Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:47, контрольная работа
Формирование у деловых людей соответствующих нравственных качеств, правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной деятельности. Сегодня уже совершенно ясно, что этика общения, деловой этикет и вообще культура делового общения играют очень важную роль в эффективной деятельности людей бизнеса. Практическая убежденность в этом заставляет администрацию организаций, фирм и предприятий и на Западе и на Востоке тратить огромные средства на обучение персонала этике и этикету делового общения.
Этот
внутренний конфликт между возвышенным
идеалом и практическим расчетом,
нравственным долгом и непосредственным
желанием существует всегда и во всех
сферах жизни. Но особенно напряженно
он проявляется в этике делового
общения, потому что именно в этом
виде общения основной предмет, по поводу
которого оно образуется, является
внешним для индивидов.
Общение
- процесс взаимодействия общественных
субъектов: социальных групп, общностей
или личностей, в котором происходит обмен
информацией, опытом, способностями и
результатами деятельности.
Общение
выступает как способ бытия общества
и человека. Именно в процессе общения
происходит социализация личности и
ее самореализация. По мнению Аристотеля,
способность вступать в общение
отличает человека от «недоразвитых
в нравственном смысле существ» и
от «сверхчеловека». Поэтому «тот, кто
не способен вступать в общение или,
считая себя существом самодовлеющим,
не чувствует потребности ни в
чем, уже не составляет элемента государства,
становясь либо животным, либо божеством».
Специфика
делового общения обусловлена тем,
что оно возникает на основе и
по поводу определенного вида деятельности,
связанной с производством
2.1 Этика
делового общения традиционного общества.
В социально-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания. В традиционном обществе (обществе «механической солидарности», по Э. Дюркгейму), основанном на общности социальной жизни, коллективных представлениях, мифологическом сознании и межличностных отношениях, основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция, обычай. Им соответствуют нормы, ценности, стандарты этики делового общения.
Отличительной
особенностью этого типа общности является
то, что здесь еще нет того разрыва
между этическими нормами делового
общения и общими представления
о нравственной жизни, который появится
в обществе с развитыми рыночными
отношениями. Общие нормы морали
являются здесь и нормами делового
общения. По большей части они
еще не отделяются друг от друга
и не противопоставляются друг другу,
подобно тому, как деловая жизнь
не противопоставляется личной жизни.
Но и тогда, когда в рамках традиционного
общества возникают частные и
корпоративные интересы, общие нормы
нравственности все еще продолжают
играть главную роль.
В условиях
отсутствия товарного фетишизма
и всеобщего отчуждения хорошее
выполнение самого дела рассматривается
как нравственный долг и служит основным
способом самоутверждения личности.
Человек традиционного общества
еще не выработал в себе холуйскую
психологию и не гнет спину, стараясь
угодить своему начальнику, ибо этические
ценности имеют здесь самодовлеющее
значение.
Такие
понятия, как справедливость, честь,
достоинство, свобода, ответственность
имеют здесь экзистенциальный, жизненно
важный для человеческого
Такой
характер этики делового общения
обнаруживается уже в Древней
Индии. Все человеческое поведение
и общение, в том числе и
в деловой сфере, подчинено здесь
высшим (религиозным) ценностям. Человек
должен «не обращать внимания на то,
что другие люди скажут или подумают
о нас, или сделают: идти на работу
так же, как солдаты идут на сражение,
не заботясь о последствиях; расценивать
хорошую репутацию, честь, имя, удобные
обстоятельства, комфорт, людские привязанности
как ничто, если религиозное обстоятельство
потребует пожертвовать ими».
2.2 Этика
делового общения в учении Конфуция
Конфуций
был одним из первых, кто сформулировал
в отрицательной форме
2.3 «Протестантская
этика и дух капитализма».
Попытка
преодоления указанного противоречия
нравственного сознания была предпринята
в рамках протестантизма в период
Реформации в XVI - XVII вв. И на определенное
время в известной степени
это ему удалось. Протестантизм
внес много положительного в этику
делового общения и достиг известных
успехов в ее утверждении. С точки
зрения протестантизма, верующие миряне
должны относиться к делу с теми
же этическими нормами и энергией,
как они относятся к служению
Богу. Само дело, профессия рассматривается
как Божье призвание и святое
дело (до Реформации термин «профессия»
употреблялся только применительно
к священнослужителям. В языке
протестантов оно впервые стало
употребляться как любой род
занятий,выполняемых
Этика
протестантизма и ее влияние на развитие
капиталистического предпринимательства
исследованы М. Вебером в работе
«Протестантская этика и дух
капитализма». Под «духом капитализма»
он имеет в виду «строй мышления,
для которого характерно систематическое
стремление к законной прибыли в
рамках своей профессии». Основной
смысл и сущность идеи, которая
«служила этической основой и
опорой жизненного поведения предпринимателей
нового стиля», состоит, по Веберу, в
том что «деятельность, направленная
внешне только на получение прибыли,
стала подводиться под
Протестантская
этика как раз и предполагает,
что в основу отношения к делу
должна быть положена идея профессионального
призвания, отказ во имя достижения
успехов в своей профессии
от многих других занятий. Эта идея,
таким образом, предполагает значительный
аскетизм в поведении и общении
человека. Этот компонент духовной
культуры и делового общения возник
из духа христианской аскезы, требовавшей
строго следовать правилам морали своей
веры.
Данная
предпосылка успеха необходима и
сегодня. Но, как замечает Вебер, различие
состоит в том, что пуританин
хотел быть профессионалом. Пуританин
делал свое дело и вступал в
деловое общение на основе своих
собственных, внутренне ему присущих
этических убеждений и
Такой ход событий предвидел Вебер, который писал, что по мере того, как ценности протестантской этики начали преобразовывать мир «внешние мирские блага все сильнее подчиняли себе людей и завоевали наконец такую власть, которой не знала вся предшествующая история человечества. В настоящее время, по его словам, дух аскезы ушел из «мирской оболочки». Победивший капитализм перестал нуждаться в христианской опоре, в протестантской этике «и лишь представление о «профессиональном долге» бродит по миру, как призрак прежних религиозных идей».
Правда
Вебер еще сомневался в том, что
безудержное стремление к наживе
окончательно отодвинет в сторону
этику. К сожалению сбылись именно
худшие предположения мыслителя. Все
высокие нравственные принципы и
ценности, в том числе и христианские,
сразу же забываются, как только
речь заходит о прибыли. При этом
в деловом общении утрачивается
не только мораль но и самоидентификация
личности. Поскольку при рыночной
ориентации человек рассматривает
свои силы и возможности как товар,
отчужденный от него и предназначенный
для продажи, то на место чувства
идентификации зрелой и здоровой
личности, которое можно передать
словами «Я есть то, что я делаю»,
заступает чувство униженной
конформистской личности, действующей
по принципу «Я таков, каким вы хотите
меня видеть».
Как и
на Востоке, в Западной Европе древних
времен уделяется большое внимание
необходимости учета этических
норм и ценностей в деловом
общении, постоянно подчеркивается
их влияние на эффективность ведения
дел. Так, уже Сократ говорит о
том, что «кто умеет обходиться с
людьми, тот хорошо ведет и частные
и общие дела, а кто не умеет,
тот и здесь и там делает
ошибки». Однако в отличие от восточной,
западноевропейская культурная традиция
более прагматична. Экономический,
материальный интерес выдвигается
здесь на первый план, вместе с этим
большое внимание уделяется статусному
характеру общения. При этом статус
начальника рассматривается как
более привилегированный, нежели подчиненного.
Отсюда и этические нормы, такие,
как справедливость, благо, добро
и т. д., наполняются экономическим
содержанием и приобретают
Важно отметить, что Аристотель уже совершенно определенно утверждает, что в основе делового общения лежит «потребность, которая все связывает вместе». При этом имеются в виду прежде всего экономическая потребность и экономический интерес, которые обуславливают экономический обмен между врачом, земледельцем, ремесленником, ткачом, строителем и т. д.
Соответственно
этому и критерий нравственности
в деловом общении перемещается
в экономическую сферу. Так основным
критерием справедливости в деловом
общении, по Аристотелю, является принцип
«пропорционального равенства», согласно
которому «понесший большие труды
получает много, а понесший малые --
мало».
Эта характеристика
делового общения, когда на первый план
выдвигается экономический
Поэтом
человек с «рыночным
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этику
деловых отношений в наши дни
следует обращать особое внимание,
так как в настоящее время,
работодатели уделяют все большее
значение вопросам этики деловых
и личностных взаимоотношений при
отборе персонала и его приеме
на работу, а также в процессе
непосредственного выполнения сотрудниками
своей профессиональной роли. При
этом необходимо подчеркнуть, что понятие
«профессиональная роль»