Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 04:27, дипломная работа
Стратегическое управление развития предприятием
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.1. Сущность и содержание понятия планирование 6
1.2. Функции, цели и этапы стратегического планирования 9
1.3 Требования, предъявляемые к стратегическому плану 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 23
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА 24
2.1. Сущность методологии и методики разработки стратегического
плана организации 24
2.2. Методология и методика исследования внутренних факторов развития организации 27
2.3. Изучение стратегических альтернатив и выбор организационной стратегии 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ЛИТЕРАТУРА 40
ВВЕДЕНИЕ
6
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Сущность и содержание понятия планирование 6
1.2. Функции, цели и этапы стратегического планирования 9
1.3 Требования, предъявляемые к стратегическому плану 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА 24
2.1. Сущность методологии и методики разработки стратегического
плана организации
2.2. Методология и методика исследования внутренних факторов развития организации 27
2.3. Изучение стратегических альтернатив и выбор организационной стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты не могут успешно работать без наличия обоснованного стратегического плана. Об этом свидетельствует опыт зарубежных рыночных стран. Большинство наших хозяйственников начинает осознавать значение стратегического планирования, однако, оно не нашло еще достаточно полного применения, а ведь именно стратегический план помогает субъектам рынка четче определять свои цели и политику, что приводит к лучшей согласованности в работе. Наличие плана помогает подготовиться к непредвиденным обстоятельствам и оперативно реагировать на них. Именно при стратегическом планировании предусматриваются такие цели и стратегии поведения субъектов рынка, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.
В настоящее время оказалось неприменимым жесткое административно-командное централизованное планирование. Оно действительно имело много недостатков, которые широко освещены в экономической литературе. Вместе с тем возникли многочисленные трудности в регулировании и управлении экономическими процессами. Но рыночная экономика не может быть хаотичной, стихийной и неуправляемой. Зарубежный и отечественный опыт свидетельствуют, что ориентация только на саморегулирование рынка приводит к серьезным деформациям в экономических и социальных процессах. Именно благодаря стратегическому планированию корректируются возникающие деформации, экономика возвращается в состояние динамической сбалансированности. Но становление и утверждение стратегического планирования не могут произойти самотеком без серьезных и долговременных усилий, глубоких исследований, опирающихся на разработанную методологию, что и определило выбор темы и исследования.
Степень разработанности проблемы. Уровень исследования методологии стратегического планирования в нашей стране является совершенно недостаточным. В современной экономической литературе этот вопрос разработан более продуктивно в развитых зарубежных странах. В этом плане можно ссылаться на труды Ф.Котлера, Г.Армстронга, В.Вонг, В.Леонтьева, Д.Гэлбрейта, И.Ансоффа, У.Кинга и многих других. В российской экономической литературе достаточно известны труды Л.И.Абалкина, А.К.Романова, М.И.Бухалкова, Э.А.Уткина, В.С.Ефремова, Г.Б.Клейнера, Т.Т.Любимовой, Ю.А.Олейниковой и ряда других авторов.
Целью исследования является изучение и анализ основных проблем теории и методологии современного стратегического планирования.
Объект исследования – стратегическое планирование.
Предметом исследования явилась методика и методология процесса разработки стратегических планов.
Цель исследования предопределила задачи:
- раскрыть сущность и содержание понятия планирование;
- определить функции, цели и этапы стратегического планирования;
- обосновать требования, предъявляемые к стратегическому плану;
- выявить сущность методологии и методики разработки стратегического;
- раскрыть суть методологии и методики исследования внутренних факторов организации;
- изучить стратегические альтернативы и обосновать правильность выбора стратегии.
Гипотеза: формирование эффективного стратегического планирования не может произойти без применения и учета существующих методологических и методических разработок.
Теоретической и методологической основой исследования явился анализ результатов многочисленных работ ученых современности и прошлых лет, сопоставление фактов и выявление основных тенденций, принципов построения и функционирования, системный, функциональный, процессный и исторический подход, а также дедукция и дедукция.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, каждая их которых состоит из трех параграфов, заключения и списка литературы.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Сущность и содержание понятия планирование
Что же такое стратегическое планирование? В чем его смысл и роль? Для ответа на эти вопросы для начала определим – что такое "план", и что такое "планирование".
Когда первобытные люди или племя охотились на мамонта, то даже они предусматривали, куда его завести, кому и чем наносить удары, где стоять во время охоты и т.д. В принципе это ведь и есть планирование процесса охоты. Или, например, когда в Египте строили пирамиды, строители заранее проектировали их построение. Планирование существовало всегда, на любом этапе развития человечества.
План и планирование в той или иной форме существуют при любой экономической системе. Они связаны с одной из главных особенностей менталитета основных свойств человека: прежде чем осуществлять какие-то действия, он при любой системе определяет целесообразность и целенаправленность их, формирует образ, модель достигаемого будущего состояния объекта. А это и есть планирование.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах[1]. Процесс стратегического планирования включает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение стратегических ресурсов, адаптацию деятельности и управления к изменениям внешней среды, внутреннюю координацию работ и организационное стратегическое предвидение[2].
Распределение ресурсов предусматривает приоритетное обеспечение стратегическими корпоративными ресурсами (фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт) важных направлений деятельности предприятия, определяющих его конкурентную позицию на рынке и успех в длительной перспективе.
Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с его окружением. Деятельность предприятия необходимо адаптировать к благоприятным внешним возможностям и к опасностям (угрозам). Выявление таких возможностей и угроз является важным элементом процесса стратегического планирования. При этом должны быть определены соответствующие варианты стратегии предприятия с учетом их эффективного приспособления к изменению окружающих условий.
Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отражения (учета) сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних усилий и возможностей.
Организационное стратегическое предвидение предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров на осознание ими прошлого опыта стратегического управления предприятием. Эта деятельность направлена на осуществление развития стратегического мышления менеджеров и повышение их профессионализма. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию своевременно скорректировать стратегическую направленность своей деятельности. Роль руководителя высшего звена заключается не только в инициировании процесса стратегического планирования, но и связана с принятием конкретных решений по осуществлению, объединению и оценке результатов.
Сущность стратегического планирования заключается в формулировании основных направлений деятельности предприятия (миссии) и показателей его развития на планируемый период (целей), определяющих желаемый результат его деятельности в целом и в конкретном бизнесе. В рамках стратегического планирования обеспечивается комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются действия по их разрешению, а также разрабатывается конкретный план управленческих действий (стратегии) по выполнению миссии предприятия и достижению сформулированных целей.
1.2. Функции, цели и этапы стратегического планирования
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Процесс стратегического планирование является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений при проведении необходимых нововведений и изменений на предприятии с целью достижения желаемого стратегического результата. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.[3]
Сущность стратегии. Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. А.Чандлер, автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия - “это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.” [4]Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.
Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.[5]
Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.
Функции стратегического планирования:[6]
1. Стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.
2. Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.
3. Стратегический план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.
4. Стратегический план заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.
5. Этот план определяет альтернативные действия или комбинации действий, которые может предпринять организация.
6. Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.
7. Стратегический план демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.
Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:
Информация о работе Стратегическое управление развитием предприятия