Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:03, реферат
Биоэтика представляет собой важную точку философского знания. Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформациитрадиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека ( в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Этика жизни или биоэтика…………………………………………………….4
2. Этика жизни и традиции русской философии……………………………..…5
3. Биоэтика и традиции современной американской культуры……………..…9
4. Модели моральной медицины в современном американском обществе….11
4.1. Модель технического типа…………………………………………………12
4.2. Модель сакрального типа………………………………………………..…12
4.3. Модель коллегиального типа………………………………………………14
4.4. Модель контрактного типа…………………………………………………14
5. Принцип информированного согласия……………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21
Центром
движения за права пациентов явилась
больница, символизирующая всю
Американская ассоциация больниц стала активно обсуждать вопросы прав пациентов и одобрила билль о правах в конце 1972г. Право пациентов на автономию впервые получило официальное признание.
Среди прав пациента, принятых Американской ассоциацией больниц, первостепенное значение имеет право на информацию, необходимую для информированного согласия.
Под
информированным согласием
Врачу
вменяется в обязанность
а) характере и целях предлагаемого ему лечения;
б) связанном с ним существенном риске;
в) возможных альтернативах данному виду лечения.
С этой точки зрения понятие альтернативы предложенному лечению является центральным в идее информированного согласия. Врач дает совет, о наиболее приемлемом, с медицинской точки зрения варианте, но окончательное решение принимает пациент, исходя из своих нравственных ценностей. Таким образом, доктор относится к пациенту как к цели, а не как к средству для достижения другой цели, пусть это будет даже здоровье.
Особое внимание при информировании уделяется также риску, связанному с лечением. Врач должен затронуть четыре аспекта риска: его характер, серьезность, вероятность его материализации и внезапность материализации. В некоторых штатах Америки законодательные акты содержат перечни риска, о котором врач должен информировать пациента. Но одновременно с этим встает вопрос " как (в каком объеме)?" информировать пациента. В последнее время большое внимание получает "субъективный стандарт" информирования, требующий, чтобы врачи, насколько возможно, приспосабливали информацию к конкретным интересам отдельного пациента.
С точки зрения этики, "субъективный стандарт" является наиболее приемлемым, так как он опирается на принцип уважения автономии пациента, признает независимые информационные потребности и желания лица в процессе принятия непростых решений.
В начальный период формирования доктрины информированного согласия основное внимание уделялось вопросам предоставления информации пациенту. В последние годы ученых и практиков больше интересуют проблемы понимания пациентом полученной информации, а также достижение согласия по поводу лечения.
Добровольное согласие - принципиально важный момент в процессе принятия медицинского решения. Добровольность информированного согласия подразумевает неприменение со стороны врачей принуждения, обмана, угроз и т.п. при принятии пациентом решений. Можно говорить в связи с этим о расширении сферы применения морали, моральных оценок и требований по отношению к медицинской практике. Правда, пусть жестокая, сегодня получает приоритет в медицине. Врачу вменяется в обязанность быть более честным со своими пациентами.
Под компетентностью в биоэтике понимается способность принимать решения. Выделяются три основных стандарта определения компетентности:
1) способность принять решение, основанное на рациональных мотивах;
2) способность прийти в результате решения к разумным целям;
3) способность принимать решения вообще.
Таким
образом, основополагающим и самым
главным элементом
если это лицо может принимать приемлемые решения, основанные на рациональных мотивах.
Особенно актуальна проблема компетентности для психиатрии. Существует две основные модели информированного согласия – событийная и процессуальная
В событийной модели принятие решения означает событие в определенный момент времени. После оценки состояния пациента врач ставит диагноз и составляет рекомендуемый план лечения. Заключение и рекомендации врача предоставляются пациенту вместе с информацией о риске и преимуществах, а также о возможных альтернативах и их риске и преимуществах. Взвешивая полученную информацию, пациент обдумывает ситуацию и затем делает медицински приемлемый выбор, который наиболее соответствует его личным ценностям.
В противоположность событийной модели процессуальная модель информированного согласия основывается на идее о том, что принятие медицинского решения - длительный процесс, и обмен информацией должен идти в течение всего времени взаимодействия врача с пациентом. Лечение здесь подразделяется на несколько стадий, которые могут быть охарактеризованы с помощью основных задач, которые они ставят: 1) установление отношений; 2) определение проблемы; 3) постановка целей лечения; 4) выбор терапевтического плана; 5) завершение лечения. В этой модели пациент играет более активную роль по сравнению с относительно пассивной ролью в событийной модели.
В
целом поворот к доктрине информированного
согласия стал возможен благодаря пересмотру
концепции целей медицины. Традиционно
считалось, что первая цель медицины -
защита здоровья и жизни пациента. Однако
нередко достижение этой цели сопровождалось
отказом от свободы больного, а значит,
и от его личности. Пациент превращался
в пассивного получателя блага, в объект
манипуляций.
Главная цель современной медицины - помощь благополучию пациента, восстановление здоровья подчинено этой цели как один из составляющих элементов.
Модель
совместного принятия врачом и пациентом
решения о лечении признает, что
обе стороны привносят нечто
существенное в правильный выбор лечения,
но только пациент знает свои ценности,
которые приобретают решающее значение
при оценке ожидаемых результатов от лечения.
Медицинская этика в эпоху биологической и социальной революций рассматривает громадное количество новых и трудных моральных проблем: искусственное оплодотворение, нейрохирургия, "пилюли счастья", смерть
мозга и использование медицинской технологии в военных целях. Однако
повседневные кризисные ситуации в моральном плане могут и не быть
столь неординарными. Является ли медицинская проблема неординарной или же она не более сложна, чем обычная задачка по физике, и в том и в
другом случае решающую роль в ней будет играть дух моральной ответственности, который зависит от выбора соответствующей модели моральных отношений между сообществами профессионалов и непрофессионалов. Это и есть подлинное основание для медицинской этики в эпоху революционных преобразований.
Уважение
автономии индивида является одной
из основополагающих ценностей цивилизованного
образа жизни. Любой человек заинтересован
в том, чтобы принимать решения,
влияющие на его жизнь, самостоятельно.
Сегодня самоопределение
1. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных документов. – М., 2006.
2.Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
3.Журнал " Вопросы философии " , 3 , 2004г.