Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:44, контрольная работа
Для последнего десятилетия прошлого столетия был характерен безусловный интерес к менеджменту качества. Возьмем хотя бы такой формальный показатель как число фирм, сертифицированных на соответствие стандартам ИСО серии 9000. Этот показатель увеличивался в мире ежегодно в среднем на 60.000. В Европе наличие сертификата на систему качества превратилось фактически в показатель конкурентоспособности.
Ориентация на потребителя.
Лидерство руководителя.
Вовлечение людей.
Процессный подход.
Системный подход к менеджменту.
Постоянное улучшение.
Принятие решений, основанное на фактах.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ВЫСШАЯ
ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Контрольная работа
По дисциплине: «Управление качеством»
Тема:
Восемь принципов менеджмента качества
Выполнил:
Студент (ка) 3 курса
Группы 99/004
_________________
Проверил:
_________________
Казань- 2012
Содержание
Принципы
менеджмента качества.
Для последнего десятилетия прошлого столетия был характерен безусловный интерес к менеджменту качества. Возьмем хотя бы такой формальный показатель как число фирм, сертифицированных на соответствие стандартам ИСО серии 9000. Этот показатель увеличивался в мире ежегодно в среднем на 60.000. В Европе наличие сертификата на систему качества превратилось фактически в показатель конкурентоспособности.
Начиная разработку системы под давлением внешних факторов, фирмы довольно быстро убеждались, что система качества ведет их по пути повышения эффективности. управляемости и гибкости производства. Системы, сориентированные на международные стандарты, потребовавшие от фирм немалых усилий и расходов на их разработку и сертификацию, начинали отрабатывать потраченные на них средства.
В этом немалая заслуга стандартов 94 года. Получив признание как стандарты гарантии качества, они идеологически подготовили фирмы к пониманию принципа TQM.
Дальнейший путь развития сертифицированных систем давал стандарт 9004, но лишь частично. Более целостное представление в этом плане дает стандарт в редакции 2000.
Наибольшую ценность представляют провозглашенные в нем 8 принципов менеджмента качества, которые смело можно назвать принципами построения модели конкурентоспособного предприятия, нацеленного на успех.
Совершенно очевидно, что лидером в современном мире может стать не тот. кто идет напролом, сметая на своем пути все препятствия, и не тот. кто умело лавирует между препятствиями, оставляя у себя за спиной точки сопротивления, а тот. кто осознанно. целенаправленно и настойчиво преодолевает препятствия, разумностью своих действий превращая сопротивляющихся в союзников своих преобразований.
По-настоящему качественный продукт можно стабильно производить только па основе баланса интересов общества, потребителя, поставщика, персонала и собственника.
Если
вникнуть в суть, станет очевидно, что
вся система менеджмента
- баланс интересов общества, потребителя, поставщика, персонала и собственника;
- построение взаимоотношений «поставщик - потребитель» как во внешних отношениях, так и внутри фирмы.
Более
того, провозглашенные 8 принципов становятся
по-настоящему востребованными лишь
в той мере, в которой они
обслуживают эти два
Рассмотрим
с этой точки зрения 8 принципов
в той последовательности, в которой
они приводятся в стандарте.
Принцип
1 - Ориентация на потребителя.
Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Применение принципа "ориентация на потребителей" обычно приводит к:
- изучению и пониманию потребностей и ожиданий потребителей;
- обеспечению уверенности в том, что цели организации связаны с потребностями и ожиданиями потребителей;
- передаче (распространению) информации о потребностях и ожиданиях потребителей по всей организации;
- измерению удовлетворенности потребителей и последующим действиям, основанным на полученных результатах;
- системному подходу к менеджменту отношений с потребителями;
- обеспечению
сбалансированного подхода при удовлетворении
потребителей и других заинтересованных
сторон.
Принцип
2 - Лидерство руководителя.
Никакое серьёзное дело не будет выполнено с наибольшим эффектом, если люди, которые его возглавляют, не возьмут на себя лидерские функции.
Руководитель-лидер
- необходимое условие
Применение этого принципа предполагает:
- умение прогнозировать ситуации и осуществлять руководство, принимая во внимание накопленный опыт;
- понимание изменений во внешнем окружении и умение реагировать на них;
принятие во внимание потребностей всех заинтересованных сторон, включая потребителей, владельцев, сотрудников, поставщиков, местное сообщество и общество в целом;
- формирование ясного видения будущего организации;
- формирование ценностей и этических ролевых моделей на всех уровнях организации;
- создание в организации атмосферы доверия;
- предоставление сотрудникам необходимых ресурсов и делегирование им полномочий, адекватных взятой ими на себя ответственности, и установление их обязательной отчётности;
- поощрение сотрудников и признание их вклада в постоянное улучшение деятельности организации;
- ведение открытого и честного обмена информацией;
- - непрерывное обучение сотрудников;
постановка
достижимых целей и показателей,
вызывающих у сотрудников стремление
к самосовершенствованию и
- применение стратегии организации для достижения установленных целей и показателей.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
- при формулировке политики и стратегии - устанавливается и широко обсуждается ясное видение будущего организации;
при установлении целей и показателей - установленное видение организации трансформируется в измеримые цели и показатели;
- при оперативном управлении - вовлечённые люди с делегированными полномочиями, достигая собственных целей, способствуют достижению целей организации;
- при управлении людскими ресурсами - создаётся новая корпоративная культура, основанная на принципах мотивации, всеобщей информированности и преданности персонала.
Принцип
3 - Вовлечение работников.
Работники
всех уровней составляют основу организации,
и их полное вовлечение дает возможность
организации с выгодой использовать их
способности.
Применение принципа "вовлечение работников" обычно приводит к тому, что:
- работники понимают важность своего вклада и своей роли в организации;
- работники выявляют ограничения в своей деятельности;
- работники признают существование проблем и свою ответственность за их решение;
- работники оценивают свою деятельность на основе достижения поставленных перед ними целей и задач;
- работники активно ищут возможности для повышения своей компетентности, знаний и опыта;
- работники свободно делятся своими знаниями и опытом;
- работники
открыто обсуждают проблемы и дела.
Принцип
4 - Процессный подход.
Желаемый
результат достигается
Применение принципа "процессный подход" обычно приводит к:
- систематическому определению видов деятельности, необходимых для достижения желаемого результата;
- установлению четкой ответственности и подотчетности по управлению ключевыми видами деятельности;
- анализу и измерению способности ключевых видов деятельности;
- идентификации взаимосвязей между ключевыми видами деятельности внутри и между подразделениями организации;
- концентрации внимания на тех факторах, которые будут улучшать ключевые виды деятельности организации – таких, как ресурсы, методы и материалы;
- оценке
рисков, последствий и влияние видов деятельности
на потребителей, поставщиков и другие
заинтересованные стороны.
Принцип
5 - Системный подход к менеджменту.
Создание и управление системой взаимодействующих динамичных процессов для достижения поставленной цели способствует повышению результативности и эффективности деятельности организации.
Системный подход, прежде всего, ведёт к увязыванию задач, возникающих в рамках концепции качества, с миссией организации, её видением, стратегическими целями и Политикой в области качества.
Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, применения "проектного стиля" организации работ, вовлечения людей в управление, делегирования им полномочий и оказания им доверия.
Это - процессный, гуманистический
подход к менеджменту,
Применение этого принципа предполагает:
- формирование системы на основе определения или разработки процессов, влияющих на достижение поставленной цели;
- структурирование системы для достижения цели самым эффективным способом;
- понимание взаимозависимостей процессов в системе, разрушающих барьеры между подразделениями;
- постоянное улучшение системы на основе измерения, анализа процессов и оценки их результатов;
- установление ограничений на ресурсы до начала действий.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества: