Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:38, лекция
Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.
|
Формирование цивилизации На более зрелом
уровне формируется особый моральный
порядок, в котором этическая
жизнь приобретает новые В интеллектуальной сфере цивилизация способствует развитию спекулятивной мысли, расширению представлений о времени (ретроспективного и перспективного), созданию точных и прогностических наук (арифметика, геометрия и астрономия), внедрению общепринятой символики для записи и передачи информации (письменность и запись счисления), фиксирование мер времени и пространства, а затем и веса. В структурном плане
эти достижения — продукт творческой
деятельности двух новых социальных
групп, состоящих из специалистов, целиком
освобожденных от физического труда
благодаря перераспределению Точное измерение
видимых движений луны и звезд, а
особенно точное определение времен
года, необходимо для практической
цели совершенствования регуляции
циклов сельских работ, и эти измерения
находят непосредственное применение
в социальной сфере. Однако наблюдение
за небом раскрывает человеческие умы
для познания тайн космоса... Развитие
математики очевидным образом связано
с распространением административных
служб и торговли. Появление геометрии
вызвано к жизни необходимостью
проведения землемерных работ, что
приобретает особенное значение
в новых экономических укладах,
в строительстве Развитие письменности
и систем записи счисления становится
необходимым в делах Впоследствии развитие
цивилизации порождает Расцвет цивилизации происходит в условиях культурной и политической независимости и представляет собой полное развития творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, мудрости, общественного и индивидуального благополучия. Этот период заканчивается, когда исчерпаны все творческие силы цивилизации. Когда наступает такой период, некоторые общества приходят в упадок и становятся нетворческими или же распадаются на раздираемые неразрешимыми противоречиями и внутренними конфликтами стороны. Первая («Древнее общество») и вторая («Средневековье») стадии могут длиться очень долго, последняя же — расцвет — обычно коротка и длится в среднем от 400 до 600 лет. Последующая стадия упадка наступает несколько раньше, чем это можно наблюдать по внешним проявлениям. Приведенные описания
и суммарные определения | |||
|
|
При всем усиливающемся разнообразии
и усложнении значений термина «цивилизация»
вплоть до нашего времени в поверхностном
идеологическом сознании зачастую сохраняется
сильный «подтекст» первоначального
понимания универсальности циви Естественно, что в XIX в. носителем универсального цивилизованного начала как в идеологическом, так и в практическом плане стала Западная Европа, хотя и раздираемая соперничеством «государств-наций». «Цивилизованное мышление» выработало развернутые обоснования европейской гегемонии в мире. На протяжении полутора
веков, вопреки всем протестам или
упорной исследовательской Уже в 1945 г. в книге Э. Хантингтона «Движущие силы цивилизации», изданной в Йельском университете «при консультации со многими американскими профессорами», содержится следующее характерное суждение по поводу того, что же такое цивилизация. Дать правильное
определение цивилизации Среди основных факторов, определяющих цивилизационное развитие общества, Э. Хантингтон рассматривал географические, климатические, биологические, демографические (перенаселенность блокирует рост богатства), диетические (бедный рацион питания кочевых народов препятствует их социальной эволюции) и т.д. Многочисленные таблицы и графики, дополняющие содержание фундаментальной книги, выявляли количественные критерии роста цивилизации как более высокого состояния общества. Эволюционно-материалистический подход перекрывал автору всякую возможность сопоставления различных цивилизаций и выявления значения духовных систем. Таково было одно из направлений, в котором утверждался термин «цивилизация». Колониальная идеология использовала его в своих прагматических целях, хотя сам термин имел более сложное и глубокое содержание. Тем не менее в академической науке понятие «цивилизация» стало все шире использоваться при формулировании общих культурно-исторических принципов и законов устроения и развития сложного человеческого общества. Оно приобрело ключевое значение в ряде влиятельных общеисторических, социологических, культурологических концепций, основанных на комплексном подходе к изучению общества и динамики его изменения. | |||
|
|
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира» (Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. М., 1999. С.18). Однако уже у Мирабо понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». Мирабо и другие французские просветители исходили из нравственной оценки общественного развития. Для них цивилизация — это прежде всего определенный уровень нравственного развития человечества, этап реализации не мнимой, а подлинной добродетели. Вместе с тем в обществознании широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровня духовно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т. д. В словаре «Американское наследие» цивилизация истолковывается как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе, отмеченное прогрессом в искусствах и науках, интенсивным использованием письменности, появлением комплекса политических и социальных институтов. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. «Древние цивилизации — это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, чтя цивилизацией не является, доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры», — отмечали известные российские культурологи С.С. Аверинцев и Г.М. Бонгард-Левин. Л. Морган и Ф. Энгельс рассматривали цивилизацию как стадию развития общества, наступившую за дикостью и варварством. Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д. Такому истолкованию понятия цивилизации не противоречит и ее понимание как характеристики конкретного типа культуры и общества. Цивилизация с позиций этого подхода — это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного (технологического) экономического и политического развития. Примером таких
цивилизаций можно назвать На основе всех
этих подходов можно дать такую обобщенную
характеристику цивилизации. Цивилизации
— это крупные целостные | |||
|
|
Тип цивилизации — методологическое
понятие, используемое для наиболее
крупного членения культурно-исторического
развития человечества, позволяющего
обозначить специфические особенности,
характерные для многих обществ.
В основу типологизации положены
четыре основных критерия: На основе этих
критериев вычленяются четыре основных
типа цивилизации: Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. Самое страшно табу — запрет на всякие изменения. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование) Восточный тип цивилизации
(восточная цивилизация) — исторически
первый тип цивилизации, сформировавшийся
к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем
Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне,
Древнем Египте. Характерными чертами
восточной цивилизации являются: Западный тип
цивилизации (западная цивилизация) —
систематическая характеристика особого
типа цивилизационного развития, включающая
в себя определенные этапы историко-культурного
развития Европы и Северной Америки. Основными
ценностями западного типа цивилизации,
по М. Веберу, являются следующие:
| |||||||
|
Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. Характерные черты: Для обозначения
исторических особенностей того или
иного типа цивилизации используется
разделение всех типов цивилизаций
на два основных типа: первичные
цивилизации и вторичные Современное состояние
цивилизационного развития привело к
формированию глобальной цивилизации. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающаяунификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этои унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог. В культурологии зафиксированы
некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного
диалога: Исследователи также
отмечают, что в этом диалоге на
современном этапе преобладает
западное влияние и, следовательно,
основу диалога составляют ценности
западной техногенной цивилизации.
Однако в последние десятилетия
все более заметным становится возрастание
значения результатов социально-
| |||||||
|
Современная "западная" цивилизация
во многих отношениях явилась преемственницей греко-романской античной
культуры, которая издавна противопоставляла
себя так называемому Востоку, т.е. всему
тому, что лежало за ее восточными пределами. | |||||||
|
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. Запад есть Запад, В этих строчках английского писателя Редьярда Киплинга отражены представления о полярности восточной и западной культур. И действительно, можно найти множество аргументов в пользу таких представлений. "Запад" подразумевает европейскую и американскую культуру, "Восток" — страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Однако сегодня можно говорить, что восточные культуры, не потеряв своего самобытного начала, восприняли многие черты, характерные для западного мира. Специфика российской культуры, ее биполярность между Западом и Востоком — одна из наиболее дискуссионных проблем. | |||||||
|
Хотя единство "природного" и "человеческого"
миров, ноосферы и биосферы в нашу
эпоху ни у кого не вызывает сомнения,
существуют, однако, довольно заметные
различия в понимании того, какими
могут или должны быть отношения
человека с окружающей его вселенной.
Чисто логически и фактически
здесь возможны три варианта: во-первых,
признание людьми первородства и
абсолютного могущества природы, а следовательно,
и их подчиненности природным стихиям;
во-вторых, претензии человека на роль
"венца творения", потребителя и "пользователя"
дарованным ему миром; и, наконец, в-третьих,
признание того все более очевидного факта,
что все мы, мыслящие существа, лишь один
из многих - и отнюдь не лучших! - образцов
вездесущей и многоликой "живой материи",
имеющей некий абсолютный надчеловеческий
и, если хотите, "божественный" смысл. | |||||||
|
Большую роль в "десакрализации", т.е. обезбоживании,
природы и обосновании чисто потребительского
отношения к ней сыграл выдающийся английский
философ и государственный деятель Френсис
Бэкон, которого можно считать отдаленным
провозвестником и идейным вдохновителем
будущего научно-технического прогресса.
Философия Бэкона, доведенная до ее практического
воплощения нынешними энтузиастами научно-технической
революции, легла в основу многих экологических
бед христианского Запада.
| |||||||
|
природой тоже отличались гармонией и взаимоуважени-ем. В дикой природе восточные мыслители чаще всего видели не прибежище злых сил, которые необходимо покорить, а некий общий символ божественности. Любопытен и тот факт, что в изобразительном искусстве Востока удельный вес природы значительно выше, чем в искусстве Запада. Вот как писал
о различиях экологического сознания
Востока и Запада видный американский
религиовед и философ X. Смит: "Азия сохранила
глубокое почитание природы. Разумеется,
если бы китайцы и индусы вовсе не поднялись
над природой, у них не было бы цивилизации.
Но им удалось преодолеть природу, утверждая
ее. Запад же, напротив, неизменно противополагал
себя природе. Созданная здесь цивилизация
неуклонно отстранялась от всего природного
и инстинктивного".
| |||||||
|
РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ |