Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:06, контрольная работа
Категории чести и достоинства отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств человека. Честь – внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе! Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство – внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства само уважения. И только потом достоинство должно получить общественное признание.
I. Понятие чести и достоинства. 1-2
Честь и достоинство как этические категории. 3-4
II. Понятие насилия. 4-7
III. Аристотель: становление этики. 7-13
Список используемой литературы . 14
В отличие от теоретической философии этика является практической наукой. Цель этики, говорит Аристотель, - «не познание, а поступки», она учит тому, как стать добродетельным, наилучшим. Если, к примеру, «астрономия и математика не имеют иной цели, чем познание и истолкование вещей, которые составляют предмет этих наук, - хотя это и не исключает, что они в иных случаях могут принести конкретную пользу»4, то этические занятия не ставят своей целью только созерцание. Этическое исследование существует «не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку». Этические знания имеют ценность не сами по себе, они переходят в нормы, в требования к поведению. Этика рассматривает нравственность (добродетель) «не просто, чтобы знать, что она такое, но и чтобы знать, каким путем она достигается». Она является нормативной наукой, призванной показать, как и откуда появляется добродетель, развернуть программу нравственного воспитания. Более того, в этике познавательные задачи (знание добродетели самой по себе) подчинены нормативным целям - обоснованию того, как стать добродетельным.
Поскольку цель этики - стать лучше, то для людей неопытных в житейских делах, а также для людей невоздержанных, в частности для юношества, изучение этики принесет мало пользы. Ибо тот, кто не умеет управлять своими страстями, склонностями, тот тем более не сможет управлять ими хорошо, правильно. Для обильного урожая мало иметь хорошее зерно. Надо еще, чтобы оно пало на хорошую вспаханную почву. Знания о добродетели и путях ее формирования должны совпасть в индивиде с потребностью стать добродетельным. Этика в интерпретации Аристотеля является не просто отражением, но одновременно выражением и продолжением реальной нравственной практики.
Этика имеет свою меру точности. Критикуя этический интеллектуализм Сократа, Аристотель замечает, что знание добродетели вообще не дает еще знания добродетели в каждом отдельном случае, подобно тому, как врач лечит не человека вообще, а всегда отдельного, единичного индивида. Неопровержимый аргумент. Аристотель ставит вопрос еще более остро. Если бы даже, говорит он, такое знание, касающееся каждого единичного акта добродетельного поведения, и было возможно, оно бы мало способствовало счастью, ибо важно не просто знать, а действовать. Правильное действие всегда является единством рационального и иррационального, наряду со знанием оно еще требует нравственной зрелости склонностей. «Согласно правильному рассуждению поступают тогда, когда внеразумная… часть души не мешает энергиям ее разумной... части».
В этике истина обозначается «приблизительно и в общих чертах». Ее выводы являются скорее вероятными, чем точными. Речь идет о том, что этические обобщения касаются общих оснований и общих ориентации деятельности, но не могут управлять многообразием ее отдельных актов. Они охватывают некую тенденцию в мире человеческих поступков, которая пробивает себе путь через многочисленные отклонения, описывают то, что «имеет место лишь в большинстве случаев и при соответствующих предпосылках».
Этика вместе с политикой относится к наиболее важным наукам, имеет как бы родовое значение по отношению к другим практическим наукам. Эта особая роль этики объясняется тем, что она рассматривает действия человека с точки зрения их общих оснований, конечных целей.
Человек действует целесообразно. Всякая деятельность предпринимается ради какой-либо цели. Во врачебном деле - это здоровье, в кораблестроении - судно, в стратегии - победа и т.д. Цель, ради которой предпринимается деятельность, есть благо. Различные цели, соответствующие различным видам деятельности, иерархически организованы. То, что является целью в одном отношении, в другом отношении может быть средством. Менее общие и важные цели подчинены более общим и важным. В этой взаимосвязанной цепочке целей для того, чтобы вообще могла состояться целесообразная деятельность, должна быть последняя цель. Та цель, которая завершает эту иерархию, а значит, является в ней конечной, и которой соподчинены все прочие цели, и будет называться высшим благом. Все остальные блага-цели являются по отношению к нему средствами. Само же оно всегда остается целью, никогда не может стать средством. Высшее благо - это своего рода цель целей. «Если же у того, что мы делаем... существует некая цель, желанная нам сама по себе, причем остальные цели желанны ради нее и не все цели мы избираем... ради иной цели (ибо так мы уйдем в бесконечность, а значит, наше стремление бессмысленно и тщетно), то ясно, что цель эта есть собственно благо... т.е. наивысшее благо».
Заключение
Важнейшей заслугой Аристотеля остается создание науки, названной им этикой. Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Аристотель рассматривал свободное от материи мышление как верховное начало в мире - божество. Хотя человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько это в его силах. Он должен стремиться к нему как к идеалу. Утверждение этого идеала позволило Аристотелю создать, с одной стороны, реалистическую этику, основанную на сущем, т.е. на нормах и принципах, взятых из самой жизни, какова она есть в действительности, а с другой - этику, не лишенную идеала. Этика Стагирита, весь ее смысл и назначение состоит в том, чтобы показать, как избежать несчастья и достигнут счастья, доступного смертному человеку. По духу этического учения Аристотеля, благополучие человека зависит от его разума благоразумия, предусмотрительности. Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности, сделав тем самым нравственным идеалом созерцательную жизнь. Сообразно своему этическому идеалу Стагирит высоко ценит традиционные античные добродетели гражданина - мудрость, мужество, справедливость, дружбу. Однако он не ведает о любви человека к человеку в том смысле, как этому стали учить христианские богословы. Гуманизм Аристотеля совершенно отличен от христианского гуманизма, согласно которому «все люди – братья», т.е. все равны перед богом. Аристотелевская этика исходит из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности и степени активности, поэтому и уровень счастья или блаженства разный, а у некоторых жизнь может оказаться в общем и целом несчастной. Так , Аристотель считает, что у раба не может быть счастья. Он выдвинул теорию о «естественном» превосходстве эллинов («свободных по природе») над «варварами» («рабами по природе»). Для Аристотеля человек вне общества это или бог, или животное, Но так как рабы представляли собой иноплеменный, пришлый элемент, лишенный гражданских прав, то получалось, что рабы - как бы не люди. а раб становится человеком, только обретя свободу.
Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос - вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку в разных аспектах: первая - в аспектах природы отдельного человека. вторая - в плане социально-политической жизни граждан. Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно. необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет, то «общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным законам».
Основная и дополнительная литература
Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.
Аристотель. Соч в 4-х т. т.4. М., 1984. (Никомахова этика. Большая этика. Политика)
Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В., Чурилов В. А.
Этика политического успеха. Тюмень – Москва, 1997.
Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. М., 2002
Бганба-Церера В.Р. Экологическая этика. М., 1998
Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М., 1993
Биомедицинская этика / Под ред. В.И.Покровского и Ю.М.Лопухина/. – М., 1999.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987
Джордж Р. де. Деловая этика. Т. 1, 2. СПб., 2001.
Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974
Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М., 1974
История этических учений. (под.ред. Гусейнова А.А.). М., 2003
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М., 2003
Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 2000
Коновалова Л.В. Прикладная этика. М,, 1998
Корконосенко С.Г., Ворошилов В.В. Право и этика СМИ. СПб, 1999.
Назаров В.Н. Прикладная этика. М., 2005.
Петрунин В.К., Борисов Ю.Ю. Этика бизнеса. М., 2000
Рих А. Хозяйственная этика. М., 1996.
Фукс Э. История нравов. М., 1993-94
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
Хёсле В. Философия и экология. Пер. с нем. – М.: Наука, 1993. – 205 с.
Хоман К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая и предпринимательская этика. М., 2001
Швейцер А. Культура и этика. М., 1973
Этика (под.ред. Гусейнова А.А., Дубко Е.Л.). М., 1999
Этика российского рынка. Антология. М., 1993.
Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. В 57 т. М., 1954—1956.
Ильин И. А. Путь к очевидности. М„ 1993.
Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.
Аристотель. Сочинения в 4-х томах, том 4 [Текст] Аристотель. - М., Мысль. 1983. – 830 с.
Богомолов, А.С. Античная философия [Электронный ресурс] / А.С. Богомолов.
Философский словарь [ Электронный ресурс].
Гусейнов, А.А.,. Иррлитц, Г. Краткая история этики [Текст] / А.А. Гусейнов, Иррлитц Г. - М., Мысль. 1987.
Дубко, Е.Л. Этика [Текст]: учебник; под ред. А.А. Гусейнова / Е.Л. Дубко. – М.: Гаодарики, 2000.
1
Информация о работе Честь и достоинство как этические категории