Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:55, реферат
Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе, нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
1 Введение…………………………………………………………….3
2 Общая часть
2.1 Деловое общение: сущность и содержание……………………..4
2.2 Основные формы делового общения……………………………5
2.3 Коммуникационные стили делового общения………………….7
3. Деловые переговоры как основная форма делового общения.
3.1 Переговоры: понятие и сущность……………………………...10
3.2 Подготовка и порядок ведения переговоров…………………..11
3.3 Методы ведения переговоров…………………………………..17
Заключение…………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………….21
-
Стиль под названием «торговля за себя».
У такого стиля нет крайностей. Оба показателя
умеренные. Такие люди неплохо ориентируются
в ситуации, прислушиваются к чужим мнениям
и мыслям, стараются показывать только
лучшие свои качества. У людей о них создается
благоприятное впечатление, и они признают
его своим лидером.
3.
Деловые переговоры как
3.1
Переговоры: понятие и сущность
Переговоры – это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры.
В переговорах принимает участие группа, представляющая интересы организации. Возглавляет ее, как правило, руководитель. Здесь очень важны его навыки в общении с людьми, умение вести себя гибко в зависимости от ситуации. От этого на деловых переговорах будет зависеть результат, который непременно скажется на всей организации.
Переговоры протекают в виде деловой беседы по вопросам, представляющим интерес для обеих сторон, и служат налаживанию кооперационных связей.
Переговоры существенно различаются по своим целям: заключение договора о поставках, на проведение научно-исследовательских или проектных работ, соглашение о сотрудничестве и координации деятельности и т. д. В процессе переговоров люди хотят:
-добиться
взаимной договоренности по
-достойно
выдержать конфронтацию, неизбежно
возникающую из-за
Чтобы достичь этого надо уметь:
а) Решить проблему;
б) Наладить межличностное взаимодействие;
в) Управлять эмоциями.
За
столом переговоров могут сойтись
люди, имеющие различный опыт ведения
переговоров. Они могут иметь
различный темперамент (например, сангвиник
и холерик) и различное специальное
образование (например, техническое и
экономическое). В соответствии с этим
большим разнообразием отличается и сам
ход переговоров. Они могут протекать
легко или напряженно, партнеры могут
договориться между собой без труда или
с большим трудом или вообще не прийти
к какому-либо соглашению
3.2
Подготовка и порядок ведения переговоров.
Подготовка переговоров включает:
-анализ
проблемы (определение предмета
переговоров, информация о
-планирование переговоров (выработка переговорной концепции, определение целей, задач, стратегии переговоров, экономические расчеты, основные позиции, возможные варианты, подготовка необходимой технической и справочной документации);
-планирование организационных моментов;
-первые
контакты с партнером.
Ведение переговоров.
Нельзя предложить точную модель проведения любых конкретных переговоров, если не считать, конечно, крайне обобщенные схемы:
-приветствие и введение в проблематику;
-характеристика проблемы и предложения о ходе переговоров;
-изложение позиции (подробно);
-ведение диалога;
-решение проблемы;
-завершение.
Переговоры предназначены в основном, для того чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы) “выторговывать” отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех участников переговоров.
Переговоры проводятся:
-по
определенному поводу (например, в
связи с необходимостью
-при
определенных обстоятельствах (
- с определенной целью ( например, заключение соглашения);
-по определенным важным вопросам (политического, экономического, социального или культурного характера).
Зачастую
удается достичь договоренности лишь
после всестороннего обсуждения проблемы;
в ходе всяких переговоров обнаруживаются
различные интересы, и партнеры пропускают
их через призму собственных потребностей.
Немало важную роль играет и то, с какими
преимуществами (или негативными моментами)
связано для партнеров заключение того
или иного соглашения, особенно при оценке
новых, выдвинутых лишь в процессе переговоров,
вариантов решения.
Всякие переговоры требуют тщательной
подготовки: чем интенсивней они ведутся
(с использование анализов, расчетов экономического
эффекта, заключений и т. д.), тем больше
шансы на успех. Обратная же картина наблюдается
в том случае, когда при ведении переговоров
в должной мере не учитываются различные
объективные и психологические аспекты.
В чем же состоят эти недостатки?
“Холодный запуск”. Партнер вступает в переговоры, не обдумав предварительно в достаточной степени, их необходимость, цель, сложности и возможные последствия.
В этом случае за ним лишь “ответный ход”, т.е. он будет реагировать, а не действовать (инициатива будет исходить не от него).
“Отсутствие программ” - У партнера нет четкого плана действий в пределах максимальных и минимальных требований. Легче вести переговоры имея в голове (или на бумаге) различные варианты действий. Обычно (вне переговоров) для осуществления необходимых решений достаточно распоряжения.
“Главное чтобы меня это устраивало” - Партнер настолько выпячивает собственные интересы, что представители другой стороны не видят для себя никаких преимуществ. Подобное несовпадение интересов, зачастую вызываемое узко эгоистичными ведомственными соображениями блокирует собеседника, отбивая у него охоту вести, переговоры вообще.
“Пускать все на самотек” - Партнер не имеет четкого представления о собственных конкретных предложениях и аргументах детальных требованиях и критериях оценки предмета переговоров позиции и ожидаемой реакции противоположной стороны. Эффективность переговоров снижается из-за недостаточной их подготовки.
“Коммуникативные заморыши” - Неправильное поведение одного из партнеров, отрицательно сказывается на атмосфере переговоров, мешает достижению их цели.
«Партнер разучился слушать» (или некогда не владел этим искусством).
Участник переговоров в ответ на высказывание партнера:
- ведет себя не по-деловому, а излишне эмоционально не сдержано;
- не аргументирует, а своенравно отстаивает свою позицию;
- не приводит новые факты, не выдвигает новые предложения, а излагает известные мешающие решению проблемы позиции;
-
участник переговоров не
С
помощью анализа реального
Успех переговоров не в последнюю очередь зависит от принципиального отношения собеседников к переговорам вообще и от их поведения в конкретной ситуации.
б) Поведение при ведении переговоров
Надо
исходить из того, что переговоры необходимы
и полезны для решения
Надо настойчиво добиваться намеченной цели, убедительно аргументировать свои предложения, но не будьте слишком упрямы и глухи к мнению партнера: на переговорах, как известно приказов не отдают. Достойно представлять свои интересы, вносить предложения по решению обсуждаемой на переговорах проблемы. Стремится достичь таких соглашений, которые бы отвечали интересам не только вашей службы, но и общества в целом.
Надо помнить, что субъективными важнейшими условиями успешного ведения переговоров являются:
- политическая компетентность и сознательность;
-
реалистичный подход и
- сила воображения и дар комбинирования.
Было бы иллюзией полагать, что собеседника можно перехитрить с помощью разных условий и трюков или с “ломом в руках” заставить его пойти на чрезмерные уступки. На любых переговорах не обойтись без терпеливой целенаправленной аргументации.
Что не следует делать на переговорах:
- использовать временный фактор для давления на собеседника;
- “давить” на собеседника сроками;
- добиваться для себя преимуществ путем имитации “недопонимания”, одурачивания, лести и т. д.
Чтобы переговоры развивались успешно необходимо сразу же после их начала постараться найти общую с партнером позицию. В начале переговоров затроньте бесспорные не вызывающие разногласий аспекты обсуждаемого предмета. После этой фразы переходите к обсуждению таких пунктов, договориться по которым можно относительно легко. И только после этого остановитесь на важнейших вопросах повестки переговоров требующих подробного обсуждения.
С самого начала серьезно воспринимайте высказываемые партнером по переговорам мнениям обоснованиям проблемы требованиям оговоркам пожеланиям и т.д.
Чтобы не мешать развитию переговоров не акцентируйте внимание на расхождение во взглядах, если они не принципиальны. Надо говорить спокойно и контролировать свою речь; когда вы знакомите партнера с соответствующей проблемой, характеризовать причины ее возникновения и возможные последствия, а также невыясненные пункты переговоров.
Обобщая
сказанное, следует выделить, что
поведение должно соответствовать
возникающим на переговорах ситуациям.
Они оцениваются через
в) Психологически целесообразное и целенаправленное ведение переговоров.
Прежде всего, надо обращать внимание на относящиеся к комплексу проблемы аргументы, выдвинутые вашим партнером при изложении своей точки зрения. Не пытайтесь парировать утверждения партнера с помощью встречных утверждений. Попросить его уточнить, почему он придерживается изложенной точки зрения. Руководители, обладающие опытом ведения переговоров, придерживаются следующего принципа: они концентрируют внимание на предмете и одновременно учитывают личностные качества партнера. Надо позаботиться о том, чтобы партнер мог спокойно изложить свои аргументы возражения предложения.
Для
всех участников переговоров, прежде всего,
важно “уловить” конкретную ситуацию,
т. е. выяснить позицию собеседника по
отношению к предмету переговоров и сопоставить
эту оценку с собственными целевыми ориентациями.
Поэтому всегда будьте, настроены на “прием”.
Если внимательно выслушать партнера
это создаст основу для прогресса на переговорах,
поможет понять проанализировать и оценить
позицию собеседника. Это позволит избежать
ненужных встречных вопросов недоразумений
и обеспечит плавный ход обсуждений затронутых
на переговорах вопросов. Если же переговоры
зашли в тупик положение можно поправить.
Рассмотрите проблему с другой стороны.
С помощью встречных вопросов уточните,
правильно ли вы поняли партнера: “Если
я вас правильно понял, у вас есть некоторые
сомнения относительно сроков поставки...”
Проявите решительность в деле и сдержанность
в тоне.
Может
случиться, что переговоры увязнут
в обсуждении второстепенных вопросов,
хотя стороны не пришли еще к согласию
по основным пунктам. А ведь именно
такое согласие является предпосылкой
для успешного хода переговоров. В этом
случае необходимо “отсортировать” уже
достигнутые (главные) результаты переговоров
и на основании этого определить следующие
подлежащие обсуждению пункты.