Евгеника – наука или идеология?

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:33, реферат

Описание работы

Знаете ли Вы, что такое евгеника? Какие ассоциации вызывает у Вас это слово? "Верно ли, что евгеника - это антинаучная концепция, которую используют в политических целях разного рода реакционные элементы?" "Может быть, евгеника - это наука, важная в теоретическом и практическом отношении?" - Такие противоречащие друг другу вопросы нередко можно услышать от людей разного образования и профессий.

Содержание

Введение
Понятие Евгеники и ее виды
История Евгеники
Евгеника в современном мире
Доводы «За» и «Против»
Конвенция о биомедицине и правах человека
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Евгеника – наука или идеология.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО  Ростовский государственный экономический  университет (РИНХ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: «Евгеника – наука или идеология?» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила Ирхина В.В., гр411

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Понятие Евгеники и ее виды
  3. История Евгеники
  4. Евгеника в современном мире
    1. Доводы «За» и «Против»
    2. Конвенция о биомедицине и правах человека
  5. Вывод
  6. Список литературы

 

1.Введение

Знаете ли Вы, что такое евгеника? Какие ассоциации вызывает у Вас это слово? "Верно ли, что евгеника - это антинаучная концепция, которую используют в политических целях разного рода реакционные элементы?" "Может быть, евгеника - это наука, важная в теоретическом и практическом отношении?" - Такие противоречащие друг другу вопросы нередко можно услышать от людей разного образования и профессий.

«Для наивного обывателя евгеника — некая "фашистская" наука о создании "сверхчеловека", который должен прийти на смену ныне живущему. "Белокурые бестии с голубыми глазами", опыты доктора Менгеле (он проводил опыты над детьми в Освенциме), расовый отбор — вот, пожалуй, и всё, что знает обыватель о евгенике. Более дотошные читатели слышали, что евгеника — некая наука об улучшении "людской породы". И лишь немногие знают, что евгеника — достаточно строгая сумма знаний о современном человеке, о наследовании им как отрицательных, так и положительных качеств и физиологических особенностей. Отрицая евгенику как науку, тем не менее, ученые вынуждены тихо, украдкой использовать большинство ее базовых постулатов - Виктор Онищенко, главный санитарный врач России, 2002 г.

Что же на самом  деле представляет собой эта опальная наука? 

2.Понятие  Евгеники и ее  виды

Евгéника (от греч. ευγενες — «хорошего рода», «породистый») — учение о наследственном здоровье вида, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Также к евгенике относят такую форму социальной философии, социальную практику и государственную политику, которые обосновываются этим учением. Например доктрина противостояния арийцев «недочеловекам» в Третьем Рейхе.

Термин "евгеника" был введен Ф. Гальтоном (Francis Galton) в 1883 году. По Гальтону, евгеника стремится к улучшению человечества через поощрение наиболее способных и здоровых людей к увеличению потомства.

Различают „позитивную“ и „негативную“ евгенику. Грань между этими видами евгеники условна.

Цель позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, иногда — высокий интеллект). Гальтон представлял как бы позитивное направление евгеники. «Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г., отвергало негативную евгенику и стало заниматься проблемами евгеники позитивной.

Цель негативной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными. По сути негативной евгеникой можно назвать любое серийное и/или массовое насильственное устранение из человеческой популяции тех, кто в данном обществе воспринимаются, по тем или иным мотивам, как нежелательные.

Негативная евгеника получила свое распространение в  США, Германии и Скандинавских странах  в начале  прошлого века. Это течение пользовалось в США широкой популярностью. Снимались фильмы, печатались учебники, пропагандирующие евгенику. В стране существовали несколько институтов, занимающиеся этой проблематикой. Самый знаменитый из них: Eugenics Record Office (ERO). Создавались научные общества (Galton Society, American Eugenics Society), журналы (Eugenical News), посвященные евгенике, и комитеты по ее распространению среди населения. В 1912, 1921 и 1932 были проведены несколько международных конгрессов евгенистов. В колледжах вводились курсы по евгенике, студенты писали научные работы на эту тему. Негативная евгеника требует, чтобы "негодный человеческий материал" более не размножался. Из данных генетики был сделан вывод, что люди так же, как и растения и животные, должны быть отделены от своих менее полезных членов посредством принудительной стерилизации, тогда как размножаться могут только самые здоровые особи. При этом нездоровыми признавались социально не состоявшиеся люди. Таким образом, евгеника пыталась объяснить причину социальных болезней человечества, таких, как нищету, алкоголизм, бродяжничество, преступность и проституцию. Все это способствовало введению ограничительных законов для въезжающих в Америку и законов против смешанных браков между представителями разных рас и национальностей, а также официальному разрешению стерилизации. К 1924 в США насчитывалось 3000 принудительно стерилизованных. Принудительной стерилизации подвергались преимущественно заключенные и умственно отсталые. Мало того, разработки ERO использовала нацистская Германия. В 1933 году по американскому образцу гитлеровское правительство принимает закон о стерилизации. На основании закона в Германии были стерилизованы 350 тыс. человек. 

