Унитарное предприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 04:57, контрольная работа

Описание работы

Внедрение высокоточных и емких технологий, реализация крупных проектов требуют огромных материальных затрат. Решить такого рода задачу в условиях рыночных отношений можно путем объединения капиталов самих участников рыночных отношений. Появление коллективных образований, называемых юридическими лицами, обусловлено их возможностью быстро концентрировать в значительном количестве капитал, что не под силу одному физическому лицу. В свою очередь, концентрация капитала у коллективных образований способствует более быстрому внедрению новых технологий реализации крупных проектов, то есть тому, что может быть осуществлено коллективом.

Содержание

Введение ………………………………………………….
1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия ……..
2. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий ………….
Заключение ………………………………………………………
Список источников ……………………………………………….

Работа содержит 1 файл

женьке.docx

— 37.42 Кб (Скачать)

     - необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей ее безопасность;

     - необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

     Казенное  предприятие может быть создано  в случае:

     - если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

     - необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

     - необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

     - необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

     - необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

     - необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

     - необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

     Следует иметь в виду, что перечень случаев  создания унитарных предприятий  является примерным.

     Учредителем унитарного предприятия может выступать  Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное  образование.

     Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими их компетенцию.

     Решение об учреждении государственного предприятия  субъекта Российской Федерации или  муниципального предприятия принимается  уполномоченным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими  их компетенцию.

     Федеральное казенное предприятие учреждается  решением Правительства РФ.

     Казенное  предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие  учреждаются соответственно решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, решением органа местного самоуправления, которым в  соответствии с актами, определяющими  статус этих органов, предоставлено  право принятия такого решения.

     Устав унитарного предприятия является его  единственным учредительным документом. В Законе о государственных и  муниципальных предприятиях (ст.9) определяется примерное содержание устава унитарного предприятия, а также порядок  внесения в него изменений.

     Устав государственного или муниципального предприятия кроме сведений, указанных  в п.3 ст.9, должен содержать сведения о размере уставного фонда  предприятия, о порядке и об источниках его формирования, а также о  направлениях использования прибыли.

     Устав казенного предприятия должен, кроме  того, содержать сведения о порядке  распределения и использования  доходов предприятия.

     Государственная регистрация унитарных предприятий  осуществляется в порядке, установленном  Законом о государственной регистрации  юридических лиц. Для государственной  регистрации представляется решение  уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного  государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав предприятия, сведения о составе  и стоимости имущества, закрепляемого  за ним на праве хозяйственного ведения  или на праве оперативного управления.

     Закон о государственных и муниципальных  предприятиях определяет источники  формирования имущественной основы деятельности унитарного предприятия. Его имущество формируется за счет:

     - имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

     - доходов унитарного предприятия от его деятельности;

     - иных не противоречащих законодательству источников.

     Право на имущество, закрепляемое за унитарным  предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником имущества, возникает с момента его передачи унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом  или не установлено решением собственника о передаче имущества.

     Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого  имущества, находящегося за пределами  Российской Федерации и являющегося  федеральной собственностью, а также  ценных бумаг, долей, паев в находящихся  за пределами Российской Федерации  юридических лицах устанавливаются  Правительством РФ.

     В отличие от хозяйственных обществ  и товариществ в государственных  и муниципальных предприятиях создается  уставный фонд, которым определяется минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов предприятия.

     Он  может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

     Размер  уставного фонда государственного или муниципального предприятия  определяется в рублях.

     Размер  уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее  чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия, а муниципального предприятия - не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

     Федеральными  законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может  формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.

     В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

     Уставный  фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью  сформирован собственником его  имущества в течение трех месяцев  с момента государственной регистрации  предприятия. Он считается сформированным с момента зачисления соответствующих  денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию  иного имущества, закрепляемого  за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

     Закон о государственных и муниципальных  предприятиях предусматривает возможность  увеличения и уменьшения уставного  фонда (ст.14, 15). При увеличении его размер с учетом размера резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов предприятия.

     Собственник имущества государственного или  муниципального предприятия вправе, а в предусмотренных законом  случаях обязан уменьшить уставный фонд предприятия.

     Учитывая, что уменьшение уставного фонда  может существенно повлиять на права  и интересы кредиторов, Закон о  государственных и муниципальных  предприятиях устанавливает нормы, направленные на их защиту. Так, уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного  в соответствии с названным Законом  минимального размера уставного  фонда.

     В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном указанным Законом порядке.

     В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного тем же Законом на дату государственной регистрации предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев их стоимость не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник должен принять решение о ликвидации или реорганизации предприятия.

     Стоимость чистых активов государственного или  муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской  отчетности в порядке, установленном  нормативными правовыми актами РФ.

     Если  в случаях, предусмотренных п.3 ст.15, собственник имущества в течение  шести календарных месяцев после  окончания финансового года не принимает  решение об уменьшении уставного  фонда, о восстановлении размера  чистых активов до минимального размера  уставного фонда, о ликвидации или  реорганизации государственного или  муниципального предприятия, кредиторы  вправе потребовать от этого предприятия  прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных  им убытков.

     В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного  фонда государственное или муниципальное  предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных  ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его  новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются  данные о государственной регистрации  юридических лиц, сообщение о  принятом решении. При этом кредиторы вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков.

     Государственная регистрация уменьшения уставного  фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном  п.4 ст.15.

     За  счет чистой прибыли унитарное предприятие  может создавать резервный и  иные фонды. Использование предприятием средств, зачисленных в указанные  фонды, определяется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом предприятия. Представляется, что порядок формирования и направления  использования средств указанных  фондов могут быть определены внутренними (локальными) нормативными актами.

     Поскольку унитарные предприятия не являются собственниками принадлежащего им имущества, существуют значительные особенности, связанные с распоряжением имуществом.

     Государственное или муниципальное предприятие  распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением  случаев, установленных Законом  о государственных и муниципальных  предприятиях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами.

     Такое предприятие не вправе продавать  принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал  хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться  этим имуществом без согласия собственника имущества государственного или  муниципального предприятия.

     Движимым  и недвижимым имуществом государственное  или муниципальное предприятие  распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой  определены уставом предприятия. Сделки, совершенные государственным или  муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

     Государственное или муниципальное предприятие  не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с  предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с  иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать  договоры простого товарищества. Уставом  предприятия могут быть предусмотрены  виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества  такого предприятия.

Информация о работе Унитарное предприятие