Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:22, курсовая работа
Малый бизнес как институциональный сектор экономики давно стал доминирующим по численности и объемам производства в ведущих странах мира. Малые предприятия обеспечивают гибкость и стойкость экономической системы, приближают ее к потребностям конкретных потребителей и одновременно - выполняют важную социальную роль, предоставляя рабочие места и обеспечивая источник дохода для значительных слоев населения. Хотя на протяжении всего периода экономических реформ немало сказано о необходимости развития в Украине малого бизнеса, в действительности состояние его развития остается неудовлетворительным. Проблема заключается даже не в количественных параметрах этой сферы, которые постепенно улучшаются, а прежде всего - в структуре отечественного малого бизнеса, его сосредоточенности на посреднических операциях, раздробленности и практическом отсутствии действенного сотрудничества с крупными предприятиями.
ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес
как институциональный сектор экономики
давно стал доминирующим по численности
и объемам производства в ведущих странах
мира. Малые предприятия обеспечивают
гибкость и стойкость экономической системы,
приближают ее к потребностям конкретных
потребителей и одновременно - выполняют
важную социальную роль, предоставляя
рабочие места и обеспечивая источник
дохода для значительных слоев населения.
Хотя на протяжении всего периода экономических
реформ немало сказано о необходимости
развития в Украине малого бизнеса, в
действительности состояние его развития
остается неудовлетворительным. Проблема
заключается даже не в количественных
параметрах этой сферы, которые постепенно
улучшаются, а прежде всего - в структуре
отечественного малого бизнеса, его сосредоточенности
на посреднических операциях, раздробленности
и практическом отсутствии действенного
сотрудничества с крупными предприятиями.
Как известно,
экономическое положение и конкурентоспособность
предпринимательства зависит от многих
факторов. Макроэкономические факторы
- общее состояние и тенденции экономического
развития государства, динамика экономического
роста, стабильность валюты, уровень
спроса и предложения на внешнем и внутреннем
рынках. Микроэкономические факторы
- собственные сбережения, размер имущества,
которым владеет предприниматель, возможность
внедрения научно-технических исследований,
эффективное использование финансов,
кооперативные связи и тому подобное.
Развитие сектора малого предпринимательства
также зависит от размера капитала и доступа
к внешним источникам: кредитов, займов,
грантов, субвенций.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В УКРАИНЕ
1.1 Теоретические
основы развития малого бизнеса
Отношения предпринимательства
наибольшей степени реализуются именно
в малом бизнесе, в котором находят непосредственное
сочетание независимость владельца и
персонифицированность хозяйственного
управления. Следует отметить, что малый
и средний бизнес в экономике выполняет
ряд специфических социально-экономических
функций:
Несмотря на довольно незначительный экономический "вес" отдельных предприятий, малый бизнес в переходных экономиках приобретает довольно быстрого развития. Это обусловлено его весомыми конкурентными преимуществами в структуре экономики, которыми являются:
Одновременно, оборотной стороной приведенных конкурентных преимуществ есть ряд системных угроз, которые обусловливают неустойчивость развития малого предпринимательства. Среди них:
Помимо этих объективных факторов, значительное
влияние в переходных экономиках также
приобретают специфические институциональные
факторы, в частности - общественное мнение
в отношении предпринимательства и отношение
к предпринимателям с точки зрения общественно-массового
сознания, отношение государства к этому
сектору экономики.
Так малый
бизнес, который является неотъемлемой
структурной составляющей современной
рыночной экономической системы, в трансформационной
экономике дополнительно приобретает
функции структурообразующих элементов.
Между тем, особенно - в трансформационных
экономиках, яркого проявления приобретает
противоречие между объективно высокой
экономической и социально-политической
значимостью роли малого предпринимательства
как формы деятельности и слабой жизнеспособностью
его отдельных субъектов.
Значительно более выражена, чем у крупных
предприятий, способность к саморегулированию,
само воспроизводство и относительно
автономного функционирования в рамках
определенной рыночной ниши обусловливает
то, что специфической чертой малого бизнеса
является подавляющее склонность к минимизации
отношений с государством, там больше
- политизации бизнеса. Соответственно,
малый бизнес обычно является главной
лоббистской силой экономической либерализации
и регулирования экономики.
