Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 00:23, курсовая работа
В связи с переходом к рыночной экономике в нашей стране появилось новее поле деятельность для энергичных и предприимчивых людей – малый бизнес. Экономический интерес, энергия и изобретательность активных и предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес – низкий уровень производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Республике Беларусь. На уровне правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом и бюрократией в Республики Беларусь.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики Республики Беларусь. Одним из них является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. №1178 «Об оказании финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства» (Приложение 2). На основе указа Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. №262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» данный документ определяет основные принципы сбалансированного распределения средств госбюджета на поддержку сектора малого предпринимательства.
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь, должен осуществляться в следующих направлениях:
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного – отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
В 1999-2000 годах финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. В 1999-2000 годах должны быть сохранены установленные действующим законодательством налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Предстоит упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения.
На мой взгляд, предприятия малого бизнеса в нашей стране находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров. Сложнее обстоит дело с информационным обеспечением, им нередко не хватает средств для проведения маркетинга. Все это ставит малые предприятия в невыгодное положение на рынке. Поэтому, я считаю, создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие его развития.
Наиболее
приоритетными направлениями
Одним из наиболее важных направлений государственной поддержки я является льготное кредитование.
Бизнесу нужен приток средств. Крупным предприятиям - с именем, авторитетом, банк всегда пойдет навстречу. А малому, особенно начинающему, вряд ли на обычных условиях дадут кредит. Поэтому, я считаю, очень нужной и эффективной является Программа государственной поддержки малого бизнеса за 1999 г. (распределение средств Программы в Приложении 2).
На мой взгляд, большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть фонды, государственные и муниципальные. Поддержке малого предпринимательства, основными направлениями деятельности которыми являются:
Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.
На
мой взгляд перспективы развития
малого бизнеса в Республике Беларусь
очень велики, но только объединяя усилия
по целому ряду направлений малые предприятия
могут рассчитывать на стабильное положение
в структуре экономики, успешную конкуренцию
и сотрудничество с крупными предприятиями.
Заключение.
Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в Республике Беларусь. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в Республике Беларусь ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Хотелось
бы заметить, что несомненная
Список
используемой литературы:
Кэмбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. «Экономика». Москва, издательство «Республика», 1992 г., том 2.
Оноприенко В.И. «Малые предприятия: Опыт, проблемы» Москва: Профиздат, 1991 г.
Певзнер А.Г. «Новое о малых предприятиях» Москва: АО "Факт", выпуск 2, 1990 г.
Серегин А.С. «Эффективность малого бизнеса». М.: Экономика, 1990 г.
Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 1998 г.
«Мелкий бизнес и эффективность американской экономики», Москва, «Факт», 1991г.
«Малый бизнес в системе предпринимательства Великобритании», Москва, агентство «Интерпринт», 1992 г.