Выработка условий торговых договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:06, реферат

Описание работы

В данную группу включаются не только договоры хранения, перевозки, страхования, как это было в дореволюционном праве. Развитие торгового оборота привело к появлению новых видов сопутствующих услуг, таких, как рекламные и маркетинговые услуги, услуги по предоставлению и обработке коммерческой информации. Необходимость регулирования правоотношений при оказании данных видов услуг повлекла за собой появление соответствующих видов договоров.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. …2
Глава 1. Система условий договора в коммерческом праве …………………..4
Обязательные и прямые условия …………………………………………..4
Ассортимент, сроки и порядок отгрузки в торговом договоре ………….9
Глава 2. Существенные условия торгового договора ………………………...14
2.1. Основа составляющих качества товара ………………………………......14
2.2. Методология по определению цены и способов расчетов………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Выраб. усл. тор. договоров.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

  При передаче продавцом предусмотренных  договором товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Если продавец передал покупателю наряду с товарами, ассортимент которых соответствует договору, товары с нарушением условия об ассортименте, покупатель вправе по своему выбору принять товары, соответствующие условию об ассортименте, и отказаться от остальных товаров; отказаться от всех переданных товаров; потребовать заменить товары, не соответствующие условию об ассортименте, товарами в ассортименте, предусмотренном договором; принять все переданные товары. При отказе от товаров, ассортимент которых не соответствует условию договора, или предъявлении требования о замене товаров, не соответствующих условию об ассортименте, покупатель вправе также отказаться от оплаты этих товаров, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.4

  Принято различать групповой и развернутый  ассортимент. Групповой ассортимент  обозначает в укрупненных показателях  виды товара: обувь мужская, автомобили легковые. Под, развернутым ассортиментом понимаются конкретные марки, модели, рецепты, фасоны, размеры товара. Изделие может переводиться в самостоятельную ассортиментную позицию в результате указания сторонами в договоре любого признака, выделяющего товар из товаров данного вида. Это может быть показатель, касающийся цвета, рисунка, порядка упаковки, расфасовки и т. п. При большом числе ассортиментных позиций они указываются в спецификации, оформляемой как часть договора. Для договора купли-продажи ст. 468 ГК РФ решает вопросы изменения ассортимента иначе. (Это одно из многочисленных и ничем не обусловленных расхождений общих положений о купле-продаже и норм о поставке, создающих «специфику» договора поставки.) Согласно названной норме покупатель вправе отказаться от принятия доставленных продавцом товаров незаказанного ассортимента и потребовать их замены. Однако если покупатель в разумный срок не сообщит об отказе от товаров ненадлежащего ассортимента, то он не может требовать их замены и договор признается выполненным. Такой порядок сопряжен с большим риском для продавца, поэтому целесообразно по аналогии предусматривать в договорах процедуру изменения ассортимента, установленную для отношений по поставкам.

  В торговых договорах могут и должны предусматриваться обязанности продавцов по расширению ассортимента, освоению выпуска новых видов товаров, более привлекательных по своим свойствам. Договор — единственное правовое средство решения задачи удовлетворения ассортиментных запросов потребителей. Ведущая роль договора в удовлетворении ассортиментных запросов общества пока слабо осознана нашими управленцами и правовой наукой. В законодательных актах, цивилистических трудах не найти рекомендаций об использовании возможностей договора для расширения и обновления ассортимента приобретаемых товаров.5

  С предметом договора тесно связано  условие о сроках. Следует, прежде всего, различать срок действия договора и срок передачи или отгрузки товара. По сроку действия различают краткосрочные, среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (пять и более лет) договоры. В отношении сроков передачи (отгрузки) товара законодательство о купле-продаже не требует их указания в договоре. Такой подход совершенно неприемлем для торговых отношений.

  Срок  передачи или отгрузки, которая приравнивается к передаче, может определяться конкретной датой или указанием периода, в котором должен быть отгружен товар. При регулярном характере отгрузок наряду с общим сроком поставки в договоре устанавливаются частные сроки, т. е. периоды для отгрузок отдельными частями (партиями). Если договор предусматривает поставку отдельными партиями, но сами периоды поставки не определены, то согласно ст. 508 ГК РФ товары должны поставляться равными партиями помесячно.

  При выработке условий о сроках следует учитывать такие факторы, как длительность цикла производства изделий, продолжительность транспортировки, наличие у продавца и покупателя складских площадей для хранения готового товара. Условие о частных сроках требует его увязки с ассортиментом и количеством. Изготовление изделий в широком ассортименте связано с частыми переналадками оборудования. Остановки для переналадки уменьшают выход готовой продукции. Поэтому для совмещения ассортиментных запросов потребителей с задачей сохранения объемов производства используются сложные конструкции условий о сроках. Так, применяются двойные сроки: по общим объемам поставки (они более короткие) и по развернутому ассортименту — более продолжительные.

  Сроки поставки и графики отгрузки —  это разные условия договора. Так, частные сроки могут быть соблюдены, а все графики сорваны. Поэтому за нарушение графиков должна предусматриваться отдельная ответственность. Доказать убытки от таких нарушений весьма сложно. Поэтому более пригодно установление в договоре штрафов, причем достаточно высоких, за несоблюдение графиков. Важно определять в договоре порядок действий в случаях нарушения продавцом сроков передачи товара. Закон урегулировал эти вопросы лишь в отношении договоров поставки. Согласно ст. 511 ГК РФ количество товара, недопоставленное в одном частном периоде, подлежит восполнению в следующем периоде в пределах срока действия договора. Восполнение должно производиться в согласованном ассортименте, а если он не определен, то в том ассортименте, который не был поставлен в срок. Следует по аналогии определять эти условия также в других видах реализационных договоров.

  При выработке условий о порядке  доставки необходимо предусматривать  меры, направленные на обеспечение  сохранности товара. Таково включение требований об использовании отправителем средств пакетирования, крепления, укрытия груза.

  Покупатель  вправе отказаться от товара, поставка которого просрочена. Статья 511 ГК РФ устанавливает, что об отказе он обязан известить  поставщика. Товар, который отгружен до получения поставщиком отказа, должен быть принят и оплачен покупателем. По договорам купли-продажи ст. 457 ГК устанавливает более практичный порядок. Продавец вправе отгружать товар, передача которого просрочена, только получив на это согласие покупателя.

  Статья 491 ГК РФ предусматривает возможность  включения в договор условия  о сохранении за продавцом права  собственности на товар до оплаты покупателем его стоимости. В  соответствии с названной нормой покупатель не вправе до перехода к  нему права собственности распоряжаться товаром, если иное не вытекает из назначения и свойств товара либо из договора.

  Согласно  ст. 459 ГК РФ риск случайной гибели или  повреждения товара переходит на покупателя с момента исполнения продавцом обязательства по передаче товара, а по товарам, проданным во время нахождения в пути, — с момента заключения договора. Эта норма детализирует общее правило ст. 213 ГК РФ об отнесении риска на собственника. Вместе с тем в договоре могут предусматриваться иные решения. Так, например, в интересах добросовестного покупателя, оплатившего в порядке предоплаты стоимость товара, целесообразно устанавливать, что продавец, получивший деньги за товар, несет риск его случайной утраты или порчи до момента фактического поступления товара к покупателю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Существенные условия торгового договора 

  2.1. Основа составляющих качества  товара 

  Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю  товар (выполнить работу, оказать  услугу), качество которого соответствует  договору.6

  Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», принятый с учетом требований ВТО, кардинально изменил ранее существовавшую систему правового регулирования качества. Закон ввел ряд новых инструментов регламентации качества, а именно: техническое регулирование, технический регламент, международный стандарт, национальный стандарт, оценка соответствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Они требуют быстрейшего освоения и внедрения в коммерческую практику.

  В нашей стране накоплен значительный опыт государственного управления качеством. Еще в период существования СССР использовались различные организационные, экономические, технические и правовые инструменты. Действовала развернутая система государственных стандартов, строительных норм и правил, создавались отделы технического контроля, институты представителей заказчика, отраслевые системы управления качеством продукции и т.п.

  В постсоветской России система государственного управления качеством была построена  на сочетании административных и частных (договорных) средств воздействия на поддержание качества производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. В основу указанной системы были положены механизмы стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений. Эти механизмы получили развернутую правовую регламентацию в специальных Законах:

Законе  РФ "О стандартизации", Законе РФ "О сертификации продукции  и услуг", Законе РФ "Об обеспечении  единства измерений".

  Прошедшие с начала формирования российской модели управления качеством годы показали слабую эффективность ее функционирования. Отечественная система управления качеством не отличалась единством  регулирования, поскольку требования к продукции разрабатывались в различных ведомствах и зачастую дублировали друг друга, не была гармонизирована с международной, и прежде всего с европейской, системой, что создавало дополнительные барьеры в сфере внешнеторговой деятельности, не обеспечивало равных условий для отечественных и зарубежных производителей на российском рынке. Кроме того, в отличие от промышленно развитых стран с рыночной системой хозяйствования отечественная система контроля и надзора за исполнением требований к продукции действовала в основном в секторе производства, на промышленных предприятиях, а не в сбытовом секторе, т.е. соответственно на рынке товаров, работ и услуг.7 Важным шагом на пути совершенствования государственной системы управления качеством явилось принятие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" с которого собственно и началось реформирование сложившейся системы стандартизации и сертификации товаров и услуг.

  Видами  стандартов, согласно ст. 13Федерального Закона «О техническом регулировании», являются национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации и стандарты организаций. Закон допускает также возможность применения международных стандартов.8

  Национальные  стандарты и стандарты организаций  применяются независимо от страны или места происхождения товара. Поэтому стандарты могут быть установлены на товары, приобретенные у других лиц либо закупленные по импорту и реализуемые в России. Данное правило означает также возможность применения одной организацией стандарта, разработанного и утвержденного другим субъектом. При этом лицо, применяющее стандарт, обязано указать, какой организацией утвержден стандарт, его название, номер и дату утверждения. Подтверждение соответствия качества заявленным требованиям бывает обязательным или добровольным. Сама процедура подтверждения может основываться: а) на проверке качества товара органом по сертификации или б) на подаваемой заявителем декларации о соответствии. Как распределяются обязанности по обеспечению качеством между субъектами торгового оборота? По смыслу закона, изготовитель и оптовая организация — продавец несут ответственность за соответствие товара принятому стандарту или условиям договора, а также правильное использование сертификата соответствия, декларации о соответствии и знака соответствия или знака обращения на рынке. Оптовые и розничные торговые организации при продаже приобретенного товара отвечают за само наличие сертификата соответствия или декларации о соответствии и знака соответствия (знака обращения на рынке) на реализуемом товаре, когда сертификация обязательна либо когда ее добровольное проведение предусмотрено договором с продавцом.

  Улучшение качества — одна из важнейших общегосударственных  задач, определяющих положение нации  в мире. Государство, которое не смогло наладить изготовление первосортных товаров, всегда будет оставаться обреченным на экономическую зависимость. По уровню качества большинства товаров мы значительно отстаем от развитых стран. Однако основная проблема в том, что сохраняющееся низкое качество наслаивается на правовую и организационную необеспеченность работы по его улучшению, на отсутствие конкуренции между товаропроизводителями.

  Как же использовать договор для содействия улучшению качества?

  Важно прежде всего определять в договоре конкретные показатели качества, не оставлять их неурегулированными, на что совершенно неосновательно ориентирует ГК РФ. Как свидетельствует практика, целесообразно выделять условие о качестве товара в виде самостоятельного раздела договора. При необходимости детального определения качественных показателей товара они могут излагаться в техническом описании или ином документе, прилагаемом к договору в виде его обязательной части. Одним из способов регулирования качества товаров в коммерческой практике является поставка по согласованным образцам. Такой порядок удобен при реализации сравнительно недорогих товаров. Продавцом изготавливается образец в одном или двух экземплярах. Образец снабжается этикеткой за подписями сторон, упаковывается и опломбируется. В договоре указываются важнейшие качественные характеристики образца, а также порядок его хранения. В случае возникновения спора о качестве экспертная организация проводит проверку полученных покупателем изделий на соответствие образцу.

Информация о работе Выработка условий торговых договоров