то же время имидж государственных служащих и государственной службы в значительной степени зависит от способности каждого государственного служащего произвести благоприятное впечатление на гражданина.
• Восприятие государственной службы обусловливается результатами деятельности государственных органов и государственных служащих, которые аккумулируются в показателях политического, экономического и социального положения страны и региона.
Внимание исследователей государственной службы в последние годы обращается к региональным органам власти как структурам, непосредственно осуществляющим взаимодействие с населением. В ходе политических и экономических реформ в России произошло существенное перераспределение функций между центром и регионами (понятие «регион» в данном исследовании употребляется как синоним понятия «субъект РФ»), расширение полномочий региональных органов власти.
Изучение регионального уровня управления привлекает внимание специалистов по нескольким причинам. Во-первых, на этом уровне должны решаться многие жизненные проблемы человека. Во-вторых, анализ процессов государственного управления на уровне региона дает определенный массив эмпирической информации, на основе которого формируются предпосылки для теоретического обобщения, в том числе понимания закономерностей взаимодействия органов власти и общества. Вместе с тем существуют обстоятельства, которые затрудняют исследование региональных процессов. Во-первых, необходимо учитывать специфику органов власти субъектов РФ как относительно самостоятельной административной системы со своими особенностями. Во-вторых, следует отметить сложность изучения и описания региональной государственной службы в связи с ограниченностью доступа к статистической информации о результатах деятельности государственных органов. В-третьих, ни для кого не является секретом весьма ограниченная доступность органов власти для проведения социологических исследований.
Характеризуя сложившийся имидж государственной службы и государственных служащих РФ, исследователи [55, 56,143,144] отмечают преобладание негативных его характеристик. Отрицательное отношение к государственной службе в обществе выражается в недоверии и неуважении к органам власти. Образ государственного служащего наделяется такими негативными качествами, как бюрократизм, коррумпированность, формализм, карьеризм и т.п. Ситуация в Волгоградской области не отличается от ситуации в России. Анализ эмпирических данных, полученных методом формализованного интервью населения Волгоградской области в мае 2001г. Институтом научных исследований ВАГС, показал, что, по мнению респондентов, «реальным хозяином в области» является крупный капитал (56,7%) и организованная преступность (36,5%). Глава администрации области обладает реальной властью лишь по мнению каждого третьего респондента, а администрация области не играет важной роли в регионе по мнению подавляющего числа опрошенных (более 80%). По данным опросов января 2002г. большинство респондентов (61%) не доверяет органам власти области [187]. Лишь 34% говорят скорее о доверии, чем о недоверии. В июне 2002г. на вопрос о том, насколько заслуживает доверия администрация Волгоградской области только 6% опрошенных утверждали, что она вполне заслуживает доверия, 22,3% считали, что скорее заслуживает, чем нет.
2.2 Отечественный и зарубежный опыт формирования имиджа государственных служащих
По мнению Хайдарова Р. имидж государственного служащего - это, в первую очередь, надындивидуальное образование, существующее в общественном сознании населения, оно является результатом социального взаимодействия и социальных отношений, складывающихся в общественной среде, которое обусловлено множеством внешних и внутренних факторов [36, c. 258].
Личные встречи государственных служащих с жителями служат одной из важнейших форм информирования населения. Такие встречи могут проводиться регулярно. Достоинство этой формы в том, что жителя могут напрямую задавать интересующие их вопросы и получать ответы.
Государственные служащие могут проводить тематические «горячие линии» с населением, обычно по телефону. Такая форма общения с жителями позволяет жителям не только получать оперативную информацию из первых рук, но и помогает руководителям местной администрации лучше узнать о нуждах и проблемах населения, состоянии дел на местах, снимать напряженность в решении отдельных вопросов.
Во многих республиках РФ были приняты всевозможные Кодексы по регулированию поведения государственных служащих. Именно в начале - середине 1990-х в нашей стране начали стихийно формироваться первые неписаные правила поведения для данной категории служащих.
Так, например, в Республике Таджикистан указом Президента от 14 июня 2004 года №1343 утвержден «Кодекс этики государственного служащего». Данный Кодекс представляет совокупность правил поведения государственного служащего, выражающих нравственный характер их профессиональной и внеслужебной деятельности, вытекающих из общепризнанных ценностей человеческой нравственности и моральных требований общества к государственной службе.
Кодекс исходит из признания особой ответственности государственного служащего перед обществом и направлен на достижение целей, определяемых значимостью государственной службы, повышение ее престижа в обществе [38, с. 2].
Годом позже Президентом Республики Казахстан в целях повышения требований к морально-нравственному облику и деловым качествам государственных служащих был утвержден «Кодекс чести государственных служащих» от 3 мая 2005 года №1567, с последующей отменой предыдущего указа от 21 января 2000 года «Об утверждении Правил служебной этики государственных служащих Республики Казахстан». Данный Кодекс устанавливает основные стандарты поведения служащих Республики Казахстан.
Несение службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных и муниципальных служащих.
Общество рассчитывает, что муниципальный (государственный) служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своей Родине [39, c. 2].
Формирование имиджа государственного служащего предусматривает идеологические, политические и культурные аспекты. Формирование положительного имиджа государственного служащего - сложный и длительный процесс, тесно связанный и с имиджевой политикой исполнительной власти. Основные положения, предъявляемые к позитивному имиджу государственного служащего, определены в Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан, в котором отмечается: «несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих». Можно отметить, что государство целенаправленно работает в этом направлении. Достаточно сказать, что Постановлением Правительства от 21 сентября 2007 года № 825 утвержден План мероприятий по формированию и укреплению позитивного имиджа государственной службы на 2008-2010 годы.
Во всем мире государственный сектор постоянно находится в центре внимания, в центре жизни общества. Но укрепление, совершенствование структуры управления, реформы в сфере государственной службы не будут успешны, пока одна из ключевых фигур - государственный служащий - будет оставаться в глазах общественности носителем таких отрицательных черт, как непрофессионализм, коррумпированность. Президент Казахстана Н. Назарбаев выделил основные качества, которыми должен обладать государственный служащий, чтобы эффективно управлять страной. Это - высокая моральная ответственность, профессиональные знания, умение применять их на практике, честность, добросовестность, активная жизненная позиция. Каждый человек находящийся на государственной службе должен осознать всю значимость своей работы и просто быть патриотом своей страны.
Согласно перечисленным составляющим общегражданских принципов госслужащие должны уметь совмещать профессиональную деятельность с умением руководствоваться этическими нормами. При подготовке госслужащих, ввиду прописанных этой группой норм, в поведение госслужащих внедряются навыки мотивирующего воздействия на окружающих, а также прививается честность и неподверженность коррупционным воздействиям. Хотя в отношении личностных качеств предугадать честность будущего госслужащего и его верность этическим нормам, сложно, практически невозможно. В европейских странах для достижения результата стали принимать в кадровые службы государственных предприятий психологов, чтобы они могли с точностью до 90% предугадать поведение государственного служащего в двойственной ситуации. В нашей стране пока такая практика не распространена, и кадровые службы руководствуются собственным чутьем и интуицией [40, c. 2].
В марте 2007 года партией «Единая Россия» обсуждался проект «Модельного этического кодекса государственного служащего Российской Федерации» разработанный в Российской академии госслужбы при президенте России.
Современный российский чиновник, судя по требованиям, которые к нему предъявляет кодекс, должен быть даже святее строителя коммунизма из другого, уже забытого морального кодекса. Высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности госслужащего являются «интересы государства, а через него общества в целом». Госслужащий и муниципальный служащий обязаны проявлять уважение к личности, соблюдать принцип лояльности. Кодекс также требует от госслужащего противодействовать коррупции во всех ее проявлениях.
Несмотря на старания профессора кафедры госслужбы и кадровой политики РАГС Владимира Соколова, узаконить кодекс, ссылаясь на то, что подобные правила для чиновников действуют в США, Франции, Испании, Великобритании, даже в Африке, члены экспертно-консультативного совета «единоросов» решили пока отложить вынесение проекта на суд Госдумы [41, с. 3].
В Якутии вступил в силу кодек этического поведения для членов республиканского правительства и госслужащих. Утвержденный указом президента республики Вячеслава Штырова документ представляет собой свод правил, которые неукоснительно должен соблюдать каждый чиновник. В соответствии с этим документом основными принципами поведения госслужащих являются служение государству и общественным интересам, уважение личности, законность, лояльность ко всем ветвям власти и государственным институтам, честность, бескорыстность и самосовершенствование.
Чиновникам не рекомендуется вступать в отношения, которые могут их скомпрометировать. Также отныне каждый желающий поступить на госслужбу обязан ознакомиться с кодексом поведения под роспись. А тех, кто не соблюдает этических норм, ожидают серьезные неприятности - от прекращения карьерного роста до отставки.
Для регулирования конфликтов интересов создана специальная комиссия во главе с руководителем администрации президента и правительства республики Айсеном Николаевым [42, с. 3].
7 мая 2009 года в Барнауле прошла конференция государственных служащих Алтайского края. Ее участники обсудили и приняли единогласно Этический кодекс государственных гражданских служащих. Кодекс корпоративной этики государственных служащих был подготовлен специалистами управления администрации края по вопросам государственной службы и кадров. Он вводится в действие с 1 июня 2009 года и подлежит соблюдению всеми гражданскими служащими.
Это документ, устанавливающий систему моральных требований к поведению госслужащих, призванный способствовать повышению их правовой и нравственной культуры, укреплению авторитета государственной власти.
В соответствии с кодексом, гражданский служащий должен руководствоваться в своей деятельности только интересами государства и общества и не действовать в пользу частных интересов. Кроме того - «всемерно содействовать формированию позитивного имиджа государственного органа» и «воздерживаться от действий, которые могли бы нанести ущерб его авторитету» [43, c. 2].
Цели государственной и муниципальной службы, их основные принципы, нормы, профессиональные требования к кадрам - все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, основные доминанты.
Моральная атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет государственных и муниципальных служащих справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью.
Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственных служащих, одним из наиболее действенных является специально разработанный, нормативно закрепленный Этический кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики).
Подобный кодекс принят в Великобритании, США, Франции, Испании и во многих других странах. В России он не принят до сих пор.
В то же самое время еще в Ежегоднике РАГС за 1997г. был опубликован проект Кодекса этики государственного служащего. С тех пор он неоднократно переиздавался, широко использовался в учебном процессе и, главное, послужил основой для работы над подобными кодексами в ряде субъектов РФ и федеральных ведомств (в частности, в Республиках Саха-Якутия, Бурятия, для сотрудников контрольно-счетных органов).
В 2001г. группа депутатов внесла в Госдуму законопроект Кодекса поведения государственных служащих РФ, предметом ведения которого являлось не моральное, а служебное поведение чиновников. По словам депутатов, цель кодекса - пресечь недобросовестное коррупционное поведение чиновников, круговую поруку, осуждение любых действий, способных создать даже видимость коррупции. В документе предлагалось ввести понятие добросовестного служебного поведения, установить его нормы и ответственность за их нарушение. Законопроект конкретизировал нормы честности, бескорыстия, справедливости, достоинства и превращал их в правила служебного поведения, нарушение которых должно повлечь дисциплинарное взыскание. Проект предписывал чиновникам информировать руководство о наличии коррупционных интересов (конфликт интересов) среди коллег. В Кодексе устанавливались общие требования к его соблюдению, санкции за нарушение, порядок их применения, ответственность руководителей за выполнение Кодекса подчиненными, защиту прав государственных служащих, гражданский контроль за соблюдением ими надлежащих правил служебного поведения [44, c. 5].
Кодекс же поведения, как подтверждает мировая практика и история нашей страны, это, прежде всего совокупность конкретных социально-духовных, нравственных принципов, образцов поведения людей, перечень и обоснование тех моральных норм, которые необходимы им на практике для того, чтобы в полной мере соответствовать своей профессии. Основной целью было не просто усовершенствовать проект Кодекса 1997г., но создать на его основе новый документ, который бы носил модельный характер. В него вошли положения из Модельного кодекса поведения для государственных служащих, принятого Комитетом Министров Совета Европы 11 мая 2000г. (№ R (2000) 10), из Указа Президента РФ от 12 августа 2002г. № 885 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», из ряда других соответствующих документов.
Модельность предлагаемого Кодекса заключается, прежде всего, в том, что его основные направления, принципы, содержание конкретных норм, требований, его структура, форма изложения могут служить основой при формировании соответствующих кодексов поведения государственных служащих Российской Федерации, отдельных ее субъектов, государственных структур, органов, ведомств, учреждений.
В данном Кодексе понятие «государственный служащий» распространяется также и на муниципальных служащих. Общественный контроль за соблюдением государственными служащими должной морали осуществляется посредством обращения граждан в соответствующие, предусмотренные законом, государственные органы, через специально созданные для этого объединения граждан, через политические и другие общественные организации, средства массовой информации. Целесообразным является создание в государственных органах, ведомствах, учреждениях этических комиссий. В их состав могут быть избраны наиболее уважаемые сотрудники ведомства - как работающие в нем, так и работавшие ранее, представители администрации, профсоюзной организации, общественные деятели, представители культуры и другие лица.
Задачами этических комиссий является формирование, поддержание и развитие должных этических норм служебного поведения государственных служащих, разрешение различного рода моральных конфликтов.
Этические комиссии вправе выносить государственным служащим за аморальное поведение общественные порицания, ставить вопрос перед соответствующими государственными службами, структурами об административном наказании их, рекомендовать уволить с работы [45, c. 3].
В Тюмени, например, вышло внутреннее распоряжение «Об утверждении правил служебной этики», где с точностью до мельчайших деталей описано, какой длины должны быть юбки у муниципальных служащих, какая им положена обувь и степень прозрачности блузок. В Самаре всем милиционерам, охраняющим здание областного правительства, была выдана специальная инструкция, которая предписывает не впускать в здание слишком оголенных работников и посетителей госучреждения.
Проводимая в настоящее время в России реформа государственного аппарата предполагает ряд мер, относящихся к развитию системы государственной службы: подготовка нового законодательства в этой сфере, расширение составов коррупционных правонарушений, разработка правил служебного поведения и кодексов поведения государственных служащих, создание комиссий по служебной (профессиональной) этике, организация мер предупреждения коррупционных проявлений. Это требует и активной позиции учебных заведений в проблемах подготовки государственных и муниципальных служащих как в плане их общей профессиональной, так и антикоррупционной подготовки [46, c. 3].
Госслужащий - это менеджер (управленец) «нанятый» государством. Таким образом, имидж госслужбы оказывается связанным с имиджем лидера и с имиджем государственных структур в целом. Система управления в настоящее время настолько усложнилась, что простые граждане не в состоянии понять ее и с трудом могут получить доступ к нужной им службе, что вызывает общественную апатию и общее разочарование граждан, ощущение бессилия перед государством и представляющими его чиновниками на всех уровнях.
Право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций закреплено Законом РФ «О средствах массовой информации». Согласно этому документу государственные органы и организации, общественные объединения должны предоставлять сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакции, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Эта деятельность призвана укреплять доверие граждан к властным структурам, формировать их благоприятный образ.
Своевременное информирование и реакция на обращения граждан, создание благоприятного мнения о действиях властных структур является основной задачей, для формирования положительного имиджа властных структур.
В развитых странах происходят изменения в организации и статусе муниципальной службы. Приоритетами реформ в США, Англии и других западных странах стали гибкость и кадровая мобильность госслужбы; децентрализация и менеджериализация; уменьшение роли административно-вертикальной лестницы; усиление внимания к этике и стандартам поведения служащих; открытость, «прозрачность» и отзывчивость к людям; подконтрольность не только «хозяину» или начальству, но, прежде всего гражданскому обществу. В высшей степени в этом нуждается и Россия.
Введение механизмов открытости и прозрачности в систему госслужбы означала бы существенное снятие проблемы коррумпированности чиновников, утверждение этических норм в государственно-политическом администрировании.
Многие западные компании включают принцип прозрачности в этические принципы управления наряду с честностью, неподкупностью, бескорыстием.
США накоплен значительный опыт разработки и проведения в жизнь моральных кодексов, в том числе и в сфере деятельности государственных служащих. Влиятельная общественная организация «Американское общество государственного управления» одобрила в 1981 году комплекс моральных принципов, а в 1985 году - Этический кодекс членов общества (доработан в 1994г.). Проведение в жизнь этого кодекса предусмотрено Уставом Американского общества государственного управления (ст.1, раздел 4), что содействует укреплению нравственных устоев государственных служащих, росту их авторитета в обществе.
В целом, принципами и нормами, изложенными в данном Этическом кодексе, руководствуются и сотрудники аппарата Конгресса США.
Этический кодекс Американского общества государственного управления (АОГУ) предназначен показывать высочайшие образцы личной неподкупности, правдивости, честности и силы духа во всех наших действиях на государственных и муниципальных должностях с целью вызвать доверие к государственным и муниципальным институтам.
Восприятие действий служащего государственного учреждения другими людьми критически важно для его репутации. Нет ничего более важного для госуправленцев, чем мнение людей об их честности, правдивости и неподкупности. По сравнению с этими требованиями даже несколько отходит в тень компетентность как главная ценность, которую граждане стремятся найти в должностных лицах государства, в государственных и муниципальных служащих. Лучшей страховкой против потери общественного доверия может быть соблюдение указанных выше стандартов.
Госуправленцы обязаны развивать в себе эти стандарты потому, что на них возложены важные обязанности. В них должно воспитываться уважение к истине, честное обращение с другими людьми, ответственное отношение к правам и обязанностям граждан, уважение к государственному имуществу [47, c. 88].
В силу отдельных личностей и групп людей, формируется много разных имиджей. Разные граждане могут иметь неодинаковые имиджи муниципальных служащих. Даже у ближайших соседей могут быть совершенно разные имиджи одних и тех же служащих. Происходит это от многих причин, зависит от разных факторов, таких как: личный опыт, освещение в печати и по телевидению, слухи, прочие причины и факторы [26, c. 20].
У различных культур существуют совершенно разные критерии положительного имиджа. Например, в американской культуре ценятся такие качества как динамичность, умение действовать самостоятельно в собственных интересах, японской же культуре присущи такие качества как коллективизм, приверженность организации, умение работать в команде и в интересах компании. Если, согласно критериям американской культуры, руководителем может быть молодой человек, в том числе и женщина, то в Японии это практически невозможно, так как положительный имидж руководителя тесно связан с его зрелым возрастом.
В Канаде, к примеру, разработана программа «Государственная служба-2000» с целью совершенствования управления ресурсами, улучшения административной и кадровой политики. В бывших социалистических странах пройден первый этап создания новой системы государственной службы. Так, в Латвии принят закон о госслужбе, в основу которого положены такие принципы, как политическая нейтральность, профессионализм, универсальность, этика и социальная защищенность.
Особое внимание уделяется разработке показателей выполнения обязанностей служащими и руководителями. Например, в Дании введены новые соответствующие стандарты для персонала государственных учреждений, включающие задачи и результаты, плановые задания и цели, профессиональную подготовку, управленческое поведение, состояние трудовых и социальных отношений.
В условиях отхода от старых бюрократических правил и норм все более остро встает вопрос о новой этике государственной службы, опирающейся на такие фундаментальные принципы, как ответственность, подотчетность, открытость и честность.
Качество государственного и муниципального управления во многом зависит от деятельности высших руководителей, недооценка работы с которыми всегда приводила к негативным последствиям. Признание их особой роли в госаппарате способствовало появлению в ряде стран (США, Австралии) отдельного института - службы высших чиновников, позволяющего отбирать наиболее талантливых и компетентных специалистов, ориентированных не на карьеру, а на выполняемую работу.
С этой же целью вводятся стандарты профессиональной компетенции высших чиновников в области менеджмента, от которых сейчас требуются не только знания, но и новые качества государственных лидеров.
Становление демократических государств сопровождалось образованием общественных институтов контроля над моральным обликом государственных чиновников. В постсоветской России такие институты общественного контроля над нравственностью находятся в процессе становления и пока, к сожалению, не могут оказать реальное воздействие на государственный и муниципальный аппарат власти.
Но тем не менее, идет процесс управления ориентацией на ценностные и культурные факторы.
В странах Северной Америки и Европы идет процесс формирования соответствующей административной культуры, создается система управления процессом совершенствования административной этики. Для этого используются методы этического обучения, разрабатываются правовые нормы и этические кодексы, проводятся специальные кампании по улучшению имиджа государственной власти. В 1998г. организация по экономическому сотрудничеству и развитию опубликовала «Рекомендации по совершенствованию этического поведения в государственной службе». Они содержат основные принципы этического поведения и меры по его стимулированию, направления по формированию соответствующей политической, административной и правовой среды.
В развитых странах вводятся стандарты обслуживания, сами граждане получают возможность влиять на решения органов власти, правительство гарантирует «прозрачность» своей деятельности, открытость информации и т.п. Так, в Великобритании в 1991г. принята «Хартия граждан», включающая шесть принципов, которые легли в основу совершенствования работы госструктур: стандарты; информация и открытость; выбор и консультации; честность и полезность; экономия средств; обжалование неправильных действий. Эти принципы широко пропагандируются в государствах, входящих в Европейский союз.
Идея указанной хартии подхвачена в Португалии, где разработан «Кодекс административных процедур». Его основная задача состоит в рационализации и стандартизации работы государственных организаций, вовлечении населения в процесс принятия решений (при этом власти обязаны разъяснять непопулярные решения) [48, c. 15].
Каждый чиновник должен стремиться к овладению такими качествами, как профессионализм, компетентность, культура общения и справедливость.
Наряду с профессионализмом нельзя забывать о высокой нравственности. К сожалению, сегодня, как замечает академик НАН РК, профессор М.Т. Баймаханов, кризис морали и нравственности дополняется и усугубляется кризисом в правовой сфере жизни общества [49, c. 26].
Таким образом, накоплен огромный опыт как зарубежный, так и отечественный по созданию различных Кодексов (этических, поведенческих, профессиональных и Кодексов чести) для государственных служащих. При следовании указанным в них правилам (рекомендациям) можно создать (сформировать) положительный имидж служащего (избежать негативного образа). К сожалению, до сих пор отсутствует свод правил, кодекс регулирующее поведение муниципальных служащих.
Глава 3. Современные тенденции формирования имиджа государственного служащего
3.1. Памятка для государственного служащего
Формирование привлекательного (положительного) имиджа государственного служащего относится к важнейшему фактору его политического (карьерного) успеха.
Имидж - это набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с индивидуальностью.
При создании и изменении имиджа государственного служащего необходимо:
- подчеркнуть черты, которые наиболее привлекательны для публики;
- избегать упоминания о непривлекательных чертах лидера.
Разрабатывая технологию формирования имиджа, важно учитывать следующее:
- имидж приносит успех, если он соответствует социальным ожиданиям граждан (населения). В этих целях должна вырабатываться программа, рельефно выделяющая сильные стороны государственного служащего и затушевывающая его слабые стороны;
- СМИ производят огромное количество информации, и люди страдают от ее переизбытка. Население в основном ориентируется на доступность информации, упрощающей процесс восприятия;
- необходимо свести к минимуму элементы случайности и использовать методы социально-психологического воздействия на поведение граждан.
Самое основное в формировании имиджа - это учитывать потребности окружающих (населения), преломившиеся в его сознании и принявшие форму требований, обращаемых к чиновнику. В силу этого, необходимо рассмотреть следующие его механизмы.
Соответствие имиджа государственного служащего социально-психологическим особенностям восприятия населения. Социально-психо-логическое восприятие личности служащего последовательно проходит два этапа. На первом этапе качества и характеристики служащего сравнивается народом с образом «идеального» лидера существующим в его представлении.
При позитивном отношении происходит последующий этап: государственный служащий должен быть воспринят населением как «один из нас». Население должно ощутить эмоциональную связь со служащим. В этом случае, в восприятии лидер выступает своеобразным агентом, в известной мере выражающим интересы народа. В имидже закрепляются моральные качества, демонстрация «покровительства» и «любви», а также доступность служащего народу.
Имидж служащего нельзя рассматривать как раз навсегда данный, в нем в зависимости от ситуации могут формироваться новые грани [50, c. 219].
Как правило, мероприятия по созданию имиджа властных структур не бывают единичными, а представляют собой систему взаимосогласованных акций. Эти акции направлены на граждан, партнеров, оппозиционных политиков, поднятие престижа самой власти, как таковой. Естественно, что имидж властных структур формируется, прежде всего, адекватным освящением и отражением в СМИ через другие каналы реальной деятельности этих структур. В то же время нельзя упускать из вида и обыденную сторону.
В конечном счете, результатом программы развития государственных кадров должно стать формирование нового типа государственного служащего, обладающего широким кругозором, компетентного, способного не только действовать по образцу, но и предлагать новые модели действия, ставить во главу угла не функции, а стратегические задачи [51, c. 46].
Образы служащих, существующие в массовом сознании, складываются не только под влиянием политических событий, но и под воздействием традиций национальной политической культуры, архетипов, которые длительное время существуют в массовом сознании [52, c. 81].
По итогам исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, для того, чтобы имидж служащего был положительным необходимо улучшить взаимоотношения между населением и государственными служащими.
Во-вторых, государственному служащему необходимо улучшить свое поведение, быть более сдержанным и деликатным.
3.2 Обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий
Памятка для государственного служащего на 2010 – 2011 годы носит ярко выраженный социальный характер, результаты ее реализации будут оказывать влияние при проведении аттестации государственных служащих и при присвоении им классных чинов (на протяжении длительного времени).
Данная Памятка будет способствовать, прежде всего, повышению престижа государственного служащего, снижению отрицательных характеристик в поведении государственного служащего, повышению профессионального уровня, изменению характера во взаимоотношениях между, как самими служащими, так и при их взаимодействии с населением. Для оценки первого направления Памятки будут использоваться показатели (характеристики) поведения государственных служащих.
Государственный служащий является представителем местной власти и от его поведения (образа, имиджа) во многом зависит доверие населения к местной власти. Поэтому воспитательные (морально-этические, нравственные) меры Памятки направлены на формирование положительного и привлекательного имиджа государственного служащего.
Социальная значимость второго направления Памятки - формирование и поддержание на должном уровне (необходимого) внешнего вида - заключается в пренебрежительном отношении (многих) к своему внешнему виду (одежде, стилю, прическе, макияжу), которая чревата такими последствиями, как негативное отношение к человеку с неухоженным и неопрятным видом. Как говорил наш великий русский писатель Антон Павлович Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Одежда, мимика, жесты, походка очень многое передают непосредственно в подсознание собеседника независимо от вашего желания, то есть происходит визуальное воздействие на формирование имиджа.
Третье направление Памятки – коммуникативный тренинг – позволит служащему задуматься о существующих риторических проблемах и об их негативных последствиях, так как без должного понимания служащим серьезности проблемы будет сложно чего-то достигнуть.
Предлагаемые меры по улучшению имиджа позволят избежать все эти неблагоприятные последствия.
Увеличение уровня профессиональной компетентности и снижение уровня негативных (отрицательных) черт в поведении служащего будут способствовать улучшению имиджа государственного служащего (в глазах общественности и всех сотрудников).
В свою очередь такая тенденция повысит уровень доверия граждан к государственным служащим.
Заключение
Понятие «имидж» давно на слуху. Как это ни покажется неожиданным, но первыми активно начали работать с ним экономисты, занимающиеся предпринимательством. Известен такой факт, когда американский экономист Болдуинг в 60-х годах XX века ввел в деловой оборот понятие «имидж» и обосновал его полезность для делового преуспевания.
Государственная служба в Российской Федерации - России — профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях государственной гражданской службы России по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов субъектов России, лиц, замещающих государственные должности России, и лиц, замещающих государственные должности субъектов России.
На сегодняшний момент нет однозначного определения имиджа. А.Ю. Панасюк говорит об имидже как о мнении, которое сложилось о каком-то человеке. Г.Г. Почепцев - как об образе, сложившимся в массовом сознании. В.М. Шепель - как о личном обаянии. Е.Б. Перелыгина считает, что имидж - это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект - субъектного взаимодействия.
Имидж в сфере государственного управления присутствовал всегда, но в наше время его значение резко возрастает. В условиях информационного бума проблема дефицита информации выглядит странно, но она неизбежна: это дефицит информации, которую мы можем воспринять и обработать (усвоить) в условиях дефицита времени, ставшего яркой приметой нашей повседневности. В таком случае, принимая решение, мы часто вынуждены опираться на знаковый заменитель - имидж, картинку, отражающую основные черты, в частности, черты должностного лица, представителя государственной службы.
При формировании имиджа государственного служащего все усилия направлены на благожелательное отношение к нему широких слоев населения. В формировании имиджа политика участвуют ученые-аналитики, психологи, визажисты, спичрайтеры, специалисты ПР, организаторы публичных акций, рекламисты. Одним из условий создания собственного имиджа является знание правил этикета и умение вести себя в соответствии с ними. Основными технологиями формирования имиджа являются: СМИ, общественное мнение, ПР (связь с общественностью).
Можно выделить следующие тенденции развития имиджа государственного служащего:
противоречивое отношение населения к имиджу государственных служащих;
отсутствие интереса населения к деятельности органов власти;
коррумпированность чиновников;
падение уровня доверия к государственным служащим;
недостаточное освещение деятельности городских властей СМИ.
Основные противоречия имиджа государственного служащего заключаются в том, что:
часть государственных служащих считает, что у них сложился положительный имидж, тогда как население думает иначе;
государственные служащие считают, что их деятельность «открыта» и «прозрачна», что они делают все, чтобы улучшить жизнь населения (благоустроить), тогда как население говорит о коррумпированности, взяточничестве, безответственности и черствости служащих;
местные СМИ используют манипулятивные технологии при формировании имиджа государственного служащего.
Формирование привлекательного (положительного) имиджа государственного служащего относится к важнейшему фактору его политического (карьерного) успеха.
Имидж - это набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с индивидуальностью.
При создании (формировании) и изменении имиджа государственного служащего необходимо: подчеркнуть черты, которые наиболее привлекательны для публики; избегать упоминания о непривлекательных чертах лидера.
Накоплен огромный опыт как зарубежный, так и отечественный по созданию различных Кодексов (этических, поведенческих, профессиональных и Кодексов чести) для государственных служащих. При следовании указанным в них правилам можно создать положительный имидж служащего (избежать негативного образа).
Реализация Памятки рассчитана ориентировочно на 2 года. Памятка носит рекомендательный характер и представляет собой совокупность правил (рекомендаций), разработанных с целью формирования и поддержания на должном уровне (улучшения) имиджа государственного служащего.
Необходимо создать систему общественного независимого контроля и осуществлению постоянного мониторинга деятельности структур власти, и прежде всего правоохранительных органов. Должна быть сформирована система общественной поддержки их деятельности. В современном правовом государстве сфера деятельности государственной службы это взаимоотношения между населением (индивидом) и местными государственными органами, т.е. их низшими звеньями, рядовыми сотрудниками-исполнителями, теми, кто непосредственно реализует властные полномочия по отношению к населению. Основу данных взаимоотношений образует четкая и продуманная система коммуникации, донесения до населения и самих рядовых сотрудников целей и задач деятельности госорганов. Для того, чтобы эта система функционировала, госслужба должна располагать ясной и эффективной марочной стратегией.
Список использованной литературы
1. Архипова, Л.И. Имидж муниципальных органов власти как инструмент манипулирования / Л.И. Архипова, Р.С. Рафикова // Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной 40-летию города Нижнекамска «Актуальные проблемы образования, науки и производства». Издательство: Инновационно-издательский дом «Бутлеровское наследие». Г. Казань, 2006. – 364 с.
2. Брянцева, К.А. Социология имиджа: к постановке проблемы / К.А. Брянцева // Вестник Московского университета, социология и политология. – 2008. - №1. – С. 105-116.
3. Васищева, А.В. Имидж: определение центрального понятия имиджеологии / А.В. Васищева, А.В. Ненашева // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - №4. – С. 313-316.
4. Вилер, К. Без эффективной коммуникации нет эффективного управления. Отличительный облик и имидж местной администрации / К. Вилер / пер. с англ. – Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. – 56 с.
5. Горчакова, В.Г. Внутренний образ экспресс-методика глубинного имиджирования / В. Горчакова // Управление персоналом. – 2005. - №20. – С. 64-70.
6. Горчакова, В.Г. Имидж личности / В.Г. Горчакова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – №3. – С. 133-138.
7. Зотов, В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов / В.Б. Зотов. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 512 с.
8. Козбаненко, В.А. Общее и особенное в правовом статусе государственных и муниципальных служащих / В.А. Козбаненко // Проблемы местного самоуправления. – 2003. – №1. – С. 65-68.
9. Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов / Г.Б. Казначевская, И.Н. Чуев, О.В. Матросова. – ИЗД. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с.
10. Комаровский, В.С. Управление общественными отношениями: учебник / В.С. Комаровский. - М. : Изд-во РАГС, 2003. – 400 с.
11. Моисеев, В.А. Паблик рилейшнз: теория и практика / В.А. Моисеев. - ООО «ИКФ Омега – Л», 2001. - 376 с.
12. Оболонский, А.В. Этические аспекты регулирования государственной службы / А.В. Оболонский // Общественные науки и современность. – 2004. - № 5. – С. 53-64.
13. Персональный менеджмент: учебник / С.Д. Резник [и др.]; общ. ред. С.Д. Резника. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 622 с.
14. Имидж государственного служащего [Электронный ресурс]. – http://www.auezov.almaty.kz/pa
15. Имидж политического лидера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://privately.ru.
16. Муниципальный служащий: понятие, классификация муниципальных должностей муниципальной службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shishkin.isu.ru.
17. Повалкович, Т.Г. Государственное и муниципальное управление [Электронный ресурс] / Т.Г. Повалкович, А.Ю. Черданцева. – Режим доступа: http://www.region86.ugrariu.ru
18. Психологические ресурсы построения карьеры государственного служащего [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.region86. ugrariu.ru.
19. Райков, А.Н. Имидж лидера в органе власти [Электронный ресурс] А.Н. Райков. – Режим доступа: http://www.nauka-shop.com.
20. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
40
Информация о работе Формирование имиджа государственного служащего