Сущность формы и виды предпринемательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

История предпринимательства начинается уже со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действие предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер.

Содержание

Введение


1 Сущность, виды и формы предпринимательства


1.1 Сущность предпринимательства

1.2 Формы и виды предпринимательства

1.3 Условия формирования предпринимательства


2 Становление и перспективы развития предпринимательства в РК


2.1 История становления и развития предпринимательства в Казахстане

2.2 Проблемы развития предпринимательства в РК

2.3 Методы государственного регулирования и их роль в повышении

эффективности предпринимательской деятельности.


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 67.74 Кб (Скачать)

    Как говорил К. Маркс, бытие определяет сознание, т.е. на каком уровне находится  наше благосостояние - на таком - и наше сознание. Когда есть диспропорция, создается конфликтная ситуация в обществе. Люди чувствуют себя неустроенными. Поэтому цель любого общества заключается в достижении высокого материального благосостояния, и, как следствие, - высокой духовности. [10 c-29]

    Предпринимательство в СССР и на заре независимости  РК

    Чтобы общество получало материальные блага, необходимо его участие в сфере  материального производства, оказании услуг и их реализации. Он и называется "предпринимательством". Участвовать  в нем может все общество: граждане, индивидуально или объединенные в кооперативы, товарищества, акционерные  общества и прочие объединения, да и  государство тоже - через свои структуры.

    Участие в предпринимательстве различных  групп общества может быть активным, пассивным (нейтральным), негативным (враждебным).

    Предпринимательство по отношению к праву может  быть законным и незаконным. Узаконенная  деятельность - это открытая, а незаконная - теневая экономика.

    Участие в предпринимательстве дает материальные доходы обществу и, как следствие, формирует  духовное сознание его членов.

    Поэтому любое государство стремится, чтобы  предпринимательство гармонично, прогрессивно вовлекало в свою среду весь потенциал  общества.

    Но  по разным причинам субъективным, объективным, историческим всегда существует разное отношение общества к предпринимательству.

    Возьмем в качестве примера построение экономики  в Советском Союзе, у которого тоже была цель развития материального  производства и формирование нового человека.

    Здесь государство занимало по отношению  к предпринимательству активную позицию, 95-процентным было его участие  в экономике, т.е. оно было основным предпринимателем.

    Пробивались ростки участия в предпринимательстве  и граждан - через колхозы, кооперативы, артели, но они большого развития не получали. Были и мелкие частные  предприниматели, но они представляли теневую экономику: подпольные цеха, фарцовщики, спекулянты, занимавшиеся незаконным (на тот момент времени) производством материальных благ и  оказанием услуг. [3]

    Данная  структура экономики СССР позволяла  государству решать, каких товаров  и услуг сколько выпускать и как оказывать, а также обеспечивало их стопроцентный сбыт.

    На  определенном этапе исторического  развития это дало мощнейший результат  в развитии страны. Государство работало творчески, активно и накопило за 70 лет громадный потенциал материальных благ, завоевало доминирующее военно-политическое положение в мире, а его граждане стали обладать огромным материальным, интеллектуальным и духовным потенциалом. Советские люди относились к государственному предпринимательству положительно. Но к 90-м годам появились негативные тенденции. Раскроем их причину.

    Государство СССР огромное значение придавало идеологическому  развитию общества, изменению сознания граждан.

    Советские люди по своему сознанию, по своим духовным и материальным потребностям опередили  возможность экономики СССР в  их удовлетворении, чем нарушили закон  политэкономии, потому что "сознание опередило быт". [1 c-201]

    И граждане СССР начали пассивно и негативно  относиться к политике государственного предпринимательства. Что проявилось в производстве, в их жизненных  целях, снизились производственная дисциплина, качество работ и их объем, за исключением, пожалуй, двух отраслей: оборонной промышленности и космоса.

    В обществе стали процветать пьянство, тунеядство, хищения, бюрократизм и т.д. Все это привело к необходимости структурных изменений экономики СССР.

