Тенденции, особенности и проблемы развития малого бизнеса в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес как институциональный сектор экономики давно стал доминирующим по численности и объемам производства в ведущих странах мира. Малые предприятия обеспечивают гибкость и стойкость экономической системы, приближают ее к потребностям конкретных потребителей и одновременно - выполняют важную социальную роль, предоставляя рабочие места и обеспечивая источник дохода для значительных слоев населения. Хотя на протяжении всего периода экономических реформ немало сказано о необходимости развития в Украине малого бизнеса, в действительности состояние его развития остается неудовлетворительным. Проблема заключается даже не в количественных параметрах этой сферы, которые постепенно улучшаются, а прежде всего - в структуре отечественного малого бизнеса, его сосредоточенности на посреднических операциях, раздробленности и практическом отсутствии действенного сотрудничества с крупными предприятиями.

Работа содержит 1 файл

курсовая .docx

— 61.06 Кб (Скачать)

           ВВЕДЕНИЕ 
 
          Малый бизнес как институциональный сектор экономики давно стал доминирующим по численности и объемам производства в ведущих странах мира. Малые предприятия обеспечивают гибкость и стойкость экономической системы, приближают ее к потребностям конкретных потребителей и одновременно - выполняют важную социальную роль, предоставляя рабочие места и обеспечивая источник дохода для значительных слоев населения. Хотя на протяжении всего периода экономических реформ немало сказано о необходимости развития в Украине малого бизнеса, в действительности состояние его развития остается неудовлетворительным. Проблема заключается даже не в количественных параметрах этой сферы, которые постепенно улучшаются, а прежде всего - в структуре отечественного малого бизнеса, его сосредоточенности на посреднических операциях, раздробленности и практическом отсутствии действенного сотрудничества с крупными предприятиями. 
          Как известно, экономическое положение и конкурентоспособность предпринимательства зависит от многих факторов. Макроэкономические факторы - общее состояние и тенденции экономического развития государства, динамика экономического роста, стабильность валюты, уровень спроса и предложения на внешнем и внутреннем рынках. Микроэкономические   факторы - собственные сбережения, размер имущества, которым владеет предприниматель, возможность внедрения научно-технических исследований, эффективное использование финансов, кооперативные связи и тому подобное. Развитие сектора малого предпринимательства также зависит от размера капитала и доступа к внешним источникам: кредитов, займов, грантов, субвенций.
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В УКРАИНЕ

 
          1.1 Теоретические основы развития малого бизнеса 
       Отношения предпринимательства наибольшей степени реализуются именно в малом бизнесе, в котором находят непосредственное сочетание независимость владельца и персонифицированность хозяйственного управления. Следует отметить, что малый и средний бизнес в экономике выполняет ряд специфических социально-экономических функций:

  1. Содействие процессам демонополизации, приватизации и разгосударствления экономики, стимулирования развития экономической конкуренции, формирование многочисленных субъектов рыночного хозяйства, ориентированных на спрос, конкуренцию и т.д.
  2. Вовлечение в экономический оборот материальных, природных, финансовых, человеческих и информационных ресурсов, которые "выпадают" из поля зрения крупных компаний.
  3. Улучшение положения на рынках путем обеспечения эластичности их структуры, урегулирование спроса, предложения и цен, по крайней мере частичной компенсации потерь предложения на период реструктуризации крупных компаний, индивидуализации предложения и дифференциации спроса, насыщения рынков, удовлетворения специфических местных потребностей.
  4. Высвобождение крупных предприятий от производства нерентабельной для них мелкосерийной и штучной продукции, которая удовлетворяет индивидуальный спрос, повышение тем самым эффективности их деятельности. Крупным компаниям заключения кооперационных соглашений с малыми предприятиями позволяет повысить гибкость производства, уменьшить коммерческий риск.
  5. Обеспечение дополнительных рабочих мест, преодоление скрытой безработицы, предоставления работы работникам, высвобождаемым в ходе реструктуризации крупных предприятий.
  6. Стимулирование повышения деловой активности населения и развития среднего класса, который составляет социальную базу экономических реформ, обеспечивающих стабильность общества.
  7. Смягчение социальной напряженности благодаря ослаблению имущественной дифференциации и повышению уровня доходов населения.
  8. Увеличение гибкости национальной экономики и рыночного предложения в соответствии с современными условиями открытой экономики.
  9. Содействие процессу демократизации общества, рационализации системы экономической организации и управления.