Между тем,
следует отметить, что малый бизнес объективно
требует целенаправленной государственной
политики по созданию благоприятных условий
для развития и направления его деятельности
в соответствии с установленными стратегических
приоритетов национального уровня.
Дополнительным
фактором, который требует осуществления
специализированного регулирования деятельности
малого бизнеса, есть ряд потенциальных
угроз национальной безопасности, которые
могут возникать вследствие деятельности
малых предприятий, в частности:
Представляется вполне очевидным, что
преодоление указанных угроз с помощью
репрессивных средств невозможно. Между
тем, их существование свидетельствует
сложность и комплексность политики регулирования
развития малого бизнеса, которая должна
осуществляться в переходной экономике.
В современной
постиндустриальной экономике, опирающейся,
прежде всего на интеллектуальное производство,
малый бизнес приобретает дополнительные
возможности для развития. Речь идет о
развитии телекоммуникаций, благодаря
которому создается возможность интегрированного
функционирования территориально удаленных
производственных субъектов, распространение
технологий дистанционных экономических
расчетов, повышение индивидуальной производительности
практически во всех сферах общественного
производства и т.д. Вместе с тем, современная
экономика предъявляет и дополнительные
требования к малым предприятиям: повышается
квалификационный ценз для работников,
соответственно - стоимость трудовых ресурсов,
растет стоимость необходимого оборудования,
повышаются требования к следованию прогресса
знаний и технологий. Поэтому необходимость
целенаправленного содействия развитию
малого бизнеса в постиндустриальной
экономике возрастает.
В мировой
практике принято выделять три основных
направления государственной поддержки
малого предпринимательства:
Комплекс финансовых механизмов поддержки малых предприятий включает в себя:
Следует отметить, что субъектами поддержки
выступают как государство, так и другие
предприятия или группы предприятий. а
также общественные и отраслевые ассоциации
и другие независимые институты.
Мировой
практикой наработан весьма широкий спектр
мероприятий по оказанию технической
и информационной помощи малым предприятиям:
Бесспорно, применение приведенного комплекса
мероприятий приобретает в каждой конкретной
стране своих специфических черт.
Достаточно ярко это заметно и на примере
Украины.
1.2 Начало развития малого бизнеса в Украине
Формирование государственной политики
поддержки малого бизнеса в Украине начинается
с 1991 года, с принятия Закона Украины "О
предпринимательстве" и образовании
Государственного комитета Украины по
содействию малым предприятиям и предпринимательству.
Закон Украины "О предпринимательстве"
определил общие правовые, экономические
и социальные основы, условия осуществления
предпринимательской деятельности, а
также определил правовые основы государственного
регулирования и поддержки предпринимательства,
отношений субъектов предпринимательской
деятельности и государства.
Закон Украины
"О предприятиях в Украине", принятый
в 1991 году, определял критерием отнесения
предприятия к категории малых численность
работающих, причем - дифференцированно
в зависимости от отрасли, в которой функционировало
данное предприятие. Указом Президента
Украины "Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства", который вступил
в силу с 1 января 1999 года, критерии были
изменены. К субъектам малого предпринимательства
относились юридические лица, численность
наемных работников на которых не превышала
50 человек, также было ограничено годовой
оборот средств. Закон Украины "О государственной
поддержке малого предпринимательства",
принятый в 2004 году, признает субъектами
малого предпринимательства физических
лиц-предпринимателей, годовой оборот
которых не превышает 500 тысяч гривен в
год, и юридических лиц, на которых работает
не более 50 человек и объем годового валового
дохода, которых не превышает 500000 евро.
В целях
реализации государственной политики
содействия развитию предпринимательства,
в том числе малого бизнеса, в марте 1993
года Кабинетом Министров Украины была
одобрена первая программа государственной
поддержки предпринимательства в Украине.
Начало
новому этапу развития государственной
политики поддержки малого бизнеса положило
одобрение Кабинетом Министров Украины
Концепции государственной политики развития
малого предпринимательства (апрель 1996
г.), закрепление свободы предпринимательства
в Конституции Украины. Одним из механизмов
поддержки малого предпринимательства
стала государственная программа развития
малого предпринимательства в Украине
на 1997-1998 гг, разработанная Министерством
экономики в соответствии с положениями
Концепции государственной политики развития
малого предпринимательства, и утверждена
постановлением Кабинета Министров 29
января 1997 года. Целью Программы было определено
обеспечение устойчивого развития малого
предпринимательства как неотъемлемой
составляющей рыночной экономики и главного
фактора создания новых рабочих мест.
В 1998 году
с созданием Государственного комитета
по вопросам предпринимательства (Госпредпринимательства,
ныне Государственный комитет по вопросам
регуляторной политики и предпринимательства)
начался следующий этап политики государственной
поддержки малых предприятий. Важным шагом
в этом направлении стало подписание Президентом
Украины Указа "Об устранении ограничений,
сдерживающих развитие предпринимательской
деятельности". Упомянутый Указ заложил
основы единой регуляторной политики
в сфере предпринимательства. На уровне
государственной политики было признано
необходимость уменьшения государственного
вмешательства в предпринимательскую
деятельность, отказ от патернализма со
стороны государства в отношении малого
бизнеса, формирование среды, благоприятной
для развития предпринимательства, путем
устранения административных бюрократических
барьеров. Создание Госпредпринимательства
обеспечило институциализацию указанных
политических ориентиров.
В 1999-2004
годах было принято почти 20 указов Президента
Украины по вопросам развития предпринимательства,
Верховной Радой Украины приняты законы
Украины " О лицензировании определенных
видов хозяйственной деятельности",
"О государственной поддержке малого
предпринимательства", "О Национальной
программе содействия развитию малого
предпринимательства в Украина ", а
также" О защите экономической конкуренции
", отдельные нормы которого предусматривают
исключение для малых и средних предпринимателей
в части положений, жестко регулируют
действия субъектов хозяйствования в
сфере экономической конкуренции.
Благодаря
реализации соответствующей государственной
политики и активизации общественного
влияния представителей малого
бизнеса, в последнее время наблюдаются
определенные положительные сдвиги
в сфере совершенствования нормативно-правового
регулирования предпринимательской деятельности,
устранение правовых и административных
препятствий на пути развития малого предпринимательства,
внедрение новых подходов к государственному
регулированию на местном уровне.
Значительно
усилилась роль общественности в процессах
развития сферы малого бизнеса на местах.
Сейчас, по подсчетам Госкомпредпринимательства,
в Украине насчитывается около 750 региональных
общественных объединений предпринимателей.
Во всех регионах страны при местных государственных
администрациях созданы и действуют совещательные
органы - координационные советы.
С целью
установления законодательных основ
правового регулирования организации
и проведения контроля за деятельностью
субъектов хозяйствования контролирующими
органами, устранение возможности для
злоупотреблений представителей контролирующих
органов, роста уровня защищенности прав
субъектов хозяйственной деятельности
Государственным комитетом Украины по
вопросам регуляторной политики и предпринимательства
на выполнение протокольного поручения
Кабинету Министров Украины разработан
проект Закона Украины "Об основных
принципах осуществления контроля за
деятельностью субъектов хозяйствования
в Украине".
Проектом определяется единый для всех
органов, осуществляющих контроль за деятельностью
субъектов хозяйствования в Украине, порядок
организации и проведения проверок финансово-хозяйственной,
исполнительно-распорядительной и иной
деятельности субъектов хозяйствования,
проведение ими обследований и предоставление
обязательных предписаний с целью помощи
субъектам хозяйствования избежать нарушений
действующего законодательства путем
налаживания паритетных отношений между
органами контроля и субъектами хозяйствования.
По мнению специалистов Госкомпредпринимательства,
принятие этого документа будет способствовать
созданию надлежащих правовых условий
для налаживания паритетных отношений
между контролирующими органами и субъектами
хозяйствования, уменьшит возможности
для злоупотреблений представителей контролирующих
органов, а также обеспечит повышение
уровня защищенности прав субъектов хозяйственной
деятельности.
В то же
время, сегодня в Украине полномочия контроля
финансовой или хозяйственной деятельности
предприятий имеют около 30 органов государственной
власти. Трудности, которые возникают
вследствие внутренней несогласованности
этой системы, частой смены концептуальных
ориентиров, создающих необоснованные
риски и барьеры на пути осуществления
предпринимательской деятельности. Нестабильность
законодательства, бюрократизм в принятии
решений местными и центральными органами
власти, неопределенность прав и обязанностей
государства и субъектов предпринимательской
деятельности, неурегулированность и
противоречивость нормативных актов,
издаваемых различными ведомствами, все
еще обусловливают неэффективность и
обременительность регуляторной среды
для субъектов хозяйствования.
Согласно
Закону Украины "О государственной
поддержке малого предпринимательства"
целью г осударственной поддержки малого
предпринимательства определены:
1) создание
условий для позитивных структурных изменений
в экономике Украины;
2) содействие
формированию и развитию малого предпринимательства,
становление малого предпринимательства
как ведущей силы в преодолении негативных
процессов в экономике и обеспечения устойчивого
позитивного развития общества;
3) поддержка
отечественных производителей;
4) формирование
условий для обеспечения занятости населения
Украины, предотвращения безработицы,
создание новых рабочих мест.
Исходя
из этого, Закон устанавливает такие направления
государственной поддержки малого предпринимательства
в Украине:
1) формирование
инфраструктуры поддержки и развития
малого предпринимательства, организация
государственной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров для субъектов
малого предпринимательства;
2) установление
системы льгот для субъектов малого предпринимательства;
3) введение
упрощенной системы налогообложения,
бухгалтерского учета и отчетности;
4) финансово-кредитная
поддержка малого предпринимательства;
5) привлечение
субъектов малого предпринимательства
к выполнению научно-технических и социально-экономических
программ, поставки продукции (работ, услуг)
для государственных и региональных нужд.
Финансовое
обеспечение реализации государственной
политики в сфере поддержки малого предпринимательства
осуществляют соответственно своей компетенции
на общегосударственном уровне - Украинский
фонд поддержки предпринимательства,
на региональном уровне - региональные
фонды поддержки предпринимательства,
на местном уровне - местные фонды поддержки
предпринимательства.
Средства
Украинского фонда, региональных и местных
фондов поддержки предпринимательства
формируются за счет бюджетных средств,
полученных от приватизации государственного
и отчуждения коммунального имущества,
добровольных взносов физических и юридических
лиц, в том числе иностранных, и других
средств.
Разработанная,
на основании указанного закона, Национальная
программа содействия развитию малого
предпринимательства в Украине устанавливает
более конкретные задачи. Основными задачами
Программы являются:
- создание
государственной системы обеспечения
развития и поддержки малого предпринимательства;
- создание
условий развития малого предпринимательства
в регионах;
- содействие
созданию новых рабочих мест субъектами
малого предпринимательства;
- поддержка
деловой и инвестиционной активности,
развитие конкуренции на рынке товаров
и услуг;
- привлечение
к предпринимательской деятельности женщин,
молодежи, пенсионеров и других слоев
населения;
- активизация
финансово-кредитных и инвестиционных
механизмов, поиск новых форм финансово-кредитной
поддержки малого предпринимательства;
- формирование
региональной инфраструктуры развития
и поддержки малого предпринимательства;
- создание
условий для развития малого предпринимательства
в производственной сфере, в том числе
на базе реструктуризированных предприятий.
Ожидаемыми
результатами реализации Программы является
ускорение развития малого предпринимательства,
использования его потенциальных возможностей,
превращение его в действенный механизм
решения экономических и социальных проблем,
содействие структурной перестройке
экономики, устойчивая тенденция увеличения
количества малых предприятий, уменьшение
уровня "теневого" оборота в сфере
малого предпринимательства, увеличение
вклада малого предпринимательства в
экономику Украины, укрепление экономической
базы регионов, позитивное влияние на
решение проблем безработицы, насыщения
отечественного рынка товарами и услугами.
Информация о работе Тенденции, особенности и проблемы развития малого бизнеса в Украине