Зарубежный опыт развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

В связи с переходом к рыночной экономике в нашей стране появилось новее поле деятельность для энергичных и предприимчивых людей – малый бизнес. Экономический интерес, энергия и изобретательность активных и предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес в РБ.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

 

       II. 2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса. 

     Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, какие же развивается и действует малый бизнес в этих странах.

     Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и  в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных  предприятий и 34% занятых на них  работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.

     Наибольшее  влияние на развитие мелкого предпринимательства  оказывают следующие факторы:

  • в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;
  • повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
  • уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;
  • способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;
  • в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
  • большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
  • расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

     Но, конечно, малые предприятия как  возникают, так и распадаются  по многим причинам. Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий из числа  малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

     Но  все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

     Отсюда  можно говорить о трех моделях  развития мелкого предпринимательства:

    1. консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;
    2. медленное расширение деловой активности;
    3. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

     По  данным опроса владельцев малых предприятий  в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой  продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

     В предыдущей главе мы видим, что в 80-х годах обозначилась тенденция  к увеличению числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.

     Относительно  состояния промышленности Германии, хотелось бы привести следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х годов до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого предпринимательства увеличилась с 18% до37%.

     В общем, в 70-е - 80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

     Большой плюс малых предприятий состоит  в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

     В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.

     Теперь  рассмотрим, какие предприятия относят  к малым страны с развитой экономикой, и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.

     В Великобритании отнесение предприятий  к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности  занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

  1. оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;
  2. активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;
  3. средняя численность занятых до 50 чел.

     Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.

     В Швеции система отнесения предприятий  к малым схожа с французской, но там действую еще и такие  показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.

     В Германии определенное понятие о  малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве., полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

     В Соединенных Штатах Америки федеральным  законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от  количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие – 1 – 24 занятых;
  • малые – 25 – 99 занятых;
  • промежуточные – 100 – 499 занятых;
  • крупные – 500 – 999 занятых;
  • крупнейшие – 1000 и более занятых.

     Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

     В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения  на товарных рынках.

     В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

     в промышленности – 100 человек;

     в строительстве – 100 человек;

     на  транспорте – 100 человек;

     в сельском хозяйстве – 60 человек;

     в научно технической сфере – 60 человек;

     в оптовой торговле – 50 человек;

     в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения – 30 человек;

     в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

      Эффективному  формированию культуры цивилизованного  предпринимательства мешают главным образом два фактора – излишняя регламентированность хозяйственной сферы и засилие бюрократии. Одни из наиболее вопиющих по своей нелепости препятствий на пути развития бизнеса является лицензирование экономической деятельности, нещадно к тому же затягивающее саму процедуру регистрации субъекта рыночных отношений. Непомерные налоги на прибыль, рост капитала и собственность – все это также душит предпринимательство и отбивает охоту у людей больше и лучше трудится. В США доходы корпораций и рост капитала обложены налогами, если так можно выразится средней тяжести, но законодательство оставляет предприимчивым людям достаточно проявить себя, благодаря чему в стране не мало бизнесменов, сделавших свои огромные состояния недавно именно благодаря созданию новых предприятий на базе рискового вложения капитала.

      Иная  картина наблюдается в Европе, где на пути людей к благосостоянию государством возведены многочисленные барьеры. Взять, к примеру, Швецию, хорошо известную своими компаниями с четко налаженным производством. Все они, в том числе L.M. Ericsson, Volvo и ABB Asca Brown Boveri, за малым исключением, были образованы давным-давно, в те славные времена между 1875 и 1915гг., когда шведский капитализм бурно развивался в условиях полной свободы рынка. И лишь буквально единицы, из возникших в последнее время, сумели заявить о себе во весь голос в условиях практически конфискалоного налогообложения. Неудивительно, что многие наиболее успешно развивающиеся компании, как ABB, предпочитают покидать Швецию, перенося штаб-квартиру и производство за рубеж.

 

      III. 3. Малые предприятия. 

     По  мере развития мелкого предпринимательства  образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Информация о работе Зарубежный опыт развития малого бизнеса