Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:17, реферат
Существует много определений этикета, но все они выражают примерно одно и то же. Этикет обычно понимается как:
1.правила поведения (от «веды» – знание);
2.правила вежливости (от «ведать», знать);
3.правила приличия (от «лик», «образ», лицо);
Словарь по этике трактует этикет как установленный в обществе порядок поведения и общения, включающий в себя совокупность правил (норм), регулирующих внешние проявления человеческих отношений (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и т.п.).
1.Понятие этикета социального работника. Базовые принципы и ценности этикета, специфика их реализации с различными категориями клиентов.
2.Этика делового общения: приветствие, представление и обращение
3.Требования к внешнему облику делового человека
4.Этикет дистантного общения (телефон, пейджер, факс)
5.Речевой этикет в деловом общении
6.Этикет деловой корреспонденции в деятельности социального работника.
Тема
(УСР). Деловой этикет
как элемент этики социальной
работы
План
Литература
Вопрос 1. Понятие этикета социального работника. Базовые принципы и ценности этикета, специфика их реализации с различными категориями клиентов
Деловой этикет может быть рассмотрен как специфическое проявление общего этикета применительно к управленческой практике. Поэтому чтобы разобраться в деловом этикете, необходимо сначала понять, что такое этикет вообще.
Понятие «этикет» происходит от французского слова etiquette и в дословном переводе на русский язык означает «ярлык», «этикетка», вид товарного знака, наклеиваемого на товар.
Существует много определений этикета, но все они выражают примерно одно и то же. Этикет обычно понимается как:
Словарь по этике трактует этикет как установленный в обществе порядок поведения и общения, включающий в себя совокупность правил (норм), регулирующих внешние проявления человеческих отношений (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и т.п.).
В современной литературе этикет рассматривается в трех основных аспектах – семиотическом, коммуникативном и поведенческом.
1) Семиотический аспект: этикет рассматривается как знаковая система, состоящая из набора символов, своего словаря и грамматики; этикетные знаки имеют свою форму, содержание, обусловленность и соотнесенность с ситуацией, ее смыслом и целеположенностью.
2) Коммуникативный аспект: этикет рассматривается как посредник, общий знаменатель, согласующий разнонаправленные человеческие воли в общении «неравных»; поэтому способствует достижению компромисса, установлению договора на определенных условиях.
3) Поведенческий аспект: этикет рассматривается как бытие идеальной поведенческой нормы и как реализация ее в конкретных поведенческих актах. Здесь подразумевается осознанность и творческий подход, который проявляется в различных стилистических вариантах поведения – аристократизм, благородство, вульгарность, распущенность, сдержанность, экспрессивность).
«Разноликость»
этикета позволяет ему
Механизм действия этикета. Посредством простых по содержанию и утонченных по форме требований этикет обеспечивает ограничение, социализацию и одухотворение естественных (спонтанных) проявлений индивидов. Поэтому этикет – это всегда форма культуры, которую иначе называют «культурой поведения», «малой этикой», включающей правила общепринятого, положенного, подобающего поведения.
Однако этикету присущ ряд особенностей.
Итак,
этикет – важная часть
общечеловеческой культуры,
вырабатываемая на протяжении
многих веков совокупными
усилиями людей в соответствии
с их представлениями
о добре, справедливости,
человечности, красоте
и порядке.
Этикет, возникнув в традиционном обществе, постепенно становится ритуалом, церемониалом, своеобразной игрой, приобретая чисто внешнюю, отделенную от своего нравственного содержания форму. Он обнаруживается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных социальных групп, сословий, должностными лицами в соответствии с их рангом (отсюда придворный, светский, дипломатический, военный и другие виды этикета). Это означает, что первоначально этикет выступает как условный код поведения внутри отдельной социальной группы с учетом региональных и национальных особенностей. Тем самым он позволил определять (идентифицировать), к какой социальной группе принадлежит или хочет принадлежать человек. Поэтому этикет способствует сближению людей «своего круга» и разделяет представителей «чужих»
Однако в этикете обнаруживаются изначально и такие нормы, которые сближают людей независимо от их социально-групповой принадлежности. Данные нормы называют правилами хорошего тона. Эта часть этикета возникла на основе общечеловеческих потребностей людей. Она включает в себя нормы, которые обуздывают природные страсти и инстинкты людей, отвечают потребностям в чистоте, опрятности, гигиеничности, требуют эстетичности общения и целесообразности действий людей.
В современных условиях этикет отражает процесс демократизации социальной жизни. Он упрощается, становится более свободным и естественным, приобретает характер повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям безотносительно к их общественному положению. Эти требования приличия воплощают общие представления о достоинстве человека, включают простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. Внимание к внешней форме проявляется в этих правилах постольку, поскольку в них отражаются представления о красоте поведения и внешнего облика человека. Таким образом, современный этикет в большей степени рассчитан на сближение людей, объективно различающихся по своему социальному статусу и исполняемым социальным ролям.
Подчеркнем, что, тем не менее, этикет по-прежнему определяет внешние формы, технические аспекты поведения. Знания правил этикета и их механического воспроизведения недостаточно, чтобы считаться культурным человеком. Для этого человеку необходимо сознательно исходить из основных принципов, лежащих в «глубинах» этикета как совокупности правил, задающих внешние параметры человеческому общению. К ним относятся следующие принципы этикетного поведения.
Приоритетным
среди вышеперечисленных
1) Вежливость – это поведение, соответствующее принятым в обществе правилам приличия и манерам. Манера – от фр. maniere – способ держать себя, внешняя форма обращения с людьми, которая носит конкретно-исторический характер. Известно прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» – эта «сумма маленьких жертв», приносимых нами людям, с которыми мы вступаем в отношения. За всем многообразием относительных, иногда спорных правил и форм поведения проступает то, что является главным в вежливости – внимание и уважение к окружающим людям, готовность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается. Истинная вежливость непременно доброжелательна и искренна. По мнению лорда Ф. Честерфилда (английский дипломат XVIII в.), «…вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстают в надлежащем свете. Без них ученый превращается в педанта, философ – в циника, военный – в грубого скота, так что и с тем, и с другим, и с третьим неприятно даже встречаться…».
Информация о работе Деловой этикет как элемент этики социальной работы