    Государство начало проводить реформы, вовлекать  в предпринимательство граждан. Была создана законодательная база, вышел "Закон о кооперации в  СССР", тем самым, легализовав  теневую экономику в торговле, производстве товаров народного  потребления и оказании бытовых  услуг населению.

    Частные предприниматели того времени, придя  в бесконкурентную среду, быстро наводнили рынок СССР недостающими товарами и услугами. Ведь границы  государства были закрыты для  зарубежных конкурентов. Получив немалые доходы, кооператоры стали составлять конкуренцию государственным предприятиям.

    Эти экономические реформы, проведенные  непрофессионально прежним руководством страны, повлекли за собой политические катаклизмы - т.е. развал СССР и появление  независимых республик.

    Так появился и наш независимый Казахстан  с таким же первоначальным построением  экономики, как у Советского Союза. И молодое казахское государство, вдохновленное национально-патриотическими  чувствами, для решения вопросов экономики пошло тем же путем, что и СССР, - государство активно  участвует в производстве, т.е. предпринимательстве.

    Были  задействованы крупные материальные ресурсы, государство управляло  значительной частью экономики - предприятиями  металлургического, энергетического  комплексов, легкой промышленности, где  оно было крупнейшим акционером, сельским хозяйством - совхозами.

    Только  в сфере торговли и оказании бытовых  услуг появились частные предприниматели. И государство стало демонстрировать  активную экономическую политику, т.е. производить, использовать собственные  ресурсы, принимать управленческие решения, привлекать кредитные ресурсы  из-за рубежа под государственные  гарантии.

    Но  государство было молодым, до этого  не проводившим независимую политику ни на внешнем, ни на внутреннем рынке. Руководили им непрофессиональные управленцы, пусть и с желанием работать, но своими неадекватными действиями они привели страну к критическому состоянию. Что стало очевидным по всем показателям: остановка производства, разрушение финансовой системы, обесценивание валюты, неплатежеспособность населения, невыплата заработной платы рабочим предприятий, работникам бюджетной сферы, невыплата пенсий. Государство оказалось на грани экономического кризиса.

    В этой ситуации правительство приняло  простое решение: государство отходит  от участия в экономике страны, т.е. перестает быть основным предпринимателем, становясь нейтральным наблюдателем, и вовлекает в предпринимательство  частных граждан в лице инвесторов отечественных и зарубежных - индивидуальных и коллективных, открывает границы  для товаров из-за рубежа. [7 c-45]

    В короткий срок оно выходит из всех структур народного хозяйства, начинает через средства массовой информации различными решениями, постановлениями, указами, законодательными актами агитировать  граждан своей страны и иностранцев  массово участвовать в экономике  страны.

    На  предприятия, которые были заняты переработкой полезных ископаемых, пришли иностранные  инвесторы, потому что отечественных  предпринимателей, у которых были бы необходимые средства, опыт управления гигантскими предприятиями и  отлаженная система торговли производимой продукцией, не было.

    А самую "внушительную" и привлекательную  часть экономики РК, в основном, и представляли крупные предприятия, добывающие полезные ископаемые. Иностранные инвесторы пришли, восстановили их и, как следствие, дали нашей экономике возможность выйти из кризиса - экономического и финансового.

    Но  так как на предприятиях добывающих отраслей было занято где-то порядка 300-400 тыс. работающих, они не решили всех социальных проблем страны.

    Государство, понимая, что много рабочих мест можно создать в сфере малого и среднего бизнеса, стало поощрять подобную деятельность различными подзаконными актами, поднимать имидж малого предпринимательства  через акиматы, СМИ, стараясь вовлечь как можно больше граждан, снимая, таким образом, социальную напряженность.

    Если  бы не был решен этот вопрос, то произошел  бы социальный взрыв и встал бы другой - о национальной независимости, целостности молодой республики.

    То  есть, благодаря созданию рабочих  мест в различных сферах малого и  среднего бизнеса: промышленном производстве и услуг, в сельском хозяйстве, - решилась и проблема занятости населения, но на какой-то период.

    Когда в крупный бизнес страны пришли солидные иностранные инвесторы, то по численности  занятых, по финансовым оборотам, они могли конкурировать даже с государством. Поэтому работа у них пошла устойчиво и без внутриреспубликанских проблем.

    А малый и средний бизнес представляли разобщенные отечественные предприниматели. Из-за малочисленности коллектива, отсутствия многих составляющих: опыта, оборотных средств, управления рынками  сбыта, без поддержки государства, без объединительных структур, без  репутации они не могли конкурировать  с крупными иностранными производителями, чьи товары хлынули и наводнили  страну после открытия границы. Условия, в которых вынужден был работать малый и средний производственный бизнес, тоже были непривлекательными, так как предприятия-монополисты (коммунальщики, энергетики, связисты и т.д.), чьими услугами пользовались новоиспеченные бизнесмены, диктовали  свои условия без учета интересов  предпринимателей и всегда могли  их "переиграть".

    Малый бизнес был "обложен" и государственным  контролем - санэпидстанции, пожарные службы, фискальные органы (налоговая, таможня, транспортная инспекция и  т.д.). Все "до зубов вооруженные" государственными законами, принимаемыми не самими предпринимателями, а чиновниками, преследовавшими сиюминутный интерес - пополнение бюджета и, заодно, собственных карманов.

    Разобщенные предприниматели всегда оказывались  под ударом, не могли отстоять своих  интересов перед иностранными конкурентами, монополистами и чиновниками.

    Поэтому работа в малом и среднем производственном бизнесе в таких конкурентных условиях заведомо была обречена и  бесперспективна, а участие в ней равнялось, своего рода, финансовому и психологическому самоубийству.

    Но  малое предпринимательство тоже требовалось государству для  решения социальных проблем, и вся  идеологическая государственная машина была направлена на то, чтобы граждане, занимаясь бизнесом, решали и свои социальные проблемы, и других людей, отвлекая общество от требований к  государству по социальной защите, которая была развита в советские  времена. [6 c-88]

    Несмотря  на то, что многие предприятия малого и среднего бизнеса разрушались, их руководители и ответственные лица в этот период создавали рабочие места, чем "тянули" на себе социальную сферу страны. Объемы такого производства были невелики, но многочисленны, и у него была другая задача - дать людям рабочие места, зарплату (пусть даже с задержкой).

    Население "отвлеклось" от государства, т.е. люди перестали обращаться к нему за решением своих проблем, они переключились на малый и средний бизнес, дав государству возможность выйти из кризиса и наращивать свой экономический потенциал. А малый и средний бизнес в этот период был похож (если сравнивать с боевыми действиями) на штрафные батальоны, которые использовались во Вторую мировую войну, чтобы отвлечь основные силы противника от главного направления, и в своем большинстве обрекались на гибель.

    Руководители  малого и среднего производственного  бизнеса приняли весь удар на себя, и стали изгоями общества, потому что не смогли выдержать неравной конкуренции, израсходовав все интеллектуальные и материальные ресурсы, и вдобавок получив осуждение: 1) своих наемных  рабочих (так как не сумели платить  им вовремя и хорошую заработную плату), 2) государства в лице налоговых  служб (за не перечисленные вовремя  налоги), 3) монополистов (потому что не могли оплатить их услуги).

    Большинство предприятий малого и среднего производственного  бизнеса пришли к банкротству, а  люди, руководившие ими, потеряли время, здоровье, перспективность. Некоторых  это привело даже к личным трагедиям.

    Пользуясь военной терминологией, хотелось бы дать сравнение и оценку малого и  среднего производственного бизнеса. Во время боевых действий часто принимаются  решения острых стратегических проблем, которые влияют на положительный  исход битвы. Но для их выполнения от участников сражения требуется проявление сверхусилий, вплоть до пожертвования своей жизнью. Требуется концентрация усилий - материальных, физических и духовных, до фанатизма индивидуума. Выполнение боевого задания называют геройским поступком, а людей, выполнивших его, - героями. И их уважают, ценят, оказывают почет в обществе.

Информация о работе Сущность формы и виды предпринемательской деятельности