Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

В условиях недофинансирования перед учреждением стоит дилемма: либо зарабатывать средства собственными силами посредством осуществления предпринимательской деятельности и развивать материально-техническую базу, либо существовать в основном за счет бюджетных средств, что не дает реальной возможности образовательному учреждению содержать определенные стандарты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. ……3

Споры о налогообложении образовательных учреждений ………………..6
2. Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений…………..11

2.1. Реализация услуг…………………………………………………………...11

2.2. Реализации работ……………………………………………………………17

2.3. Реализация основных фондов и иного имущества…………………….…23

2.4. Внереализационные доходы ………………………………………….…...24

Выводы и предложения …………………………………………………………...30

Список использованной литературы……………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

почти готовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. ……3

  1. Споры о налогообложении образовательных учреждений ………………..6

2. Виды  коммерческой деятельности образовательных  учреждений…………..11

    2.1. Реализация  услуг…………………………………………………………...11

    2.2. Реализации работ……………………………………………………………17

    2.3. Реализация основных фондов и иного имущества…………………….…23

    2.4. Внереализационные доходы ………………………………………….…...24

Выводы  и предложения …………………………………………………………...30

Список  использованной литературы……………………………………………...36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     В условиях недофинансирования перед учреждением стоит дилемма: либо зарабатывать средства собственными силами посредством осуществления предпринимательской деятельности и развивать материально-техническую базу, либо существовать в основном за счет бюджетных средств, что не дает реальной возможности образовательному учреждению содержать определенные стандарты. Большинство вузов выбирают первый путь. Средства, получаемые вузами от осуществления предпринимательской деятельности, весьма существенны. В частности, функционирование государственных вузов, находящихся в ведении Министерства образования и науки России, обеспечивается за счет средств от предпринимательской деятельности на уровне 40 %1. Отдельные государственные вузы имеют в общем объеме финансовых средств 60–70 % поступлений от внебюджетной деятельности2. За счет привлеченных дополнительных финансовых ресурсов у вузов появляется возможность адекватно выполнять свою образовательную и научную миссию в обществе, укреплять материально-техническую базу, сохранять профессиональные кадры.

     При этом законодатель ограничил  право некоммерческих организаций  на осуществление предпринимательской  деятельности уже двумя условиями:  согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ они  могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Таким образом, предпринимательская деятельность некоммерческой организации должна отвечать следующим признакам: 1) служить целям, ради которых она создана; 2) соответствовать этим целям. В ст. 2 Закона о некоммерческих организациях перечислены следующие цели деятельности некоммерческих организаций: достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих и т.д. целей деятельности; охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, защита прав и т.д.

Первый  признак, предъявляемый к предпринимательской  деятельности некоммерческих организаций, не вызывает вопросов и заключается том, что эта деятельность должна способствовать основной цели деятельности. Применительно к образовательной деятельности образовательных учреждений это может проявляться в направлении полученных средств в основные и оборотные фонды учреждения, на выплату заработной платы, служебные творческие командировки и т.д. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы1.

     Что касается второго требования, предъявляемого законом к предпринимательской  деятельности некоммерческой организации, – соответствие ее целям, ради которых она создана, то здесь возникают проблемы лексического свойства. Соответствовать – заключать в себе соответствие с кем-чем-нибудь; соответствие – соотношение между чем-нибудь, выражающее согласованность, равенство в каком-нибудь отношении2. Согласованность раскрывается через понятие «согласованный» – такой, в котором достигнуто единство, согласие3; равенство – полное сходство, подобие1. Если исходить из буквального толкования слова «соответствие», то анализируемый признак должен означать, что предпринимательская деятельность некоммерческой организации должна быть едина с ее целями деятельности и подобна им2. В силу изложенного в отношении предпринимательской деятельности образовательного учреждения следует вывод, что эта деятельность должна быть подобной основной цели его деятельности. Последней, согласно ст. 12 Закона об образовании, является осуществление образовательного процесса в виде реализации образовательных программ. Что может соответствовать данной деятельности, находиться в равенстве с ней? На наш взгляд, только образовательная деятельность, осуществляемая сверх бюджетного финансирования, т.е. на возмездной основе. Но никак к ней нельзя отнести с учетом данного критерия те виды предпринимательской деятельности, которые предусмотрены Законом об образовании (продажа основных и оборотных средств, оказание посреднических услуг и т.д.).

    В отличие от ГК РФ, ст. 24 Закона  о некоммерческих организациях  предъявляет только одно требование  к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций – она должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация. Второй критерий – «соответствие этим целям» здесь отсутствует. В данном законе перечисляются виды деятельности, которые могут, на взгляд законодателя, служить достижению цели организации, ради которых она создана: 1) приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации; 2) приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав; 3) участие в хозяйственных обществах; 4) участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Как видно, приведенные в перечне виды предпринимательской деятельности не могут «соответствовать» основной цели деятельности любой некоммерческой организации.

     Если брать во внимание ст. 24 Закона о некоммерческих организациях, то следует вывод, что законодатель  допускает осуществление некоммерческой  организацией предпринимательской  деятельности, являющейся нетождественной  по отношению к основному виду деятельности организации. Если же исходить из буквального смысла абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ, то окажется, что в большинстве случаев осуществляемая некоммерческими организациями предпринимательская деятельность является незаконной. Таким образом, налицо внутренняя коллизия между идеей законодателя и нормой закона. Это обстоятельство требует изложения абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ в новой редакции: «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы». Данная норма позволит некоммерческим организациям заниматься любыми видами деятельности, но при условии, что сама эта деятельность, доходы, полученные от ее осуществления, будут направлены на достижение целей деятельности организации.

 

  1. Споры о налогообложении образовательных учреждений
 
 

На протяжении ряда лет не прекращаются споры между  налогоплательщиками и налоговыми органами, связанные с понятием предпринимательской  деятельности в сфере образования. Обилие противоречивых писем и разъяснений государственных органов, принятие абсолютно противоположных решений арбитражными судами в различных регионах страны никоим образом не способствуют внесению ясности и определенности в разрешение вопроса: "Какая деятельность каких именно образовательных организаций и при каких условиях является предпринимательской?" Из ответа на поставленный вопрос вытекают серьезные правовые последствия. Перечислим некоторые из них:

     1. Наличие (или отсутствие) у образовательной  организации обязанностей налогоплательщика по некоторым налогам.

В соответствии с п. 1 ст. 17 части первой Налогового кодекса РФ налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (субъекты налогообложения). Ст. 19 вышеуказанного Кодекса предусматривает, что налогоплательщиками признаются организации, на которые законодательством возложена обязанность уплачивать налоги. Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками данного налога являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и осуществляющие предпринимательскую деятельность. Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", в соответствии с которым плательщиками НДС являются определенные хозяйствующие субъекты, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.

     Таким образом, при отсутствии  предпринимательской (коммерческой) деятельности образовательные организации не являются плательщиками НДС и налога на прибыль предприятии и организации. Следовательно, у таких организаций не возникает каких-либо обязанностей налогоплательщика по данным налогам, в том числе обязанности представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты). Необходимо обратить внимание, что речь идет не о налоговых льготах, а об отсутствии субъекта налогообложения, при таких обстоятельствах образовательной организации вообще не нужны какие-либо льготы по НДС и налогу на прибыль. Отсутствие предпринимательской деятельности влечет за собой отсутствие каких-либо налоговых обязательств по указанным видам налогов.

     2. Распространение на образовательные  организации законодательства об  обязательном применении контрольно-кассовых машин приведении денежных расчетов с населением.

     Закон Российской Федерации "О  применении контрольно-кассовых  машин при осуществлении денежных  расчетов с населением" действует  в сфере предпринимательской  деятельности. Ответственность в соответствии со ст. 7 вышеуказанного Закона наступает при осуществлении торговых операций или оказании платных услуг населению на потребительском рынке. При осуществлении предпринимательской деятельности образовательная организация подпадает под действие законодательства об обязательном применении контрольно-кассовых машин.

     3. Распространение на образовательные  организации законодательства о  защите прав потребителей (в том  числе при оказании образовательных  услуг).

     Последнее не вызывает сомнений в свете совместного письма Государственного антимонопольного комитета РФ от 14.09.1998 г. №НФ/6401 и Министерства общего и профессионального образования РФ от 11.09.1998 г. №01-52-213/31-16 "о проведении проверок образовательных учреждений по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг".

     Здесь предлагаются общие подходы  к определению предпринимательской  деятельности в сфере образования.  Не претендуя на окончательные выводы, данный материал предоставляет возможность образовательным организациям самостоятельно сформировать позицию, поэтому крайне важному вопросу, ориентируясь при этом, прежде всего, на нормы действующего законодательства.

      Право на ведение предпринимательской деятельности некоммерческими организациями, к которым относятся и учреждения, легализовано и предусмотрено, прежде всего, общими нормами гражданского законодательства – абз. 2 п. 3 ст. 50, ст. 298 ГК РФ1, ст. 24 Закона о некоммерческих организациях, а также нормами образовательного законодательства – ст. 46–47 Закона об образовании, п. 100 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации.

     Статья 47. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения

Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую  деятельность, предусмотренную его  уставом. К предпринимательской  деятельности образовательного учреждения относятся:

реализация  и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

торговля  покупными товарами, оборудованием;

оказание  посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

приобретение  акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

ведение приносящих доход иных внереализационных  операций, непосредственно не связанных  с собственным производством  предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

     Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

     В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

Учредитель  или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Информация о работе Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений