Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:58, реферат
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической
особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта.
1.1. Введение. Понятие делового общения
1.2. Виды делового общения
2.1. Общие положения
2.2. Влияние личностных качеств на общение
2.3 Диалоговое общение
2.4. Групповые формы делового общения
2.5. Общение по телефону
3.1. Деловые беседы и переговоры. Общие положения
3.2. Этика и психология деловых бесед и переговоров
3.3. Деловой завтрак, обед, ужин
3.4. Особенности общения через переводчика
3.5. Заключение
4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к
окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных.
Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная
точка зрения.
Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных.
Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените
соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть
скромным.
5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше
окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников
вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться
со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно
подобранные аксессуары.
6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или
письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим
языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять
бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека,
окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона. [8,
30]
Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может
быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном
контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических
средств.
Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные
методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребительных из
них И. Браим выделяет следующие - убеждение, внушение, принуждение.
Убеждение - воздействие посредством доказательств, логического упорядочения
фактов и выводов. Подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в
истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков. Убеждение -
ненасильственный, а значит, и нравственно предпочтительный метод влияния на
партнеров по общению.
Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов
и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека,
складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния,
интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения.
Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное
копирование поведения,
а также бессознательное
Принуждение - наиболее насильственный метод воздействия на людей.
Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и
убеждениям, используя
угрозу наказания или иного
привести к нежелательным для индивида последствиям. Этически оправданным
принуждение может быть лишь в исключительных случаях. [9, 76 –77]
На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы,
в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная),
общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные
качества субъектов общения.
2.2. Влияние личностных качеств на общение
Личность обладает
индивидуальными чертами и
нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием
общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной,
культурной жизнедеятельности человека. В общении большое значение приобретает
знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и
моральных качеств. Деловое общение должно строиться на основе таких моральных
качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность,
великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям
нравственный характер.
На характер общения оказывает влияние темперамент его участников. Традиционно
выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический,
холерический, меланхолический.
Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро
сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и переключается с одного
вида деятельности на другой.
Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым видам
деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но начав его
выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное,
спокойное.
Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью,
упорством в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам
настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резок,
несдержан в выражениях.
Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен
отрицательным
эмоциям. В сложных ситуациях
склонен проявлять
терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. В
благоприятной обстановке может хорошо справляться со своими обязанностями.
Швейцарский психолог Карл Юнг разделил личности на экстравертов и
интровертов. Согласно его классификации, экстраверты характеризуются
ослабленным вниманием к своему внутреннему миру и ориентацией на внешнюю
среду. Они общительны, коммуникабельны, инициативны и легко адаптируются к
различным условиям. Интроверты, наоборот, ориентированы на свой внутренний
мир и склонны к самоанализу, замкнутости [9, 77 –78], [6, 212 – 213]
Такие типы темперамента, безусловно, редко встречаются в чистом виде. Для
более подробной классификации личностных качеств применяется метод Майерс-
Бриггс, названный в честь его создателей Изабель Майерс-Бриггс и ее матери и
построенный на теории Карла Юнга. Тип людей по этому методу определяется
путем выбора черт человека из каждой пары доминантных черт по четырем
категориям. Приведем их полностью в изложении Джона Честары [7, 90 –91]
"1. Экстраверты (E) направляют свою энергию на внешний мир. Они говорят и
действуют. Интроверты (I), наоборот, любят подумать прежде, чем что-то
предпринять. Они предпочитают работу, которая требует спокойной умственной
активности.
2. Сенситивы (S) - это люди, которые активно используют свои органы чувств
для сбора информации. Они реалисты и прекрасно ориентируются в деталях и
подробностях этого мира. Интуитивы (N), наоборот, видят глубокий смысл и
широкие возможности развертывания той или иной ситуации, по-скольку они
оценивают мир с помощью своего воображения.
3. Логики (T) делают рациональные, логические выводы. Они легко могут
выявить, что правильно и что неправильно. Они анализируют. Эмоционалы (F),
наоборот, принимают решения на основе своих чувств (а эти чувства, в свою
очередь, базируются на системе их ценностей). Они являются тактичными,
сострадательными и склонными к благотворительности, отличаются
дипломатичностью.
4. Рационалы
(J) ведут упорядоченную
событий в жизни они могут контролировать, тем для них лучше. Иррационалы (P),
наоборот, отличаются спонтанными реакциями, приветствуют новый опыт."
Развитием этой
теории типов можно считать
психологом Дэвидом Кирси классификацию людей по четырем типам темперамента:
NF - романтический, мягкий; NT - любопытный, логический; SJ - организованный,
ответственный; SP - играющий, свободный.
Наиболее распространенной формой делового общения является диалоговое
общение, т.е. такое речевое общение, при котором наиболее полно проявляются
моральные качества личности и черты характера, по которым тот или иной
индивид соотносится с определенным типом темперамента.
2.3. Диалоговое общение
Деловая беседа, как правило, состоит из следующих этапов: ознакомление с
решаемым вопросом и его изложение; уточнение влияющих на выбор решения
факторов; выбор решения; принятие решения и доведение его до собеседника.
Залог успеха деловой беседы - компетентность, тактичность и
доброжелательность ее участников.
Важным элементом как деловой, так и светской беседы является умение слушать
собеседника. "Общение - это улица с двусторонним движением. Чтобы общаться,
мы должны выражать наши идеи, наши мысли и наши чувства тем, с кем мы
вступаем в общение, но мы должны позволить нашим собеседникам также выразить
свои идеи, мысли и чувства." [7, 194]
Регламентаторами беседы являются вопросы. Для уяснения проблемы целесообразно
задавать вопросы открытого типа: что? где? когда? как? зачем? - на которые
невозможно ответить "да" или "нет", а требуется развернутый ответ с
изложением необходимых деталей. Если возникает необходимость конкретизировать
беседу и сузить тему обсуждения, то задают вопросы закрытого типа: должен ли?
был ли? имеется ли? будет ли? Такие вопросы предполагают односложный ответ.
Существуют определенные общие правила, которых целесообразно придерживаться
при ведении бесед в деловой и неформальной обстановке. Среди них можно
выделить следующие наиболее важные. [6, 194 – 195]
Говорить нужно так, чтобы каждый участник беседы имел возможность легко
вступить в разговор и высказать свое мнение.
Недопустимо нападать с горячностью и нетерпением на чужую точку зрения.
Высказывая свое мнение, нельзя отстаивать его, горячась и повышая голос:
спокойствие и твердость в интонациях действуют более убедительно.
Изящество в разговоре достигается через ясность, точность и сжатость
высказываемых доводов и соображений. Во время беседы необходимо сохранять
самообладание, хорошее расположение духа и благожелательность.
Серьезная полемика, даже при уверенности в своей правоте, негативно
сказывается на взаимополезных контактах и деловых отношениях. Необходимо