3.История  Евгеники

Основы селекции были известны скотоводческим народам  с глубокой древности.

В Спарте детей, которые признаны неполноценными (такое  решение выносили старейшины) по тем  или иным критериям, — живьём сбрасывали в пропасть.

Платон писал, что не следует растить детей  с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. С другой стороны, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство. Он теоретически высказывался в своём диалоге «Государство» о необходимости контроля со стороны государства за деторождением.

У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных  новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры. 

Термин "евгеника" был впервые предложен в 1883 году видным английским антропологом, психологом и основоположником биометрии Ф. Гальтоном. Вот какое определение  евгеники он тогда дал: "Изучение подлежащих общественному контролю влияний, могущих улучшить или ухудшить как физические, так и умственные качества грядущих поколений". И при этом он добавил, что на первой стадии относящиеся сюда вопросы будут подвергаться чисто научной разработке, причем дело не пойдет дальше пропаганды евгенических идей. На второй стадии уже можно будет принять ряд мероприятий практического характера и издать соответствующие законы. Наконец, на третьей стадии такие законы станут ненужными, потому что все люди осознают необходимость правил евгеники.  

Интерес к евгенике резко возрос в первой четверти текущего столетия, после вторичного открытия законов Г. Менделя в 1900 году и  утверждения в 20-х годах хромосомной  теории наследственности. На первых порах  к евгенике сочувственно отнеслись передовые ученые разных стран, в том числе и отечественные. Так, К.А. Тимирязев в своей статье, напечатанной в 1911 году в энциклопедическом словаре Бр. Гранат, без какой-либо критики приводит определение Ф. Гальтона и пишет, что важной задачей первой, академической стадии развития евгеники, предлагаемой Гальтоном, должно быть создание в университетах особых лабораторий "по изучению биологических, медицинских и статистических методов" для разработки евгенических проблем. При этом он подчеркивает, что важнейшая из них - проблема относительной роли наследственности и воспитания в формировании признаков человека. Гораздо осторожнее К.А. Тимирязев относится к намеченным Гальтоном второй и третьей стадиям развития евгеники. В конце своей статьи он пишет: "Таковы задачи академической стадии. Каковы же будут ее практические выводы, а, тем более, каковы будут нравственные принципы ...еще преждевременно гадать".  

В 1920 году в Москве в Институте экспериментальной  биологии, возглавляемом Н.К. Кольцовым, был открыт отдел евгеники и организовано Русское евгеническое общество, председателем которого тоже был Н.К. Кольцов; он же был главным редактором выпускаемого этим обществом Русского евгенического журнала. В деятельности общества принимали активное участие выдающиеся генетики А.С. Серебровский и Ю.А. Филипченко, антрополог В.В. Бунак, видные врачи А.Н. Абрикосов, Г.И. Россолимо, Д.Д. Плетнев, народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко, сочувственно относился к этому обществу М. Горький. Вскоре открылись филиалы Русского евгенического общества в Ленинграде, Киеве, Одессе, Саратове.

В тот же период были организованы евгенические лаборатории  и евгенические общества в ряде западно-европейских  государств и США, учрежден Международный  евгенический комитет, в который вошли представители 15 стран (от СССР в нем участвовал Н. К. Кольцов).

В ту пору деятельность евгенических опорных пунктов в  Советском Союзе была направлена, главным образом, на получение сведений о наследственности человека путем  собирания родословных выдающихся писателей, артистов, ученых. Предполагалось, что изучение их предков и потомков позволит пролить свет на наследственную передачу способностей и талантов. К концу 20-х годов евгеническое движение в СССР пошло на убыль и постепенно совсем сошло на нет. Прекратили существование Русское евгеническое общество и его филиалы, Русский евгенический журнал, закрылись евгенические лаборатории. Такой же отход от евгеники произошел и во взглядах наиболее прогрессивных зарубежных ученых, прежде увлекавшихся евгеникой, а теперь в ней разочаровавшихся. Это было вызвано двумя причинами:

  • Во-первых, в конце 20-х - начале 30-х годов сперва в некоторых западных странах, а затем и в СССР зародились и стали быстро развиваться научные работы по генетике человека, в частности, по ее важнейшему разделу - медицинской генетике. В научной литературе начали появляться сообщения о точечном характере наследования различных моногенных (вызываемых мутацией лишь одного гена) врожденных уродств и других врожденных патологий человека, притом таких, проявление которых не зависит от внешних условий развития ребенка, например, карликовость (хондродистрофия), кровоточивость (гемофилия), глухонемота, цветовая слепота (дальтонизм), шестипалость и другие. Выяснялось, доминантен или рецессивен изучаемый дефект, обязан ли он мутации гена, локализованного в половой хромосоме или в аутосоме и т.д. Эти работы показали несостоятельность приемов изучения наследственности, которыми пользовались основоположники евгеники - Гальтон и его ближайшие последователи (лаборатория Пирсона); ведь все они еще не знали законов наследственности, установленных позже. Особенно очевидно это стало, когда генетики доказали, что многие наследственные особенности человека, в первую очередь те, что касаются его умственных способностей, не моногенны, а полигенны, т. е. определяются взаимодействием нескольких генов, причем проявление этих генов в фенотипе в очень большой степени зависит от условий, в которых рос, развивался и воспитывался ребенок.
  • Во – вторых, в ряде стран, в первую очередь в США и Германии, самые реакционные представители правящих кругов добились принятия ряда возмутительных антигуманных законов (о которых речь пойдет ниже), объявленных их авторами основанными на "научных евгенических положениях". Для создания благоприятного общественного мнения в "классическую" гальтоновскую евгенику были встроены две лженаучные концепции:

1. Утверждалось, будто бы наукой доказано, что среди многих рас, образующих человечество, существуют очень значительные различия не только во внешнем облике, но и во врожденных умственных и нравственных качествах. Совершенно бездоказательно считалось, что есть от природы высоко одаренные расы, из которых наиболее ценна по своим наследственным свойствам североевропейская ("арийская") раса, представленная преимущественно германцами и англосаксами. Ряд других рас в этом отношении значительно хуже, а некоторые низшие расы генетически совсем ущербны - это негры, негроиды, цыгане, евреи и славяне (по мнению немецких расистов, цыгане и евреи подлежат полному уничтожению, представители других "низших" рас могут быть сохранены как неквалифицированная рабочая сила, бесправная, подчиняющаяся господствующим "высшим" расам).

2. Утверждалось, что уровень умственного развития, образ жизни и мышления, привычки и нормы поведения непосредственно  передаются по наследству от родителей потомкам. Эта концепция была заимствована из выдвинутого в начале Х1Х века французским зоологом Ж.Б. Ламарком принципа "наследования приобретенных признаков", который он использовал применительно к животным и растениям в предложенной им еще до Дарвина эволюционной теории. Но к концу 20-х - началу 30-х годов идея "наследования приобретенных признаков" была убедительно опровергнута точными опытами, проведенными генетиками разных стран на различных растениях и животных. Было доказано, что изменения в организмах под влиянием внешних воздействий или в результате упражнения или неупражнения органов (такие изменения называются теперь модификациями) не затрагивают генетический аппарат организма и поэтому не передаются по наследству (с тех пор это было подтверждено бесчисленными экспериментами и наблюдениями).  

Начиная с конца  ХIХ столетия и на протяжении первых десятилетий ХХ, евгенику, извращенную включением в нее лженаучных положений, стали пропагандировать господствующие реакционные слои общества ряда зарубежных стран, добиваясь принятия законов, якобы направленных на улучшение наследственных качеств населения. Узаконенные "евгенические" мероприятия были широко развернуты в США и Германии.

С самого начала существования евгеники в ней  обсуждались два рода действий, могущих  способствовать улучшению наследственных качеств расы или населения страны: запретительные ("негативная евгеника") и поощрительные ("положительная евгеника") . Евгенические программы США и Германии включали почти исключительно мероприятия, относящиеся к "негативной евгенике".

Информация о работе Евгеника – наука или идеология?