         Несмотря на довольно незначительный экономический "вес" отдельных предприятий, малый бизнес в переходных экономиках приобретает довольно быстрого развития. Это обусловлено его весомыми конкурентными преимуществами в структуре экономики, которыми являются:

  • мобильность, способность к быстрому реагированию на изменения конъюнктуры рынка, оперативность освоения новой продукции и изменения объемов производства в пределах производственных возможностей;
  • мелкосерийное производство, возможность повышения эффективности за счет узкой специализации, технологическая гибкость производственных процессов;
  • низкая капиталоемкость, быстрая окупаемость вложений, невысокие эксплуатационные и накладные расходы предприятия;
  • способность к наиболее полной мобилизации доступных ресурсов, включая оперативное использование достижений научно-технического прогресса (в технической, экономической, организационной, информационной сферах);
  • рациональная организация предприятия, определяемая максимальным сближением менеджмента, маркетинга и производственного процесса;
  •   оптимальные возможности для реализации мотивов и склонностей к предпринимательской деятельности.

         Одновременно, оборотной стороной приведенных конкурентных преимуществ есть ряд системных угроз, которые обусловливают неустойчивость развития малого предпринимательства. Среди них:

  • ограниченность финансовых ресурсов, трудности в приобретении производственных площадей и оборудования;
  • отсутствие финансовых резервов и угроза быстрого банкротства;
  • слишком узкий круг поставщиков, что может в ряде случаев создавать нежелательную зависимость бизнеса;
  • недостаточное развитие инфраструктуры сбыта продукции и после сбытового обслуживания;
  • локальность ресурсов и сбытовых рынков, следовательно - границы для роста;
  • низкая конкурентоспособность продукции, в производстве которого важна экономия на масштабах, следовательно - конкуренция со стороны крупных предприятий;
  • высокая уязвимость относительно неблагоприятных экономических (инфляция, циклические колебания, налоговое давление) и внеэкономических (давление со стороны органов власти, криминалитета) факторов;
  • нестабильность доходов предприятий и занятых на них лиц;
  • социальная незащищенность работников, что создает трудности найма;
  • высокая вес личностного фактора в управлении и производстве, что создает благоприятные условия для "тенизации" и криминализации предприятий;
  • недостаточная методологическая обеспеченность (бухгалтерской деятельности, менеджмента, маркетинга и т.п.), несформированность у большинства предпринимателей соответствующих навыков и недостаток предприимчивости.

          Помимо этих объективных факторов, значительное влияние в переходных экономиках также приобретают специфические институциональные факторы, в частности - общественное мнение в отношении предпринимательства и отношение к предпринимателям с точки зрения общественно-массового сознания, отношение государства к этому сектору экономики. 
          Так малый бизнес, который является неотъемлемой структурной составляющей современной рыночной экономической системы, в трансформационной экономике дополнительно приобретает функции структурообразующих элементов. Между тем, особенно - в трансформационных экономиках, яркого проявления приобретает противоречие между объективно высокой экономической и социально-политической значимостью роли малого предпринимательства как формы деятельности и слабой жизнеспособностью его отдельных субъектов. 
Значительно более выражена, чем у крупных предприятий, способность к саморегулированию, само воспроизводство и относительно автономного функционирования в рамках определенной рыночной ниши обусловливает то, что специфической чертой малого бизнеса является подавляющее склонность к минимизации отношений с государством, там больше - политизации бизнеса. Соответственно, малый бизнес обычно является главной лоббистской силой экономической либерализации и регулирования экономики. 
          Между тем, следует отметить, что малый бизнес объективно требует целенаправленной государственной политики по созданию благоприятных условий для развития и направления его деятельности в соответствии с установленными стратегических приоритетов национального уровня. 
          Дополнительным фактором, который требует осуществления специализированного регулирования деятельности малого бизнеса, есть ряд потенциальных угроз национальной безопасности, которые могут возникать вследствие деятельности малых предприятий, в частности:

