Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

В условиях недофинансирования перед учреждением стоит дилемма: либо зарабатывать средства собственными силами посредством осуществления предпринимательской деятельности и развивать материально-техническую базу, либо существовать в основном за счет бюджетных средств, что не дает реальной возможности образовательному учреждению содержать определенные стандарты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. ……3

Споры о налогообложении образовательных учреждений ………………..6
2. Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений…………..11

2.1. Реализация услуг…………………………………………………………...11

2.2. Реализации работ……………………………………………………………17

2.3. Реализация основных фондов и иного имущества…………………….…23

2.4. Внереализационные доходы ………………………………………….…...24

Выводы и предложения …………………………………………………………...30

Список использованной литературы……………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

почти готовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать)
align="justify">платный гардероб;

обеспечение питанием;

обеспечение проживания;

организация дополнительного медицинского обслуживания;

экскурсионное и культурно-массовое обслуживание;

услуги  по физическому воспитанию и развитию;

организация досуговой деятельности, включая  проведение театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных  и праздничных мероприятий и  т. д.

     Из сопутствующих услуг важно  выделить услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и (или) воспитательным процессом, приравненные в целях налогообложения к образовательным услугам. Под услугами в сфере образования, приравненные к образовательным услугам, следует понимать услуги, оказанные ограниченному кругу потребителей - только обучающимся и иным участникам образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Отнесение таких сопутствующих услуг в сфере образования к предпринимательской либо непредпринимательской деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями, негосударственными образовательными учреждениями производится в порядке, предусмотренном для дополнительных образовательных услуг.

     Те же самые сопутствующие  услуги, оказанные сторонним потребителям, нельзя признать услугами в сфере образования, поскольку оказание услуг не ограничено по кругу лиц - участников образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Однако образовательные учреждения, имеющие запись о таких услугах в уставе и реинвестирующие доходы в образовательный процесс данного учреждения, могут не рассматривать в этой части деятельность как предпринимательскую (п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании").

     Следует отметить, что отдельные виды деятельности из перечисленных выше сопутствующих услуг для всех организаций без исключения подпадают под действие специальных налоговых льгот, предусмотренных действующим законодательством помимо льгот для сферы образования (независимо от того, кому они оказаны - обучающимся или посторонним лицам). К таким сопутствующим услугам, в частности, относятся: обеспечение питанием в части реализации продукции столовой учреждения, финансируемого из бюджета; обеспечение проживания в части реализации услуг общежития; проведение театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий и т. д.  
 

2.2. Реализация работ

     1) Реализация сопутствующих работ.

     К сопутствующим работам, наиболее  часто выполняемым образовательными организациями, прежде всего, следует отнести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в том числе выполняемые учреждениями образования на основе хозяйственных договоров. Образовательные учреждения имеют возможность не рассматривать данную деятельность как предпринимательскую в части полученного дохода, реинвестируемого в образовательный процесс данного учреждения, если выполнение таких работ предусмотрено уставом учреждения (п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Все остальные организации относят данную деятельность к предпринимательской.

     2) Реализация продукции, работ, услуг в рамках учебно-производственной деятельности.

     Под учебно-производительной деятельностью  образовательной организации понимается производство и реализация продукции (работ, услуг) с участием обучающихся. Учебно-производственная деятельность может быть плановой и дополнительной, осуществляется через:

учебно-производительные мастерские;

учебные предприятия, включая учебные магазины, типографии, кафе, ателье, парикмахерские и т. д.

     Статус учебного предприятия,  его функции и цели его создания (прохождение учащимся производственной  практики, отработка производственных  навыков или извлечение прибыли)  должны быть отражены в учредительных документах юридического лица. Образовательные учреждения, имеющие учебные предприятия непредпринимательского характера согласно уставу и реинвестирующие доход от учебно-производственной деятельности в образовательный процесс данного учреждения, в этой части не относят такую деятельность к предпринимательской, руководствуясь п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образования". Юридические лица иных организационно-правовых форм, включая некоммерческие организации, доходы учебных предприятий рассматривают как доходы от предпринимательской деятельности.

 В  соответствии со статьей 349 НК  РФ:

     Объектом налогообложения признаются  операции по реализации физическим  лицам товаров (работ, услуг)  на территории субъекта Российской  Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

    Как реализация услуг отражается  в учете, рассмотрим на конкретном примере. Пример:

    Образовательное учреждение оказало  услуги путем выполнения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ,  не облагаемых НДС, на сумму  1500 руб. Себестоимость данной  услуги - 1000 руб. Хозяйственные операции будут отражаться следующим образом:

1) Дебет  280 Кредит 220 – 1000 руб. - списаны расходы  учреждения на оказание услуг;

2) Дебет  153 Кредит 401 - 1500 руб. – предъявлен  счет заказчику на стоимость  услуг по договорной цене;

3) Дебет  111 Кредит 153 – 1500 руб. – поступила оплата от заказчика (на сумму счета);

4) Дебет  400 Кредит 280 – 1000 руб. – (вторая  запись, производится одновременно  с поступлением оплаты на сумму  себестоимости услуги) – фактические  расходы списаны на доходы  отчетного периода;

5) Дебет  401 Кредит 400 – 1500 руб. – доходы  будущих периодов переведены  в доходы отчетного периода.

     Учет предпринимательской деятельности  бюджетных учреждений имеет ряд  особенностей. Так, предпринимательская  деятельность бюджетных учреждений  приравнивается к деятельности коммерческой организации. Это означает, что к бюджетному учреждению применяется общий режим налогообложения, то есть обязанность по исчислению, предоставлению отчетности и уплате НДС, налога на пользователей автодорог, налога на прибыль. Порядок исчисления налогооблагаемых баз, отражения начисленных налогов на счетах бухгалтерского учета аналогичен порядку, применяемому  для коммерческих организаций.

   Не является объектом налогообложения  стоимость любых товаров, работ,  услуг, связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом, самостоятельно производимых и реализуемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках их уставной деятельности.

     Состав налогов, уплачиваемых  от проведения предпринимательской деятельности, определяется Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», НК РФ (части первая и вторая). В соответствии с этими документами с учреждений образования взимаются федеральные, региональные и местные налоги.

     К федеральным налогам относятся:  налог на добавленную стоимость,  акцизы, налог на операции с  ценными бумагами, таможенная пошлина,  отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, платежи  за пользование природными ресурсами,  налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоги, перечисляемые в дорожные фонды, гербовый сбор, государственная пошлина, сбор за использование наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний. Федеральные налоги взимаются на всей территории Российской Федерации, порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами РФ.

     К региональным налогам относятся:  налог на имущество предприятий,  плата за воду, сбор за регистрацию  предприятий, налог с продаж. Эти  налоги устанавливаются законодательными  актами Российской Федерации  и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки устанавливаются региональными органами законодательной власти субъектов РФ.

    К местным налогам относятся:  земельный налог, налоги на  содержание милиции, детских учреждений  и т.п.

    Часть местных налогов (земельный налог) устанавливается законами Российской Федерации, часть – районными и городским органами власти.

    Налог на добавленную стоимость

    Законодательство по НДС регулирует  вопросы исчисления этого налога  при осуществлении предприятиями  (организациями, учреждениями) хозяйственной деятельности, связанной с реализацией товаров (работ, услуг). Порядок исчисления, уплаты и учета НДС определен главой 21 НК РФ. Плательщиками данного налога являются все организации и индивидуальные предприниматели (статья 143 Налогового кодекса).

    Статья 350 НК РФ содержит перечень  операций, освобождаемых от налогообложения. 

     В целях обложения налогом  с продаж к продаже за наличный  расчет приравнивается продажа  с использованием расчетных или  кредитных банковских карт.

     Налог с продаж в первичных  учетных документах отдельной  строкой не отражается, а входит  в цену товара (работ, услуг).

     На сумму налога с продаж  уменьшается облагаемый оборот  по налогу на пользователей  автодорог.

     Изменения по налогу с продаж, вступившие в силу с 1 января 2002 года. 

      Организации и индивидуальные  предприниматели, признаются налогоплательщиками,  если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта  Российской Федерации, в котором  установлен указанный налог (пункт 2 статьи 348 НК РФ).

     Объектом налогообложения признаются  операции по реализации физическим  лицам товаров (работ, услуг)  на территории субъекта Российской  Федерации. Операции по реализации  товаров (работ, услуг) признаются  объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт (статья 349 НК РФ).

    Из указанных норм можно сделать  следующие выводы:

1) реализация  товаров (работ, услуг) юридическим лицам не облагается налогом с продаж (ни при какой форме расчетов);

2)   реализация товаров (работ, услуг)  физическим лицам в случае, если  расчеты производятся не денежными  средствами, не приводит к обязанности  исчислять налог с продаж.

     Например, если физическое лицо  рассчитывается за приобретаемые  товары (работы, услуги) векселем, встречной  передачей товаров (работ, услуг)  и т.д., то налог с продаж  не уплачивается;

     реализация товаров (работ, услуг)  физическим лицам за безналичный расчет, но без использования расчетных или кредитных банковских карт (например, путем перечисления через банк), не облагается налогом с продаж.

     Последние два правила применяются  и к реализации товаров (работ,  услуг) индивидуальным предпринимателям.

     Закон не освобождает от обязанности  исчислять налог при реализации  товаров (работ, услуг) индивидуальным  предпринимателям за наличный  расчет, а также с использованием  расчетных или кредитных банковских  карт. Индивидуальный предприниматель  является физическим лицом (статья 11 НК РФ), поэтому при реализации ему товаров (работ, услуг) применяются правила, касающиеся налогообложения реализации товаров физическим лицам.

     Скорее всего, это техническая  ошибка закона, так как обложение  налогом с продаж операций по реализации товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателям ставит их в неравное положение с организациями, что противоречит принципам налогообложения (статья 3 НК РФ).

     Чтобы избежать потерь на налоге, можно посоветовать при заключении договора с индивидуальным предпринимателем предусматривать оплату последним товара по безналичному расчету (платежным поручением). В этом случае продавец налог с продаж не уплачивает.

    Статья 4 Федерального закона от 27 ноября 2001 года № 148-ФЗ установила, что глава 27 «Налог с продаж» части второй НК РФ утрачивает силу с 1 января 2004 года. Таким образом, с этой даты налог с продаж на территории России взиматься не будет (если законодатели не передумают).

  3) Издательско-полиграфическая деятельность образовательных организаций.

Информация о работе Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений