Дискриминация, позитивные меры и дискриминация наоборот

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:47, реферат

Описание работы

Термин «дискриминация» обычно употребляется по отношению к найму работников в осуждающем смысле. Но существует также и морально нейтральный смысл этого термина. Мы делаем различие (т.е. дискриминируем) между вещами, которые желательны, и вещами, которые мы иметь не хотим. Мы можем на фруктовом рынке отличать хорошие яблоки от плохих, и мы вправе выбрать те, которые нам желательны. Можно также усматривать различия между людьми, судя по их квалификации. Когда определенная должность требует умения печатать на машинке, это требование служит основанием для предпочтения человека, умеющего это делать, и для дискриминации по отношению к человеку неумеющему. А вот что морально непозволительно при определении различий между людьми в связи с проблемой найма их на работу, так это применять неправильные критерии. Неправильные критерии на рынке рабочей силы — это критерии, не относящиеся к работе. Дискриминация на рынке труда означает дискриминацию в ее унизительном значении.

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. Три подхода к дискриминации 4
2. Исторические обстоятельства распространения дискриминации 5
3. Компенсация 7
3.1. Изменение социальных структур 8
3.2. Равные возможности для занятости 10
3.3. Позитивные меры 11
3.4. Дискриминация наоборот 14
3.5. Сбалансированный или преференциальный наем на работу 15
Заключение 17
Список источников 18

Работа содержит 1 файл

Копия Дискриминация.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Тема: «Дискриминация, позитивные меры

и дискриминация наоборот» 
 
 

Оглавление 
 
 
 

 

Введение

      Термин  «дискриминация» обычно употребляется по отношению к найму работников в осуждающем смысле. Но существует также и морально нейтральный смысл этого термина. Мы делаем различие (т.е. дискриминируем) между вещами, которые желательны, и вещами, которые мы иметь не хотим. Мы можем на фруктовом рынке отличать хорошие яблоки от плохих, и мы вправе выбрать те, которые нам желательны. Можно также усматривать различия между людьми, судя по их квалификации. Когда определенная должность требует умения печатать на машинке, это требование служит основанием для предпочтения человека, умеющего это делать, и для дискриминации по отношению к человеку неумеющему. А вот что морально непозволительно при определении различий между людьми в связи с проблемой найма их на работу, так это применять неправильные критерии. Неправильные критерии на рынке рабочей силы — это критерии, не относящиеся к работе. Дискриминация на рынке труда означает дискриминацию в ее унизительном значении. 

 

1. Три подхода к дискриминации

      Поскольку работники имеют право на равное с ними обращение, дискриминация по не связанным с работой признакам аморальна при найме, увольнении и при решении вопроса о повышении по службе. Это заключение редко кто оспаривает, что вполне подтверждается использованием утилитаристского, кантианского или роулсианского подходов.

      С утилитаристских позиций людям, подвергающимся дискриминации, наносится ущерб. Когда эта практика широко распространена и последовательно применяется на разных видах работ, причиняемый ущерб становится серьезным и принимает долговременный характер. Она влияет на положение не только отдельных лиц, но и их семей. Люди, получающие должности и повышение по службе, которые они в условиях честной конкуренции получить бы не смогли, выгадывают от дискриминации. Однако их выгоды, вероятно, не столь велики, как ущерб, причиняемый людям, подвергающимся дискриминации.

      Согласно кантианскому подходу, дискриминация не рассматривает людей в качестве самоцели. Она не считает их личностями, она видит в них членов класса, отличающегося определенным признаком. По этому признаку их лишают права на равное обращение с ними, права на уважение. Их превращают в средство для достижения цели господствующего класса, желающего сохранить свое верховенство и свои классовые прерогативы. И если поставить вопрос, готово ли разумное человеческое существо жить в обществе, практикующем дискриминацию, а не в обществе, где она исключена, можно ли ожидать иного ответа, кроме негативного?

      Согласно  роулсианскому подходу разумный человек, не знающий своей судьбы, считал бы морально предпочтительным, морально справедливым обществом именно то общество, которое не практикует дискриминацию. Более того, дискриминация прямо нарушает роулсианские принципы справедливости, так как она не допускает ни равной свободы, ни равенства возможностей для всех.

 

2. Исторические обстоятельства

распространения дискриминации

      Черные были главной группой людей, в отношении которой систематически практиковалась дискриминация в течение долгого периода. Причина этой дискриминации кроется в том, что, за редкими исключениями, черные в США были рабами до своего освобождения в результате Гражданской войны. Многие белые даже не считали их за людей. Такое отношение к черным позволяло белым мириться с аморальным институтом рабства. Прокламация о запрещении рабства не могла сразу же изменить психологию тех людей, которые считали черных рабами, неполноценными по сравнению с белыми, которые не считали их за людей. К тому же черные не имели образования и привыкли жить в чрезвычайно тяжелых условиях. Когда их освободили, они могли покинуть плантации и искать другую работу, но они не были обучены фабричному труду или умению вести собственное дело. Они становились легкой добычей предпринимателей, нанимавших их за гроши. По отношению к черным применялась дискриминация также в системе образования, в шансах на повышение на работе, при найме на работу и почти вo всех сфера жизни общества.

      Историческая  ситуация с женщинами более сложна и более противоречива, чем ситуация с черными. В течение XIX в. и начальный период XX в. очень мало говорили и писали о дискриминации женщин, если не считать движения за предоставление им избирательного права. Большинство женщин и не искало работу вне дома. В домохозяйстве главой семьи и кормильцем считался мужчина. За одинаковую работу мужчинам платили больше, чем женщинам, так как подразумевалось, что содержать свои семьи надлежит мужчинам, тогда как женщины должны были либо содержать только самих себя, либо вносить свою лепту в содержание семьи, в которой основным работником был мужчина. Теперь мы понимаем, что женщины, которым недоплачивали за их труд, фактически подвергались дискриминации. Женщины потребовали равной оплаты за равный труд, равных возможностей и прекращения дискриминации женщин. Однако старые привычки отмирают медленно, и значительные масштабы дискриминации, часто в изощренных формах, сохраняются до сих пор.

      Объектами дискриминации были также этнические группы: американцы, индейцы, азиаты, испанцы, итальянцы, ирландцы, поляки, чехи и т.д. В разные периоды дискриминации подвергались члены религиозных сект, включая евреев, католиков и мормонов. В каждом случае соответствующие группы людей отличались от большинства американцев тем, что жили в резервациях, гетто, были иммигрантами или кочующими рабочими. В конце концов они ассимилировались, но иногда лишь через два или три поколения. А до ассимиляции они подвергались дискриминации на рынке рабочей силы так же, как и в других сферах жизни. 

 

3. Компенсация

      Дискриминация несправедлива и причиняет вред тем, против кого она применяется. Компенсаторная справедливость требует, чтобы потерпевшим ущерб это ущерб возмещался. Компенсация должна быть эквивалентна причиненному ущербу, ее должны осуществлять те, кто ущерб причинил.

      Выдвигались утверждения о том, что необходимо идентифицировать определенные группы или классы, подвергавшиеся дискриминации. Члены такой группы заслуживают некой компенсации от группы людей или компаний, практиковавших дискриминацию или получавших выгоду от дискриминации. Выигрывавшими от дискриминации считаются американские корпорации и американские белые мужчины. Если даже некоторые белые мужчины непосредственно и не выгадывали от дискриминации, они выгадывали от нее косвенно в результате систематической практики дискриминации, благоприятствовавшей им на протяжении всей их жизни. Равным образом и конкретная компания, не применявшая дискриминацию, пользовалась преимуществами насаждавшегося дискриминацией климата корпоративной системы.

      Компенсация по справедливости не должна выражаться в виде денежных выплат, поскольку не существует способа их справедливого количественного определения. Единственный возможный способ компенсации заключается в том, чтобы классу людей, прежде подвергавшихся дискриминации, предоставили специальные привилегии и возможности, компенсирующие отсутствие таких привилегий и возможностей в прошлом.

      Классовый подход к дискриминации и компенсации  за нее характеризуется многими  формами несправедливости. Одно из положений этого принципа заключается в том, что без дискриминации ни один белый мужчина не мог бы добиться успеха на конкурентном рынке. Это представляется неправдоподобным. Далее, классовый принцип исходит из того, что все белые мужчины каким-то образом составляют класс, который может и должен быть наказан. Однако дискриминацию применяли люди, теперь уже пожилые, а не те, кто сегодня должен взять на себя бремя компенсации.

      Классовый подход к дискриминации и компенсации сам порождает дискриминацию, наносит ущерб тем, кто в ней неповинен, что этот подход не решает проблемы дискриминации, что он аморален. Однако индивидуальный подход недостаточно широк и игнорирует многих, кто косвенно страдает от дискриминации, практиковавшейся против их родителей. Существует ли какой-нибудь способ выполнить требования компенсаторной справедливости без сохранения дискриминации в иной форме, часто называемой дискриминацией наоборот?

      На  данный вопрос можно дать 4 варианта ответа. Во-первых, проблема не сводится к проблеме отдельных лиц, классов или групп, она относится ко всем членам общества. В прошлом дискриминация явилась результатом социальных структур; следовательно, эти структуры должны быть изменены, необходимо создать некоторые эффективные структуры, которые позволят обеспечить по крайней мере некоторую компенсацию тем, кто все еще страдает от последствий дискриминации. Во-вторых, в попытке изменить существующие условия государство декретировало равные возможности занятости для всех. Хотя это морально правильно, некоторые считают, что этого недостаточно. В-третьих, могут быть приняты позитивные меры, обеспечивающие членам тех групп, которые прежде подвергались дискриминации условия, при которых система не будет игнорировать их интересы. В-четвертых, для достижения целей позитивных мер можно ввести практику преференциального найма. Рассмотрим подробнее каждое из этих предложений.

3.1. Изменение социальных структур

      Дискриминация против женщин, черных и других меньшинств необязательно осуществлялась преднамеренно или по злому умыслу отдельных лиц. Она являлась следствием определенных методов ведения бизнеса, определенного образа мышления и способа деятельности, существования определенных социальных структур. Необходимым первым шагом к изменению социальных структур является повышение сознательности рядового гражданина и людей, занимающих в бизнесе ответственные посты. Дискриминация запрещена законом, но законодательство не может изменить психологию людей и их старые привычки. Они изменяются медленно, под постоянным давлением как объединений меньшинств и женских организаций, так и отдельных лиц, отстаивающих свои права, предъявляющих в случае необходимости судебные иски, борющихся против тех, кто стремится вернуться к старым обычаям.

      Люди, которые лично подверглись дискриминации, могут требовать компенсации, в том числе и через суд, но те, кто пострадал от последствий дискриминант не столь непосредственно, не могут ее требовать. Поэтому в тех случаях, когда индивидуальное возмещение предприятием или предпринимателем неосуществимо, общество должно взять на себя предоставление компенсации.

      Дискриминация по признаку расы, пола, вероисповедания  и т. п. всегда была аморальна. Теперь она во многих областях запрещена законом и подвергается критике в тех областях, которые находятся вне рамок закона. Все еще существует необходимость обеспечить равные возможности для всех, устранить последам дискриминации в прошлом путем совершенствования знаний тех, кто получил слабое образование, путем повышения специальной подготовки тех, кто не имел доступа к такой подготовке, путем повышения шансов на получение работы и продвижения в должности с помощью позитивных мер и преференциального найма. Важное значение имеют изменения в наших социальных структурах.

      Чего  мы не предлагаем, так это чтобы  предприятия или отдельные белые мужчины непосредственно подвергались наказанию, если невозможно установить, что именно они являются виновниками или прямыми получателями выгоды от конкретного вида дискриминации в прошлом. Некоторые считают, что это позволит виновникам или, по крайней мере, выгадавшим от дискриминации избежать осуждения или наказания. Однако только на том основании, что белый мужчина преуспел в бизнесе, нельзя делать заключение, что своим успехом он обязан дискриминации. Возможно ведь, что и без дискриминации некоторые белые мужчины способны добиться успеха. Пока у нас нет доказательств для определения, кто есть кто, мы совершим несправедливость, осуждая или карая всех подряд. Для общества одним из решений этой проблемы могло бы явиться обложение соответствующим налогом всех состоятельных людей, чтобы помочь нуждающимся в финансовой поддержке. Общество облагает предприятия налогами в целях обеспечения общественного блага. Такое налогообложение можно признать оправданным, хотя точное известно, какая компания выгадывала от дискриминации и насколько она выгадывала, хотя также неизвестно, какая компания практиковала дискриминацию, в каких масштабах, умышленно или неумышленно.

3.2. Равные возможности для занятости

      Законы, содержащие попытки реализовать право каждого человека на равное обращение в сфере занятости: закон о равной оплате труда; закон, запрещающий все формы дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, национального происхождения, возрасту. Все эти меры создают надежную основу для реализации равных возможностей занятости. Но в действительности одни только законы не могут обеспечить равные возможности для всех. Законы создают стимул к тому, чтобы не практиковать дискриминацию, и предоставляют подвергающимся дискриминации правовую возможность обжаловать незаконные действия. Но при любой юридической процедуре обращение с жалобами требует времени и энергии, а жертвы дискриминации часто испытывают отвращение к подобному занятию, особенно когда имеется шанс получить другую работу.

Информация о работе Дискриминация, позитивные меры и дискриминация наоборот