  • угрозы экономической безопасности страны из-за неконтролируемого вывоза за границу финансовых ресурсов, увеличение наличного оборота внутри страны и конвертацию безналичных средств в наличность и т.д.;
  • "тенизация" деятельности предприятий, сокрытие доходов, развитие "теневой" занятости, установление связей с криминальными структурами и "отмывания" средств;
  • распыление дефицитных ресурсов и их неэффективное или нецелевое использование, "паразитическое" использование ресурсов, принадлежащих государству или другим предприятиям;
  • несоблюдение стандартов, норм соответствия, санитарных норм, других регуляторных требований относительно потребительских характеристик продукции за несовершенства производственных процессов, выходного контроля, попытка удешевления продукции и т.п.;
  • угрозы техногенной и экологической безопасности, связанные с производственными процессами, хранением и использованием продукции;
  • структурная деформация кадрового потенциала, отвлечение квалифицированной и дееспособной рабочей силы, несоблюдение требований безопасности труда, что ведет к потерям человеческого потенциала страны.

          Представляется вполне очевидным, что преодоление указанных угроз с помощью репрессивных средств невозможно. Между тем, их существование свидетельствует сложность и комплексность политики регулирования развития малого бизнеса, которая должна осуществляться в переходной экономике. 
          В современной постиндустриальной экономике, опирающейся, прежде всего на интеллектуальное производство, малый бизнес приобретает дополнительные возможности для развития. Речь идет о развитии телекоммуникаций, благодаря которому создается возможность интегрированного функционирования территориально удаленных производственных субъектов, распространение технологий дистанционных экономических расчетов, повышение индивидуальной производительности практически во всех сферах общественного производства и т.д. Вместе с тем, современная экономика предъявляет и дополнительные требования к малым предприятиям: повышается квалификационный ценз для работников, соответственно - стоимость трудовых ресурсов, растет стоимость необходимого оборудования, повышаются требования к следованию прогресса знаний и технологий. Поэтому необходимость целенаправленного содействия развитию малого бизнеса в постиндустриальной экономике возрастает. 
          В мировой практике принято выделять три основных направления государственной поддержки малого предпринимательства:

  1. Финансовая помощь.
  2. Система государственных закупок (как правило - на контрактной основе).
  3. Оказание консультативной и технической помощи.

          Комплекс финансовых механизмов поддержки малых предприятий включает в себя:

  • использование гарантийных фондов кредитования малых предприятий;
  • страхование коммерческих рисков;
  • льготное кредитование и частичная компенсация процентных ставок по кредитам;
  • обеспечение упрощенных режимов налогообложения и налоговых льгот;
  • предоставление финансовой поддержки инновационной деятельности;
  • компенсацию расходов на информационное обслуживание;
  • компенсацию расходов на получение патентов, защита авторских прав и т.д.;
  • финансирование проектов, которые осуществляют малые предприятия;
  • предоставление оборудования в лизинг;
  • франчайзинг;
  • венчурное финансирование малых предприятий;
  • поддержку образования кредитных союзов для малых предприятий;
  • развитие бизнес-центров и бизнес-инкубаторов в целях уменьшения накладных расходов малых предприятий;
  • централизованный бухгалтерский учет и комплексное оказание деловых услуг малым предприятиям.

          Следует отметить, что субъектами поддержки выступают как государство, так и другие предприятия или группы предприятий. а также общественные и отраслевые ассоциации и другие независимые институты. 
          Мировой практикой наработан весьма широкий спектр мероприятий по оказанию технической и информационной помощи малым предприятиям:

  • предоставление информации о формах и методах государственной поддержки малого бизнеса;
  • консультации по вопросам законодательства;
  • обеспечение упрощенных режимов отчетности;
  • обеспечение благоприятных условий для использования государственного финансирования, материально-технических, информационных и других ресурсов, предоставляемых в рамках господдержки малого бизнеса;
  • поддержка участия малых предприятий во внешнеэкономической деятельности, помощь в заключении международных контрактов;
  • поддержка выхода малых предприятий на фондовые рынки;
  • развитие деловых сетей и кластеров, направленных на установление рыночных воспроизводственных цепей;
  • создание инфраструктуры поддержки и развития (агентств развития, бизнес-центров, палат, ассоциаций, государственных структур, международных организаций, бизнес-инкубаторов, технопарков и т.п.);
  • переподготовка кадров, повышение квалификации занятых на предприятиях (в том числе обеспечение обмена опытом между представителями малого бизнеса);
  • региональная поддержка.

        Бесспорно, применение приведенного комплекса мероприятий приобретает в каждой конкретной стране своих специфических черт.   Достаточно ярко это заметно и на примере Украины. 

          1.2 Начало развития малого бизнеса в Украине

          Формирование государственной политики поддержки малого бизнеса в Украине начинается с 1991 года, с принятия Закона Украины "О предпринимательстве" и образовании Государственного комитета Украины по содействию малым предприятиям и предпринимательству. Закон Украины "О предпринимательстве" определил общие правовые, экономические и социальные основы, условия осуществления предпринимательской деятельности, а также определил правовые основы государственного регулирования и поддержки предпринимательства, отношений субъектов предпринимательской деятельности и государства. 
          Закон Украины "О предприятиях в Украине", принятый в 1991 году, определял критерием отнесения предприятия к категории малых численность работающих, причем - дифференцированно в зависимости от отрасли, в которой функционировало данное предприятие. Указом Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", который вступил в силу с 1 января 1999 года, критерии были изменены. К субъектам малого предпринимательства относились юридические лица, численность наемных работников на которых не превышала 50 человек, также было ограничено годовой оборот средств. Закон Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства", принятый в 2004 году, признает субъектами малого предпринимательства физических лиц-предпринимателей, годовой оборот которых не превышает 500 тысяч гривен в год, и юридических лиц, на которых работает не более 50 человек и объем годового валового дохода, которых не превышает 500000 евро. 
          В целях реализации государственной политики содействия развитию предпринимательства, в том числе малого бизнеса, в марте 1993 года Кабинетом Министров Украины была одобрена первая программа государственной поддержки предпринимательства в Украине. 
          Начало новому этапу развития государственной политики поддержки малого бизнеса положило одобрение Кабинетом Министров Украины Концепции государственной политики развития малого предпринимательства (апрель 1996 г.), закрепление свободы предпринимательства в Конституции Украины. Одним из механизмов поддержки малого предпринимательства стала государственная программа развития малого предпринимательства в Украине на 1997-1998 гг, разработанная Министерством экономики в соответствии с положениями Концепции государственной политики развития малого предпринимательства, и утверждена постановлением Кабинета Министров 29 января 1997 года. Целью Программы было определено обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства как неотъемлемой составляющей рыночной экономики и главного фактора создания новых рабочих мест. 
          В 1998 году с созданием Государственного комитета по вопросам предпринимательства (Госпредпринимательства, ныне Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства) начался следующий этап политики государственной поддержки малых предприятий. Важным шагом в этом направлении стало подписание Президентом Украины Указа "Об устранении ограничений, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности". Упомянутый Указ заложил основы единой регуляторной политики в сфере предпринимательства. На уровне государственной политики было признано необходимость уменьшения государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность, отказ от патернализма со стороны государства в отношении малого бизнеса, формирование среды, благоприятной для развития предпринимательства, путем устранения административных бюрократических барьеров. Создание Госпредпринимательства обеспечило институциализацию указанных политических ориентиров. 
          В 1999-2004 годах было принято почти 20 указов Президента Украины по вопросам развития предпринимательства, Верховной Радой Украины приняты законы Украины " О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", "О государственной поддержке  малого предпринимательства", "О Национальной программе содействия развитию малого предпринимательства в Украина ", а также" О защите экономической конкуренции ", отдельные нормы которого предусматривают исключение для малых и средних предпринимателей в части положений, жестко регулируют действия субъектов хозяйствования в сфере экономической конкуренции. 
          Благодаря реализации соответствующей государственной политики и активизации общественного влияния  представителей   малого бизнеса, в последнее время наблюдаются определенные   положительные сдвиги в сфере совершенствования нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, устранение правовых и административных препятствий на пути развития малого предпринимательства, внедрение новых подходов к государственному регулированию на местном уровне. 
          Значительно усилилась роль общественности в процессах развития сферы малого бизнеса на местах. Сейчас, по подсчетам Госкомпредпринимательства, в Украине насчитывается около 750 региональных общественных объединений предпринимателей. Во всех регионах страны при местных государственных администрациях созданы и действуют совещательные органы - координационные советы. 
          С целью установления законодательных основ правового регулирования организации и проведения контроля за деятельностью субъектов хозяйствования контролирующими органами, устранение возможности для злоупотреблений представителей контролирующих органов, роста уровня защищенности прав субъектов хозяйственной деятельности Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства на выполнение протокольного поручения Кабинету Министров Украины разработан проект Закона Украины "Об основных принципах осуществления контроля за деятельностью субъектов хозяйствования в Украине".         Проектом определяется единый для всех органов, осуществляющих контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в Украине, порядок организации и проведения проверок финансово-хозяйственной,   исполнительно-распорядительной и иной деятельности субъектов хозяйствования, проведение ими обследований и предоставление обязательных предписаний с целью помощи субъектам хозяйствования избежать нарушений действующего законодательства путем налаживания паритетных отношений между органами контроля и субъектами хозяйствования. По мнению специалистов Госкомпредпринимательства, принятие этого документа будет способствовать созданию надлежащих правовых условий для налаживания паритетных отношений между контролирующими органами и субъектами хозяйствования, уменьшит возможности для злоупотреблений представителей контролирующих органов, а также обеспечит повышение уровня защищенности прав субъектов хозяйственной деятельности. 
          В то же время, сегодня в Украине полномочия контроля финансовой или хозяйственной деятельности предприятий имеют около 30 органов государственной власти. Трудности, которые возникают вследствие внутренней несогласованности этой системы, частой смены концептуальных ориентиров, создающих необоснованные риски и барьеры на пути осуществления предпринимательской деятельности. Нестабильность законодательства, бюрократизм в принятии решений местными и центральными органами власти, неопределенность прав и обязанностей государства и субъектов предпринимательской деятельности, неурегулированность и противоречивость нормативных актов, издаваемых различными ведомствами, все еще обусловливают неэффективность и обременительность регуляторной среды для субъектов хозяйствования. 
          Согласно Закону Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства" целью г осударственной поддержки малого предпринимательства определены: 
          1) создание условий для позитивных структурных изменений в экономике Украины; 
          2) содействие формированию и развитию малого предпринимательства, становление малого предпринимательства как ведущей силы в преодолении негативных процессов в экономике и обеспечения устойчивого позитивного развития общества; 
          3) поддержка отечественных производителей; 
          4) формирование условий для обеспечения занятости населения Украины, предотвращения безработицы, создание новых рабочих мест. 
          Исходя из этого, Закон устанавливает такие направления государственной поддержки малого предпринимательства в Украине: 
          1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, организация государственной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства; 
          2) установление системы льгот для субъектов малого предпринимательства; 
          3) введение упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности; 
          4) финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства; 
          5) привлечение субъектов малого предпринимательства к выполнению научно-технических и социально-экономических программ, поставки продукции (работ, услуг) для государственных и региональных нужд. 
          Финансовое обеспечение реализации государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляют соответственно своей компетенции на общегосударственном уровне - Украинский фонд поддержки предпринимательства, на региональном уровне - региональные фонды поддержки предпринимательства, на местном уровне - местные фонды поддержки предпринимательства. 
          Средства Украинского фонда, региональных и местных фондов поддержки предпринимательства формируются за счет бюджетных средств, полученных от приватизации государственного и отчуждения коммунального имущества, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, и других средств. 
          Разработанная, на основании указанного закона, Национальная программа содействия развитию малого предпринимательства в Украине устанавливает более конкретные задачи. Основными задачами Программы являются: 
          - создание государственной системы обеспечения развития и поддержки малого предпринимательства; 
         - создание условий развития малого предпринимательства в регионах; 
         - содействие созданию новых рабочих мест субъектами малого предпринимательства; 
          - поддержка деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг; 
          - привлечение к предпринимательской деятельности женщин, молодежи, пенсионеров и других слоев населения; 
         - активизация  финансово-кредитных  и инвестиционных механизмов, поиск новых форм финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства; 
          - формирование региональной инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства; 
          - создание условий для развития малого предпринимательства в производственной сфере, в том числе на базе реструктуризированных предприятий. 
          Ожидаемыми результатами реализации Программы является ускорение развития малого предпринимательства, использования его потенциальных возможностей, превращение его в действенный механизм решения экономических и социальных проблем, содействие структурной перестройке экономики, устойчивая тенденция увеличения количества малых предприятий, уменьшение уровня "теневого" оборота в сфере малого предпринимательства, увеличение вклада малого предпринимательства в экономику Украины, укрепление экономической базы регионов, позитивное влияние на решение проблем безработицы, насыщения отечественного рынка товарами и услугами. 
  
          
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Тенденции, особенности и проблемы развития малого бизнеса в Украине